ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Особенности Древне – Китайской философии

  1. Господство религиозного философского мировоззрения.
  2. Начальные периоды развития философии 3 в. до н.э. Центральной идеей являлся культ НЕБА. Небо – божественное начало. В период формирования государственности культ Неба получил политический смысл., т.е. аристократия – дети неба,

император – сын неба. Идея сыновности проходит через всю китайскую философию.

  1. Формирование философии проходит на основе эпической литературы, где выделяется книга истории, книга перемен – идейный источник всей китайской философии, согласно ей весь мир – это череда ситуаций, взависимости от взаимоотношения сил.

Элементы бытия – небо, земля, человек, огонь, вода, металл, дерево, почва.

Критерии деления: человек и его деятельность. Космическая гармония построена из разумного сочетания жизни, идей, первопричин бытия. Зло –результат неприятного сочетания начала.

Философия вырастает из натуралистических школ, которые считали, что начало всех рождений это 2 начала: «янь» и «инь» - взаимодействуют и рождают всё мироздание.

КОНФУЦИАНСТВО

Морально политический социальный характер Дао воплощает в образе святых, мудрых. Необходимость социально-политического учения Конфуция вызвано наличием большого количества государств и раздорами между ними. Конфуций призывал к политической стабильности, разрабатывал принципы гос. управления. Его учение – идеология прочного китайского государства.

Обожествление неба, наделение его силой, разумом. Весь ход вещей предопределён небесным проведением. Небо устанавливает порядок «Ли», наполняет его добродетелью, смысл которого добро. Зло проистекает от нарушения порядка, которое установило небо.

Это нарушение производит человек, который не видит порядка или не желает его выполнять. Нарушая порядок, люди приносят в мир несчастья, беды, появляется зло. Из рожденного небом и землёй человек - самое ценное. Добродетели: любовь к людям, справедливость, преданность правителю. Этими принципами руководствуется благородный человек.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ:

В основе взаимоотношения между правителем и поданными - принцип взаимного стремления к добру. Государство рассматривается как одна семья. У поданных императора сыновья – почтительность. Смысл земного порядка – в выставлении порядка имён : император правит: пастух - пасёт скот.