Основания отдельных наук как наиболее важные исходные их положения. Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки.

Основаниями науки следует считать наиболее общие исходные ее положения, которые раскрываются этой наукой на всем ее протяжении.

Так как наука существует, в том числе и как единое целое, должны быть у нее и наиболее общие исходные положения, которые выступают в качестве ее оснований.

Основания:

1) Таким основанием служит идея единства и многообразия мира. Эта идея высказана еще древними мыслителями. Например, Гераклит (6-5 вв. до н. э.) говорил: «Мир единый из всего не создан ни кем из Богов и ни кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». В этой идее философское знание соединено в одно целое с частнонаучными знаниями. Так, вывод о единстве мира является преимущественно философским. Вывод о его многообразии является преимущественно частнонаучным, ибо признается специфика этого многообразия, а вместе с ней и значение частных наук.

2) Идея неразрывного единства строения мира вширь и его строения вглубь. Эта идея имеет столь же древнее происхождение. Она мелькала в умах атомистов и других мыслителей. В настоящее время она фигурирует в литературе в форме утверждения «познание мира вширь и вглубь».

Утверждение о единстве этих строений мира является философским аспектом этой идеи. Признание же специфических черт строения вширь и строения вглубь является частнонаучным аспектом этой идеи. Правда, она не формулируется в столь отчетливом виде в литературе.

3) Идея структурных уровней развития материи столь же древняя как и первые две, но вокруг нее было и есть много полемики, ибо постоянно вставал вопрос : «каким образом из мельчайших частиц материи возникают сложные объекты и каким образом эти сложные объекты относятся к простым?» Можно ли, зная законы этих простых объектов делать вывод, будто мы тем самым познали сущность сложных объектов? Дискуссии по всем этим вопросам тянутся на протяжении тысячелетий.

Были и удачные решения этой проблемы, например, утверждение древних: «человек, есть общественное животное, наделенное разумом» (Аристотель).

Энгельс, подводя итоги дискуссии, в наибольшей мере проник вглубь этой проблемы: высшие формы движения включают низшие, но те не сводятся к ним; законы низших форм движения продолжают действовать в низших; законы высших форм движения господствуют над законами низших форм движения. (см. «Диалектика природы»).

Вывод о единстве структурных уровней строения материи является философским аспектом этой идеи. Вывод же о специфике этих уровней является частнонаучным аспектом этой идеи.

4) Идея неразрывного единства всеобщей и специфической сторон сущности каждого конкретного объекта действительности. Вывод о всеобщей стороне сущности каждого объекта является философским аспектом этой идеи. Вывод о специфической стороне сущности каждого объекта является частнонаучным аспектом этой идеи. Данная идея содержит в себе в снятом (отраженном) виде предыдущие три идеи. К сожалению, она отсутствует в массовой литературе. Ей еще предстоит пробить дорогу через ученые предрассудки мыслителей (см. вопрос 14).

Однако основания наук могут быть различные. Рассмотренные 4 идеи являются основаниями для науки в целом. Однако есть и такие основания, которые относятся к ограниченной группе наук или к одной из наук. Например, идея материального производства как основы строения и развития общества является фундаментальной для всех наук, изучающих общество. Существуют многочисленные причины, которые вызывают развитие общества, например действия государств, борьба классов, роль личности, борьба политических партий, существующая система образования и воспитания, воздействие семьи и др. Однако, среди всех этих факторов, воздействующих на ход развития общества, самым главным является производство материальных благ.

Другой фундаментальной идеей является идея сущности жизни. В настоящее время сущность жизни следовало бы определить: сущность жизни организмов состоит в их самообновлении за счет окружающей среды. Начинается самообновление на микроуровне, а завершается на макроуровне, переходя с одного на другой уровень.

В литературе идут дискуссии по поводу сущности жизни, выдвигаются многочисленные ее определения, но они, к сожалению, носят частный характер. Идея о неразрывном единстве индивида и личности как противоположных сторон человека лежит в основе социально-педагогических наук. Ее признание (стихийное (бессознательное)) определяет направление научных исследований специалистов.