Методом называют способ использования полученных нами знаний, для решения каких либо задач.

Это определение распространено в литературе. Оно является верным, так как наук и иных видов знания много, то и методов великое множество. Каждая наука вырабатывает методы, свойственные ее предмету. То же можно сказать и о других видах знания, включая и так называемые предрассудочные виды знаний.

С тех пор, как люди стали мыслить, они используют многообразные методы для решения различных задач, но это использование долгое время было стихийным и лишь со времени Аристотеля появляются проблески сознательного отношения к проблеме метода.

Однако в процессе трудовой и иной деятельности каждый человек, не задумываясь об этой проблеме, использует разнообразные методы решения практических и духовных задач.

Алхимики разработкой практических способов превращения различных веществ подвели к постановке этой проблемы кА научной проблемы.

Именно такая сознательная постановка проблемы наблюдается у Галилея(1564-1642гг). Галилей специально отстаивает значение экспериментального метода в науке. Он большой вклад в развитие различных отраслей естествознания. Используя так называемую «зрительную трубу» (телескоп) он открыл горы на Луне, пятна на Солнце, спутники Юпитера. Кроме того, исследовал свободное падение тел в условиях Земли. Он также обратил внимание на значение принципа относительности при исследовании физических явлений.

Кроме сказанного он подтвердил коперниканскую систему строения Солнечной системы. Он подвергся преследованиям со стороны церкви (1633г) и под влиянием пыток и угроз вынужден был отречься публично от своих взглядов.

Вопрос о методе был поднят Френсисом Бэконом (1561-1626гг). Бэкон провозгласил великое восстановление наук и искусств. Для этой цели, считал он, надо обратить внимание на методы нашего познания.

1) Первый метод он назвал методом предвосхищения ума.Этот метод он считал, основан на схоластической дедукции, которая оперирует неправильными понятиями. Именно он является одним из основных препятствий на пути восстановления наук.

2) Второй метод он назвал методом истолкования природы. По существу, этот метод в его изложении является методом индукции, который базируется на обобщении фактов. Он не отвергал совершенно дедукцию, но считал, что она занимает подчиненное положение к индукции.

Исходя из этого Бэкон говорил: «Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает,…сколько постиг в ее порядке делом и размышлениями» (см. Соч. в 2-х томах. Т.2 М.1972 с.12). «Природа побеждается только подчинением ей» (см. там же).

Бэкон считал, что большим препятствием в развитии науки являются 4 формы заблуждения, которые он назвал призраками = идолами:

1) призраки пещеры;

2) призраки рода;

3) призраки рынка = площади;

4) призраки театра.

Надо заметить, что кроме Бэкона в это время подобные взгляды проповедовали и другие мыслители, например, Т. Гоббс (1558-1679гг). Он считал, что математика, а в особенности, геометрия является образцом для всех наук.

Ту же позицию проводил и Декарт (1596-1650гг). Он посвятил специальную работу анализу метода – «Рассуждение о методе».

В этой работе он сформулировал 4 правила отыскания истины:

1) принимать за истину то, что не вызывает сомнения;

2) делить возникшую трудность на столько частей, сколько потребуется, что бы ответить на каждую из них;

3) располагать свои мысли от самых простых до самых сложных;

4) составлять перечень выводов столь полно, чтобы не упустить ни одного из них. Он ссылается на геометрию как на образец наук.

Декарт уделяет большое внимание сомнению, которое как он считает, позволяет освободиться от недостаточно обоснованных выводов. В связи с этим он говорит, что можно сомневаться во всем окружающем мире, но остается несомненным то, что существует тот, кто сомневается. Отсюда его принцип: «Мыслю, следовательно, существую».

Не только поименованные, но и другие мыслители стояли на данных позициях, поскольку он отстаивали внедрение экспериментальных методов в научное познание. В их числе были Т. Браге, И. Кеплер, И. Ньютон и др.