О роли прогностической функции философии в развитии частных наук.

Понятие «прогноз» используется многочисленными науками. Его использование усилилось в 19 и особенно в 20 веке.

С тех пор, как люди стали мыслить, они пытались предугадать свое будущее. Вся обстановка, в которой они жили, наводила их на мысль о повторяемости явлений в окружающем мире. Под влиянием этой повторяемости в значительной мере сформировалась и жизнь на Земле и поэтому даже животные, предшествующие человеку, инстинктивно предрасположены к адекватной реакции на будущее. Но с тех пор, когда появились первые научные знания, люди, стали рассчитывать на повторение из известных им циклов природы. Из этого можно сделать вывод о том, что объективной основой нашего прогноза является убеждение в том, что действующие в настоящее время законы сохраняют свою силу и в будущем. Как видно, на передний план в этом случае выступает проблема времени.

Время изучают все науки, но сообразно своему предмету, поэтому встает задача не путать конкретное проявление времени с временем в целом. И, значит, не отрывать время в целом от конкретных форм его проявления. В литературе распространены оба эти уклона.

Элементами времени являются прошлое, настоящее, будущее, период, отрезок, эпоха и т.д.

Поскольку философские законы составляют всеобщую сторону сущности любого объекта действительности (см. 14 вопрос), философия может решать, в том числе, и такие вопросы к решению которых частные науки еще не приблизились; может решать не потому, что философия «лучше», а другие науки «хуже», а потому что такова природа предмета философии.

Многие прогнозы = предвидения древних мыслителей подтверждались именно потому, что они правильно использовали философское знание для объяснения окружающего мира.

Например, из философских размышлений древние авторы ввели в оборот понятие атома, причем в разных странах, он назывался по-разному: Др. Китай – ци; Индия – ану; Греция – атом.

В последствии реальное существование атома было подтверждено экспериментальным путем на протяжении 16-19вв.

Так же идея несотворимости и неуничтожимости и мира в целом, и каждой части его привела, в конечном счете, к экспериментальному открытию многочисленных законов сохранения в физике, химии, биологии.

Так же, исходя из философских знаний, в биологию была введена идея развития, которая послужила могучим стимулом для исследований самых различных отраслей биологии. А с тех пор, как А. Левенгук изобрел свои микроскопы, а Ф. Редди простыми экспериментами указал на невозможность самозарождения сложных организмов, идея развития получила свое дальнейшее подтверждение и выступает ускорителем биологии и в настоящее время.

Особую ценность имеет прогнозирование: будущее человечества. При современном уровне техники и неконтролируемых общественных отношениях человечество может причинить себе непоправимый вред. Фактически об этом, хотя и робко шла речь на двух конференциях ООН: Стокгольмской (1972г.) и в Рио-де-Жанейро (1992г.)