Под идеалами понимаются какие-то нормы бытия общества (нормы жизни, если речь заходит об обществе).

Но как только мы примем во внимание жизнь общества, мы сразу заметим, что все нормы его жизни можно разделить на 3 группы:

1) отживающие;

2) господствующие;

3) будущие.

Все эти нормы жизни переплетаются в любом обществе в любой период его истории.

Отсюда, идеалами следует считать такие нормы жизни общества, которые наиболее адекватно выражают сущность данного общественного строя.

К сожалению, в литературе распространены расплывчатые суждения об идеале.

Существуют ли идеалы в самой жизни? Существуют, но они никогда не бывают в чистом виде, переплетаются с антиидеалами. И это создает иллюзию, будто идеалы не существуют.

Кроме того, жизнь общества не стоит на месте, а все время обновляется, поэтому идеалы устаревшие уступают место идеалам новым. Наука является одной из граней жизни общества. Она по своим истокам и назначению призвана открыть людям наиболее целесообразное решение тех задач, которые стоят перед ними.

Такой идеал всех наук вместе взятых, следовательно, и каждой из них с учетом их специфики. Этот идеал является общим и для естественно-научного и для социально-гуманитарного знания.

Но из определения вытекает, что пути решения задач могут быть не только целесообразными, но и нецелесообразными, включая и вредные и тупиковые, что нередко случалось и случается до сих пор в науке.

Определение идеала предполагает различные пути решения задач, а это в свою очередь предполагает свободу выбора человекам различных путей решения указанных задач.

В свою очередь свобода действий человека, точнее мера ее приводит (при ее правильном понимании) к господству человека над окружающим миром.

Все это понимали еще древние мыслители. Это понимание проникло в древние книги, включая «Библию». Так, библейский Бог сотворил мир, завещал людям владычествовать над растениями и животными, подчеркивая, что все это он дает человеку в пищу.

Вопрос о мере свободы человека и о мере господства над окружающим миром рассматривался многими мыслителями. Например, Бэкон поднимал этот вопрос в «Новом органоне» в своих афоризмах. В первом из них он говорит: «Человек столько совершает, сколько он постиг в порядке природы делом размышлениями». И затем добавил (3 афоризм): «Природа побеждается лишь подчинением ей».

В свое время этот вопрос подробно проанализировал Энгельс в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

В современной литературе в пропаганде выводов так называемого Римского клуба скрыт плагиат идей, выдвинутых нашими далекими предшественниками (Бэконом и др.)

Ошибочное понимание идеала научного знания и его взаимосвязи с идеалом художественного познания, под воздействием специализаций, которые подтверждают все специалисты, привело к разрыву между наукой и искусством. Как реакция на этот разрыв появились стремления со стороны наиболее дальновидных мыслителей преодолеть этот разрыв. Например, в свое время у нас в СССР, в 60-е годы обострились дискуссии, которые проходили под девизом «Физики и Лирики». Под ним выступал английский физик и писатель Споу, который опубликовал свои статьи под названием «Две культуры».

Дело осложняется тем, что стремление человека к истине, даже искринное, неизбежно связано с заблуждением, а к этим заблуждениям (неизбежно) присоединяется еще умышленно распространенная ложь, в которой всегда были заинтересованы отжившие социальные силы. Это хорошо понимали многие мыслители, например, Л. Н. Т.