Проблема идеологического аспекта науки.

Наука и искусство являются основными элементами духовной культуры общества. Наука неразрывно связана со всеми другими отраслями жизни общества и по этому испытывает на себе сильное влияние этих сторон.

Большое влияние на развитие науки и ее истолкование оказывает идеология. О ней написано много, но в литературе нет определения идеологии, которое соответствовало бы современному уровню требований.

Идеологией следует называть знания об обществе преломленные через интересы людей.

Так как на протяжении всей истории классового общества люди подразделялись на различные социальные группы, слои, идеология у всех этих слоев была различной и даже не совместимой. Господствующие классы и социальные слои всегда были заинтересованы сохранить навсегда свое господствующее положение. И общество, и особенно его устройство (законы) понимали по-разному, т.е. сообразно своим интересам.

В отличие от других видов знания идеология не выделена в самостоятельную науку, но она сопутствует любой науке хоть и в разной мере.

Но в целом в любом обществе классы и социальные слои подразделяются на 3 группы:

1 те, кто защищает сложившее положение

2 те, кто пытается вернуть общество к его прежнему состоянию

3 те, кто ведут борьбу за будущие общественные отношения

 

Кроме того, существует множество промежуточных направлений в любое время истории. История классового общества, в особенности, памятники законов, изданных древними государствами свидетельствуют, что в каждом из этих законов присутствуют элементы идеологии господствующих классов. (присутствуют как определяющие) Таковы, например, законы Хамураппи 18в.д.н.э., Законы Ликурга, законы 12 таблиц римской империи, законы старого завета.

В настоящее время влияние идеологии на развитие науки не только не уменьшилось, но напротив, усилилось.

При этом надо иметь в виду, что идеология оказывает влияние на развитие не только общественных, но и естественных наук.

Характерным примером влияния идеологии проявляется на истолковании приоритета открытия периодической системы элементов. За рубежом таблицу элементов используют без упоминания имени ее создателя (упоминается имя Лютера Мейера (немецкий химик, член-корреспондент РАН)). В свое время, Мейер работал наряду с Менделеевым над упорядочиванием элементов и расположил 27 из них в более-менее определенном порядке, но в 1869г., и особенно, в 1871 Менделеев сформулировал закон периода зависимостей химических свойств элементов от их атомных весов, оставив в таблице пустые клетки, указав, какими свойствами должны будут обладать те элементы, которые предстоит открыть. Эти предсказания подтвердились. После этого Мейер признал преимущество Менделеева и говорил следующее: «Я открыто сознаюсь, что у меня не хватило смелости для таких дальновидных предположений, какие с уверенностью высказал Менделеев».

Еще в большей мере влияние идеологии сказывается на истолковании общественных наук.

Например, в пропаганде, включая все ее виды, распространена попытка подмены понятия «победа в ВОВ» понятием «победа во второй мировой войне». В этой подмене проявляется идеология тех социальных сил, которые стремятся оттеснить и даже уничтожить славянские народы, в особенности русский народ.

Антропный принцип: это относиться к характеристики потерь в период ВОВ.