рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Объект познания философии как науки, ее предмет. 12.

Объект познания философии как науки, ее предмет. 12. - раздел Философия, Лекции по истории и философии науки Познание как процесс взаимодействия человека с окружающим миром Из Сказанного Вытекает, Что Для Философии Теряет Силу Различие Между Преимуще...

Из сказанного вытекает, что для философии теряет силу различие между преимущественным и непреимущественным объектами познания, ибо философия изучает любые объекты познания, то есть и мир в целом, и каждую частичку его.

Отсюда видно, что философия не отличается от других наук, взятых в целом по своему объекту. Все те объекты , которые изучаются множеством различных наук, исследуются и философией, значит нет таких объектов познания , которые были бы не изучены философией.

Все сказанное создает иллюзию: философия одна (в отрыве от других наук) может решить все без исключения вопросы, с которыми встречается человек. Эта особенность объекта познания философии натолкнула древних мыслителей на вывод, будто философия является наукой наук, а Декарту подсказала вывод, будто философия в себя все другие науки. До сих пор это заблуждение не преодолено в литературе, оно стихийно присутствует в головах тех, кто признает существование многих так называемых философий.

На протяжении истории, как это уже ясно, изменялись наши представления о предмете философии. В литературе распространена точка зрения, что предмет философии изменялся исторически. На самом деле изменялся не предмет философии, а наши знания о нем. Самому же предмету нет дела до того, что думают о нем люди, ибо предмет философии (как и любой другой науки) бездушен, он существует независимо от нас.

Предмет философии составляют те всеобщие законы, которые образуют одну из сторон сущности любого объекта действительности (см. определение философии).

Подобно сказанному, независимым от нас является предмет любой частной науки (механики, биологии, лингвистики). В литературе есть точка зрения, согласно которой философия якобы не имеет своего предмета, потому что у нее нет объекта познания, который был бы отделен от объекта познания других наук, но если это так, то и математику следовало бы объявить не наукой.

Ряд авторов избегают ставить вопрос о предмете философии (Спиркин).

Философские законы составляют одну из сторон сущности любого объекта действительности. Другую сторону сущности каждого такого объекта составляют специфические для него частно-научные законы.

Все иные частно-научные законы действительности в каждом таком объекте не составляют его сущность, но приближены в разной мере то к философским, то к специфическим частно-научным законам.

Поскольку философские законы составляют одну из сторон сущности, то ее можно назвать всеобщей, а другие стороны сущности можно назвать специфическими. Значит, сущность любого объекта в целом представляет собой неразрывное единство этих 2-х сторон.

Например, сущность живых организмов составляют философские законы во взаимосвязи с биологическими. Все иные законы, действующие здесь (физические, химические, математические и т.д.) играют подчиненную роль; сущность общества составляют философские законы во взаимосвязи с общественными. Все иные законы, действующие здесь, имеют подчиненное положение.

Сколько законов действует в каждом конкретном объекте? Неисчерпаемое множество законов всех категорий.

Почему же оно не мешает нам познавать мир? Потому что в каждом конкретном случае на передний план выступает один. Некоторые законы как основные, зная их, мы знаем и о сущности объекта в целом.

В истории науки долгое время, вплоть до конца 19 века преобладала тенденция поиска ограничений числа законов (даже наиболее важных из них, почти единственных).

Эта тенденция связана с толкованием неделимости атома. Исследователи полагали, что наступит время, когда будет выведено самое важное уравнение мира. А из него последует все остальное. Но вдруг обнаружилось, что атом делим и многие впали в заблуждение, которое распространяется и до сих пор. Например, до сих пор в школах и в ВУЗАХ, и в литературе подразумевается, что атом якобы только делим, а о наших предшественниках думают, что они сплошь заблуждались по этому вопросу.

Но если рассматривать проблему атома с позиций закона противоречия и соотношения целого и части, то следует сделать вывод, что атом гораздо более неделим, чем делим, что его неделимость лежит в основе его делимости, иначе нам было бы плохо.

Вопрос о количестве законов, действующих в мире в целом поднимал американский физик Фейнман. Он пришел к выводу, что пожалуй, в течение будущих тысячелетий мы не откроем новых законов, это и есть наивность как отголосок той тенденции в науке, которая была сильной вплоть до конца 19 века.

В литературе фигурирует словосочетание «философия и наука». Оно теряет смысл, ибо выводит философию за пределы науки. Это все равно, что сказать «соискатель и человек».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по истории и философии науки Познание как процесс взаимодействия человека с окружающим миром

Познание как отражение действительности... Чтобы понять чем занимается философия науки надо иметь четкие представления... Словосочетание философия науки фигурирует с давних пор в зарубежной литературе примерно с сер в Однако в это...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Объект познания философии как науки, ее предмет. 12.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Познание как высшая форма отражения действительности.
Когда мы рассматриваем в общем виде окружающий нас мир, мы замечаем без особого труда множество различных форм взаимодействия: - взаимодействие животных с растительным миром; - вз

Различные уровни процесса познания.
Наше познание проходит в целом через 3 ступени, которые выражают его различные уровни. По глубине познания: 1-й уровень – чувственное познание; оно складывается из ощущений, восприятий, пр

Научное, художественное и обыденное познание действительности. Их взаимосвязь
Поскольку мир, в котором мы живем, является неисчерпаемым по своему многообразию, постольку и формы его познания также неисчерпаемы. Поэтому существуют объективные критерии, по которым мож

Отсюда наукой следует называть подтвержденную практикой систему знаний о мире как он существует сам по себе.
Но научные знания являются различными по своей глубине. Наиболее глубокие знания мы получаем в том случае, когда нам удается открыть законы, которым подчиняются исследуемые нами явления. Если мы по

Объект научного познания и предмет науки. Изменение представлений о предмете науки в процессе ее развития.
С самого начала люди встретились с объектами окружающего мира: полезными и вредными, случайными и необходимыми, способствующими их выживанию и препятствующими ему. Однако наиболее сильное

Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера.
Еще древние мыслители пришли к выводу, что наука в целом отражает окружающий мир и самого человека. Этот вывод сохранил свою силу и в наше время. Однако, в толковании науки существуют разл

Взаимосвязь философии с другими науками, основная форма их взаимосвязи.
Существующий мир представляет собой материальную систему бесконечного множества объектов. Это множество изучает философия и другие науки. Уже отсюда вытекает вывод, что существует множество форм вз

Функции науки в жизни общества, ее роль в образовании и воспитании личности.
(см. частично вопрос №5) Так как мир бесконечно многообразен, то и функции науки (так как она отражает этот мир) по существу неисчерпаемы. Что бы понять это многообразие функций надо иметь

Основные причины возникновения науки. Эмпирическая и теоретическая стороны развития науки, их соотношение.
Чтобы понять основные причины возникновения науки надо исходить из объективных предпосылок существования человека в этом мире. Во-первых, чтобы выжить в этом мире, люди вынуждены были удов

Основания отдельных наук как наиболее важные исходные их положения. Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки.
Основаниями науки следует считать наиболее общие исходные ее положения, которые раскрываются этой наукой на всем ее протяжении. Так как наука существует, в том числе и как единое целое, до

Истиной называют соответствие нашего знания тому объекту, который мы познаем.
Отсюда видно, что истину не следует путать с объектом, который мы познаем, и имеется ввиду, что истины без человека не существует. Истина имеет различные грани: 1,2,3,4. 1

Методом называют способ использования полученных нами знаний, для решения каких либо задач.
Это определение распространено в литературе. Оно является верным, так как наук и иных видов знания много, то и методов великое множество. Каждая наука вырабатывает методы, свойственные ее предмету.

Диалектический.
Метафизическимследует называть метод одностороннего подхода к объекту. В этом случае мы сосредотачиваем внимание на одной стороне объекта (вынужденно) и не замечаем других е

Революции в науке как переходы от низших к высшим этапам ее развития.
Это понятие по своему смыслу принадлежит науке – социологии. Это понятие широко используют, в том числе и социально-политические науки. Философия же рассматривает революции как частные слу

О роли прогностической функции философии в развитии частных наук.
Понятие «прогноз» используется многочисленными науками. Его использование усилилось в 19 и особенно в 20 веке. С тех пор, как люди стали мыслить, они пытались предугадать свое будущее. Вся

Идея неразрывного единства 2-х сторон сущности каждого конкретного объекта действительности.
1) Эта идея была выдвинута древними мыслителями (Гераклит, Эпикур). Издавна люди наблюдали определенный порядок в окружающем мире: смена времен года, смена дня и ночи, движение светил на н

Под идеалами понимаются какие-то нормы бытия общества (нормы жизни, если речь заходит об обществе).
Но как только мы примем во внимание жизнь общества, мы сразу заметим, что все нормы его жизни можно разделить на 3 группы: 1) отживающие; 2) господствующие; 3) будущие.

Проблема идеологического аспекта науки.
Наука и искусство являются основными элементами духовной культуры общества. Наука неразрывно связана со всеми другими отраслями жизни общества и по этому испытывает на себе сильное влияние этих сто

Роль науки в обосновании нового типа цивилизации.
В нашей печати долгое время пропагандировалась деидеологизация науки и образования вообще. На самом деле этот лозунг является ни чем иным, как проявлением идеологии крупного мирового капитализма, а

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги