рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера.

Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера. - раздел Философия, Лекции по истории и философии науки Познание как процесс взаимодействия человека с окружающим миром Еще Древние Мыслители Пришли К Выводу, Что Наука В Целом Отражает Окружающий ...

Еще древние мыслители пришли к выводу, что наука в целом отражает окружающий мир и самого человека. Этот вывод сохранил свою силу и в наше время.

Однако, в толковании науки существуют различные точки зрения и у нас, и зарубежом.

Так в зарубежной литературе сильно преувеличена роль человека в развитии науки, ибо считают, будто человек навязывает окружающему миру свои концепции и тем самым создает науку.

Одним из представителей этого направления является Т. Кун. Его взгляды представляют собой смесь истины с заблуждением, причем последнее берет у него верх.

Например, Кун справедливо говорит, что представители науки в любом случае должны дать обоснованный ответ на вопрос: «Каковы фундаментальные сущности, из которых состоит универсум?», «Как они взаимодействуют друг с другом и с органами чувств?». Это и есть изложение позиций материализма и соответствующего здравого взгляда на науку.

В то же время он считает, что наука представляет собой «упорную и настойчивую попытку» навязать природе те концептуальные рамки, которые дало профессиональное образование специалистам, изучающим природу. Эти концепции специалистов он назвал парадигмами, а научные революции рассматривал как «некумулятивные эпизоды развития науки», во время, когда старые парадигмы замещаются целиком (частично новой парадигмой несовместимой со старой.

Но, издательство считает, что Кун впервые сформулировал новую концепцию развития науки и научного знания, которая произвела настоящий переворот во всей философии науки.

Примерно на тех же позициях стоит Имре Лакатос (английский мыслитель). Согласно ему наука развивается в результате того, что исследователи разрабатывают определенные методологии исследуемых программ. Эти программы, по его мнению, определяют научные теории.

Но встает вопрос «можно ли проверить эти теории на предмет их истинности или ложности?» Лакатос считает, «что мы не можем не только доказательно обосновать теории, но и опровергнуть их. Никакой демаркации между…недоказуемыми теориями и доказательно обоснованными предложениями «эмпирического базиса» не существует. Все научные предложения являются теоретическими, и, увы, погрешимыми!» (см. И. Лакатос «Методология исследовательских программ»).

Но из практики известно, что посредством теоретических положений мы успешно решаем наши практические задачи. Чтобы ответить на этот вопрос Лакатос ищет выход «те теории, которые представляются нам лучшим приближением к истине, чем какие-то иные теории…могут считаться наукой данного времени. Но ни одну из них нельзя оправдать в позитивном смысле.

Лакатос пытается отделить зрелую науку от предшествующих этапов ее развития «Зрелая наука состоит из исследуемых программ, которыми предсказываются не только ранее неизвестные факты, но что особенно важно предвосхищаются также новые вспомогательные теории; зрелая наука, в отличие от скучной последовательности проб и ошибок обладает «эвристической силой»».

В дальнейшем Лакатос заявляет, что он склоняется к точке зрения конвенционалистов.

Лакатос считает, что специалисты упорядочивают научные знания путем соглашений на основе исследуемых программ. Такой подход в литературе называют конвенционализмом.

Однако, ни одну классифицирующую систему конвенционалист не рассматривает как достоверно истинную, а только как истинную по соглашению или может быть даже ни истинную, ни ложную.

Карл Поппер (английский мыслитель) «Предположения и опровержения» М. «Ермак».2004г.

Поппер считает, что наука прогрессирует благодаря предположениям. «Эти предположения контролируются критикой, то есть попытками опровержения, включающими в себя серьезные критические проверки». Но эти предположения «никогда не могут получить позитивного оправдания: их нельзя признать ни, безусловно, истинными, ни даже вероятными (в смысле исключения вероятностей)».

Поппер считает, что «само опровержение теории…всегда представляет собой шаг вперед, приближающий нас к истине…». «Вот так мы и учимся на наших ошибках».

Поппер считает, что «вся его книга представляет собой различные вариации на одну простую тему – вариации тезиса, утверждающего, что мы способны учиться на своих ошибках». «Наше знание способно возрастать, и наука может прогрессировать как раз благодаря тому, что мы способны учиться на своих ошибках».

В дальнейшем, он считает, что метод проб и ошибок это тот же метод, который используют живые организмы в процессе адаптации.

Все трое преувеличивали роль человека и , особенно его знаний для решения назревших проблем науки: Кун – роль профессионального образования; Лакатос – роль исследовательских программ; Поппер – роль предположений и опровержения.

На самом деле развитие науки и научного знания происходит за счет того, что мыслитель, встречая неизвестные ранее явления, пытается их объяснить путем обобщений и лишь после этого появляется неизвестные ранее или даже новые знания. Таким образом, накопление неизвестных ранее фактов является основной причиной развития науки. Остальные причины, хотя и содействуют развитию науки, являются не основными. Эти не основные причины как раз и заметили (хотя бы некоторые из них) Кун, Лакатос и Поппер.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по истории и философии науки Познание как процесс взаимодействия человека с окружающим миром

Познание как отражение действительности... Чтобы понять чем занимается философия науки надо иметь четкие представления... Словосочетание философия науки фигурирует с давних пор в зарубежной литературе примерно с сер в Однако в это...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анализ науки в концепциях Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Познание как высшая форма отражения действительности.
Когда мы рассматриваем в общем виде окружающий нас мир, мы замечаем без особого труда множество различных форм взаимодействия: - взаимодействие животных с растительным миром; - вз

Различные уровни процесса познания.
Наше познание проходит в целом через 3 ступени, которые выражают его различные уровни. По глубине познания: 1-й уровень – чувственное познание; оно складывается из ощущений, восприятий, пр

Научное, художественное и обыденное познание действительности. Их взаимосвязь
Поскольку мир, в котором мы живем, является неисчерпаемым по своему многообразию, постольку и формы его познания также неисчерпаемы. Поэтому существуют объективные критерии, по которым мож

Отсюда наукой следует называть подтвержденную практикой систему знаний о мире как он существует сам по себе.
Но научные знания являются различными по своей глубине. Наиболее глубокие знания мы получаем в том случае, когда нам удается открыть законы, которым подчиняются исследуемые нами явления. Если мы по

Объект научного познания и предмет науки. Изменение представлений о предмете науки в процессе ее развития.
С самого начала люди встретились с объектами окружающего мира: полезными и вредными, случайными и необходимыми, способствующими их выживанию и препятствующими ему. Однако наиболее сильное

Объект познания философии как науки, ее предмет. 12.
Из сказанного вытекает, что для философии теряет силу различие между преимущественным и непреимущественным объектами познания, ибо философия изучает любые объекты познания, то есть и мир в целом, и

Взаимосвязь философии с другими науками, основная форма их взаимосвязи.
Существующий мир представляет собой материальную систему бесконечного множества объектов. Это множество изучает философия и другие науки. Уже отсюда вытекает вывод, что существует множество форм вз

Функции науки в жизни общества, ее роль в образовании и воспитании личности.
(см. частично вопрос №5) Так как мир бесконечно многообразен, то и функции науки (так как она отражает этот мир) по существу неисчерпаемы. Что бы понять это многообразие функций надо иметь

Основные причины возникновения науки. Эмпирическая и теоретическая стороны развития науки, их соотношение.
Чтобы понять основные причины возникновения науки надо исходить из объективных предпосылок существования человека в этом мире. Во-первых, чтобы выжить в этом мире, люди вынуждены были удов

Основания отдельных наук как наиболее важные исходные их положения. Единство философских и частнонаучных знаний в основаниях науки.
Основаниями науки следует считать наиболее общие исходные ее положения, которые раскрываются этой наукой на всем ее протяжении. Так как наука существует, в том числе и как единое целое, до

Истиной называют соответствие нашего знания тому объекту, который мы познаем.
Отсюда видно, что истину не следует путать с объектом, который мы познаем, и имеется ввиду, что истины без человека не существует. Истина имеет различные грани: 1,2,3,4. 1

Методом называют способ использования полученных нами знаний, для решения каких либо задач.
Это определение распространено в литературе. Оно является верным, так как наук и иных видов знания много, то и методов великое множество. Каждая наука вырабатывает методы, свойственные ее предмету.

Диалектический.
Метафизическимследует называть метод одностороннего подхода к объекту. В этом случае мы сосредотачиваем внимание на одной стороне объекта (вынужденно) и не замечаем других е

Революции в науке как переходы от низших к высшим этапам ее развития.
Это понятие по своему смыслу принадлежит науке – социологии. Это понятие широко используют, в том числе и социально-политические науки. Философия же рассматривает революции как частные слу

О роли прогностической функции философии в развитии частных наук.
Понятие «прогноз» используется многочисленными науками. Его использование усилилось в 19 и особенно в 20 веке. С тех пор, как люди стали мыслить, они пытались предугадать свое будущее. Вся

Идея неразрывного единства 2-х сторон сущности каждого конкретного объекта действительности.
1) Эта идея была выдвинута древними мыслителями (Гераклит, Эпикур). Издавна люди наблюдали определенный порядок в окружающем мире: смена времен года, смена дня и ночи, движение светил на н

Под идеалами понимаются какие-то нормы бытия общества (нормы жизни, если речь заходит об обществе).
Но как только мы примем во внимание жизнь общества, мы сразу заметим, что все нормы его жизни можно разделить на 3 группы: 1) отживающие; 2) господствующие; 3) будущие.

Проблема идеологического аспекта науки.
Наука и искусство являются основными элементами духовной культуры общества. Наука неразрывно связана со всеми другими отраслями жизни общества и по этому испытывает на себе сильное влияние этих сто

Роль науки в обосновании нового типа цивилизации.
В нашей печати долгое время пропагандировалась деидеологизация науки и образования вообще. На самом деле этот лозунг является ни чем иным, как проявлением идеологии крупного мирового капитализма, а

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги