рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общая характеристика.

Общая характеристика. - Лекция, раздел Философия, Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины Средневековая Европейская Наука В Целом Имеет Своей Духовной Основой ...

Средневековая европейская наука в целом имеет своей духовной основой религиозное мировоззрение. Она удовлетворяет преимущественно религиозные потребности, служит прежде всего христианской церкви. В это время снова, как и в древневосточных цивилизациях, формируется сакрально-когнитивный комплекс: сплав религиозной веры и научно-философского знания. Всё научное знание – рациональная оболочка, круг светских знаний (языческой «эллинской мудрости») вокруг божественной «точки». С течением времени это знание постепенно автономизировалось, отделялось от догматического сакрального ядра, вступая с ним в противоречие.

Наиболее общие, фундаментальные основания средневековой науки были заложены в античности, во времена становления христианства и христианского богословия. Христианство избирательно ассимилировало научные идеи «языческой» античности и, в силу присущего религиозному сознанию догматизма, авторитаризма и консерватизма, транслировало их в практически неизменном виде из века в век.

Христианская церковь была в Средние века могущественной централизованной организацией с разветвлённой иерархией, не знавшей политических и этнических границ. Именно она стала центром образованности, духовной культуры, носителем научной традиции. Духовенство получило своеобразную интеллектуальную монополию на истину. Главным источником истины была Библия, а право читать и толковать Библию имели лишь представители духовенства (только Реформация XVI в. дала Библию в руки мирянам). Средневековы «доктор» (учёный) – это прежде всего ведущий авторитет христианской церкви в области богословия.

Средневековье – время книжной, преимущественно церковно-монастырской учёности. Книги были редкостью, величайшей ценностью. Основная масса книг находилась в монастырях, где, в частности, сохранялись и переписывались из века в век и античные рукописи. Средневековый «учёный» - это грамотный человек, книжник, знаток текстов- Священного Писания, сочинений отцов церкви, авторитетных богословов, античных рукописей – преимущественно Платона и Аристотеля.

Христиане противопоставили всей предшествующей «языческой мудрости», египетско-халдейской науке науке и греко-римской философии – божественное откровение, т.е. знание, открытое человеку через пророков Богом и записанное в Священном Писании, такое знание, которое превосходит всякое человеческое знание, всякую науку и философию. Библия, как откровение Бога человеку, наделяется абсолютным авторитетом и рассматривается как абсолютная истина – отчасти доступная человеческому пониманию, отчасти - сверхразумная. По этой причине и средневековая наука носит в общем и целом догматический характер. Поскольку вся необходимая человеку для спасения и вечной блаженной жизни истина уже дана ему Богом, то открывать её уже не надо. Важнейшая задача научного исследования и философского размышления – открытие истины, познание нового – уходит из сферы науки. В средневековой науки практически отсутствует установка на новизну, ей чужда идея развития, прогресса. Задача науки сводится к соразмерному человеческому разуму усвоению уже известной истины (преимущественно - толкованию текстов), к его сохранению, упорядочиванию, передаче ученикам. Средневековая наука имеет герменевтический характер.

Античное научно-философское знание служило преимущественно образованию духовенства, в некоторой мере – светской знати. Грамматику изучали, чтобы читать Священное Писание, уметь вести церковную службу; риторика была необходима для чтения проповедей, диалектика (логика) для борьбы с еретиками и вольнодумцами, обсуждения теологических вопросов; арифметика и геометрия нужны были для понимания чисел, упоминаемых в Библии или описания устройства храма; теория музыкальной гармонии служила искусству церковных песнопений; без астрономических познаний нельзя было вычислить даты церковных праздников; право изучалось преимущественно каноническое (церковное) и т.д. Высшей наукой было богословие.

Чисто научный интерес к познанию истины, к самостоятельному исследованию, без которого немыслимо само существование науки, безусловно, существовал и обнаруживался и в это время, но он в целом не выходил за пределы христианского мировоззрения и как правило осознавался самими христианскими мыслителями как проявление греховного желания («похоть очей», по Августину).

Средневековая наука, как и античная, имеет созерцательный характер – её преимущественной целью было познание неизменных «начал» (и прежде всего первого начала всего сущего – Бога), созерцание вечной мудрости Бога, вечной сущности вещей (тварного мира), но не их изменение, преобразование и практическое (техническое) использование, хотя в средневековых классификациях наук и упоминались важнейшие области ремесленного знания. Как и в античности, учёный и ремесленник не нужны друг другу: первый считает деятельность ремесленника нужной для жизни, но не имеющей значения для познания истины; второй не нуждается в книгах.

Все интересы средневекового учёного вращаются вокруг трёх центров – Бог, мир, человек. Но вершины этого треугольника не эквивалентны: мир и человек берутся лишь в их отношении к Богу. Все пути размышления ведут в одну точку, к единому центру мироздания – к Богу.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины

Лекции по истории и философии науки... Уч г... Тема Идея философии науки е цель и основные проблемы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общая характеристика.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 3. Возникновение науки
  1. Предпосылки возникновения науки. Можно, конечно, объяснять возникновение науки появлением пришельцев из Космоса и утверждать, что уже древние египтяне в

Наука Древнего Востока.
Общая характеристика.В древневосточных цивилизациях были заложены основы для будущего развития прежде всего арифметики, геометрии и астрономии. Общее место в трудах по истории наук

Структура научного знания на Древнем Востоке.
В текстах, созданных в древневосточных культурах, мы уже находим различение между областями знания, направленными на те или иные предметы. И если брать понятие «науки» в самом широком смысле, то мо

Астрономия Древнего Востока.
Астрономия – древнейшая из естественных наук. Жрецы Древнего Египта и Древнего Вавилона со специальных площадок в храмах вели систематические наблюдения за «небом». Этому способствовала преимуществ

Общая характеристика античной науки
Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещ

Социальные предпосылки античной науки
Материально-технический уровень древнегреческой цивилизации не отличается качественно от уровня древневосточных цивилизаций. Поэтому в поисках причин подъёма науки на совершенно новый уровень необх

Научное значение ранней греческой натурфилософии. Становление теоретического мышления
Учения о природе первых греческих философов VI-V вв. до Р.Х. нередко рассматривались как наивные донаучные построения. Это мнение антиисторично и совершенно ошибочно. Для того, чтобы понять их знач

Атомистическая парадигма
Это направление научной мысли, которое ищет первую причину всего существующего и происходящего в материи, элементах, частицах и силах, достигает вершины в первый тысячелетний период развития западн

Пифагорейско-платоновская парадигма: математическое конструирование Космоса
В античных школах элейцев и пифагорейцев начинается формирование нового теоретического принципа. Если рассмотренные ранее школы видели высший принцип объяснения в материи, то здесь мы видим постепе

Теория познания Платона
Платон впервые создал систематическое, детально проработанное учение о знании, провёл различие между видами знания и задумался об особенностях того вида знания, которое мы сегодня называем научным.

Теория науки Аристотеля
Аристотель вслед за Платоном проводит различие между видами знания, между ремеслом, искусством и наукой, систематически выявляет особенности научного знания. Наиболее фундаментальное различие между

Раннее христианство и наука. Вера и знание. Становление христианской теологии
Главный (если не единственный) предмет размышлений любого средневекового мыслителя – Бог. Главная научная проблема – познание Бога. В поздней античности, в первые века нашей

Средневековое естествознание
Общий взгляд на природу(мир, космос), отношение к миру в целом определялось ветхозаветным рассказом о сотворении мира Богом за шесть дней. Суть и смысл природы сос

Средневековая арабо-мусульманская наука.
Дальнейшее развитие средневековой науки в Европе невозможно понять без учёта влияния арабской, мусульманской культуры. В VII в. возник ислам – третья мировая религия, образо

Тема 6. Наука эпохи Возрождения
  Общая характеристика.В это время в Европе происходит общая научная революция, коренное, качественное преобразование всех областей знания. Оно было

Философия науки Ф.Бэкона
Современная философия науки выросла из классической философии науки XVII-XVIII вв. Без сопоставления идей современных «философов науки» с основными идеями творцов Новой философии и классической нау

Общая характеристика и основные научные достижения
Формирование и утверждение «классической рациональности» в науке относят обычно к эпохе становления буржуазного общества в Европе, эпохе ранних буржуазных революций и начала промышленного переворот

Дисциплинарная структура науки Нового времени
XVII-XVIII вв. – время формирования внутренней дисциплинарной структуры физики (естествознания), в основе которой лежало представление о различных материях и силах (субстратно-атрибутивная классифи

Критика науки с позиций философского иррационализма
Иррационалистическая трактовка науки впервые даётся А.Шопенгауэром в контексте общего перехода от классической - к «неклассической» философии. Этот переход начинается с критики систем немецкого иде

Позитивизм в философии науки
Преобладающее направление в современной философии науки берёт своё начало в позитивизме XIX в., который, в свою очередь, заимствует свои главные общефилософские идеи у классиков британского эмпириз

Критический рационализм и фальсификационизм К.Поппера
Принцип верификации подразумевает, что теорию можно проверить на истинность посредством сопоставления с экспериментальными фактами. Поэтому в науке не может быть «революций», может

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги