рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 6. Наука эпохи Возрождения

Тема 6. Наука эпохи Возрождения - Лекция, раздел Философия, Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины   Общая Характеристика.В Это Время В Европе Пр...

 

Общая характеристика.В это время в Европе происходит общая научная революция, коренное, качественное преобразование всех областей знания. Оно было необходимой составной частью европейской социальной революции, охватившей все сферы общественной жизни – технику, экономику, право, государство, социальную структуру, духовную жизнь (религию, искусство, философию). Эпоха Возрождения – начало перехода от традиционного, аграрно-ремесленного, феодального общества классической христианской церковной культуры - к динамичному, промышленному, «техногенному» буржуазному обществу, в котором преобладают светские ценности. Все эти изменения подготовили появление науки нового типа, в которой техника и теория впервые соединяются друг с другом, опираются друг на друга.

Одна из главных причин произошедших революций – тысячелетний технический прогресс средневекового общества, оставившего далеко позади себя античность. Достаточно привести в качестве примера качественный скачок в кораблестроении. Прогресс за триста лет (XIII-XV вв.) был больше, чем за предшествующие четыре тысячи лет. Качественно выросло водоизмещение, усложнилась оснастка, появились морские лоции, наконец, изобретение компаса и вертикального штурвала с рукояткой позволило выходить в открытое море. Хороший корабль, компас и огнестрельное оружие позволили отважиться и на кругосветные путешествия. Незаметный технический прогресс подготовил великие географические открытия, которые способствовали полному перевороту в науке, доставив массу совершенно новых и неожиданных эмпирических знаний, сокрушивших древние авторитеты.

Важно и то, что в это время в ряде производственных процессов технологические операции частично передаются машинам, и сложные движения органического тела (животных или человека) заменяются комбинацией простых движений неорганических тел по геометрически правильным линиям. Здесь зарождались смыслообразы будущей научной механики. В XIV в. механический станок с водяным колесом, например, заменял труд нескольких сотен прях с архаическим веретеном. Создавались всё новые и новые «станки» – для волочения проволоки, проката свинцовых прутков для оконных переплётов, сверления пушечных стволов, нарезки винтов, лесопильная рама. Важное значение имела и эволюция мельниц: необходимо было разрабатывать систему и детали привода (колесо имеет горизонтальную ось, а жёрнов – вертикальную) – валы, колёса, зацепления, подшипники и т.д., что ставило задачи по механике и математике. Самым сложным механизмом средневековья были часы. В XIII-XIV вв. башенные часы появились во многих городах Европы, портативные пружинные часы были изобретены к середине XV в. В XIII в., в виде венецианских стекольных заводов, производивших оконное и художественное стекло и зеркала, зародилась оптическая промышленность, к концу XVI в. была изобретена подзорная труба, которая быстро превратилась благодаря учёным и в телескоп, и в мироскоп, о значении которых для развития науки и говорить излишне.

Огромнуюреволюционизирующую роль сыграли порох, бумага и книгопечатание. Огнестрельное оружие сокрушило стены рыцарских замков, проложив путь к власти «третьему сословию», буржуазии. Бумага и печатный станок сокрушили стены монастырей, открыв дорогу светской образованности. В XIII в., видимо, были изготовлены первые очки – так началась история создания оптических инструментов, оптической промышленности. Она

Прогресс техники, технологии, мореплавания и военного дела поставил перед учёными ряд механических, оптических, астрономических задач и, одновременно, предоставил в их распоряжение необходимые инструменты для их решения.

В связи с изменениями в технике и технологии изменяются и отношения между людьми, социальная структура общества, формируются социальные предпосылки для возникновения науки нового типа. В городах позднего средневековья появляется новая, светская интеллигенция - образованные люди, не связанные с церковью. Появляются кружки учёных людей, не имеющих отношения ни к церкви, ни к университету - во всяком случае, институционно (отдельные члены этих кружков могли быть клириками и даже становились римскими папами). В этих кружках развернулись активные поиски памятников античной культуры, их перевод, популяризация, самостоятельное подражание им с целью воссоздания подлинной античности, не искаженной церковью и "варварской" схоластикой.

Название эпохи и выражает этот её аспект - возрождение античной культуры, прежде всего – литературы. В эпоху Возрождения античное научное наследие восстанавливается и осваивается в полном объёме. Постепенно, однако, наука утрачивает книжный и традиционный характер и всё более и более настойчиво, опираясь на новую техническую базу, обращается к опыту, к самостоятельному изучению действительности. Снова появляется свободное, самостоятельное, творческое исследование, не связанное никаким безусловным авторитетом, делаются попытки превзойти античность и создать принципиально новое объяснение мира. Закладываются общие предпосылки современной науки о природе.

Другой важнейший аспект эпохи характеризуется термином "гуманизм", которым обозначается возникновение принципиально нового взгляда на человека, его сущность и место в мире. Философия Возрождения в общем и целом не подвергает сомнению основные ценности христианства, лежащие и в основе схоластики. Однако христианское учение переосмысливается заново на основе антропоцентризма, а затем начинается и открытое столкновение новой науки с церковью.

Наука Возрождения первоначально имела сугубо гуманитарную направленность – в центре внимания гуманистов находились вопросы грамматики, риторики, филологии, истории. Гуманисты возродили классическую латынь Вергилия, Горация, Цицерона, Сенеки в противовес "варварской латыни" схоластических "сумм", освоили греческий язык, а вместе с ним - древнегреческую философию и науку. Вопросы онтологии (метафизики) и натурфилософии гуманистов первоначально не интересовали. Лишь в XVI в. центр тяжести научных интересов сместился в сторону естествознания.

Гуманисты создали новые, более точные переводы Аристотеля, Платона, разыскали рукописи забытых античных философов. Естественно, что в поле зрения гуманистов постепенно оказываются и естественнонаучные сочинения Аристотеля, и античная атомистика.

Важная черта раннего Возрождения - гуманистический антропоцентризм: жизнь человека на земле и в его отношении к другим людям, а не к Богу, становится главным предметом осмысления. Совершенен Бог, прекрасен и весь созданный им мир, но прекраснее всего в мире - человек, и не только своей разумностью, духовностью, но и телом. Возрождение «реабилитирует» телесное и чувственное, и не только в литературе и искусстве, но и в науке. Тело человека становится предметом самого пристального изучения, реалистического описания и воссоздания в художественных мастерских. Эта тяга к реальности, данной в опыте, в чувственном восприятии, позднее распространяется и на всё «тело» природы. Реализм в искусстве и эмпиризм в науке – два аспекта одного и того же общего «духа времени».

Человек, говорит Библия, - образ и подобие Бога. Для гуманистов это означает, что человек, как и Бог, прежде всего - творец и создатель. Человек сближается с богом теперь не мистически, а в своих земных делах. Гуманисты выдвинули идею царства человека, занявшую место религиозной идеи "царства божия", иначе говоря, совершенно новую идею могущества человека. Эта идея и составила важнейшую предпосылку нового понимания науки, идеи активной науки, цель которой заключается не только в «созерцании сущности» или неизменных и неподвижных «первых начал», но и в изменении мира, его преобразовании в интересах человека и подчинении власти человека. Такое понимание мира, как объекта деятельности, как «материала» для приложения силы, такое понимание человека, как свободного творца и носителя знания, и такое понимание знания, как средства достижения власти над вещами, служат предпосылкой для идеи эксперимента как основы научного познания. Происходит поистине «тектонический» сдвиг в понимании «практического»: оно не совпадает более с этикой и политикой, на первый план всё более выдвигается технически-практическое, «полезное», прагматическое.

Гуманистический антропоцентризм кульминирует у Пико делла Мирандола (втор. пол. XV в.), который одним из первых переосмыслил древнее понятие "магии", положив начало истории натуральной магии – как могущества человека, основанного на научном постижении тайных сил и законов природы, т.е. сил естественных, а не сверхъестественных. Именно так понимал суть науки основоположник современного сциентизма и всей экспериментирующей науки, Ф.Бэкон: наука – поистине «натуральная магия». Она может всё. При её помощи человек может стать почти что Богом.

Особое место в науке Возрождения принадлежит Hиколаю Кузанскому (XV в.), кардиналу, богослову, философу, который, в отличие от других гуманистов глубоко интересовался математикой и естествознанием. В его учении мистический пантеизм превращается в натуралистический пантеизм, который по сути дела стимулирует развитие естествознания и «оправдывает» его с позиций философской теологии. Бог актуально бесконечен, а поскольку мир – в Боге и Бог – в мире, то и мир бесконечен. "Машина мира как бы имеет центр повсюду, а свою окружность нигде, ибо бог есть окружность и центр, так как он везде и нигде". Так началась глубочайшая революция в мировоззрении и европейской науке - преодоление аристотелевско-геоцентрической картины мира: Земля - не центр мира, а неподвижные звёзды - не его край. Не менее важно, что из бесконечности мира следует и бесконечность познания. Знание и истина – как многоугольник и круг: как ни велико число сторон (знание), оно, хотя и приближается к окружности (действительности), но никогда не совпадёт с ней полностью. Знание будет бесконечно расширяться и углубляться, но абсолютная истина так же недостижима, как время не достигает вечности. Это – совершенно новое, современное понимание знания и его отношения к миру. Научное знание всегда может и должно быть усовершенствовано – такое понятие «науки» совершенно чуждо античности и средневековью. Наука становится не только активной, но и открытой.

Новый характер науки, изменение её социальной основы привели к тому, что наряду с университетами возникают новые формы организации научного исследования, новые центры знания. И не случайно, что то название, которое они получили, также заимствовано у античности. В 1459 г. во Флоренции была учреждена (т.е. вновь возрождена почти через тысячу лет) Платоновская академия - кружок гуманистов, который возглавил Марсилио Фичино. С этого времени начинается возникновение и развитие новых центров науки, альтернативных университетам. Университеты были хранителями богословско-метафизической традиции и образовательными центрами. В Академиях проводили научные исследования, создавали новые науки.

Наряду с новым пониманием Космоса и природы возникает и новый, светский взгляд на общество, государство и право. Никколо Маккиавелли уже выходит за рамки античного круга идей. Он перенёс античную атомистику на понимание общества. Аналогом атомизма в понимании природы становится индивидуализм в понимании человека и общества. Конечно, у принципа индивидуализма были и социальные корни, поскольку он получает в условиях буржуазного общества, основанного на частной собственности, куда более широкое распространение, чем в условиях феодально-традиционного строя. С точки зрения этой новой науки о человеке самый могущественный стимул его деятельности - интерес, главным образом – интерес сохранения и приумножения собственности. Одним из первых Макиавелли вводит в обществознание понятие человеческой природы. Можно назвать имя Макиавелли первым в ряду тех учёных Нового времени, которые "стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии" (К.Маркс). Сила и интерес есть основа государства и права (не религия, не мораль) - эта мысль перейдет к Гоббсу, Спинозе и другим крупнейшим мыслителям Нового времени). В XVI в. этот принцип был открытием, означал шаг вперед в науке об обществе: детеологизацию политики, понимание ее особенностей, самобытности, самостоятельности. Макиавелли – один из основоположников современной политической науки.

Томас Мор был основоположником другого течения в политической науке нового и новейшего времени - утопического коммунизма, возродившего античную утопию. Его взгляды на общественную жизнь излагает "Весьма полезная, как и занимательная, поистине золотая книжка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия..." (1516). Книга содержит прежде всего описание общественной жизни Англии эпохи первоначального накопления капитала. Во второй части книги описывается жизнь островитян-утопийцев – то, каким должно быть государство. В основе идеала Т.Мора - отмена частной собственности, коллективизм, товарищество, равенство. Мор опирается на учение и практику первоначального христианства и на теорию идеального государства Платона.

Гуманизм Возрождения касался преимущественно интеллектуальной элиты. Реформация XVI в., напротив, захватила умонастроения масс. Это была настоящая религиозная революция, которая имела существенное влияние и на судьбу науки. Она нанесла сильный удар по католической церкви, по её духовному авторитету, по духовенству как важнейшему сословию средневекового общества, а особенно – по монастырям и монахам, носителям средневековой учёности. Перенеся религию внутрь, в состояние души и по сути дела сведя её к особого рода этике, протестантизм окончательно «расколдовал» природу и способствовал освобождению естествознания от опеки религии, церкви и теологии. Вся практическая энергия деятельности протестанта отдаётся «мирским» занятиям, вся страсть познания устремляется к «мирским» предметам. Лучшее «богослужение» – нравственная чистота, успех в своей профессии, в том числе – в научных исследованиях. Успех в деле, хорошая «карьера», богатство или научное открытие – это признак «призванности» к этому делу Богом и «избранности» им к спасению. Протестантизм освящает научную деятельность как таковую, а не её направленность на божественные вещи.

Католическая церковь,однако, устояла под ударами «протестантов» и кое-где даже потеснила их уже в XVI в. С этими защитными мерами связаны самые печальные страницы в истории отношений христианской церкви и науки. Был учреждён центральный инквизиционный трибунал (1542 г.). Резко усилилось преследование учёных, как «еретиков». В 1559 г. был составлен первый индекс запрещенных книг. Была введена церковная цензура. В 1552 г. "Сумма теологии" Фомы Аквинского была провозглашена главным предметом изучения в католических университетах. Наиболее значительный философ-схоласт Возрождения - иезуит Франциско Суарес, "папа метафизиков", томист, автор "второй схоластики". "Метафизические диспутации" Суареса (1597) дают сводку проблематики всей предшествующей схоластической философии, а также индекс понятий метафизики Аристотеля. Схоластическая форма науки продолжает своё существование параллельно новой, современной форме.

Для науки эпохи Возрождения характерен не полный и резкий разрыв со всем прежним знанием, а нпротив, сначала – стремлению к возрождению старого, забытого, а затем – стремление к синтезу нового с традиционным, своеобразная научная эклектика. Новые взгляды создавались во взаимодействии и переплетении со старыми. Масса новых эмпирических сведений вливалась в старые теоретические представления, и далеко не сразу под "давлением фактов" приводила к новым идеям. «Трезвые факты» переплетались с доверием к старым авторитетам, мистическими умонастроениями, астрологией, магией, алхимией, каббалистикой и т.п.

Ранняя натурфилософия Возрождения имеет магическо-мистический характер. Мир для неё – таинственная книга, тайнопись. За видимым скрывается невидимое, "подземные силы", которые нужно расшифровать и которым можно овладеть и получить неограниченное могущество. Древнейшие магические верования соединяются с платонизмом, пифагореизмом, аристотелизмом, христианством, наблюдениями мореходов, собственными алхимическими опытами и т.д. и т.п. Пример такого рода бурного и необузданного творчества, фантастического всеобъемлющего синтеза, не имеющего единой, строгой методологической основы, даёт деятельность Парацельса (перв. пол. XVI в.), «чернокнижника», врача, «чудотворца», новатора, жизнь которого была наполнена жаждой знания и приключениями. Медицина, с его точки зрения, - сумма всех наук, поскольку человек – малый синтез всего существующего во Вселенной, микрокосм. Тело человека состоит из тех же элементов, что и все тела природы – из ртути, соли и серы. Болезнь - нарушение надлежащей пропорции этих элементов. Исходя из этой мысли, Парацельс придумал новые лекарства и стал создатель медицинской химии (ятрохимии). Многие «физики» XVI-XVIII вв. были именно медиками.

К новым «натуральным философам» принадлежали и Андрей Везалий (ум. 1564) – «отец» научной анатомии, и Гарвей – «отец» физиологии. Труд последнего "О движении сердца и крови" вышел в 1628 г.

Развитие натурфилософии Возрождения шло по линии уменьшения эклектичности, фантастики, увеличения соответствия между фактами и теорией. Принципиально новые учения о природе в целом возникают во второй половине XVI в. Это уже - попытки синтеза всех знаний о природе, выходящие за пределы античных образцов, ориентированные не на подражание, а на самостоятельное познание.

Основоположник новой натурфилософии - Бернардино Телезио, которого Ф.Бэкон считал первым мыслителем, «проникнутым духом современности». Телезио выступил против натурфилософии Аристотеля. Он создал естественнонаучное общество, превратившееся в телезианскую академию, давшую значительный толчок эмпирическому изучению природы. Показательно, что папская Курия её закрыла. Трактат Телезио "О природе вещей сообразно их собственным принципам" (1565) был запрещён в 1606 г. Основная идея: до сих пор в познании природы применялся неправильный метод. Нужен не авторитет и аристотелевский силлогизм, а опыт и индукция. Наука о природе должна положить в основу понятие материи – несотворённой, неуничтожимой, вечной, неизменной, однородной, бескачественной. Активные начала, движущие материю, - тепло и холод. Из этих трёх начал и конструируется мир. Тепло порождает расширение, прозрачность, свет, движение. Холод порождает сгущение, плотность, непроницаемость, темноту, неподвижность. Чем больше тепла в вещи, тем сильнее ощущение. Свет - всеобщий посредник между вещами и душой человека.

Наиболее известный из новых «натуральных философов» XVI в. - Джордано Бруно, сожжёный на костре инквизицией в 1600 г. Университетские схоласты для Бруно - "бездельники, педанты, жулики, шуты и шарлатаны", преподносящие «скорлупу слов вместо зерна вещей». Науке нечего делать с богословскими вопросами, её предмет - природа в ее единстве. Вне природы, вне мира Бога нет. Мир один, един, однороден, материя активна, находится в непрерывном творческом действии, порождая бесчисленное множество вещей. Бруно принимает и развивает учение Коперника, отбросив фундаментальную для христианства и гуманизма Возрождения доктрину антропоцентризма: Земля есть лишь ничтожная пылинка в мироздании. В мире нет ни «центра», ни границ, ни верха, ни низа. Тем самым падает вся средневековая статичная иерархия ступеней совершенства, лестница мироздания, подготавливается идея бесконечности, однородности, изотропности пространства, основоположная для классической физики Галилея-Ньютона. В теории познания Бруно подвергает сомнению все установленное, известное, покоящееся на вере, традиции, авторитете. Единственный авторитет и источник познания - разум, свободное и самостоятельное исследование. Познание бесконечно, как и его предмет.

Близкие к Телезио и Бруно натурфилософские идеи развивали Ванини и Кампанелла. Первый в возрасте 34 лет был подвергнут ужасной казни (1619 г.), второй 27 лет провел в тюрьме инквизиции. В ней, в 1602 г., и был написан знаменитый "Город Солнца" (напечатан в 1623 г.), продолживший традицию «утопического» коммунизма.

Уже к началу XVI в. наука Возрождения начинает превосходить античную, т.е. развивается на собственной почве, не под влиянием античных рукописей, а под воздействием общественных потребностей. Новое знание создавалось и накапливалось в ремесле, одной из форм которого было и искусство Возрождения. В этой сфере деятельности и творчества научные исследования вырастали непосредственно из нужд практики - из создания разнообразных механизмов, приспособлений, станков, постройки зданий, воссоздания в скульптуре и живописи пропорций действительных вещей, особенно - человеческого тела. Самостоятельное развитие ренессансной науки стало возможным только на этой практической основе. В художественных мастерских эпохи Возрождения математика, механика, инженерное дело, анатомия, медицина, химия объединялись в одно целое, подчинённое единой творческой задаче - воссозданию или созданию сложного, целостного материального предмета. Эти науки объединялись и в деятельности наиболее выдающихся, универсальных умов эпохи, например, у Леонардо да Винчи (втор. пол. XV - нач. XVI вв.). Главное здесь для истории науки и философии – движение ремесла, математики и теоретических размышлений навстречу друг другу.

Великие географические открытия сделали неизбежной революцию в географии и астрономии. В XVI в. в астрономии происходит переворот, имя которого стало нарицательным – «коперниканская революция». Со II в. в астрономии господствовала геоцентрическая система Птолемея («Большой трактат астрономии»), переведённый в XII в. с арабского на латинский под названием «Альмагест»). Гелиоцентрическая идея возникла ещё в древности, но её научное воплощение впервые было осуществлено Коперником (1543). «Поменяв местами» Землю и Солнце, он сохранил, однако, аристотелевско-птолемеевское представление о равномерном круговом движении планет вокруг Солнца. Тем не менее, его учение было вызовом со стороны науки церковному авторитету - церковь лишалась монополии на истину. Под сомнение ставилась сама Библия. Учение Коперника было запрещено в 1616 г. как "глупое, философски ложное, решительно противоречащее Священному Писанию и прямо еретическое". Деятельность Тихо де Браге во второй половине XVI в. свидетельствует об огромном количестве наблюдений, новых эмпирических астрономических данных, полученных в это время, о существенном усовершенствовании техники астрономических наблюдений и инструментов. Опираясь на эти данные и исходя из глубочайшего философского убеждения в гармонически-математическом устройстве Вселенной, Иоганн Кеплер открыл эллиптичность орбит планет и три закона обращения их вокруг Солнца.

Характерен также общий интерес эпохи к математике. В XVI в. были напечатаны все математические трактаты античности и средневековья (арабские), и созданы оригинальные математические труды, в которых математика сделала большой шаг вперёд в сравнении с античностью. Среди выдающихся математиков этого времени были Пачоли, Кардано, Тарталья, Виет, Непир. Последнему принадлежит заслуга открытия логарифмов.

Великие открытия Галилея (втор. пол. XVI - перв. пол. XVII вв.) – это конечный результат развития итальянской натурфилософии XVI в. и начало нового, экспериментально-математического, естествознания. Галилей был энциклопедически образованным и всесторонне талантливым человеком, соединившим в своём творчестве литературу, философию, математику, эксперимент, механику, решение технических, инженерных задач. Он первым догадался направить только что изобретённую и усовершенствованную им подзорную трубу на небо, превратив её таким образом в телескоп (1610 г.) и сделал ряд совершенно ошеломляющих открытий - гор на Луне, пятен на Солнце, бесчисленных новых звёзд на Млечном пути, спутников Юпитера, фаз Венеры. Это было настоящим открытием Вселенной вслед за открытием Земли великими мореплавателями XV-XVI вв. Галилей заложил основы новой, антиперипатетической динамики, положив начало формированию классической физики. Новый закон падения, теория маятника, понятия инерции имомента, принцип относительности движения и т.д. давали экспериментальное и физическое подтверждение гелиоцентризма. Галилей заложил как основы нового, экспериментально-математического метода, так и основы нового научного мировоззрения - механическойкартины мира. Его труды, по оценке иезуитов, были "ужаснее и для церкви пагубнее писаний Лютера и Кальвина". Истину, по Галилею, надо искать не путем сличения текстов, а в самой природе: "Философия написана в величайшей книге, которая постоянно открыта нашим глазам (я говорю о Вселенной); но нельзя ее понять, не научившись сперва понимать язык и различать знаки, которыми она написана. Написана же она языком математическим, и знаки её суть треугольники, круги и другие математические фигуры". Элементы Вселенной - тело, его масса, величина, фигура, движение, пространство, время, толчок, количество. Мир однороден и единообразен. Всюду одна материя, одни законы, одни и те же корпускулы, маленькие тельца, из которых составлены все тела. Законы действия природы открываются лишь в тщательно продуманных экспериментах и внимательных наблюдениях и измерениях, результаты которых должны быть подвергнуты анализу (сведению к простому, первичному) и обобщению, синтезу. Всё, что происходит в природе, имеет свою причину. Познание причин и необходимости происходящего - высшая ступень познания. Истина достижима. Она не дана, но её можно и нужно найти. Радость познания и открытия нового продолжает существовать.

Классификация наук Ф.Бэкона.Особенность классификации Бэкона состоит в том, что он кладёт в её основание новый, не предметно-объективный, а субъективный принцип, сочетая его с предметно-объективным: знание вообще разделяется на основные виды по тем способностям души, которыми преимущественно создаётся данная область знания. Основных познавательных способностей три: память, воображение (фантазия), рассудок (как способность логически рассуждать). На памяти основана история. На воображении – поэзия. На разуме – философия. В дальнейшей детализации Бэкон использует и объективный (предметный) принцип, и разделения в соответствии с практическими целями и применениями. Образно он уподобляет совокупность наук и пирамиде (иерархическая структура), и «древу».

Историю Бэкон разделяет на естественную и гражданскую. В естественную историю включает и историю небесных явлений, и историю земли и моря, и историю «исключительных явлений» природы, и историю искусств (умений). Поэзию разделяет на эпическую, драматическую и параболическую.

К философии относятся: естественная теология (наука о Боге, с приложением учения об ангелах и духах), первая философия (включающая в себя общие аксиомы всех наук и «трансценденции», как «привходящие качества сущего»), естественная философия (учение о природе). В состав естественной философии Бэкон включает физику (учение о материальных и действующих причинах), метафизику (учение о формах и конечных причинах в природе), математику (как «великое приложение» к теоретической и прикладной «естественной философии»), а также натуральную магию (прикладная метафизика) и механику (прикладная физика). Самая обширная часть науки – учение о человеке, антропология, которое разделяется на учение о теле (в том числе - медицина, косметика, атлетика, искусство наслаждения, служащее либо прекрасному, либо сладострастному) и учение о душе (которое включает в себя вопросы психологии, этики, экономики, политики, логики). Примечательно, что в логику он включает новое «искусство открытия» (прежде всего – методы экспериментальной индукции), искусство суждения (в которое также включает новую критику «идолов»), искусство запоминания и искусство сообщения (в котором помимо грамматики, риторики и различных методов изложения числится и наука о знаках).

В классификации Бэкона мы видим влияние духа времени. Изменение ценностей научного сообщества выразилось прежде всего в том, что главное внимание создатель классического эмпиризма уделяет «искусству открытия», методологии научного эксперимента, не забывая, однако, и о других формах логического искусства. Бросается в глаза, далее, что метафизика уже не отождествляется с естественной теологией, а включается в состав учения о природе и сближается с физикой. «Формальные причины» Бэкона – это по существу высшие, всеобщие законы природы. Бэкон вводит также в классификацию прикладные науки, причём важнейшая среди них – «натуральная магия», или прикладная метафизика, должна принести человеку почти неограниченное могущество в преобразовании природы. Более того, Бэкон по сути дела уже переворачивает всю ценностную (платоно-аристотелевскую и христианскую) шкалу в науке: важнейшее знание для него – именно прикладное, поскольку в конечном счёте всякая теория нужна для технического применения, для преобразования мира. Знание – сила. Бэкон разрабатывает новый идеал научного знания – идею активной и открытой науки.

Важно отметить также, что техническое знание, исключённое Аристотелем из науки, входит в неё, начиная с Бэкона, потому, что техническое рассматривается не просто как практическое, но именно как прикладное, т.е. как применение теоретического знания. В античности теоретическое знание не служило ремесленно-технической практике, во всяком случае такое применение не было его целью. Архимед считал время, потраченное на постройку машин, потерянным для науки. В начале Нового времени положение изменяется коренным образом: именно идея эксперимента, как основы науки, всесторонне обоснованная Бэконом, устанавливает неразрывное единство «феоретического» и ремесленно-технического (механических искусств), и последнее благодаря этому включается в состав науки. Лишь с этого времени наука по сути своей становится «натуральной магией».

Второй основоположник науки и философии Нового времени, создатель классического рационализма, механической физики и аналитической геометрии, Рене Декарт полагал, что вся наука подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, механике и этике. Таким образом, все науки основываются на метафизике, которая, согласно Декарту, более фундаментальна и достоверна, чем даже математика, а служат все науки в конечном счёте тем целям, которые указывает этика. Без метафизики все науки утрачивают основательность и достоверность, без этики они утрачивают смысл и цель.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины

Лекции по истории и философии науки... Уч г... Тема Идея философии науки е цель и основные проблемы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 6. Наука эпохи Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 3. Возникновение науки
  1. Предпосылки возникновения науки. Можно, конечно, объяснять возникновение науки появлением пришельцев из Космоса и утверждать, что уже древние египтяне в

Наука Древнего Востока.
Общая характеристика.В древневосточных цивилизациях были заложены основы для будущего развития прежде всего арифметики, геометрии и астрономии. Общее место в трудах по истории наук

Структура научного знания на Древнем Востоке.
В текстах, созданных в древневосточных культурах, мы уже находим различение между областями знания, направленными на те или иные предметы. И если брать понятие «науки» в самом широком смысле, то мо

Астрономия Древнего Востока.
Астрономия – древнейшая из естественных наук. Жрецы Древнего Египта и Древнего Вавилона со специальных площадок в храмах вели систематические наблюдения за «небом». Этому способствовала преимуществ

Общая характеристика античной науки
Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещ

Социальные предпосылки античной науки
Материально-технический уровень древнегреческой цивилизации не отличается качественно от уровня древневосточных цивилизаций. Поэтому в поисках причин подъёма науки на совершенно новый уровень необх

Научное значение ранней греческой натурфилософии. Становление теоретического мышления
Учения о природе первых греческих философов VI-V вв. до Р.Х. нередко рассматривались как наивные донаучные построения. Это мнение антиисторично и совершенно ошибочно. Для того, чтобы понять их знач

Атомистическая парадигма
Это направление научной мысли, которое ищет первую причину всего существующего и происходящего в материи, элементах, частицах и силах, достигает вершины в первый тысячелетний период развития западн

Пифагорейско-платоновская парадигма: математическое конструирование Космоса
В античных школах элейцев и пифагорейцев начинается формирование нового теоретического принципа. Если рассмотренные ранее школы видели высший принцип объяснения в материи, то здесь мы видим постепе

Теория познания Платона
Платон впервые создал систематическое, детально проработанное учение о знании, провёл различие между видами знания и задумался об особенностях того вида знания, которое мы сегодня называем научным.

Теория науки Аристотеля
Аристотель вслед за Платоном проводит различие между видами знания, между ремеслом, искусством и наукой, систематически выявляет особенности научного знания. Наиболее фундаментальное различие между

Общая характеристика.
Средневековая европейская наука в целом имеет своей духовной основой религиозное мировоззрение. Она удовлетворяет преимущественно религиозные потребности, служит прежде всего христ

Раннее христианство и наука. Вера и знание. Становление христианской теологии
Главный (если не единственный) предмет размышлений любого средневекового мыслителя – Бог. Главная научная проблема – познание Бога. В поздней античности, в первые века нашей

Средневековое естествознание
Общий взгляд на природу(мир, космос), отношение к миру в целом определялось ветхозаветным рассказом о сотворении мира Богом за шесть дней. Суть и смысл природы сос

Средневековая арабо-мусульманская наука.
Дальнейшее развитие средневековой науки в Европе невозможно понять без учёта влияния арабской, мусульманской культуры. В VII в. возник ислам – третья мировая религия, образо

Философия науки Ф.Бэкона
Современная философия науки выросла из классической философии науки XVII-XVIII вв. Без сопоставления идей современных «философов науки» с основными идеями творцов Новой философии и классической нау

Общая характеристика и основные научные достижения
Формирование и утверждение «классической рациональности» в науке относят обычно к эпохе становления буржуазного общества в Европе, эпохе ранних буржуазных революций и начала промышленного переворот

Дисциплинарная структура науки Нового времени
XVII-XVIII вв. – время формирования внутренней дисциплинарной структуры физики (естествознания), в основе которой лежало представление о различных материях и силах (субстратно-атрибутивная классифи

Критика науки с позиций философского иррационализма
Иррационалистическая трактовка науки впервые даётся А.Шопенгауэром в контексте общего перехода от классической - к «неклассической» философии. Этот переход начинается с критики систем немецкого иде

Позитивизм в философии науки
Преобладающее направление в современной философии науки берёт своё начало в позитивизме XIX в., который, в свою очередь, заимствует свои главные общефилософские идеи у классиков британского эмпириз

Критический рационализм и фальсификационизм К.Поппера
Принцип верификации подразумевает, что теорию можно проверить на истинность посредством сопоставления с экспериментальными фактами. Поэтому в науке не может быть «революций», может

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги