рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Астрономия Древнего Востока.

Астрономия Древнего Востока. - Лекция, раздел Философия, Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины Астрономия – Древнейшая Из Естественных Наук. Жрецы Древнего Египта И Древнег...

Астрономия – древнейшая из естественных наук. Жрецы Древнего Египта и Древнего Вавилона со специальных площадок в храмах вели систематические наблюдения за «небом». Этому способствовала преимущественно безоблачная погода. Сохранились свидетельства о столь же внимательных и регулярных наблюдениях за небесными явлениями в Древней Индии и Древнем Китае. Они продолжались столетиями и тысячелетиями, их результаты передавались из поколения в поколение.

Противоположность «земли» и «неба» - древнейшая мифологическая оппозиция, одно из первых различений, проведённых разумом. Заинтересованный взгляд на небо – одно из первых проявлений разума. Мыслящее существо, как говорил Кант, больше всего интересуют две вещи – звёздное небо над нами и нравственный закон в нас. Интерес человека к небу естествен и легко объясним. Люди всегда сознавали зависимость жизни и судьбы человека на Земле от «неба» - прежде всего, от Солнца, его света и тепла. С небом связывались представления о «высоком», вечном, неизменном, совершенном - божественном. Влекущая тайна бездонной глубины ночного неба и его связи с человеком существовала всегда. Она существует и теперь, как одна из величайших тайн, несмотря на то, что мы теперь знаем о небесных телах и явлениях неизмеримо больше, чем древние египтяне.

Внимание к движению небесных светил имело и вполне практическое основание, помимо религиозно-метафизического интереса к познанию тайны строения мира и человеческой жизни. Какой-то отсчёт времени, какая-то ориентация во времени, в связи с планированием повседневной деятельности, были необходимы и самым примитивным народам, а любая такая ориентация возможна лишь по периодическим, регулярно и равномерно повторяющимся процессам (поскольку время само по себе ненаблюдаемо).

Можно предположить, что развитие астрономических представлений продвигалось от простого к сложному, от более заметных явлений – к более тонким и труднее уловимым. Первичные объекты астрономического внимания, постоянного наблюдения – восход, заход, дневное движение Солнца по «небесному своду», смена фаз Луны, ночное круговое движение звёзд, смена времён года (сезонов) и связанное с ними годичное изменение в движении и положении на небе Солнца, в том числе - весеннее и осеннее равноденствие, весеннее и осеннее солнцестояние (солнцеворот, максимальная продолжительность дня или ночи) – четыре самой природой выделенные точки в непрерывно и незаметно текущем времени.

Наиболее простые и очевидные астрономические меры времени – день,ночь,сутки. Противоположность, взаимный переход, смена света и тьмы, дня и ночи также отразились в самых древних мифологических представлениях. Первичным календарём, видимо, был лунный - отсчёт «месяцев» по фазам Луны. Идея солнечного календаря (и, соответственно, года) связана с менее очевидными явлениями, более тонкими и длительными наблюдениями (равноденствие, солнцестояние, восход Сириуса и т.д.), поэтому она появляется позднее. Как говорил Омар Хайям, определение длительности года требует измерять изменение тени гномона с точностью до толщины волоска в бороде астронома.

Более внимательные, систематические наблюдения обнаружили, что звёзды никогда не изменяют своего положения относительно друг друга, совершая лишь общее движение по окружности неба в течение суток, но Солнце и Луна постоянно изменяют своё положение относительно них. Древнеегипетские астрономы уже знали и о существовании блуждающих звёзд, которые мы сегодня называем планетами, сначала – четырёх, которые мы сегодня вслед за древними римлянами называем именами их богов: Венера, Марс, Юпитер, Сатурн(первоначально, у вавилонян и египтян, они имели, разумеется, другие имена). Позднее к четырём «блуждающим звёздам» была присоединена пятая - Меркурий.

Планеты не только изменяют своё положение относительно других звёзд, но и совершают достаточно сложные «петлеобразные» движения по небу. Таким образом, Солнце, Луна и четыре планеты кроме общего суточного движения имеют ещё свои индивидуальные движения на фоне сферы неподвижных звёзд, что приводит к постоянному изменению «ситуации» на небе. Это открытие позволяет связывать ситуацию на небе с событиями на Земле, т.е. даёт саму возможность существования астрологии. Вероятно, первые астрологические предсказания были основаны на простой аналогии (психологической ассоциации): если некоторое важное событие совпадало по времени с примечательным астрономическим событием (затмением, например), то подобная же связь ожидалась и в будущем. Позднее планеты распределили по божествам, вера в которых возникла несравненно раньше астрономических знаний и представления о которых были связаны с важнейшими сферами жизни людей. Солнце, Луна и пять планет в древнем Вавилоне впервые получили имена богов, и этот обычай был перенят египтянами и другими народами. В астрологии, слились воедино древнейшие мифологические образы и новые астрономические знания. Память о древнем обожествлении планет сохранилась до нашего времени в их названиях, которые восходят к грекам, от которых они перешли к римлянам. У греков же первыми назвали планеты именами богов пифагорейцы. Семь выделенных небесных объектов (пять планет, Солнце и Луна), привязанных к именам и свойствам (функциям) богов, дают идею недели: семь богов, каждому из которых соответствует не только светило, но и день недели. Лишь после того, как вавилоняне и греки связали планеты с богами, это стали делать и эллинизированные египтяне.

Благодаря такому привязыванию отдельных планет и их движений к богам, каждый из которых владел своей сферой природы и жизни людей, имел свою «функцию», движения планет можно было использовать для предсказания событий и судеб. Небесным явлениям стали приписывать «символическое» значение божественного указания. Марс из-за своего красного цвета у многих народов древности был связан с богом войны. Этот принцип простой ассоциации (Марс красный - кровь красная - на войне много крови), лежит в основании и астрологии, и магии. Благодаря астрологическим верованиям астрономические знания приобретали жизненно-важное значение. Вместе с тем необходимо отметить, что астрономия осталась бы на примитивном уровне, если бы её развитием двигал исключительно астрологический интерес (царей, чиновников, жрецов). Из практических потребностей власти и простых аналогий со временем развился чисто познавательный, теоретический интерес к точному, полному, систематическому наблюдению и описанию движения светил. Полное распределение созвездий по эклиптике встречается лишь в поздних и чисто астрономических (не астрологических) текстах.

Следующая познавательная задача - упорядочить видимое невооружённым глазом множество «неподвижных» звёзд. Древние египтяне и вавилоняне начали группировать их в созвездия. Очевидно, что связывать звёзды в группы, проводя мысленные линии, вообще говоря, можно самым различным образом. Если звезда – естественно выделенный чувственно воспринимаемый объект, существующий на небе (в природе) сам по себе, то созвездие – «объект» искусственный, созданный воображением, мысленно представляемый – один из первых, простейших идеальных объектов в истории астрономии. Может быть, именно «неделя» и «созвездие» - первые, простейшие искусственные объекты, «конструкты», в астрономическом познании. Ясно далее, что объединяются работой воображения прежде всего соседние звёзды. Но сколько звёзд объединить в группу, какие именно, где провести разграничительные линии? Идея «созвездия» была связана с тем важным наблюдением, что наиболее заметные звёзды видны не только ночью, но и рядом с заходящим Солнцем или непосредственно перед его восходом. В течение года эти расположенные рядом с Солнцем звёзды в определённом и неизменном порядке сменяют друг друга, и Солнце за год как бы проходит по кругу, возвращаясь к исходному положению, в то же место среди звёзд. Так возникла идея зодиака (буквально - «круга животных»), т.е. объединения ближайших к Солнцу звёзд, проходящих мимо него в течение года, в несколько важнейших групп (знаки Зодиака). Идея «года» и проблема определения его продолжительности связана не только с периодической сменой «сезонов» (погоды), не только с явлениями равноденствия и солнцестояния, но и с наблюдениями положения Солнца среди звёзд.

Для древних египтян особое значение в связи с идеей «года» приобрела одна из «неподвижных» звёзд. Самое важное общественное ежегодное событие для них – разлив Нила, приносящий плодородный ил на земельные участки. За несколько недель до него звезда Сириус (Сотис) впервые становилась видимой на утреннем небе. Древнее мифологическое объяснение связывало эти два события, небесное и земное, причинной связью. Египтяне представляли себе небо как прозрачную жидкость, в которой плавают звёзды (как и авторы Ветхого Завета). Сириус – звёзда Исиды: когда он восходит, богиня, вспоминая о гибели своего Осириса, роняет слезу в Нил, и начинается подъём воды. Это событие было началом нового года. Год древних египтян включал в себя 365 дней, разделялся на 12 месяцев по 30 дней (и три декады) в каждом с пятью дополнительными днями в конце года. Поскольку в действительности длительность года составляет не ровно 365 суток, а больше приблизительно на одну четверть суток («природный» год - 365 дней, 5 часов, 48 минут, 45 секунд между двумя весенними равноденствиями), то египетский «административный» новый год каждые четыре года начинался на сутки раньше, за столетие сдвигался почти на месяц, перемещаясь далее, с течением столетий, по всем сезонам: он был блуждающим годом. Поэтому наряду с «административным» годом сохранялся и «год Сотис», продолжавшийся от одного восхода Сириуса до другого и начинавшийся со первого «появления» молодой Луны вслед за первым восходом Сириуса. Так возникла проблема календаря. Лишь в эпоху «эллинизма», греческого влияния на египтян, а именно, в 238 г. до Р.Х., были введены дополнительные, 366 сутки каждый четвёртый год, чтобы праздники не сдвигались относительно естественных сезонов. Таким образом, благодаря египтянам мы получили високосный год. Этот календарь получил название александрийского. Крупнейший древнегреческий астроном Клавдий Птолемей через четыреста лет называл его «общеупотребительным». Поскольку вставка високосного года также не давала точного соответствия календарного года естественному, впоследствии были проведены новые реформы календаря – с 46 г. до Р.Х. действовал «юлианский календарь», с 1582 г., по решению папы Римского, был установлен «григорианский» календарь («новый стиль»), который приняла и Россия в 1918 г., и который, как «католический», не принимает до сих пор Русская Православная Церковь.

Другая сторона проблемы времени – его более мелкие единицы, и определение времени не только в течение дня (по солнечным часам), но и ночью по положению звёзд. О том, что решению этой проблемы уделялось внимание уже в первых цивилизациях, свидетельствуют диагональные календари начала третьего тысячелетия до Р.Х., обнаруженные на внутренней стороне крышек египетских саркофагов. Полный диагональный календарь состоял из 36 колонок иероглифов, обозначавших названия звёзд и звёздных групп. Месяц в Древнем Египте разделялся на три декады. Всего в году было, следовательно, 36 декад, которым и соответствовали 36 звёздных групп, которые греческие астрологи назвали деканами. По их положению на небе можно было определять время ночью. Диагональные календари – это настоящие древние звёздные часы (О.Нейгебауэр). Если первоначально, у египтян, деканы были просто названиями отдельных звёзд или групп звёзд и служили лишь определению времени, то позднее, у вавилонских астрологов, они выступили в роли божеств, определяющих судьбу человека. Декан, восходящий над горизонтом в час рождения ребёнка, определяет его характер и судьбу. Деканы, согласно Гермесу Трисмегисту, могут также быть названы horoscopoi, т.е. «указателями часов». Надо заметить, что до вавилонского влияния у египтян не было астрологии – её придумали вавилоняне, от которых она пришла и к египтянам, и к римлянам. В так называемой «библиотеке Сарданапала» (VII в. до Р.Х.) из 25 тыс. глиняных табличек – около 4 тыс. – астрологического содержания.

Астрономия как наука невозможна без искусства счёта, нумерации, измерения углов и измерения времени. Поскольку в математике вавилоняне превзошли египтян, есть основания предположить и превосходство древневавилонской астрономии.

Идея часа связана с разделением суток на три стражи дня и три стражи ночи, а стражи - на половину и четверть стражи. Как разделить далее один «час» времени? Если крупные меры времени связаны с естественными регулярно повторяющимися процессами, то для более дробного и точного универсального измерения времени требовалось уже изобрести искусственный периодический процесс, искусственную модель времени. Такой моделью стало равномерное вытекание воды из сосуда (не отсюда ли выражение «течение времени»?) в водяных часах (греч. - «клепсидра»). В одном сосуде при помощи постоянного притока поддерживался неизменный уровень воды; из этого сосуда вода капала равномерно в другой, малый сосуд от момента появления верхнего края диска Солнца при его восходе до появления нижнего края, затем малый сосуд убирали и подставляли большой сосуд, который наполнялся от этого мгновения до момента появления нижнего края Солнца на следующее утро. Затем оба сосуда взвешивались, и отношение веса воды в малом сосуде к весу воды в большом сосуде для суток оказалось равным 1:720. Так, видимо, появилась идея минуты времени – времени, за которое Солнце проходит расстояние, равное собственному диаметру («наши» 2 минуты). Наряду с водяными вавилоняне использовали и солнечные часы (гномон), которые вместе с водяными часами перешли от них к грекам.

Ясно, что для измерения времени подобным образом нужна была мера веса, которую вавилоняне установили, определив её через меру длины: одна мина – вес воды в кубе, сторона которого равна одной десятой двойного вавилонского локтя (992,3 мм) – 984 г. 60 мин составляли 1 талант. Для взвешивания использовались рычажные весы и разновесы, в том числе в несколько граммов. Изображение весов имеется в самых древних текстах – это древнейший научный инструмент, ставший, кстати, первым предметом теоретической механики (статики) в Древней Греции (в основе весов – рычаг). Вавилонские весы и гири дошли до нашего времени. Они показывают, что к этим измерениям относились весьма серьёзно и довели процесс взвешивания до высокого искусства, поскольку дело это было государственно важным.

Вавилонские жрецы получили у греков название халдеев, по имени племени, вторгшегося в Вавилон на рубеже II-I тысячелетия до Р.Х. Халдейская астрономия первых веков первого тысячелетия до Р.Х. – высшее достижение древневосточной, догреческой астрономии. Халдеи полностью разделили звёзды зодиакального круга на двенадцать созвездий. Некоторые «созвездия», видимо, очень древние (Весов, Овна, Тельца, Близнецов, Скорпиона, Стрельца, Льва), другие – более позднего происхождения. Примечательно, что созвездия со временем изменялись по своему составу и очертаниям. Из Вавилона разделение зодиака на 12 частей перешло в Египет и в Грецию. В текстах этого периода упоминается порядка 200 звёзд. Именно с «халдейского» периода начинаются систематические наблюдения за положением планет среди звёзд. Халдеи определили линии движения планет среди звёзд, фиксировали положение планет относительно созвездий, их взаимные «противостояния», сближения и удаления, повороты в их движениии, стояния, восходы и заходы, положение во время затмений, измеряли угловые расстояния от Солнца и Луны.

Особенное значение придавалось наблюдениям за Венерой, которая хорошо видна утром и вечером. Уже халдейские астрономы знали, что «утренняя звезда» и «вечерняя звезда» – одна и та же планета. О нетривиальности этого знания свидетельствует хотя бы то, что даже греки классического периода считали его важным открытием, приписывая его то Пифагору, то Пармениду. Появление и исчезновение Венеры, перемена направления её движения по небу, сближение с Юпитером, Марсом, Сатурном – всё это рассматривалось как «знаменательные», символические события на небе, т.е. имеющие значение некоего указания богов людям, которое может быть разгадано, истолковано.

К халдейскому периоду относятся первые датированные наблюдения затмений, первые астрономические учебники и известия о первых придворных астрологах. Астрологические предсказания первоначально не касались судеб отдельных людей (если не говорить о царях). Они скорее касались судьбы народов – будет ли неурожай, голод, мор, будет ли удачен военный поход и т.п. Составление первых гороскопов, связанных с датой рождения, относят лишь к четвёртому веку до н.э., когда научились составлять таблицы движений Луны и планет, и когда греческая философия уже была в полном расцвете.

Халдеи видели свою главную задачу в сохранении тысячелетних астрономических наблюдений, записей, и, конечно, в продолжении, накоплении, уточнении наблюдений. Храмы были одновременно и обсерваториями, и школами. Занятия жрецов-астрономов считались важными, пользовались признанием и почётом потому, что именно они были гадателями, толкователями и прорицателями. Ведь для любого важного события нужно было определить подходящий момент, избежать «неблагоприятного» сочетания планет друг с другом и со звёздами. Для этого необходимо было предвидеть положение светил наперёд. Халдеи уже знали, что Юпитер проходит известное место на небе каждые 12 лет, а Сатурн – каждые 30 лет. Они знали, когда Луна вернётся в ту точку на небе, где живёт дракон, который снова «проглотит» её на некоторое время. Многовековые наблюдения позволили халдеям открыть, что и солнечные затмения повторяются периодически, через один и тот же промежуток времени.

Точные наблюдения астрономических фактов сочетались с мифологически-фантастическим, поэтическим их объяснением. Пока религия и мифология были общей «теорией» мира (мировоззрением), теоретической астрономии как науки быть не могло. Астрономия носила мифологически-описательный характер. Греческая астрономия, впервые создавшая теоретическое объяснение астрономических явлений, была создана прежде всего на основе вавилонской. Первые греческие философы, по сообщениям древних писателей, учились у халдеев и египетских жрецов.

В заключение необходимо подчеркнуть: история возникновения астрономии также убедительно показывает, что в её основании лежит активная деятельность человека. Дело не только в том, что астрономические знания вырастают из нужд практической деятельности. Дело в том, что само астрономическое познание представляет собой активную творческую деятельность человека, хотя и ничего не изменяет на небе. Во-первых, астрономия невозможна без применения математики, без измерения, без творчески-мысленного создания некоторой системы отсчёта, в которую вписываются наблюдения. Идущий в человека поток звёздных восприятий укладывается в идеальные математические формы. Во-вторых, в основе астрономии, помимо математики и в отличие от неё, прежде всего лежит наблюдение – один из основных методов научного естествознания. Наблюдение же не представляет собой пассивное восприятие внешнего мира. Всякое наблюдение включает в себя чувственное восприятие, но не сводится к нему. Наблюдение – активная, целенаправленная деятельность восприятия, руководимая и направляемая мышлением. В основе наблюдения лежит интерес и практическая потребность. Оно имеет целенаправленный характер. Небо не просто «воспринимается», оно рассматривается. Результатом этого рассматривания должна быть объективная информация о наблюдаемых объектах, которая достигается лишь в результате многократного повторения и сведения многочисленных чувственных восприятий в одно упорядоченное целое. Научное наблюдение – это объективируемое чувственное восприятие, фиксируемое не только в языке, но и в письменности, в текстах – восприятие, ставшее общественным достоянием.

Более того: роль мышления состоит отнюдь не только в «обобщении» или оформлении чувственного восприятия. Без ведущей функции мышления невозможно установить вообще никакой «факт», невозможно наблюдать движение какого-нибудь объекта. Ведь строго говоря, мы не видим, как движется Солнце или как движутся звёзды. Для чувственного восприятия они неподвижны. Древнеиндийские логики впервые обратили внимание на то, что «движение Солнца» – результат умозаключения, незаметного и неосознаваемого логического вывода: если в один момент времени Солнце находится в одном месте, а в другой – в другом, то, следовательно, оно движется. Этот вывод предполагает в частности, как само собой разумеющееся, что невозможно оказаться в другой точке неба, не пройдя все промежуточные положения, все точки (места) по линии от прежнего места до данного. «Линия», «положение», «траектория», – это продукт мышления, они не «воспринимаются», но мыслятся. Самая ранняя стадия в развитии науки не обходится без создания творческой работой мышления «идеальных объектов» – числа, созвездия, траектории и т.д. В создании созвездий можно видеть ту же синтетическую работу присоединения единиц, которую мы видели в арифметике и геометрии, - здесь она применяется к синтезу наиболее простых для научного познания объектов реального, внешнего мира – точечных, отчётливо различимых и регулярно движущихся (совершающих движения по простым линиям) объектов: множества, которое действием воображения и мышления объединяется в одно целое. В основе астрономии как науки, как и в основе элементарных арифметических или геометрических понятий, лежат единообразные действия, повторение, последовательность, регулярность – изо дня в день, из года в год, столетиями и тсячелетиями рассматриваются одни и те же объекты, одни и те же многократно повторяющиеся периодические, «правильные» движения звёзд и планет. Предмет науки – регулярное, устойчивое, повторяющееся, существенное. С поиска того, что сохраняется вообще при всех изменениях в мире, начинается история античной науки.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины

Лекции по истории и философии науки... Уч г... Тема Идея философии науки е цель и основные проблемы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Астрономия Древнего Востока.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 3. Возникновение науки
  1. Предпосылки возникновения науки. Можно, конечно, объяснять возникновение науки появлением пришельцев из Космоса и утверждать, что уже древние египтяне в

Наука Древнего Востока.
Общая характеристика.В древневосточных цивилизациях были заложены основы для будущего развития прежде всего арифметики, геометрии и астрономии. Общее место в трудах по истории наук

Структура научного знания на Древнем Востоке.
В текстах, созданных в древневосточных культурах, мы уже находим различение между областями знания, направленными на те или иные предметы. И если брать понятие «науки» в самом широком смысле, то мо

Общая характеристика античной науки
Понятием «античная наука» охватывается совокупность научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений «о природе вещ

Социальные предпосылки античной науки
Материально-технический уровень древнегреческой цивилизации не отличается качественно от уровня древневосточных цивилизаций. Поэтому в поисках причин подъёма науки на совершенно новый уровень необх

Научное значение ранней греческой натурфилософии. Становление теоретического мышления
Учения о природе первых греческих философов VI-V вв. до Р.Х. нередко рассматривались как наивные донаучные построения. Это мнение антиисторично и совершенно ошибочно. Для того, чтобы понять их знач

Атомистическая парадигма
Это направление научной мысли, которое ищет первую причину всего существующего и происходящего в материи, элементах, частицах и силах, достигает вершины в первый тысячелетний период развития западн

Пифагорейско-платоновская парадигма: математическое конструирование Космоса
В античных школах элейцев и пифагорейцев начинается формирование нового теоретического принципа. Если рассмотренные ранее школы видели высший принцип объяснения в материи, то здесь мы видим постепе

Теория познания Платона
Платон впервые создал систематическое, детально проработанное учение о знании, провёл различие между видами знания и задумался об особенностях того вида знания, которое мы сегодня называем научным.

Теория науки Аристотеля
Аристотель вслед за Платоном проводит различие между видами знания, между ремеслом, искусством и наукой, систематически выявляет особенности научного знания. Наиболее фундаментальное различие между

Общая характеристика.
Средневековая европейская наука в целом имеет своей духовной основой религиозное мировоззрение. Она удовлетворяет преимущественно религиозные потребности, служит прежде всего христ

Раннее христианство и наука. Вера и знание. Становление христианской теологии
Главный (если не единственный) предмет размышлений любого средневекового мыслителя – Бог. Главная научная проблема – познание Бога. В поздней античности, в первые века нашей

Средневековое естествознание
Общий взгляд на природу(мир, космос), отношение к миру в целом определялось ветхозаветным рассказом о сотворении мира Богом за шесть дней. Суть и смысл природы сос

Средневековая арабо-мусульманская наука.
Дальнейшее развитие средневековой науки в Европе невозможно понять без учёта влияния арабской, мусульманской культуры. В VII в. возник ислам – третья мировая религия, образо

Тема 6. Наука эпохи Возрождения
  Общая характеристика.В это время в Европе происходит общая научная революция, коренное, качественное преобразование всех областей знания. Оно было

Философия науки Ф.Бэкона
Современная философия науки выросла из классической философии науки XVII-XVIII вв. Без сопоставления идей современных «философов науки» с основными идеями творцов Новой философии и классической нау

Общая характеристика и основные научные достижения
Формирование и утверждение «классической рациональности» в науке относят обычно к эпохе становления буржуазного общества в Европе, эпохе ранних буржуазных революций и начала промышленного переворот

Дисциплинарная структура науки Нового времени
XVII-XVIII вв. – время формирования внутренней дисциплинарной структуры физики (естествознания), в основе которой лежало представление о различных материях и силах (субстратно-атрибутивная классифи

Критика науки с позиций философского иррационализма
Иррационалистическая трактовка науки впервые даётся А.Шопенгауэром в контексте общего перехода от классической - к «неклассической» философии. Этот переход начинается с критики систем немецкого иде

Позитивизм в философии науки
Преобладающее направление в современной философии науки берёт своё начало в позитивизме XIX в., который, в свою очередь, заимствует свои главные общефилософские идеи у классиков британского эмпириз

Критический рационализм и фальсификационизм К.Поппера
Принцип верификации подразумевает, что теорию можно проверить на истинность посредством сопоставления с экспериментальными фактами. Поэтому в науке не может быть «революций», может

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги