Атомистическая парадигма

Это направление научной мысли, которое ищет первую причину всего существующего и происходящего в материи, элементах, частицах и силах, достигает вершины в первый тысячелетний период развития западной науки в работах античных атомистовЛевкиппа, Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара. Лучший источник для знакомства с идеями античной атомистики – поэма Лукреция «О природе вещей», сохранившаяся до наших дней[25].

Атомистика – первая в истории науки детально проработанная уже в античности глобальная научная программа, генеральная стратегия научного иследования природы. О значении атомистики для науки хорошо сказал американский физик Ричард Фейнман: «если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными и к грядущим поколениям живых существ перешла бы только одна фраза, то какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, принесло бы наибольшую информацию? Я считаю, что это – атомная гипотеза…: все тела состоят из атомов – маленьких телец, которые находятся в беспрерывном движении… В одной этой фразе… содержится невероятное количество информации о мире, стоит лишь приложить к ней немного воображения и чуть соображения… Всё состоит из атомов. Это – самое основное утверждение»[26]. Современное естествознание представляет собой результат применения этой главной мысли к объяснению огромного количества фактов опыта.

В основе атомистики лежат два уже известных нам наиболее общих и важных теоретических принципа единства и связности природы - сохранения материи и причинности. Атомистика конкретизирует, что именно сохраняется при всех изменениях природы, каков механизм всех изменений, каким образом осуществляется причинная связь.

То, что сохраняется неизменным во всех изменениях – это атомы, то есть «не-делимые», абсолютно твёрдые, несокрушимые, непроницаемые, безжизненные, инертные, невидимые (чувственно не воспринимаемые), вечные телесные частицы. О том, что тела сложены из невидимых частиц, свидетельствует огромное число фактов опыта, например, явления запаха, высыхания, испарения, истирания, способность тел увеличивать или уменьшать свой размер и вес, расти и разлагаться и т.д. К этим фактам добавляются некоторые логические аргументы, рассуждения, которые заставляют признать существование предела деления материи, существование её простых частей. Демокритовский атом – результат многочисленных наблюдений и теоретического рассуждения, одна из первых идеальных моделей в истории науки.

Число атомов бесконечно, их величина и формы бесконечно разнообразны, все они находятся в движении, в ходе которого сталкиваются, механически сцепляются или разъединяются. Тела отличаются друг от друга лишь «сортами» атомов, их количеством, способом их соединения, взаимного расположения. Движение атомов предполагает наличие пустоты. Если бы пустоты не было, мир был бы сплошь «забит» атомами, и они не могли бы двигаться, следовательно, в мире не происходило бы никаких изменений.

Для философии науки очень важно, что наиболее плодотворная во всей истории науки идея с необходимостью ведёт к следующему выводу: по истине, или в мире самом по себе, существуют лишь атомы и пустота. Всё же остальное - цвет, звук, запах, вкус, тепло и т.д., то есть весь чувственно воспринимаемый мир обыденного опыта, - «существует» лишь «в мнении» людей, в их сознании, иначе говоря – лишь субъективно. Атомы и пустота чувствами не воспринимаются, они мыслятся. Атом невидим, но он – истинное бытие, следовательно, истинное бытие - невидимо, а видимое бытие – неистинно, т.е. мы видим (ощущаем, чувствуем) то, чего «на самом деле» нет. Так началась история научного рационализма. Атомистика, подобно элеатам, различает и противопоставляет мир чувственный, не имеющий истинного и самостоятельного бытия (относительный к субъекту), и мир умопостигаемый - истинное бытие, мир, как он существует «сам по себе».

Такова первая в истории «философия науки»: мир не таков, каким он кажется; то, каков мир на самом деле, знает одна лишь наука; наука даёт точное изображение подлинной реальности, какова она сама по себе, независимо от нас; давая человеку познание истинного бытия, истинных причин существующего и происходящего, наука приносит ему и высшее возможное для человека благо – спокойное, невозмутимое состояние души. Счастье не в стадах и не в золоте, душа – вот место жительства этого демона, как сказал Демокрит. Нельзя быть счастливым, лапидарно дополнил Эпикур, не зная природы Вселенной.

Атомистика была проклята апостолом Павлом, но после многих веков почти полного забвения была возрождена в XV-XVI вв. и положена в основу классической механики Галилея и Ньютона, да и всей классической физики.