рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнегреческая лирика VII – VI вв.

Древнегреческая лирика VII – VI вв. - раздел Философия, Общая характеристика античной литературы. · Социальные Процессы Vii – Vi Вв. И Возникновение Архаической Лирики. ...

· Социальные процессы VII – VI вв. и возникновение архаической лирики.

· Жанровая классификация древнегреческой лирики.

· Элегическая и ямбическая поэзия.

· Монодийная поэзия (Алкей и Сапфо).

· Хоровая мелика.

Роды и виды в литературе и поэзии развивались последовательно. Каждый из жанров востребован определенными социальными и общественными процессами. Архаика – эпос, потом дидактика, потом – лирика.

Особенно бурной жизнью жила островная Греция. 7 – 6 вв. – век социальной революции. Возникновение полисов разрушало патриархальность. Человек стал иначе смотреть на себя. Также влияла морская экспансия. К власти стали приходить новые люди – тираны, пришедшие к власти из низов. Они удерживали власть благодаря идеологии – поддерживали искусство, торговлю.

Судопроизводство – идет борьба за письменные законы. В общинах были устные законы, а здесь нужно личное отношение. Должно было быть законодательство. Первое законодательство ввел Ликург, спартанец. Затем его вводят тираны. Тиран Драконт в письменном законодательстве пишет, что за все преступления единственное наказание – смерть.

Эпос уходил в прошлое, эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Противостояние эпосу. Лосев: «Лирическая поэзия основана на более богатом развитии духовного мира индивида. В лирике гибнет гармония родового мира, и возникает дифференцированный нравственный мир». Лирика – поэзия для слуха, ее не записывали. Стихотворений не было. Мелодия была всегда. Текст и мелодия имели одинаковое значение. Чтение для глаз появилось только в Александровскую эпоху 3-1 вв. До конца от мелодии не освободились, это случилось только в Риме. Мелодия связана только с определенными философскими и психологическими теориями. Аристотель и Платон – «лирика успокаивает психику человека». «Успокаивает человека строгий дорийский лад, страсть олицетворяет фригийский лад, лидийский лад – скорбный лад». Пифагор писал о магических лечебных свойствах лирики. Мелодия занимает большое место в философской системе. Философ Пифагор утверждал, что весь мир построен на музыке.

Термин «лирика» появляется очень поздно – у ученых третьего века до нашей эры. Это то, что исполняется под лиру или кифару. Иногда флейта, авлос. Это всегда песенная поэзия. До третьего века греки всю поэзию называли – мелика (от «мелос» - мелодия). Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику. Она делится на элегии и ямб.

Элегия происходит от слова «элегос» - значение его трактуется по-разному. Одни считают, что это название тростниковой флейты, вторые – что это азиатское слово, плач по покойнику. В древние времена не было любовных, скорбных жанров – первые элегии это военные маршевые песни. Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия, которая повествует об обобщенной ситуации. Привычная нам элегия появится только в Риме.

Неизвестно откуда появляется название ямб. Долгое время его объясняли мифом про служанку Ямбу или глаголом «бросать». Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох. Яркий поэт, интересная личность, писал и элегии, и ямбы. Его жизнь была тяжелой, он рос на Паросе, отец – аристократ, мать – рабыня. Отец его признал, но общество нет. Становится наемным солдатом. Творил инстинктивно. Несчастная любовь – описание любовной ситуации. Был влюблен в Ниобулу, посватался, но отец отказал. Архилох хочет отмстить, сочиняет такие ямбы, такие эпитеты, что даже появляется легенда, что он покончил жизнь самоубийством от позора. В стихах четко видно, как меняется этика взаимоотношений: например, стихи о бегстве.

Архилох – поэт многозначный. Он начинает задумываться, философствовать, пытается увидеть жизненный ритм, говорит о черных и белых полосах.

До нас дошла двадцать одна строчка из Калина. Тиртей – второй создатель военных элегий. Он спартанец. Пел патриотические элегии во время войны. Главная тема этих элегий – старые гомеровские нормы, трус для него немыслимое слово, вместо него – дрогнувший в бою. Высшее счастье – смерть за родину. Дрогнувший – позор для всего рода. Идейная направленность – гражданское мужество. Проводились соревнования военных элегий. Победитель получал кусок мяса. Искусство очень просто. В элегии: сначала тема, потом образное развитие, бурный призыв сражаться за родину.

Афинский поэт Солон Афинский. Был причислен к семи мудрецам. 638-558 гг. до н.э. Происходил из древнего царского рода Кодра. Один из основателей афинской демократии. Много странствовал. В Афинах никак не могли взять город Саламин. Афины нищали, потому что все богатства были в руках у нескольких людей. Люди или отдавали свою земли или продавались в рабство. Солон пробрался на площадь, встал у храма и прочитал элегию о Саламине. Оракул велел ему управлять государством. Сначала он отменяет долговые камни, книги, граждане снова становятся свободными. Все свои взгляды Солон описывает в элегиях. Они политические, патриотические, гражданские, нравоучительные. Гесиод не терпел чужого мнения, а Солон прислушивался к толпе. Ему приписывался афоризм: «Ничего сверх меры». Солон сам уходит от управления. Известна также история с Крезом.

Феогнид – жил в городе Мигарды. 1400 стихов Феогнида дошло до нас. Отражение социальных процессов. Аристократ, изгнан из города. Человечество он делит на демос и знать. Знать – хорошо, демос – плохо. Очень озлоблен. Тон сборника пессимистичен. Его угнетает, что плохие царствуют, что мельчает порода людей. Привычное расслоение общества исчезает. В политических элегиях возникает образ корабля-государства, застигнутого бурей. Экипаж изгнал доблестного кормчего, а теперь не знает, что делать, и корабль тонет. Впервые появляется стихотворение «Памятник» (Потом у Горация, Державина, Пушкина).

- Мелика монодийная и хоровая.

Лирическая поэзия существовала прежде всего как комплекс мелодия-ритм-слово. Делилась на монодийную и хоровую. Мелическая поэзия получает распространение не на континенте, а на островах. Центром становится город Метилены. На рубеже VI – VII вв. там классовая борьба, она подогревается тем, что аристократы ведут свой род от Агамемнона. К власти приходит Миртил, земледелец. Когда он умер, Алкей сочиняет двустишье. На смену пришел Питтак. Алкей весь отдается борьбе. Главным наследием являются песни мятежа, борьбы. Продолжает тему Феогнида, тема корабля-государства. До 50-ых годов XX века было известно только начало и конец, но потом нашли середину. Алкей пишет свои песни для мужских сообществ. Соревнования Алкея и Сапфо. Реальная Сапфо родилась около 600 г. Рано вышла замуж. Долго прожила. Даже Платон, не любивший поэтов, называет ее десятой музой. Именно у Сапфо в поэзию приходит пейзаж души, он становится способом передать свои чувства. Удивительная многокрасочность. В поэзии Сапфо ощущается женский взгляд. Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимны для воспитанниц школы. Одним из лучших эпиталамий считается «Свадьба Гектора и Андромахи».

Близко по тематике к поэзии Алкея и Сапфо стоит поэзия Анакреонта. Это странствующий поэт. Одним из самых известных тиранов был Поликрат, он поддерживал искусство, покровительствовал Анакреонту. Очень много изображений Анакреонта на вазах. В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений. Создается впечатление, что строка сама рождается у него под пером.

Хоровая лирика древнее лирики сольной. Она напрямую связана с религиозными и свадебными обрядами. «Хор» означало, прежде всего, место для хоровода. Отсюда видно, в какой неразрывной связи танец и хоровая лирика. Несколько типов песен в зависимости от содержания и посвящения их богам. Гимны: в честь Диониса – дифирамб, это страстная песнь, повествующая о трагических событиях в жизни бога Диониса. Особенность – дифирамб исполнялся как диалог. Аполлону и Артемиде посвящены пеаны. Парфении или партении это гимны в честь Афины, исполняли пятнадцатилетние специально обученные девушки. Эпиникии – гимны, посвященные победителям олимпийских игр. Энкомии – гимны, посвященные влиятельным лицам. Оды – песни, мастер оды Пиндар, до нас дошло 17 его книг. Эти оды изобилую темными непонятными местами. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Его переводил Ломоносов. Вакхилид писал дифирамбы, вплотную подходит к искусству трагедии. Почти сохранился дифирамб «Тезей».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика античной литературы.

Предлагается для чтения не хрестоматия а антология Лучшие антологии это Рим и Античная литература Пособие по истории зарубежной литературы... Для чтения... Пособие по мифологии Лучшее Николай Кун Легенды и мифы Древней Греции Есть Легенды и сказания Древней Греции...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнегреческая лирика VII – VI вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общая характеристика античной литературы.
· Предмет и значение античной литературы. Специфика античного искусства. · Античное рабовладельческое общество. Периоды литературной истории Греции. Античная литература хронологич

Греческая мифология.
· Определение мифа и мифологи. Периодизация мифологии. · Специфика архаической мифологии. · Сюжеты, образы и циклы олимпийской мифологии. · Мифология позднего героизма.

Гомеровский эпос.
· Историческая основа и время создания гомеровских поэм. Г. Шлиман и Троя. · Мифологическая основа и сюжет гомеровских поэм. · Понятие об эпическом герое и образы воинов в поэме.

Гесиод и проблемы дидактического эпоса.
Гомеровский эпос – продукт патриархальных отношений. Это мировосприятие члена общины. «Илиада» начинается ссорой Агамемнона и Ахилла – идеология общины уходит в прошлое, появляется новое представле

Общая характеристика античного театра и античной трагедии.
· Происхождение драмы. Основные виды древнегреческой драмы. · Античный театр. Общественная роль и организация представлений. · Структура древнегреческой трагедии. Классич

Творчество Эсхила.
· Эволюция Эсхила-драматурга. Структура раннего творчества. · Переработка мифического сюжета в «Прометее Прикованном». · Трилогия «Орестея» и переработка в ней древних мифов.

Творчество Софокла.
· Софокл и Перикл. · Характерные черты драматургии Софокла. · Перипетия и трагическая ирония. Трагедия «Царь Эдип». · Сущность конфликта трагедии «Антигона». · Л

Творчество Еврипида.
· Еврипид и философские течения его времени. · Общая характеристика творчества Еврипида и характер конфликта в его трагедиях. · Жанровая разновидность трагедий Еврипида.

Творчество Аристофана.
· Возникновение древней аттической комедии. Ее структура и проблематика. · Тема войны и мира в комедиях Аристофана. · Проблемы воспитания и критика первых философских учений в ком

Греческая проза V-VI вв. до н.э.
· Греческая историческая проза. Геродот и его «музы». Научное и художественное значение истории Геродота. · Развитие ораторского искусства в Афинах. Жизнь и деятельность Демосфена.

Геродот.
«Отец истории». 484 г – Малая Азия. Прожил недолго, умер в 425 г. Единственный человек, который объездил все известное населенное пространство. Знал много языков. Известное пространство – ойкумена.

Ораторское искусство.
Исторические сочинения были очень громоздкими и дорогими. Это была элитарная литература. Постепенно на первый план выдвигается ораторское искусство и риторика. Лучшие образцы распространялись среди

Философская проза.
Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы были очень образными. Философский диалог, в ходе которого должна была родиться истина. Философия часто делилась на материализм и ид

Специфические особенности развития римской литературы.
· Историческое значение и периодизация римской литературы. · Ранняя римская литература. Римские комедиографы Плавт и Теренций. Эллинистический период достиг своего пика, начинает

Золотой век римской литературы.
· Век Августа и раннее творчество Вергилия. · «Буколики» и «Георгики» - ранние поэмы Вергилия. · «Энеида» - национальный эпос римского народа. Образ Энея как результат сознательно

Овидий.
Публий Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.). Жил в сложную идеологическую эпоху – борьба христианства и язычества. Рим постепенно скатывается в пропасть. Овидий прежде всего лирик – на протяжении вс

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги