рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема врожденности знания

Проблема врожденности знания - раздел Философия, ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ Другим Важным Гносеологическим Вопросом Была Проблема Врожденных Идей. Крупны...

Другим важным гносеологическим вопросом была проблема врожденных идей. Крупным представителем английского эмпиризма был Джон Локк (1632-1704). Он обосновал принцип материалистического сенсуализма - происхождение всех знаний из чувственного восприятия внешнего мира. Локк доказывает, что в уме человека нет никаких прирожденных уму идей, нет их не в теоретическом мышлении, ни в нравственных убеждениях. Единственным источником всех идей может быть только опыт. В соответствии с этим он указывает два опытныхисточника наших идей: первый из них - ощущение, второй - рефлексия. Идеи ощущения возникают от воздействия на органы чувств вещей, находящихся вне нас. Таковы, например, идеи приобретаемые посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и т. д. Идеи ощущения - основной фонд всех наших идей. Идеи рефлексии возникают в нас, когда наш ум рассматривает внутренние состояния и деятельность нашей души. Таковы, например, идеи о различных операциях нашего мышления, эмоциях, желаниях и т. д. Посредством идей ощущения мы воспринимаем качества вещей. Эти идеи Локк делит на два класса: 1) идеи первичных качеств и 2) идеи вторичных качеств. Первичными Локк называет качества, принадлежащие самим предметам и пребывающие в них такими, какими они представляются нам в наших ощущениях. Первичные качества неотделимы от тела и сохраняются в нем постоянно при всех его изменениях (плотность, протяженность, фигура и т.д.) Вторичными Локк называет качества, которые кажутся нам принадлежащими самим вещам, но на самом деле не находятся в самих вещах. Идеями вторичных качеств Локк считает идеи цвета, звука, вкуса и т. д. То, что в идее представляется приятным, голубым или теплым, в самих вещах есть только известный объем, фигура и движение недоступных восприятию частиц.

Иным образом решает проблему происхождения знания Готфрид Лейбниц. Вопреки английскому философу, Лейбниц защищает идеалистическое учение о внечувственном происхождении знания. Вслед за Декартом он настаивает на том, что «душа содержит изначально принцип различных понятий и теорий», которые представляют собой как бы некие божественные «вспышки света, они скрыты внутри нас и обнаруживаются при столкновении с чувствами». Врожденными Лейбниц называет все положения математики, логики и даже нравственные принципы, потому что они «доказываются изнутри только с помощью разума» и «не зависят от примеров…и от свидетельств чувств». Лейбниц синтезировал значимость рационального и опытного знания, осознавая как значимость опытно-экспериментального познания природы, так и абстрактного математизированного знания. Лейбниц разделяет две области истины - истины разума и истины факта. Они неравноценны. Истины разума - необходимые истины, их область - логика и математика. Вечные истины не могут быть не истинными. Истины факта - случайные эмпирические истины. Противоположное им логически мыслимо. Например, то, что я сижу, — истина факта, однако она не представляется необходимой, поскольку противоположное вовсе не невозможно. Следовательно, истин факта могло бы и не существовать, тем не менее, раз уж они есть, то имеют определенные основания для своего существования. Если для нахождения истин разума достаточно принципов аристотелевской логики (тождества, непротиворечия, исключенного третьего), то истины факта нуждаются еще и в принципе «достаточного основания», согласно которому всякое событие, происходящее фактически, имеет основание, достаточное, чтобы, определить, почему оно случилось и почему произошло так, а не иначе. Однако человек часто лишен возможности найти достаточное основание для каждого отдельного факта, с этой целью он должен был бы восстановить бесконечный ряд частностей, участвовавших в явлении.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: ЖИЗНЬ И СОЗНАНИЕ.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема врожденности знания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема сущности жизни
Проблема жизни относится к тем научным проблемам, которые имеют несомненный философский смысл и значение. В этой проблеме — два основных аспекта, тесно связанных между собой: 1) вопрос о взаимоотно

Критерии жизни
Суммируя современные естественнонаучные подходы к пониманию жизни, можно выделить следующие основные критерии живых систем: 1) Единство химического состава. В состав живых организмов и неж

Проблема происхождения жизни
Проблема происхождения жизни – одна из самых волнующих загадок для человечества. Поскольку эта проблема не имеет однозначного решения, в истории сложился ряд гипотез объясняющих происхождение жизни

Психика, душа, дух.
Проблема сознания является одной из самых трудных в философии. Описать сознание, а тем более определить его природу, сущность очень трудно, поскольку оно не существует как какая-то вещь наряду с др

Понятие сознания
Сознание чрезвычайно многопланово, и поэтому оно является предметом изучения различных наук: психологии, психиатрии, психофизиологии, социологии, юриспруденции, кибернетики, информатики и др. Филос

Подходы к решению проблемы сознания.
Подходы к проблеме сознания развивались в четырех классических направлениях: 1. Объективный идеализм. Сознание есть вечная и всеобъемлющая духовная субстанция, представляет собой абсолютну

Естественные предпосылки и источники сознания.
Наука всегда искала и продолжает искать естественные, природные предпосылки сознания. В качестве важнейшей из них предлагается свойство отражения, которое является всеобщим и присуще любым м

Знание и мнение
Знание (эпистеме) и мнение (докса) - категории древнегреческой теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Парменид впервые соотносит мнение и знание (и соответствующие и

Рационализм и эмпиризм
Главными познавательными способностями человека являются чувства и разум. Одной из важнейших проблем теории познания стал вопрос об их роли в получении и обосновании знания. Разные решения проблемы

Проблема метода в философии
Современная научная методология восходит к философским поискам универсального метода познания 17 века, оформившим основные методологических линии эмпиризма (Бэкон) и рационализма (Декарт). Они перв

Скептицизм
Проблема основания познания, получившая противоположные решение со стороны рационализма и эмпиризма, предполагает и третий взгляд, согласно которому достоверное познание в принципе невозможно. Данн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги