Знание и мнение

Знание (эпистеме) и мнение (докса) - категории древнегреческой теории познания, особенно характерные для элейской школы и платонизма. Парменид впервые соотносит мнение и знание (и соответствующие им способы познания) с различными уровнями реальности: чувственное восприятие, направленное на изменчивый мир становления, приводит к «мнениям»; «мышление» и «разум», обращённые на умопостигаемый мир неизменного бытия, приводят к «истине» , причём предполагается корреляция «мнения» с человеческим, а «знания» — с божественным субъектом. Оппозиция Парменида сохраняет своё значение в философии Платона: «бытие относится к становлению, как мышление — к мнению». Мнение занимает промежуточное положение между знанием и незнанием, поэтому на онтологическом уровне ему соответствует промежуточная сфера между бытием и небытием — чувственный изменчивый мир. Платон связывает познание истины с припоминанием идей-сущностей, с умозрением, а мнение отождествляет с верованиями, чувственным наблюдением, с житейским, повседневным опытом. Общепринятые мнения предстают как сфера предрассудков, которая удерживает разум в плену, ставит ему пределы. При этом Платон дифференцирует виды мнения и выделяет «правильное мнение», которое может быть правомерно и даже целесообразно. Однако принципиальное отличие правильного мнения от знания заключается в том, что знание всегда обоснованно и систематично, тогда как правильное мнение необоснованно и интуитивно. Аристотель также считает мнение чувственным методом познания, предмет которого - случайное и единичное, тогда как предмет знания – необходимое и всеобщее. Таким образом, знание – это объективная, внутренне дифференцированная и упорядоченная совокупность обоснованных представлений о действительности, а мнение – субъективное, одностороннее, несистематизированное представление о фрагменте действительности, не имеющее достаточно полного и надежного обоснования.