рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Искусство и эстетическое освоение действительности

Искусство и эстетическое освоение действительности - раздел Философия, КУЛЬТУРОЛОГИЯ Искусство — Практически-Духовная Деятельность По Освоению И Воплощению...

Искусство — практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Прекрасное, возвышенное, трагическое — основные эстетические ценности — становятся основой эстетической оценки окружающего. Тем самым эстетические ценности начинают выполнять функцию исходных принципов эстетического мироощущения — становятся эстетическими категориями. Эстетические категории (как и категории этики) ведут «двойное» существование. Они являются теми “очками”, сквозь которые субъект эстетического отношения смотрит на мир, переживает его, оценивает; и одновременно эстетические категории прекрасного, гармонического, возвышенного, безобразного, комического, трагического являются объектом исследования особой науки — эстетики.

Особенности эстетического мироощущения проявляются в его эмоциональной нагруженности, в особом чувстве удовольствия, бескорыстности эстетического переживания. Однако это лишь внешние особенности эстетического освоении мира. И.Кант рассматривал эстетическое как «целесообразность без цели». Все окружающее в эстетическом отношении оказывается причастным человеку как деятельному, целеполагающему существу, но конкретный, практически ограниченный, имеющий определенные цели человек в эстетическом отношении не присутствует. Все вокруг наполнено смыслом — все имеет отношение к человеку, — но конкретный, «конечный» смысл скрыт, все — «обещание радости», по выражению Ф. Шиллера.

Эстетическая ориентация предполагает переживание мира в его целостности, организованности, бесконечном многообразии как предпосылку универсального развертывания человеческих способностей, как сферу приложения его творческих усилий. Эстетическое мироощущение воплощает потребность человека « остаться собой и быть всем”, потребность стать универсальным существом, проникнуть в законы звездного неба ин глубины собственной жизни.

В рамках эстетического мироощущения человек относится к миру в его смысловой перспективе, в “горизонте возможного”. «Я» оказывается способным отрешиться от своего эгоистического интереса. Человек относится к миру не как к объекту своего познавательного, производственного, социально-преобразовательного воздействия; мир уже не вращается вокруг моего эгоистического “я”, происходит децентрация мира, и я начинаю чувствовать “душу вещей”. В эстетическом отношении человек переживает свои собственные «родовые» возможности, переживает человечность как свободное, осмысленное, творческое бытие.

Однако именно потому, что эстетическое мироощущение не является, взятое изолированно, рациональной конструкцией, оно легко «подключается» к различным рационализированным мировоззренческим образованиям (и эксплуатируется ими) — к гедонистическому типу мировоззрения, к идеологии, различным формам социальной мифологии, утопическому сознанию.

Искусство есть ядро эстетической культуры, которая, в свою очередь, включает в себя эстетические ценности, эстетические потребности и способности (эстетическое восприятие, эстетический вкус, эстетический идеал), деятельность по их воплощению и освоению, эстетическое воспитание. Эстетическая деятельность может быть внехудожественной. Эстетические аспекты присутствуют в деятельности ученого, социально-преобразовательной деятельности, в спорте.

Искусство — это специализированная эстетическая деятельность. Она существует для реализации эстетических ценностей, максимально активизирует эстетические переживания. Искусство концентрированно выражает эстетическое отношение к миру. В отличие от эстетического переживания, которое может присутствовать в любом виде деятельности и сопровождать ее, искусство моделирует особую реальность – художественную, в которой эстетическое освоение мира заключено в определенную рамку, отгорожено от целесообразно-утилитарных видов деятельности.

 

Этикет.

Этикет (фр. etiquette — ярлык, этикетка, этикет) — это свод правил поведения, принятых в обществе. Этикет формируется в человеческом обществе с древнейших времен. Знание правил этикета недостаточно, чтобы считаться культурным, воспитанным человеком.

Характеризуя этикет, необходимо со всей определенностью сказать, что, во-первых, этикетные правила условны, они отражают более общие нравственные принципы, которые касаются справедливого, благого, должного. Наши манеры отражение наших этических представлений. Вежливость и внимание к людям, сочувствие и умение понять ближнего. Уважение достоинства другого человека отражают наше стремление действовать в согласии с самыми высокими этическими стандартами. Этикет - это правила учтивости. Они распространяются на все сферы жизни: поведение за столом, правила соблюдения гигиены, как разговаривать, одеваться на работе, в общественных местах, в театре, на улице.

Во-вторых, в основе всех этикетных правил лежит, прежде всего, уважение к человеку, без которого невозможна человеческая жизнь в обществе. Без соблюдения норм этикета, без определенных ограничений невозможны межличностные, культурные, деловые отношения в семье, на работе, в обществе.

В-третьих, этикет несет в себе общечеловеческие нормы общения, сохраняющиеся в течение тысячелетий в человеческом обществе. Однако это не отменяет наличия в каждом обществе специфических национальных особенностей, связанных с культурой общения и условиями бытия, нравственно-эстетическими потребностями людей.

В-четвертых, этикет как феномен культуры характеризует эстетическую сторону поведения человека. Красивые манеры, красивые жесты создают не только доброжелательную, но и эстетически оптимальную атмосферу для установления контактов, способствуют достижению взаимопонимания, создают основу для хороших, устойчивых взаимоотношений.

В-пятых, в основе большинства этикетных правил лежит представление о практической целесообразности, удобстве взаимодействующих сторон. В большинстве случаев любое правило может быть объяснено, социально обосновано. Иначе этикетные нормы воспринимаются как «манерничанье» и вызывают усмешку у окружающих. В-шестых, этикетные правила исторически изменчивы и всегда привязаны к конкретным нравам конкретного общества. Сколько народов, столько и манер поведения, бытовых правил общения. Современная женщина в мини-юбке смотрелась бы совершенно нелепо на балу, где впервые Наташа Ростова познакомилась с Болконским.

Современные представления об этикете. Этикет в современном обществе теряет свой сословный характер, и в этом состоит одна из его характерных особенностей.

Демократический характер современных правил учтивости проявляется в том, что этикет становится всеобщим стандартом, регулятором поведения, а не сводом правил для избранных. Он предъявляет ко всем одинаковые требования.

Гуманистический характер современных правил учтивости проявляется в том, что требования этикета становятся более человечными, многие из предписаний теряют свою вычурность и искусственность, становятся более естественными и целесообразными, иными словами, более доступными для усвоения и соблюдения.

Всеобщий характер современного этикета проявляется в том, что его правила в наибольшей степени призваны утвердить такие нравственные принципы, как равенство, уважение достоинства личности, права человека. Именно они выступа- ют основой для поддержания нормальных отношений между людьми и стремления избежать конфликтов.

Общие требования, которые лежат в основе этикетной
культуры:

1. доброжелательная вежливость, которая касается конкретных правил поведения. Приветствие, обращение к человеку, умение помнить его имя и отчество, особенности его жизни, мир его увлечений — эти и многие другие элементы взаимоотношений людей создают определенную положительную ауру и являются достаточной основой для решения общих дел.

2. Важными требованиями этикета являются тактичность и чуткость, которые помогают нам понять и почувствовать, что может доставить нашему собеседнику удовольствие, радость или наоборот вызвать раздражение, досаду, обиду.

3. Требованием этикета является чувство меры в разговоре,
в личных и служебных отношениях, скромность, умение найти границу, за которой наши слова и поступки вызовут незаслуженную обиду и огорчение.

Специфическая особенность этикетной культуры состоит в
том, что правила предоставляют определенные преимущества одним перед другими. Действительно, этикетная культура предоставляет преимущества женщинам перед мужчинами, старшим перед младшими, больным перед здоровыми, начальнику перед подчиненными. Так, женщина имеет преимущество перед мужчинами во всех случаях жизни. Мужчина всегда должен оставаться галантным, внимательным кавалером по отношению к своей спутнице. Он должен в театре подать пальто, сдать одежду в гардероб, в дверях пропустить вперед (есть исключение: в зал ресторана первым входит мужчина), в транспорте, лифте помочь войти и выйти (первым выходит мужчина, подавая даме руку). Обязанность мужчины — помочь донести тяжелую сумку или хотя бы предложить помощь. Идя по лестнице вверх, мужчина отстает от женщины на 1—2 ступеньки, спускаясь вниз, он идет впереди. Молодые обязаны первыми приветствовать старших, входящие — присутствующих, запаздывающие — ожидающих.

Женщина, войдя в комнату, здоровается первой, не дожидаясь, когда к ней с приветствием обратятся мужчины. А мужчины, в свою очередь, не дожидаясь, пока с ними поздоровается женщина, поднимаются и подходят, чтобы поздороваться с ней. Уходя, женщина прощается первой. На официальных приемах вначале здороваются с хозяином и хозяйкой дома. Затем с дамами солидного возраста, затем со старшими по положению мужчинами, затем — со всеми остальными. В соответствии с европейскими правилами, хозяйка должна пожать руку всем приглашенным гостям. Сидящий мужчина, приветствуя даму или старшего по возрасту и положению человека, должен обязательно встать. Если он приветствует лиц, проходящих мимо, не вступая с ними в разговор, он может не вставать, а лишь приподняться.

В лифте в присутствии дамы мужчины снимают шляпу. На улице целовать руку женщине не принято, только в помещении. В Великобритании, Германии, Скандинавии руку женщине вообще не принято целовать.

Форма обращения. Советское «товарищ» из обихода ушло; «гражданин» звучит слишком официально; слова «сударь», «сударыня» звучат старомодно; сегодняшняя форма обращения — «господин», «госпожа». Это форма вежливости, никакого иного, потаенного смысла это обращение не содержит. Обращение «по половому признаку» — «женщина», «мужчина» уместны только в больнице. Так же неуместны обращенные к посторонним слова «папаша», «мамаша», «тетенька», «дяденька», «бабуся».

Обращаясь к незнакомому, малознакомому или официальному лицу, следует говорить «Вы». Преподаватели обращаются к студентам и старшеклассникам на «Вы». Переход на «ты» может предложить старший — младшему и начальник — подчиненному.

Правила знакомства. Знакомство начинается с представления. Мужчина, независимо от возраста и положения, всегда представляется женщине первым. Младших по возрасту или служебному положению мужчин и женщин следует представлять более старшим. При равном положении более молодой представляется более пожилому, мужчина — женщине, подчиненный — начальнику, один человек представляется группе (женщина представляется супружеской паре первой). Если мужчина в момент представления сидит, он обязан встать. Женщина может не вставать, за исключением тех случаев, когда ее представляют даме, которая значительно старше ее по возрасту и по положению. Когда в обществе одного человека представляют сразу нескольким, обычно громко называют его фамилию, имя. Представляемый слегка кланяется всем.

Для представления лучше прибегнуть к помощи посредника, но можно представиться и самому. Если кто-то представляется вам, в ответ следует назвать свою фамилию. Если кто- то знакомит двух людей, он должен сам назвать представляемых. Нельзя подвести их друг к другу и сказать: «Познакомьтесь». Это невежливо. Если представляющий знакомит людей одного возраста и пола, он должен представить менее знакомого человека более знакомому. Членов семьи представляют, как правило, не называл их фамилий, например, «Ольга Ивановна, позвольте представить вам мою дочь Светлану». Человек, которому представляют нового знакомого, называет свою фамилию и добавляет: «Очень приятно», «Рад с вами познакомиться». Тот, кого представляют, говорить этого не должен. Новые знакомые, как правило, обмениваются несколькими словами, вступают в непродолжительную беседу. Инициатором такой беседы является человек, старший по рангу и возрасту, или женщина.

Новые знакомые обмениваются приветствиями и рукопожатиями. Рукопожатие не должно быть слишком сильным или, наоборот, слишком слабым. Трясти руку и пожимать ее двумя руками неприлично. Не принято обмениваться рукопожатиями через стол, идти с протянутой для рукопожатия рукой, подавать руку следует непосредственно перед рукопожатием. Женщина, знакомясь с мужчиной, сама решает, подавать ей руку или нет, это ее право. Если женщина или старший по возрасту, положению руки не предлагает, следует слегка поклониться. Если люди не представлены друг другу, а в беседе они участвуют, то, прощаясь, они не обязаны обмениваться рукопожатиями.

Мы коснулись ряда ситуаций, в которых проявляется определенная манера поведения. Манеры — это совокупность внешних форм поведения, присущих данному конкретному человеку. В манерах отражается воспитанность человека, которая проявляется в определенном способе держать себя, в походке, жестикуляции, мимике, интонации, в культуре речи.

Хорошие манеры предполагают скромность и сдержанность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Дурные манеры свойственны людям, которые имеют привычку громко говорить, не стесняясь в выражениях, им присущи развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде; они демонстрируют откровенную недоброжелательность к окружающим и нежелание считаться с чужими интересами; они беззастенчиво навязывают другим людям свою волю и желания, не умеют сдерживать свое раздражение; они намеренно оскорбляют достоинство окружающих, что проявляется в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Фактически манеры — это такой же способ проявлять уважение к окружающим, как опрятная одежда, вежливое обращение с другими, тактичность. В манере поведения достаточно велика роль привычек.

Привычки могут подчеркнуть достоинства человека, но могут свести их к нулю. Например, в беседе бестактно без причины отказываться от обсуждения предложенной темы; вести разговоры, которые могут вызвать у присутствующих тяжелые воспоминания (о болезнях, смерти); позволять неуместные шутки, подтрунивать над присутствующими, сплетничать об отсутствующих; вести разговоры о сугубо личных, интимных делах — своих и чужих; шептать что-то на ухо собеседнику; быть всегда недовольным, предъявлять постоянные претензии.

Надо помнить, что в основе хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал другому человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Этикетные правила включают также культуру одежды, культуру речи и правила ведения «светской» беседы, этикет официальных и неофициальных мероприятий, этикет застолья, правила поведения в ресторане и в гостях.

Кодекс «правильного поведения». Сегодня в современном российском обществе — обществе ХХI в. остро стоит вопрос о «правильном поведении», о том, как молодому человеку строить свои взаимоотношения с другими людьми, с друзьями, с товарищами и коллегами по работе, как вести себя в мире частного предпринимательства. Необходим кодекс поведения, в первую очередь, для молодого человека. Мы называем его «кодекс чести», который включает следующие нормы:

1) уважение к старшим. Это древнейшее правило, и оно, конечно же, должно быть присуще современному молодому человеку;

2) «золотое правило нравственности» — «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Данное правило также относится к древнейшим; его мы находим и в конфуцианстве, и в Библии, и у античных авторов;

3) уважение национального достоинства другого. Это правило выступает в российском многонациональном обществе, где более ста наций и народностей, как наиважнейшее. Оно означает абсолютный запрет на неуважительный тон, снисходительное отношение к «чужакам», национальным меньшинствам и проч.;

4) уважение религиозного чувства другого. Не должно быть ни малейшего неуважения к различным религиозным конфессиям;

5) самоуважение;

6) уважение достоинства другого;

7) толерантность (терпимость) к мнению другого, уважение права другого на инакомыслие;

8) совестливость;

9) знание и соблюдение норм права;

10) знание и соблюдение этикетных норм;

11) трудолюбие и бережливость;

12) патриотизм;

13) благоговейное отношение к природе;

14) забота о братьях наших меньших;

15) милосердие.

 

1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ НАГЛЯДНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Российской Федерации... ГОУ ВПО Российский химико технологический университет... им Д И Менделеева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Искусство и эстетическое освоение действительности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нравственность и этическая теория
Этика (от греч. ethos — место общего пребывания, нравы определенного сообщества) - теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой яв

Темы докладов и выступлений
1. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Базовые культурологические школы и концепции. 3. Понятие «массы» в различных философско-культурологических концеп

Что такое культура? Структура и функции культуры
Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950

Типология культур. Основание типологии культуры
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Восто

Материальная и духовная культуры
В широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком. Однако во имя чего он создал "вторую природу"? Видимо, человек создавал ее, чтобы удовлетворять свои, прежде все

Культура и цивилизация
Понятие цивилизация входит в научный оборот с ХVIII века, когда начался процесс формирования различных теорий цивилизаций, продолжающийся до настоящего времени.

Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций
Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский,

Эволюция современных цивилизаций
Схематическое изображение 2.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Гу

Эволюция первобытного общества
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические усл

Возникновение ранних форм культуры
Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом,не имеющим точной даты зарождения. Об и

Основные черты и признаки цивилизации
С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы чел

МИФИЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов Период формирования Пиктографические тексты датируются концом IV - началом

Буддизм — одна из трех мировых религий
Основатель буддизма - принц Гаутама, сын царя племени шакьев. Согласно легенде принц, выехавший однажды из дворца, был потрясен четырьмя встречам

Даосизм
Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы, автор древнейшего трактата «Лао-цзы» Исходной идеей даосизма

Конфуцианство
Китайский мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций, жил в VI-V вв. до н.э. По его имени учение называют конфуцианством.

Великая китайская стена III в. до н.э.
  Великая китайская стена,построеннаядля защиты страны от набегов коч

Культура Древней Греции.
Культуру древней Греции и древнего Рима принято называют античной культурой. Культура древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаическ

Культура Древнего Рима
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на о

Театр Диониса в Афинах
Центральной частью греческого театра, первоначально сооружавшегося для выполнен

Камея Гонзаго
  4.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Агора (аgога) — народное

Культура Византии
Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры, Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину ХV в. со столицей Константинополем по

Культура средневековой Европы
Культурная жизнь европейского общества этого периода определяется христианством. Оно выработало новую этику проведения, определило новый взгляд на мир, на место человека в нем. Бог — творец всех ви

Культура эпохи Возрождения
Культуру Итальянского Возрождения делят на четыре периода: 1) XIII в. - проторенессанс, предвозрождение; 2) ХIV в. - раннее Возрождение; 3) ХV в. - высокое Возрождение;

Европейская культура эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789). Европейское Просвещен

Середина ХII в. - ХV-ХVI вв.
Готический стиль пришел на смену романскому, был преимущественно культовым и развивался в рамках феодально-религиозной философии. Новый стиль господствовал в Западной Европе между серединой ХII и Х

Титаны культуры Возрождения
Эпоха Возрождения дала миру выдающихся талантов, обладавших всесторонней образованностью, волей, целеустремленностью, энергией, необычайной гуманитарной широтой. Они создали законы линейной и возду

ХVIII век - столетие музыки
Огромный вклад в развитие музыки внесли австрийские и немецкие композиторы - Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом б

Реализм
Реалистическую тенденцию в искусстве ХVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 — 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянск

Периодизация культуры России
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза

Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тыс. до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как

Культура Древней Руси
Наиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюри

Русская культура XVIII в.
Радикальные реформы Петра 1 коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени: 1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь; 2) "спрессованность"

Повесть временных лет
Русско-православная цивилизация (IX-XVII вв.) Исторический период Характеристика исторического периода Предп

Збручевский идол
Датируется X в. Збручевский идол — скульптурно

Развитие грамотности на Руси
Славянская азбука Кириллица — одна из двух славянских азбук, названная по имени славянского просветителя середины IХ в. Кирилла, который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата М

Темы докладов и выступлений
1. Этнокультурные и духовные аспекты российской цивилизации в творчестве русских мыслителей XIX века. 2. Концепция всеединства и религиозно-поэтическое учение о Софии В.С. Соловьева.

Художественная культура России ХIХ века
Художественная культура России ХIХ века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм; романтизм; реализм.

Передвижники
Во второй половине XIX в. в России сформировалась организация художников — Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее в своем составе наиболее творческие силы русского искусства

М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 гг.
И.М. Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник 1888 г. &nb

Культура ХХ столетия и будущее человечества
На рубеже ХIХ—ХХ веков произошли количественные изменения, которые неизбежно должны были перерасти в коренные качественные и оказать глубокое воздействие на процесс развития

М. Шагал. «России, ослам и другим». 1911 г.
Репродуцируемый рисунок является вариантом ранней крупноформатной картины, находящейся в парижском Музее современного искусства. В рисунке чувствуются скрытая привязанность художника к жизни русско

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги