рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Повесть временных лет

Повесть временных лет - раздел Философия, КУЛЬТУРОЛОГИЯ Русско-Православная Цивилизация (Ix-Xvii Вв.) ...

Русско-православная цивилизация (IX-XVII вв.)

Исторический период Характеристика исторического периода
Предпосылки возникновения русско-православной цивилизации (от древнейших времен до конца ХII в.) Днепровский или киевский период охватывает время от образования восточнославянского государства до упадка Киевской Руси. В это время главная масса восточнославянского населения сосредотачивается в области Днепра. Русь испытывает сильное влияние византийской цивилизации, особенно усилившегося после принятия христианства в 988 г. Оказывается благотворное влияние на развитие искусства, образования, архитектуры. Устроителем и руководителем политического и хозяйственного уклада выступает большой торговый город. Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян окончательно не решен. Наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась между Одером (Одрой) и Вислой, либо между Одером и средним течением Днепра. Из регионов началось продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях (V — VII вв.). В VI в. славяне заняли земли, принадлежавшие Византийской империи. С VII — VIII вв. происходит продвижение славян в центральные и северные районы Восточной Европы. К середине 1 тыс., стали создаваться военно-политические племенные и межплеменные союзы: в VII-IХ вв. происходит становление государства у болгар, сербов, чехов, словенцев; в IХ в. складывается древнерусское государство во главе с Киевом — Киевская Русь. Сведения из летописей позволяют считать, что на территории Восточной Европы по бассейнам рек расселились племена восточных славян — поляне. древляне, кривичи, вятичи, радимичи и др. восточных славян получил развитие культ видимой природы — неба (бог Сварог), солнца (Даждьбог), грома и молнии (бог Перун), ветра (бог Стрибог) и др., а также культы предков. Расселение восточнославянских племен оказало влияние на хозяйственную жизнь. Она определялась главной хозяйственной артерией — Днепром, который притягивал славянских поселенцев к черноморским рынкам Лесная полоса позволяла заниматься пушным промыслом и лесным пчеловодством «бортничеством», что давало товары мя внешней торговли.
Исторический период Характеристика исторического периода
Предпосылки возникновения русско-православной цивилизации (от древнейших времен до конца ХII в.) Из Византии через книги, законы, церковное богослуженне,вокальную и хоровую музыку, проповедь на Киевскую Русь пришли гражданские и нравственные понятия. Это была эпоха установления связейКиевской Руси не только с ближайшими соседями и Византией, но и государствами Европы. На торговом пути из «Варяг в Греки» (по линии рек Волхов — Днепр) возникли города (Киев, Новгород, Смоленск и др.), взявшие на себя защиту торговли и торговых путей. Древнейшим государством восточных славян было Киевское княжество, возникшее во второй половине IХ в. и ставшее узловым пунктом торгово-ремесленного развития и центром политического объединения. Главной целью княжеской администрации был сбор налогов (натурой и деньгами). В 945 г. впервые появилось выражение «Русская земля», «Русь». В.О. Ключевский полагал, что название «Русь» носила княжеская дружина, позднее «русью» называли высший класс русского общества. В ХI — ХII вв. термины «Русь» и «Русская земля» обрели политическое значение. Так стада называться вся территория, подвластная киевским князьям, со всем христианским славяно-русским населением. В Киевской Руси сформировался свод древнерусского феодального права — «Русская правда», включивший Правду и Устав Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха. В соответствии с ними упразднялась кровная месть, защищалась жизнь и имущество дружинников и т.д. С 988 г. началось крещение Киевской Руси. В этот год князь Владимир тайно принял христианство, и вскоре состоялась его свадьба с сестрой византийского императора Анной. Массовое крещение киевлян произошло 1 августа 990 г., новгородцев — в сентябре того же года. Процесс принятия славянами христианства занял несколько десятилетий. Вместе с христианством на Русь прибывают священнослужители, начинается строительство храмов и монастырей. Получают развитие христианское искусство (иконопись, фресковая живопись, мозаика на церковные мотивы) и литература.  
Исторический период Характеристика исторического периода
Предпосылки возникновения русско-православной цивилизации (от древнейших времен до конца ХII в.) В 989 г. в Киеве начинают строить десятинную церковь, в 1037 г. закладывают Софийский собор, в 1045 г. — Софийский собор в Новгороде. В 1051 г. в Киеве был основан Киево-Печерский монастырь. Киевская Русь подпадает под сильное влияние византийской цивилизации. Первый киевский митрополит из русских — Илларион — был избран только в 1051 г. Тем не менее, культура Киевской Руси сохраняет свою индивидуальность, самобытность и не превращается в придаток византийской цивилизации. Киевские князья были достаточно образованными для своего времени людьми — читали и собирали рукописные книги, распространяли просвещение, были знакомы с иностранными языками. На Руси выработался книжный (литературный) язык, получали развитие летописание, собственная светская литература. Грамотность на Руси была достоянием не только верхних слоев общества, но и приникла в народ, о чем убедительно говорит новгородские берестяные грамоты. Принятие христианства ввело Киевскую Русь в орбиту христианских государств и под влиянием этого события на Руси создаются предпосылки для формирования русско-православной цивилизации. Однако ее развитию мешали внешние обстоятельства (монголо-татарское нашествие) и внутренние противоречия (феодальная междоусобица)».  
Исторический период Характеристика исторического периода
Перемещение центра русского православия Поднепровья Северо-Восточную Русь. (конец ХII — середина ХV в.) Период политической зависимости Руси от Золотой Орды В первой половине ХIII в. большинство русских были завоеваны монголо-татарами и потеряли свою политическую независимость. Остальные русские земли также были зависимы от Золотой Орды. В это же время Новгородские и Псковские земли подверглись нападению со стороны Швеции и ордена, а позднее - Литовского княжества. Со второй половины ХII в. началось запустение Поднепровья (Киевской Руси). В.О. Ключевский отмечал, что "приниженное юридическое и экономическое положение рабочих классов", княжеские усобицы и набеги половцев поколебали общественный порядок и благосостояние Киевской Руси. Он подчеркивал, что Русь, пустея, вместе с тем беднела. «Отлив» населения шел на запад (на Западный Буг, в верховье Днепра и Вислы, вглубь Галиции и Польши) и на северо-восток (за реку Угру, междуречье Оки и верхней Волги), в Суздальские земли, где переселенцы окрепли и спасли свою народность. Следствием русской колонизации Верхнего Поволжья стало образование "в составе "русской народности" "велико-русского племени". Характерные особенности этого хозяйства: - разбросанность населения, господство мелки поселков и деревень; - незначительность крестьянской запашки; - подвижный характер хлебопашества; - развитие мелких сельских промыслов, усиленная разработка лесных, речных и других угодий. В северо-восточной Суздальской земле утвердился новый порядок княжеского владения: в Киевской Руси "вся Русская земля" считалась "отчиной и дединой" всего княжеского рода, а отдельные князья временными владетелями своих "княжений"; на северо-востоке земля перестала быть коллективной вотчиной, а распада-лась на отдельные независимые "княжения", территории которых считались личной и наследственной собственность своих владельцев. Таким образом, сформировалось удельное владение, в котором носителем власти было лицо, а не род.    
Исторический период Характеристика исторического периода
Конец ХII - начало ХIII вв. - середина ХV в. В ХIV - ХV вв. произошли два знаменательных для история Руси события - Куликовская битва (1380 г.) и свержение монголо-татарского ига (1480 г.). До этого московский князь получал титул из рук Золотой Орды. Теперь создаются политические, экономические и идеологические предпосылки для развития русско-православной В условиях освободительной борьбы против ордынского ига происходят этноконфесиональная консолидация княжеств Северо- Восточной Руси, образовавших в ХIV-ХV вв. Московскую Русь. Славянское население Ростовских, Суздальских, Владимирских, Московских, Тверских, Новго-родских и других земель стали этническим ядром форми-ровавшейся русской народности. С конца ХV в. начинает распрост-раняться название Россия, Великороссия. В ХII — ХIII вв. наблюдались два процесса: дробление Руси на княжеские вотчины и собирание дробившихся частей в нечто единое. В процессе собирания северо-восточных земель появился центр, имеющий выгодное географическое положение Москва, возникшая на рубеже юго-западной, днепровской и северо-восточной, волжской Руси. Москва стала «этнографическим центром Великоросс-сии». Положение Москвы прикрывало ее от внешних ударов, которые приходились в первую очередь на Рязанское, Нижегородское, Ростовское, Ярославское и Смоленское княжества. Москва-река имела немалое торговое значение, и город оказался на пересечении скрещиваю-щегося торгово-транзитного движения, что обогащало казну московского князя. Московские князья в силу политических и династических условий выработали линию поведения и выступали в роли смелых хищников, прибиравших к рукам все, что плохо «лежало». К началу ХIV в. вся Москва-река до устья стала московской. Монголо-татарский разгром поверг хозяйство Руси в страшный хаос, из которого с ХIV в. Северо-Восточная Русь начинает выбираться. Московские князья заботятся об установлении в своих землях порядка, и уже Ивана Калиту считали образцовым хозяином. При этом он не гнушался ради этого никакими средствами. В итоге в 1328 г. ему удалось получить ярлык на великое княжение начать процесс вывода Северо-Восточной Руси из состояния раздробленности. Битва на Куликовом поле в 1380 г. под московскими знаменами и первая победа над Золотой Ордой придали великому князю Московскому значение национального вождя в борьбе с внешними врагами.  
Исторический период Характеристика исторического периода
Развитие русско-православной цивилизации в условиях складывающегося многонационального Русского государства Середина ХV - конец ХVII вв. кафедры митрополита из Владимира в Москву. Собирание русских земель вокруг княжества Московского и его превращение в национальное великорусское государство. Великий князь московский становится национальным великорусским царем. В ХIV в. произошло событие, сделавшее Москву церковной столицей Руси. В 1299 г. митрополит Максим, не стерпев монголо-татарского насилия, переехал из Киева во Владимир на Клязьму. В 1326 г. митрополит Петр, гостивший в Москве, умирает, а его Феогност поселиться в Москве. Перенос в Москву митрополичьей кафедры содействовал не только притоку больших материальных средств, которыми располагала тогда русская православная церковь, но и помог московскому князю укрепить свою национальную и нравственную значимость на Руси. В московском князе Северная Русь привыкла видеть старшего сына русской церкви, ближайшего друга и сотрудника главного русского иерарха, а Москву считать городом на котором покоится особое благословение, с которым связаны религиозно нравственные интересы всего православного народа. Иван III территориальное собирание Руси которое продолжил его сын Василий. Используя различные способы и средства, том числе силу экономического и военного принуждения, Иван III присоединяет земли Новгорода Великого, Ростовского и Тверского княжеств; князья ярославские поступают на московскую и отказываются от своей самостоятельности; Василий III часть Смоленской земли, Черниговские и Северские земли, княжество Рязанское и т.д. Приобретения Ивана III и его сына увеличили территорию Московского княжества более чем в два с половиной раза. В результате в ХV-ХVI вв. происходит частичное собирание Москвой русских земель, что превращает Московское княжество в национальное великорусское государство, а великого князя московского — в царя.
Исторический период Характеристика исторического периода
Становление русско-православной цивилизации. Середина ХV—начало ХVII вв. Иван III начинает именоваться титулом государь всея Руси, царем всея Руси. С Ивана III Московское государство устанавливает сложные дипломатические сношения с Польшей, Литвой, Швецией, Венецией, Тевтонским и Ливонским орденами, с императором германским и другими. По словам Ключевского, «объединившаяся Великороссия рождала идею Народного государства..., раздвигаясь с успехами московского оружия и с колонизационным движением велико-русского народа». В 1472 г. овдовевший Иван III женился на Софье (Зое) Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина IХ Палеолога. Брак Ивана и Софьи приобрел политическое значение: как наследница павшей византийской династии Софья перенесла византийские державные права в Москву, как в новый Царьград, и разделила их с Мужем. С 1497 г. гербом Российского государства становится герб Византии — двуглавый орел. Вслед за Софьей из Италии и Византии в Москву прибывают архитекторы и мастера, которые вместе с русскими зодчими и мастерами превращают Московский Кремль в крупнейшую крепость Европы. В Кремле строят: Успенский собор (1475-1479), в котором с 1547 г. венчались на царствование русские цари и императоры, собирались земские соборы; Благовещенский собор (1484 -1489); Грановитую палату (1487- 1491). Иван III, перестав быть данником Золотой Орды, начинает именовать себя титулом государь всея Руси, царем всея Руси. Так, ранее именовали на Руси византийских императоров и ханов-ордынцев. Иван III мог считать себя единственным оставшимся в мире православным независимым государем. В начале ХУI в. в московской летописи появляется новое родословие русских князей, ведущее свой род прямо от императора Римской империи Августа.
Исторический период Характеристика исторического периода
Рождение идеи третьего Рима: Москва — третий Рим, а четвертому не бывать Образование многонационального Российского государства, со своеобразной культурой, основу которой составила великорусская культура. Тогда же обнародуется сказание о "мономаховой шапке", присланной из Царьграда византийским императором Константином Палеологом. Великий Киевский князь Владимир (внук Константина Мономаха) был венчан этим венцом и стал зваться "Мономахом, боговенчанным царем Великой Руси". Ключевский полагал, что основная мысль этого сказания заключалась в том, чтобы объявить московских государей церковно-политическими преемниками византий-ских императоров. Примерно тогда же старец Филофей писал Ивану IV, что все христианские царства сошлись в одном царстве, а Москва - третий и последний Рим, а четвертому Риму не бывать. Знаменательно, что в сооруженном в Кремле Архангельском соборе (1505 – 1508 гг.) часть фресок представляла портретную галерею властителей Руси - князей киевских, владимирских, москов-ских, чем подчеркивалась преемствен-ность верховной власти от Киева к Владимиру и от него к Москве. Таким образом, к концу ХУ в. сформировалась русско-православная цивилизация, истоки которой одни относят к Киевской Руси, другие - к Византийской империи, третьи их находят в Римской империи. Смерть царя Федора Иоанновича в 1598 г. послужила одной из причин начавшейся 15-летней смуты, едва не приведшей российское государство к потере независимости. На Руси пресеклась правившая 735 лет династия Рюриковичей, которая вела свое начало с 862 г. К началу смутного времени Россия превратилась в огромное многонацио-нальное Российское государство, со свое-образной культурой, основу которой составила великорусская культура. В начале ХVII в. на царствование избирается новая династия - Романовых.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Российской Федерации... ГОУ ВПО Российский химико технологический университет... им Д И Менделеева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Повесть временных лет

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нравственность и этическая теория
Этика (от греч. ethos — место общего пребывания, нравы определенного сообщества) - теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой яв

Искусство и эстетическое освоение действительности
Искусство — практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Прекрасное, возвышенное, трагическое — основные эстетические ценности — становятся основ

Темы докладов и выступлений
1. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Базовые культурологические школы и концепции. 3. Понятие «массы» в различных философско-культурологических концеп

Что такое культура? Структура и функции культуры
Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950

Типология культур. Основание типологии культуры
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Восто

Материальная и духовная культуры
В широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком. Однако во имя чего он создал "вторую природу"? Видимо, человек создавал ее, чтобы удовлетворять свои, прежде все

Культура и цивилизация
Понятие цивилизация входит в научный оборот с ХVIII века, когда начался процесс формирования различных теорий цивилизаций, продолжающийся до настоящего времени.

Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций
Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский,

Эволюция современных цивилизаций
Схематическое изображение 2.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Гу

Эволюция первобытного общества
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические усл

Возникновение ранних форм культуры
Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом,не имеющим точной даты зарождения. Об и

Основные черты и признаки цивилизации
С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы чел

МИФИЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов Период формирования Пиктографические тексты датируются концом IV - началом

Буддизм — одна из трех мировых религий
Основатель буддизма - принц Гаутама, сын царя племени шакьев. Согласно легенде принц, выехавший однажды из дворца, был потрясен четырьмя встречам

Даосизм
Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы, автор древнейшего трактата «Лао-цзы» Исходной идеей даосизма

Конфуцианство
Китайский мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций, жил в VI-V вв. до н.э. По его имени учение называют конфуцианством.

Великая китайская стена III в. до н.э.
  Великая китайская стена,построеннаядля защиты страны от набегов коч

Культура Древней Греции.
Культуру древней Греции и древнего Рима принято называют античной культурой. Культура древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаическ

Культура Древнего Рима
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на о

Театр Диониса в Афинах
Центральной частью греческого театра, первоначально сооружавшегося для выполнен

Камея Гонзаго
  4.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Агора (аgога) — народное

Культура Византии
Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры, Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину ХV в. со столицей Константинополем по

Культура средневековой Европы
Культурная жизнь европейского общества этого периода определяется христианством. Оно выработало новую этику проведения, определило новый взгляд на мир, на место человека в нем. Бог — творец всех ви

Культура эпохи Возрождения
Культуру Итальянского Возрождения делят на четыре периода: 1) XIII в. - проторенессанс, предвозрождение; 2) ХIV в. - раннее Возрождение; 3) ХV в. - высокое Возрождение;

Европейская культура эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789). Европейское Просвещен

Середина ХII в. - ХV-ХVI вв.
Готический стиль пришел на смену романскому, был преимущественно культовым и развивался в рамках феодально-религиозной философии. Новый стиль господствовал в Западной Европе между серединой ХII и Х

Титаны культуры Возрождения
Эпоха Возрождения дала миру выдающихся талантов, обладавших всесторонней образованностью, волей, целеустремленностью, энергией, необычайной гуманитарной широтой. Они создали законы линейной и возду

ХVIII век - столетие музыки
Огромный вклад в развитие музыки внесли австрийские и немецкие композиторы - Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом б

Реализм
Реалистическую тенденцию в искусстве ХVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 — 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянск

Периодизация культуры России
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза

Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тыс. до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как

Культура Древней Руси
Наиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюри

Русская культура XVIII в.
Радикальные реформы Петра 1 коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени: 1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь; 2) "спрессованность"

Збручевский идол
Датируется X в. Збручевский идол — скульптурно

Развитие грамотности на Руси
Славянская азбука Кириллица — одна из двух славянских азбук, названная по имени славянского просветителя середины IХ в. Кирилла, который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата М

Темы докладов и выступлений
1. Этнокультурные и духовные аспекты российской цивилизации в творчестве русских мыслителей XIX века. 2. Концепция всеединства и религиозно-поэтическое учение о Софии В.С. Соловьева.

Художественная культура России ХIХ века
Художественная культура России ХIХ века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм; романтизм; реализм.

Передвижники
Во второй половине XIX в. в России сформировалась организация художников — Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее в своем составе наиболее творческие силы русского искусства

М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 гг.
И.М. Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник 1888 г. &nb

Культура ХХ столетия и будущее человечества
На рубеже ХIХ—ХХ веков произошли количественные изменения, которые неизбежно должны были перерасти в коренные качественные и оказать глубокое воздействие на процесс развития

М. Шагал. «России, ослам и другим». 1911 г.
Репродуцируемый рисунок является вариантом ранней крупноформатной картины, находящейся в парижском Музее современного искусства. В рисунке чувствуются скрытая привязанность художника к жизни русско

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги