рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура ХХ столетия и будущее человечества

Культура ХХ столетия и будущее человечества - раздел Философия, КУЛЬТУРОЛОГИЯ На Рубеже Хiх—Хх Веков Произошли Количественные Измен...

На рубеже ХIХ—ХХ веков произошли количественные изменения, которые неизбежно должны были перерасти в коренные качественные и оказать глубокое воздействие на процесс развития человеческого общества. На мировой арене определилась группа ведущих, экономический, политически и культурно развитых европейских стран. По уровню экономического, политического и научного потенциала к ним приблизились США. Особое место занимала Российская империя, со своим специфическим полуазиатским способом производства и полуфеодальным социально-политически и устройством, низким уровнем образования и довольно высоко развитой культурой, доступной узкому кругу общества.

Страны Европы и США вступили в свою новую стадию - индустриального, а затем постиндустриального общества. В колониальной и полуколониальной зависимости оказались народы практически всей Африки, большей части Азии и Латинской Америки. Сложилась всемирная система колониальных и зависимых стран, эксплуатируемых и угнетаемых сравнительно небольшой группой экономически и политически развитых государств романо-германской (западно-христианской) цивилизации. Среди огромных колониальных империй лидером выступала Великобритания.

Однако завершением колониального раздела мира были удовлетворены не все развитые страны. Борьба за рынки толкала их на борьбу за передел колониальных владений. На грани веков уже ведутся локальные войны (испано-американская, 1898 г.; англо-бурская, 1899-1902 гг.; русско-японская, 1904-1905 гг.), предвестники мировой войны за сферы экономического и политического влияния.

Первая половина ХХ в. ознаменовалась эпохальными событиями, оказавшими огромное воздействие на мировой процесс развития. Это:

· две кровопролитные мировые войны, в которых сокрушительное поражение потерпели Германия и ее союзники;

· две революции в 1917 г. в России, в результате чего огромная империя выпала из мировой капиталистической системы;

· революционные события в Европе, приведшие к падению Германской и Австро-Венгерской импёрий и образованию ряда самостоятельных национальных государств (Чехословакия, Польша, Югославия, Финляндия);

· начало беспрецедентной глобальной «холодной» войны между развитыми капиталистическими государствами и странами социалистического мира во главе с Советским Союзом, в которой последние в конечном итоге потерпели поражение;

· развертывание мощного национально-освободительного движения в Азии и Африке, покончившего с колониальной системой. Десятки государств обрели политическую независимость, но остались экономически несвободными от своих прежних хозяев, образовав зону стран «третьего мира».

На протяжении последних трех десятилетий романо-германская (западно-христианская) цивилизация играла в мире доминирующую роль. На ее развитие в ХIХ в, оказала влияние научно-техническая революция, начавшаяся в конце ХVIII столетия и приведшая к новому этапу развития - индустриальному. С одной стороны, были достигнуты огромные успехи в развитии производительных сил; в Западной Европе и США произошло становление буржуазной демократии и развитие политических свобод и прав, с другой - налицо было усиление эксплуатации широких народных масс и дегуманизации общества.

Ориентация развивающегося в ХХ в. капитализма на научный эксперимент и развитие механики заложила фундамент для установления связи производства с наукой, накопившей к тому времени опыт, позволявший использовать его на производстве. Экспериментальные данные, ранее получаемые в научных лабораториях учебных заведений, теперь применяются на промышленных предприятиях. Интенсивный рост производства стимулировал научные исследования как в фундаментальных, так и в прикладных науках. Продолжался процесс дифференциации наука, ведший к появлению новых самостоятельных дисциплин. Механика утрачивала свою монополию на формирование общенаучной картины мира. Возрастала роль биологии, химии, геологии. Важное значение приобрела идея эволюционного развития, большой вклад в разработку которой внес Ч. Дарвин.

Возникновение концепции эволюционизма существенно ослабило теологическую концепцию креационизма, согласно которой весь мир, включая человека, был сотворен Богом и остается неизменным. Сторонники эволюционизма исходили из противоположной концепции - мир находится в постоянном развитии, а к своему современному состоянию он пришел в результате длительной эволюции.

Виток научных открытий значительно расширил знания человека о природе и обществе, позволил сделать открытия на стыке наук на основе синтеза, объединявшего результаты отдельных исследований. Австрийский ученый Г. Мендель заложил основы генетики, русский химик Д.И. Менделеев открыл периодический закон элементов, немецкий естествоиспытатель и врач Э.Г. Майер первый сформулировал закон сохранения энергии, а англичанин Д.П. Джоуль экспериментально его обосновал и определил механический эквивалент тепла, Наконец, на рубеже ХIХ и ХХ столетий ученые открыли электрон и впервые обнаружили радиоактивность.

Наука, зародившаяся в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, начавшаяся складываться в Западной Европе с ХVI-ХVII вв., в ходе развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий влияние на все сферы общества, Если в ХIХ в. на смену мускульной энергии, силе воды и ветра пришли сначала паровая машина, а затем электрическая энергия и двигатель внутреннего сгорания, то в ХХ в. появились новые высокопроизводительные технологии. На рубеже ХIХ-ХХ столетий сформировалась система наука - техника - производство, которая благодаря открытиям ХIХ в. привела к революционным переворотам во всех областях науки.

Раскол мира в первой половине ХХ столетия на две идеологически противоположные системы - капитализма и социализма - наложил отпечаток на общее развитие культуры. Противостояние систем ограничивало возможность общения интеллектуальных сил, особенно в области науки, обеспечивавшей развитие оборонного комплекса. В сфере гуманитарных наук и искусства противостояние приняло иные формы, суть которых сводилась к обвинениям с обеих сторон творческих сил в апологетике. Идеологическое и политическое противостояние выливалось в одну из форм борьбы, которая часто приобретала государственный характер. В результате складывалась тяжелая атмосфера, в формировании которой участвовали интеллектуальные силы с обеих сторон, выполнявшие государственный заказ правящих политических элит. Это привело во второй половине ХХ в. к образованию диссидентского движения, эмиграции и высылке инакомыслящих из Советского Союза.

Сложность происходящих социально-экономических и политических процессов наложила отпечаток на культуру; получило распространение огромное количество сталей, направлений и течений, существование которых измерялось порой несколькими годами и небольшим количеством приверженцев. Главным направлением художественной культуры оставался реализм, имевший различные опенки от критического до социалистического. Однако реализм в литературе и искусстве, занимая значительное место, не мог оставаться в центре общественного внимания. С начала ХХ в. на передний план вышел модернизм, продолжением которого стал авангардизм. Переходным течением между ними выступил стиль модерн.

Возникшее на грани ХIХ и ХХ веков в европейском и американском искусстве стилевое направление "модерн" стремилось преодолеть эклектизм в буржуазной культуре. Социальная природа нового направления коренилась в конфликте между личностью и обществом. Утверждая единство стилеобразующих принципов всего окружения человека (от архитектуры жилища до костюма), ведущая роль отводилась архитектуре как основе синтеза искусств. Это нашло отражениё в строительстве. Архитекторы, например, отказались от ордерной или эклектически заимствованной из других стилей системы украшения фасада и интерьера сооружений. Путем стилизации "модерн" органически усваивал черты искусства различных эпох и стилей в образах архитектуры прошлого. В этом стиле работали архитекторы А. Гауди в Испании, В. Орта и ван де Велде в Бельгии, Ф.О. Шехтель в России, Ч.Р. Макинтош в Шотландии и др.

В результате взаимопроникновения станковых и декоративно-прикладных форм искусства произведения живописи и скульптуры, включаясь в общий ансамбль стиля модерн", теряли свой самостоятельный характер. В живописи преобладающее значение получили панно, в скульптуре - рельефы. Так, черты этого стиля были характерны для русского художника МА. Врубеля, хотя его творчество ближе к символизму. Как многие талантливые художники, он в своем творчестве выходил за рамки как "модерна", так и символизма, ибо его восприятие сложной картины мира не могло уложиться в стилевые особенности этих течений.

В истории культуры ХХ в. видное место занимает модернизм - обобщающее наименование ряда художественных течений этого столетия. В начале ХХ в. течениям модернизма - фовизму, кубизму, футуризму, абстрактному искусству - свойственны авангардистские тенденции. Тревога, охватившая общество, неудовлетворенность существующей социальной действительностью нашли выражение в ряде течений модернизма первой половины ХХ в. С одной стороны, в них проявилась антибуржуазная, бунтарская направленность, с другой - антидемократическая идейно- художественная сущность, которые приводили их к острому кризису. Поэтому часть сторонников модернизма вновь обращалась к отражению реальной действительности, как, например, П. Пикассо или А. Дерен. В творчестве Пикассо постоянно пересекались и противоборствовали гуманистическое, жизнеутверждающее начало и отвлеченное формотворчество. Дерен с 20-х гг. вообще обратился к строгому классическому рисунку и увлекся наследием Караваджо и Ж.О.Д. Энгра.

К середине 20-х гг. ряд течений модернизма, принципиально отказавшихся от изображения действительности и ушедших в мир отвлеченных, формально-пластических фактурных и колористических исканий (в первую очередь абстрактное искусство и сюрреализм), стали официально признанным искусством и обрели «рыночную стоимость». Последнее обстоятельство породило множество спекулятивных форм, манер и экспериментальных поисков, получивших отклик в процессе развития художественного языка современного искусства.

Идеи преобразования современного общества никогда не покидали деятелей культуры, включая архитекторов. В 20-30-х гг. во французской, например, архитектуре, наряду с неоклассическими тенденциями получили развитие идеи упорядочения городского строительства, осмысления новых строительных конструкций. Главные черты этой архитектуры, проявившиеся в функциональной обусловленности бетона, стекла и стали, были сформулированы в теоретических работах Ле Корбюзье, который применил их на практике. Он разделял надежды на преобразование общества с помощью решения проблем градостроительства и массового жилого строительства на основе рациональной реорганизации функций и пространственной структуры города и жилого дома.

Ле Корбюзье сформулировал пять отправных точек современной архитектуры: здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, ненесущая фасадная стена. В своих постройках он использовал простые геометрические формы, спокойные плоскости фасадов, большие остекленные поверхности. В градостроительных проектах 20-30-х гг. им была развита идея "вертикального" города-сада с высокой плотностью населения, башнеобразующими зданиями и значительными озелененными пространствами между ними, с разделением путей движения пешеходов и транспорта, зон жилья, деловой активности и промышленности. Некоторые теоретические положения Ле Корбюзье были реализованы в Советском Союзе (дом Центросоюза в Москве на Мясницкой улице (в соавторстве с Н.Д. Колли), клубы и дворцы культуры, построенные по проектам советских архитекторов, ряд микрорайонов массовой жилой застройки), в Бразилии (Министерство здравоохранения и просвещения в Рио-де-Жанейро, 1937-1943 гг.,) и др. Теоретические положения Ле Корбюзье легли в основу «Афинской хартии», принятой в 1933 г. Четвертым Международным конгрессом современных архитекторов.

В первой половине ХХ столетия архитекторы США развили принципы органической и рационалистической архитектуры, добиваясь в жилом строительстве его слитности с природой. В то же время они создавали крупные комплексы, в которых сочетался практицизм экономического расчета со смелостью инженерных решений. В США получило развитие сборное строительство, которое стимулировало развитие "архитектуры стали и алюминия". В середине ХХ в. возникли жилые массивы урбанизированных территорий со стихийно сложившимся чередованием жилых, деловых и промышленных зон. Сверхвысокая концентрация зданий в городских центрах сочеталась с малоэтажной застройкой. Такой тип застройки в городских центрах стал образцом для многочисленных повторений в США и Западной Европе, а в конце ХХ в. применялся в некоторых городских центрах России.

Поиски деятелями культуры новых средств выражения и форм произведений, взаимоотношения художника с реальной жизнью, стремление к коренному обновлению эстетической практики, разрыву с ее устоявшимися принципами и традициями объединили их в движение, именуемое авангардизмом.

Во второй половине ХХ столетия общественно-экономическая жизнь протекала не менее интенсивно, но порой более агрессивно. В этот период произошли огромные изменения, которые заставили по-новому посмотреть на многие явления жизни на Земле. Новая ситуация в странах с развитой экономикой не избавила их от неравенства, противоречий, кризисов и конфликтов. Удалось создать приемлемые условия для человека, но они распространились только на часть общества. Тем не менее, уже в 60-е гг. западноамериканское общество стали называть "государством всеобщего благоденствия", а капитализм "народным". В то же время прежнее деление культуры на высокую (элитарную), низкую (общенародную) и промежуточную (среднюю) начало стираться. Социальная основа первой стала сужаться, а второй нивелироваться, в результате чего ведущие позиции заняла массовая культура. Для современного общества становятся характерными массовое производство, массовое потребление, массовая демократия, массовая культура.

Однако уровень массовой культуры не мог обеспечить развитие наукоемких технологий, для разработки которых были нужны специалисты высокой квалификации. Поэтому по-прежнему труд ученых и специалистов инженерно-технического профиля играет ведущую роль. За счет их высокого интеллектуально-технического труда обеспечивались разработка и внедрение средств автоматизации, кибернетизации, роботизации, компьютеризации в производственные процессы и во все сферы жизни общества. Если в начале века общество было индустриальным, то во второй половине ХХ в. оно становится постиндустриальным и информационным. Главными элементами производства и обмена здесь выступают не только труд и капитал, но и знания и информация. В современном обществе они превратились в инструмент овладения властью, что показали выборы последних лет в России.

К концу ХХ столетия сформировались устойчивые крупные массивы человечества, которые можно квалифицировать как современные цивилизации: романо-германская, или атлантическая (существующая в двух измерениях - европейском и североамериканском), арабо-исламская, латиноамериканская, азиатско-тихоокеанская, африканская, русско-православная. Доминирующую роль среди них играет романо-германская цивилизация, диктующая другим свои правила поведения и выступающая генератором радикального преобразования других цивилизаций на основах рыночной экономики, достижений научно-технического прогресса, демократии, прав человека и его свобод в евроамериканском понимании. В случае полного их принятия останется единственное и самое существенное различие, стоящее на пути создания всемирной цивилизации — национальные культуры (язык, традиции, религии, литература и искусство).

Некоторые ученые считают, что будущее за техногенной цивилизацией. Это не удивительно, потому что с середины ХХ в. развитые страны, благодаря науке и технике, сделали гигантский скачок в развитии механизации, автоматизации и стандартизации производства, использовании достижений в области микроэлектроники, информатики и биотехнологии. Эти достижения могут радикально решить многие проблемы через разработку высоких экологических технологий, формирование единого информационного пространства и новой информационной среды обитания, что приведет к формированию нового типа людей. На смену рациональному человеку с систематизированными знаниями может прийти человек-компьютер. В этом случае основная масса людей превратится в придаток компьютерной системы. Получаемую информацию человек-компьютер станет принимать, обрабатывать и выдавать для практического использования. Все ненужное будет отбрасываться компьютером, работающим по программам, разработанным элитарной частью общества или по ее заказам. Человек будет получать готовые решения, превратится в технического исполнителя, которому не потребуются фундаментальное образование и высокоразвитый интеллект (исключение составят элитарные группы специалистов-разработчиков программ). Такие специалисты смогут обходиться без внутреннего духовного совершенствования, духовных запросов, то есть они станут частью (микросхемой или ее частью) огромной информационной системы, управляемой финансово-экономическими олигархами, которые будут брать на себя решение информационно-политических проблем.

В результате отпадет необходимость в национальной культуре, которую заменит массовая культура американского типа Процесс вестернизации («озападнивания») приведет к повышению роли Запада и усилению его влияния на Восток. Уже сейчас процесс преобразования мира по западному образцу затронул дальневосточный регион (Японию, Южную Корею, отчасти Китай). Но пока он идет при сохранении конфуцианско-буддистских и синтоистских ценностей, то есть при сохранении самобытных национальных культур.

Судьбы ХХI столетия будут определять не только научнотехнические достижения, но и культурно-мировоззренческий настрой людей. Если человечество не сделает на основании допущенных ошибок надлежащие выводы, то его ждет крах. Вопрос стоит остро — либо приоритет будет отдан научно-техническим достижениям,которыми без учета их последствий воспользуется узкая группа людей в своих целях и тем самым будет определять судьбы людей и многообразие культур, либо человечество проявит осмотрительность, разборчивость в разумность в применении этих достижений. Если техника будет подчинена человеческому императиву, а не человек императиву техники, то это не только не сузит духовных и чувственных возможностей, но и приведет к углублению своеобразия человеческой духовности.

ХХ столетие со всей очевидностью показало, что общество стоит перед решением ответственных задач. Главная из них — кризис, переживаемый отдельными культурами, от преодоления которого зависит будущность человечества. В каждой цивилизации идет напряженная внутренняя борьба за экономическую и политическую власть, за господство над природными, людскими ресурсами и интеллектуальным потенциалом. Она выливается в противостояние государств, наций и социальных групп.

Сложными остаются взаимоотношения между отдельными цивилизациями, Востоком и Западом, Севером и Югом. В такой борьбе враждующие коалиции, союзы, группировки и кланы ищут внешней поддержки против «собратьев» по цивилизации. Во второй половине ХХ в. противостояние нередко выходило из-под контроля и выливалось в вооруженные конфликты (ирано-иракский, ирако-йеменский, арабо-израильский, турецко-курдский, индо-пакистанский, албано-сербский и др.).

Профессор Гарвардского университета С. Хантинггон, исходя из анализа конфликтов за последние несколько столетий, пришел к выводу, что:

• после Вестфальского мира 1648 г. конфликты на Западе проистекали главным образом между государями (императорами, королями и т.д.) и привели к появлению национальных государств;

• начиная с Великой французской революции основная линия конфликтов пролегала зачастую не столько между правителями, сколько между нациями;

• после победы в России Октябрьской революции 1917 а конфликт наций уступил место конфликту идеологий, вину за который Хантингтон возложил на коммунизм, нацизм и либеральную демократию. После второй мировой войны этот конфликт вылился в противостояние двух сверхдержав, имеющих сложную многонациональную структуру

С завершением эпохи «холодной войны» конфликты будут, видимо, проходить по линии разломов цивилизаций и носить характер противостояния между Западом (атлантической цивилизацией) и незападными цивилизациями, которые по мере возрастания самостоятельности могут претендовать на свое участие в развитии мировой истории. На протяжении ХХI столетия облик мира будут, по всей вероятности, определять наиболее крупные цивилизации— западная (романо-германская), или атлантическая, русско-православная (которая может стать славяно-православной), китайская (конфуцианская), японская (буддийско-синтоистская), арабо-исламская (с вероятным присоединением к ней бывших республик СССР, где ислам является ведущей религией), индуистская, африканская, латиноамериканская (если она не будет «поглощена» западной). В настоящее время идет процесс взаимопроникновения массовой североамериканской и европейской культур и культур латиноамериканских стран, чему способствует конфессиональное единство (католичество).

Несмотря на усиливающееся взаимодействие народов различных цивилизаций, налицо две тенденции: осознание общности и различия.Наиболее существенные различия между современными и будущими цивилизациями лежат в истории, языке, культуре, религии, традициях. Люди современных цивилизаций по-разному смотрят на взаимоотношения Бога и человека, мужчин и женщин, поколений («отцов» и «детей»), гражданина и государства, соблюдение ими прав и обязанностей и т.д.

Различия приводят к возникновению неприязни как между народами внутри страны(испанцы и баски, англичане и ирландцы, шотландцы), так и между народами Европы и Северной Америки, Европы и Азии, между отдельными странами(различное отношение к иммигрантам, к приобретению собственности или вложению капиталов).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Российской Федерации... ГОУ ВПО Российский химико технологический университет... им Д И Менделеева...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура ХХ столетия и будущее человечества

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Нравственность и этическая теория
Этика (от греч. ethos — место общего пребывания, нравы определенного сообщества) - теоретическая дисциплина преимущественно философского характера, объектом изучения которой яв

Искусство и эстетическое освоение действительности
Искусство — практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей. Прекрасное, возвышенное, трагическое — основные эстетические ценности — становятся основ

Темы докладов и выступлений
1. Структура и состав современного культурологического знания. 2. Базовые культурологические школы и концепции. 3. Понятие «массы» в различных философско-культурологических концеп

Что такое культура? Структура и функции культуры
Ученые насчитывают сотни определений «культура», обозначающих ее различное понимание, осмысление и изучение. По их подсчетам, с 1871 по 1919 г., было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950

Типология культур. Основание типологии культуры
Типология культур строится на основании нескольких критериев. Их может быть много, например: связь с религией (культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Восто

Материальная и духовная культуры
В широком смысле под культурой нередко понимается все созданное человеком. Однако во имя чего он создал "вторую природу"? Видимо, человек создавал ее, чтобы удовлетворять свои, прежде все

Культура и цивилизация
Понятие цивилизация входит в научный оборот с ХVIII века, когда начался процесс формирования различных теорий цивилизаций, продолжающийся до настоящего времени.

Н.Я. Данилевский о законах развития цивилизаций
Всего Н.Я. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов (или самобытных цивилизаций): 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский,

Эволюция современных цивилизаций
Схематическое изображение 2.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Гу

Эволюция первобытного общества
Многообразие исторического развития связано с особенностями и различиями возникновения общественной жизни в различных регионах Земли. На ее возникновение повлияли климатические и географические усл

Возникновение ранних форм культуры
Возникновение культуры было не единовременным актом, а длительным эволюционным процессом,не имеющим точной даты зарождения. Об и

Основные черты и признаки цивилизации
С первых тысячелетий существования человек разумный начинает осваивать мир и добивается немалых успехов. К ним можно отнести четыре достижения, которые оказали огромное влияние на судьбы чел

МИФИЛОГИЯ ДВУРЕЧЬЯ
Проблемы, освещенные в мифе Содержание мифов Период формирования Пиктографические тексты датируются концом IV - началом

Буддизм — одна из трех мировых религий
Основатель буддизма - принц Гаутама, сын царя племени шакьев. Согласно легенде принц, выехавший однажды из дворца, был потрясен четырьмя встречам

Даосизм
Основателем даосизма был главный хранитель государственного архива при Чжоуском дворе Лао-цзы, автор древнейшего трактата «Лао-цзы» Исходной идеей даосизма

Конфуцианство
Китайский мудрец и проповедник Кун-цзы, в европейской транскрипции известный как Конфуций, жил в VI-V вв. до н.э. По его имени учение называют конфуцианством.

Великая китайская стена III в. до н.э.
  Великая китайская стена,построеннаядля защиты страны от набегов коч

Культура Древней Греции.
Культуру древней Греции и древнего Рима принято называют античной культурой. Культура древней Греции делится на 5 периодов: эгейский или крито-микенский период, гомеровский период, архаическ

Культура Древнего Рима
С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на о

Театр Диониса в Афинах
Центральной частью греческого театра, первоначально сооружавшегося для выполнен

Камея Гонзаго
  4.3. БАЗОВЫЕ ТЕРМИНЫ ПО ТЕМЕ Агора (аgога) — народное

Культура Византии
Культура Византии — уникальное явление в истории европейской культуры, Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину ХV в. со столицей Константинополем по

Культура средневековой Европы
Культурная жизнь европейского общества этого периода определяется христианством. Оно выработало новую этику проведения, определило новый взгляд на мир, на место человека в нем. Бог — творец всех ви

Культура эпохи Возрождения
Культуру Итальянского Возрождения делят на четыре периода: 1) XIII в. - проторенессанс, предвозрождение; 2) ХIV в. - раннее Возрождение; 3) ХV в. - высокое Возрождение;

Европейская культура эпохи Просвещения
Хронологические рамки эпохи определены немецким ученым В. Виндельбандом как столетие между Славной революцией в Англии (1639) и Великой французской революцией (1789). Европейское Просвещен

Середина ХII в. - ХV-ХVI вв.
Готический стиль пришел на смену романскому, был преимущественно культовым и развивался в рамках феодально-религиозной философии. Новый стиль господствовал в Западной Европе между серединой ХII и Х

Титаны культуры Возрождения
Эпоха Возрождения дала миру выдающихся талантов, обладавших всесторонней образованностью, волей, целеустремленностью, энергией, необычайной гуманитарной широтой. Они создали законы линейной и возду

ХVIII век - столетие музыки
Огромный вклад в развитие музыки внесли австрийские и немецкие композиторы - Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и др. Во многом б

Реализм
Реалистическую тенденцию в искусстве ХVII века представляет прежде всего голландский художник Рембрандт (1606 — 1669). Истоки этой тенденции находятся в творчестве итальянск

Периодизация культуры России
Развитие отечественной культуры можно разделить на две крупнейшие фазы, внутри которых выделяются самостоятельные, иногда очень отличающиеся по характеру периоды и этапы. Первая фаза

Дохристианская культура славян
По мнению большинства историков, прародиной славян в расцвет бронзового века (середина II тыс. до н. э.) являлась Центральная и Восточная Европа. История восточного славянства и русского этноса как

Культура Древней Руси
Наиболее важным этапом в развитии культуры Древней Руси является новгородский период, относящийся к середине VIII в. К 862 г. относится начало правления в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюри

Русская культура XVIII в.
Радикальные реформы Петра 1 коснулись в первую очередь культуры. Признаки Петровского времени: 1) утверждение нового взгляда на человеческую жизнь; 2) "спрессованность"

Повесть временных лет
Русско-православная цивилизация (IX-XVII вв.) Исторический период Характеристика исторического периода Предп

Збручевский идол
Датируется X в. Збручевский идол — скульптурно

Развитие грамотности на Руси
Славянская азбука Кириллица — одна из двух славянских азбук, названная по имени славянского просветителя середины IХ в. Кирилла, который в 863 г. создал первую славянскую азбуку и с помощью брата М

Темы докладов и выступлений
1. Этнокультурные и духовные аспекты российской цивилизации в творчестве русских мыслителей XIX века. 2. Концепция всеединства и религиозно-поэтическое учение о Софии В.С. Соловьева.

Художественная культура России ХIХ века
Художественная культура России ХIХ века переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были: сентиментализм; романтизм; реализм.

Передвижники
Во второй половине XIX в. в России сформировалась организация художников — Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее в своем составе наиболее творческие силы русского искусства

М.В. Нестеров Видение отроку Варфоломею. 1889—1890 гг.
И.М. Прянишников Общий жертвенный котел в престольный праздник 1888 г. &nb

М. Шагал. «России, ослам и другим». 1911 г.
Репродуцируемый рисунок является вариантом ранней крупноформатной картины, находящейся в парижском Музее современного искусства. В рисунке чувствуются скрытая привязанность художника к жизни русско

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги