Распознавание в условиях противодействия

 

Рассмотрим задачу распознавания объектов в условиях, когда противник может препятствовать как выявлению отдельных признаков объектов, так и сознательно изменять свою тактику в отношении частости предъявления объектов различных классов распознающей стороне [24]. Пусть требуется построить систему для распознавания объектов классов Ω1 и Ω2=`Ω1 которые описываются признаками А1, А2, А3, А4, в виде

 

(7.50)

 

Добавив в (7.50) уравнение

 

(7.51)

 

придем к стандартной задаче определения неизвестной функции j(Ω1,2) при заданной функции f(A1, A2, А3, А4).

Предположим, что имеется четыре пары распределения случайных величин Xj, заданных через плотности вероятностей fi(xj), i=l, 2;j=1, ..., 4 (рис. 7.2).

Элемент Aj обозначает высказывание «измеренное значение x*j случайной величины Xj относится к распределению f1(xj)», а элемент `Aj — высказывание «x*j, относится к распределению f2j)».

Условимся считать, что имеет место элемент Aj, когда x*j1j, и элемент когда x*j>x2j. Если же то значение истинности элемента Aj остается неопределенными относительно принадлежности x*j к распределениям f1(xj) и f2(xj) не делается никаких заключений. В соответствии с данным правилом определим вероятности:

 

(7.52)

 

Предположим, что противодействие распознаванию объектов со стороны противника выражается в том, что, во-первых, вероятности (7.52) связаны определенными соотношениями вида

 

(7.53)

 

ограничивающими область допустимых значений qj, и, во-вторых, если h и 1 — h — частости, с которыми противник предъявляет объекты из классов Ω1 и Ω2, соответственно, то значение h может произвольно изменяться в пределах 0£h£ 1.

 

 

Рис. 7.2

 

Так как противник располагает двумя стратегиями (1 — предъявлять только объекты из класса Ω1; 2 — предъявлять объекты только из класса Ω2), то естественно попытаться расширить арсенал стратегий стороны, проводящей распознавание, и наряду со стратегией 1 классификации объектов, выраженной соотношениями (7.50), (7.51) и

 

(7.54)

 

ввести в рассмотрение стратегию 2, которая заключается в следующем:

 

(7.55)

 

т. е. принимаем, что распознаваемый объект относится к классу Ω2, если решение уравнений (7.51), (7.52) есть j = Ω1 точно так же считаем, что объект принадлежит классу Ω1 если решение уравнений есть j = Ω2.

Сведем рассматриваемую задачу по определению наилучших стратегий сторон к игре (2 ´ 2). Запишем (7.50) в СДНФ:

 

(7.56)

 

где f11= A1× A2×A3×A4, ..., f91=Al× `А2 ×`А3×А4; f12 = `A1× A2×A3× A4, ..., f27 = A1× `A2×`А3×`A4 — различные типы объектов из классов Ω1 и Ω2. В соответствии с (7.50) найдем для стратегии 1:

 

 

Обозначим rai, 1=1, 2, вероятность появления объекта типа fai в классе Ωi. Тогда условные вероятности правильных и ошибочных заключений о классе объектов при использовании стратегии 1

 

(7.57)

 

Если распознающей стороне предъявляется объект из класса Ωi, то помимо решений j = Ω1 и j = Ω2 возможны неопределенные ответы, когда класс объекта не устанавливается. Условная вероятность получить неопределенное решение задачи распознавания есть

 

(7.58)

 

Пусть величины С1i, С2i, С3i, i=1, 2, обозначают выигрыши, которые получает распознающая сторона за правильное, ошибочное и неопределенное решения задачи распознавания при условии, что предъявлен объект из класса Ωi. Тогда средние условные выигрыши распознающей стороны при использовании стратегии 1

 

(7.59)

 

а при использовании стратегии 2, выраженной соотношениями (7.55), выигрыши

 

(7.60)

 

где, согласно (7.55),

 

(7.61)

 

Будем считать, что величины (7.58) и (7.59) образуют платежную матрицу игры размерностью (2 ´ 2) с нулевой суммой:

 

(7.62)

 

в которой «чистые» стратегии распознающей стороны состоят в том, чтобы: а) применять стратегию 1, б) применять стратегию 2, а «чистые» стратегии «противника» есть: а) предъявлять объекты класса Ω1, б) предъявлять объекты класса Ω2.

Обозначим (x, 1 — x), 0£x£1, смешанные стратегии распознающей стороны, ранее введенные величины (h, l — h), 0£h£1, являются смешанными стратегиями противника. Игра, представленная платежной матрицей (7.62), всегда имеет решение (x0, h0) либо в «чистых», либо в смешанных стратегиях:

 

(7.63)

 

Средний выигрыш R(x, h) распознающей стороны при оптимальных стратегиях x = x0, h = h0 есть

 

(7.64)

 

С точки зрения стороны, распознающей объекты, величины х1j, х2j = 1, 2, 3, 4, должны быть выбраны так, чтобы обеспечивался максимальный средний выигрыш max R(x0, h0)при ограничениях, заданных (7.53).