Культура и природа. Религия, искусство и наука в системе культуры

Предисловие

 

В процессе преподавания курса «Культурология» студентам всех специальностей ставятся следующие цели: формирование у студентов системных знаний о мировом культурном процессе, что должно обеспечить умение самостоятельно анализировать культурные явления и процессы, делать осознанный культурный, а, следовательно, и поведенческий выбор, занимать активную жизненную позицию, а также помочь будущему специалисту в выработке собственного мировоззрения. Знакомство с курсом максимально расширит круг концепций и представлений о культуре, позволит полнее реализовать цели социально-гуманитарного образования. Для достижения поставленных целей в процессе преподавания решаются следующие задачи: ознакомить студентов с предметом и задачами культурологии; показать студентам связь культурологической науки и других гуманитарных дисциплин; ознакомить студентов с основными направлениями и этапами развития мировой культурологической мысли; научить студентов оценивать культурную ситуацию в обществе с учетом исторических особенностей того или иного общества в разные периоды его развития; обеспечить понимания студентами своеобразия культурного развития России и ее особенностей на разных этапах развития. Научить студентов ориентироваться в современной культурной жизни, выработать активное и осознанное отношение к культурным явлениям. Уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Практическое занятие № 1. Культура и природа.

Цель занятияпоказать, что характеристика феномена культуры не возможна без понимания неразрывной связи культурной деятельности человека с природой; выяснить, какие тенденции существуют во взглядах на взаимодействие природы и человека.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Культура как вторая природа. Культурологическая мысль о взаимодействии природы и культуры.

б) Роль природных факторов (ландшафт, климат и др.) в формировании того или иного типа культуры.

в) Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Задание 2. Подготовиться к обсуждению проблемы «Причины конфликта и пути гармонизации природы и культуры».

При изучении данной темы необходимо усвоить следующие понятия: внебиологичность культуры,«вторая природа»,«очеловечивание природы»,географический детерминизм,экология,«экологический пессимизм»,научно-технический оптимизм»,ноосфера.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Какой вклад в развитие концепции географического детерминизма внес Ш. Монтескье?

2. Назовите ученых Нового времени, разрабатывавших концепцию географического детерминизма?

3. Кто является автором труда «Цивилизация и великие исторические реки»?

4. Кто разработал концепцию культурной экологии? Каковы ее идеи?

5. Что понимает В.И. Вернадский под ноосферой?

6. Как следует понимать выражение «экология души» и «экология культуры» и кто впервые ввел их в научный оборот?

7. В чем различие между экологическим сознанием Запада и Востока и какой фактор лежит в их основе?

8. Объясните в контексте культурологии содержание следующих строк Н. Заболоцкого:

Два мира есть у человека:

Один – который нас творил,

Другой – который мы от века

Творим по мере наших сил.

 

 

Практическое занятие № 2-3. Религия, искусство и наука в системе культуры.

Цель занятия – а) рассмотреть религию как особую форму культуры, которая оказала влияние на все стороны развития человечества как в древности, так и в современном мире; выяснить, какие существуют подходы к объяснению феномена религии.

б) показать процесс возникновения и развития науки, в результате которого она превращается в культурообразующий фактор и начинает выполнять социальные функции; выяснить проблему соотношения религии и науки в истории культуры.

в) определить особенности искусства как феномена духовной культуры, дать характеристику видам искусства, проанализировать функции искусства.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Истоки религиозного сознания (рациональный и теологический подходы). Сущность религии.

б) Предпосылки возникновения науки. Принципы научного познания.

в) Отличительные признаки религии и науки как феноменов культуры.

г) Искусство как художественно-образное отражение и постижение мира. Теории происхождения искусства.

д) Принципы классификации видов искусства. Стили в искусстве.

Задание № 2. Определить и сравнить функции религии, науки и искусства в форме таблицы, подобрать примеры для характеристики функций.

При изучении данной темы необходимо усвоить такие понятия, как политеизм, анимизм,тотемизм,фетишизм,магия,миф,обряд,культ,монотеизм,теоцентризм, теология,схоластика,иррационализм,рационализм,жанр,катарсис,унификация.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. К чему сводится в самом общем виде марксистское понимание религии?

2. В чем заключались особенности отношения к религии у Вольтера.

3. Почему религия и вера с исторической точки зрения могут считаться стабилизирующими факторами в жизни общества?

4. Как вы можете охарактеризовать значение религии в формировании нравственности?

5. Объясните, почему немецкий философ И. Кант считал, что наука должна быть подкреплена верой?

6. Как в историческом плане происходило развитие взглядов на происхождение и природу искусства?

7. В чем заключаются некоторые общие закономерности развития и существования искусства?

8. Какие последствия для искусства имела научно-техническая революция?

9. Какие общепризнанные стили в мировом искусстве вы могли бы перечислить?

10. Каковы, с вашей точки зрения, основные причины и симптомы резких изменений в искусстве ХХ в.?

11. Как вы понимаете проблему «дегуманизации» в искусстве и кто из ученых впервые сформулировал ее?

12. Один из крупнейших мыслителей ХХ в. Э. Фромм делил религии на авторитарные и гуманистические, какие черты той или иной религии послужили основанием для такой типологии?

13. Прокомментируйте высказывание крупного государственного деятеля и мыслителя Индии Дж. Неру о том, что наука позволила миру совершить гигантский скачок вперед, но ничего не сказала, с какой целью сделано все это и какие будут последствия.

14. Почему фантастические темпы современного технического процесса не влекут за собой унификации культур?

15. Объясните причины того, что религия не исчезает с появлением и возрастанием научного знания?

 

 

Практическое занятие № 4. Роль религии в формировании китайской, индуистско-буддийской и арабо-исламской цивилизации.

Цель занятиярассмотреть сущность религиозных систем данных цивилизаций, методом сопоставления определить их особенности, выявить связь религиозных особенностей со своеобразием государственного, социального и духовного устройства Китая, Индии и арабо-исламского мира.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Китайско-конфуцианская религиозная традиция – цивилизация.

б) Индуистско-буддийская религиозная традиция – цивилизация.

в) Арабо-исламская традиция – цивилизация.

Задание 2. Подготовиться к обсуждению вопроса об особенностях традиций-цивилизаций и проблеме сосуществования в современном мире.

При изучении данной темы необходимо усвоить такие понятия, как конфуцианство,культ предков,Веды,ведизм,брахманизм,джайнизм,индуизм,буддизм, реинкарнация,сансара,карма,нирвана,мокша,ислам,шариат,хадж,Коран,исламский фундаментализм; запомнить основателей религиозных системКонфуция, пророка Мухаммеда, Будду (Сиддхартха Гаутама).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

1. Назовите различия между буддизмом и индуизмом.

2. Почему практически во всей истории Индии, кроме последних веков, не было социальных бунтов и гражданских войн?

3. По мнению востоковеда Л.С. Васильева, деление общества на варны ослабляло прежде всего военную мощь индийских государств, почему?

4. Чем объясняется преобладание религиозных текстов среди письменных источников в Индии при практическом отсутствии хроник и летописей, трактатов о текущей жизни, документов хозяйственной отчетности?

5. Почему среди приверженцев джайнизма почти нет крестьян?

6. Из трех богов индуизма (Брахма, Шива, Вишну) меньше всего храмов посвящено Брахме. Объясните этот факт.

7. Почему в Индии выдающиеся памятники культуры (архитектура, скульптура, живопись, книги, танцы и т.д.) в основном носят культовый характер?

8. Как вы объясните следующее выражение: «Индуистом нельзя стать, можно только родиться»?

 

 

Практическое занятие № 5. Античность как тип культуры. Возникновение христианства и его роль в истории мировой культуры. Основные христианские конфессии.

Цель занятияобъяснить, в результате влияния каких факторов, сформировался особый тип античной культуры; благодаря каким идеям христианство стало сначала государственной религией Римской империи, а впоследствии – мировой религией, выяснить причины раскола христианства и особенности христианских конфессий; показать, какое влияние оказали античная культура и христианство на становление Западной цивилизации.

Задание 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы.

а) Особенности античной (греко-римской) культуры.

б) Сущность христианства, становление христианской церкви.

в) Причины раскола христианства.

г) Католицизм, православие, протестантизм.

Задание № 2. Вопросы для обсуждения: почему из двух монотеистических религий (иудаизм и христианство) на территории Римской империи именно христианство стало ее государственной религией? Идеи какой христианской конфессии вам ближе, почему?

Необходимо усвоить следующие понятия: полис,демократия,олигархия,пантеон,антропоморфизм, антропоцентризм, космос, агонистика, Ветхий Завет, Мессия, апостол, Евангелие,христианизация,миссионер,Ватикан,патриарх,Византия; знать следующих исторических деятелей: Гомер,Платон,Аристотель,Сократ,Геродот,Иисус Христос, Мартин Лютер,Жан Кальвин.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

 

Практическое занятие № 6. Основные этапы истории культуры России. Культурологическая мысль в России.

Цель занятияпоказать отличительные черты русской культуры (молодость, свой ритм, не соотносимый с периодизацией истории Западной Европы, «культурное одиночество», прерывистость, катастрофичность, растворенность в природе, бинарность); попытаться выяснить их причины; определить роль западников и славянофилов в становлении русской культурологической мысли.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Влияние природно-географического, геополитического и религиозного факторов на развитие русской культуры.

б) Отличительные черты основных этапов истории культуры России.

в) Основные направления в культурологической мысли России (славянофилы, западники).

г) Особый тип – советская культура.

д) Характерные черты современного культурного процесса в России.

Задание 2. Вопросы для обсуждения. Какие социальные установки доминируют в русском культурном архетипе? В чем проявляется бинарность (двойственность) и амбивалентность русской культуры? Достижения и утраты советской культуры. Дать аргументированную оценку состоянию культуры в современной России.

Необходимо усвоить следующие понятия: византийская традиция,двоеверие,исихазм,иконопись,«Москва есть третий Рим»,«культурное одиночество»,соборность, церковный раскол,обмирщение культуры,золотой век русской культуры,серебряный век русской культуры,«русская идея»,оттепель.

Запомнить следующих деятелей русской культуры: Владимир Святой,Андрей Рублев,Сергий Радонежский,Иван Федоров,патриарх Никон,протопоп Аввакум,М.В. Ломоносов,Н.М. Карамзин,А.С. Хомяков,П.Я. Чаадаев,В.С. Соловьев,Н.А. Бердяев,Д.С. Лихачев,А.И. Солженицын.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

 

Практическое занятие № 7. Культура и общество.

Цель занятия: показать, что культура социальна по своей природе, культура и общество взаимопроникают; выяснить, какие функции выполняет культура в обществе; дать характеристику культурам той или иной социальной группы.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Социальное и индивидуальное в культуре. Социальные функции культуры.

б) Культура социальных групп (маргинальная культура, этническая и национальная, демократическая и элитарная, молодежная субкультура, массовая культура).

в) Понятие идентичности, ментальности.

Задание № 2. Вопросы для обсуждения: Культура какой социальной группы отличается закрытостью, консерватизмом, опорой на традицию, почему? Какие черты присущи массовой культуре? Опасна ли для человечества массовая культура? Почему молодежная субкультура громко заявила о себе только в эпоху техногенной цивилизации?

Необходимо усвоить следующие понятия: Маргинал,этнос,нация,элита, субкультура,контркультура,ментальность,идентичность,техногенная цивилизация.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

 

Практическое занятие № 8.Межкультурные коммуникации.

Цель занятиявыяснение роли ценностей как факторов социального взаимодействия, определение понятия «межкультурная коммуникация», выяснение сущности толерантности и эмпатии как специфических черт коммуникативных процессов, характеристика особенностей культурного взаимодействия в условиях глобализма.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Знания, ценности, регулятивы как составные элементы культуры.

б) Категории «социализация личности», «культурная интеграция», «культурная ассимиляция», «аккультурация», их содержание и соотношение.

в) Этноцентризм, ксеноцентризм и культурный релятивизм как разновидности межкультурной коммуникации. Язык как главный элемент межкультурной коммуникации.

г) Понятие «толерантность», его сущность и значение. Эмпатия как один из уровней взаимодействия. Культурное взаимодействие и глобализация.

Задание № 2. Вопрос для обсуждения: В культурологии существует деление культур на интровертивные – закрытые для межкультурной коммуникации, и экстравертивные – направленные на окружающий мир, межкультурный обмен. Попробуйте определить тип отечественной культуры в контексте такой классификации.

Необходимо усвоить следующие понятия: социализация,культурная ассимиляция, аккультурация,этноцентризм,ксеноцентризм,релятивизм,толерантность,эмпатия, аномия,культурные универсалии.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

 

Практическое занятие № 9. Проблемы культуры ХХ века. Модернизм и постмодернизм.

Цель занятиявыяснить сущность новых культур (модернизм, постмодернизм) ХХ века, показать их связь с научно-технической и информационной революциями, с обществом потребления.

Задание № 1. Подготовить сообщения и составить вопросы по следующим разделам данной темы:

а) Модернизм: понятие, общая характеристика, основные стилевые разновидности.

б) Постмодернизм: понятие, тенденции в культуре постмодернизм

в) Информационная революция и культура.

Задание № 2. Вопросы для обсуждения: Почему в культуре модерна в искусстве отказались следовать природе, изображать ее видимую реальность?

Необходимо усвоить новые понятия: модернизм,постмодернизм,интуитивизм, абсурд,хаос,фрагментарность,ирония,гротеск,эклектика.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

 

Основная литература:

1) Багдасарьян Н.Г. Культурология: учебник / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2011. – 495 с.

2) Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культур: учеб. пособие / Андрей Александрович Белик; Ин-т «Открытое о-во». – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1998. – 238 с.

3) Горелов А.А. Культурология: учеб. пособие / А.А. Горелов. – М.: Юрайт, 2002. – 398 с.

4) Грушевицкая Т.Г. Культурология: учеб. для вузов по гуманитар.-соц. специальностям / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 687 с.

5) Гуревич П.С. Культурология: учеб. для вузов / П.С. Гуревич. – М.: Проект, 2003. – 332 с.

6) Драч Г.В. Культурология: учеб. пособие для вузов / Г.В. Драч [и др.]; под науч. ред. Г.В. Драча. – Изд. 15-е . – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 571 с.

7) Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии / Ю.Н. Емельянов. – СПб., 1994.

8) Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. для вузов по направлениям «Социология», «Культурология» / Б.С. Ерасов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Аспект-пресс, 2000. – 590 с.

9) Золкин А.Л. Культурология: учеб. пособие для вузов / А.Л. Золкин; Под ред. Н.В. Михайловой. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2001. – 334 с.: a-ил.

10) Кармин А.С.Культурология: учеб. / А.С. Кармин, Е.С. Новикова. – СПб.: Питер, 2006. – 463 с.

11) Кнабе Г.С. Культурология. История мировой культуры: учебное пособие для вузов по соц.-гуманитарным специальностям и направлениям / Г.С. Кнабе [и др.]; под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.

12) Костина А.В. Культурология: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям и направлениям / А.В. Костина. – М.: КноРус, 2006. – 314 с.

13) Кравченко А.И.Культурология: словарь / А.И. Кравченко. – М.: Акад. проект, 2000. – 670 с.: a-ил.

14) Кравченко А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: Проспект, 2007. – 285 с.: a-ил.

15) Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / Под ред. А.Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Культура и спорт, 1998. – 574 с.: a-ил.

16) Культурология. ХХ век: словарь / Гл. ред., сост. и авт. проекта А.Я. Левит. – СПб.: Унив. кн., 1997. – 630 с.

17) Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию / Э.А. Орлова; Рос. ин-т культурологии. – М.: Изд-во МГИК, 1994. – 214 с.: a-a-ил.

18) Орлова Э.А. Морфология культуры: структура и динамика: учебное пособие / Э.А. Орлова. – М., 1994.

19) Платонова Э.Е. Культурология: учеб. пособие для высш. шк. / Э.Е. Платонова. – М.: Акад. проект, 2003. – 782 с.

20) Силичев Д.А. Культурология : учеб. пособие для вузов / Д.А. Силичев. – М.: Приор-издат, 2004. – 350 с.

21) Толпыкина Т.В.Культурология : учеб. по дисциплине «Культурология» блока ГСЭ Гос. образоват. стандарта / Т.В. Толпыкина, В.Е. Толпыкин. – М.: Гардарики, 2005. – 380 с.

22) Флиер А.Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для высш. шк. / А.Я. Флиер. – М.: Акад. проект, 2002. – 458 с.

23) Хоруженко К.М. Культурология: энцикл. словарь: 2550 слов. ст. / К.М. Хоруженко. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 639 с.

Дополнительная литература:

1. Азбука христианства: слов.-справ. важнейших понятий и терминов христиан. учения и обряда / Сост. А. Удовенко . – М.: Наука, 1997. – 286 с. : a-ил.

2. Актуальные проблемы культуры ХХ века: учеб. пособие для студентов негуманитарных спец. / О-во «Знание» России. – М.: Б.и., 1993. – 190 с.

3. Античность. Словарь-справочник по истории, культуре и мифологии : для гуманитар. вузов и фак. и учащихся ст. кл. сред. шк., лицеев и гимназий по дисциплине «Древ. яз. и культуры» / И. Е. Ермолова [и др.]; под общ. ред. В. Н. Ярхо. – Изд. 2-е испр . – Дубна: Феникс+, 2003. – 295 с. : a-ил.

4. Астапов С.Н. История религий: учеб. пособие / С.Н. Астапов, Е.В. Бурлуцкая, А.Н. Бурлуцкий. – М.: Дашков и К°, 2007. – 254 с.: a-ил.

5. Белик А.А. Личность, культура, этнос: Соврем. психол. антропология: сборник: пер. с англ. / под общ. ред. А. А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – 555 с.: a-a-ил.

6. Библейская энциклопедия: с ил. Гюстава Доре и цв. вклейками. – 3-е изд. – М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005. – 763 с.: a-ил.

7. Васильев Л.С. История религий Востока : учеб. пособие для вузов / Л.С. Васильев. – 8-е изд. – М.: Университет, 2006. – 702 с.

8. Вебер М. Наука как призвание и профессия / М. Вебер; пер. А.Ф. Филиппов, П.П. Гайденко; Избранные произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 707-735.

9. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский; сост. Н.А. Костяшкин, Е.М. Гончарова. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 573 с.: c-портр.

10. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / И.Г. Гердер. – М.,1977. – С. 231.

11. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. – М.: АСТ, 2004. – 396 с.: a-a-ил.

12. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Л.Н. Гумилев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 556 с.: a-a-ил.

13. Данилевский Н.Я. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XIIвв.): курс лекций: [Учеб. пособие для гуманитар. фак. вузов] / [Ин-т "Открытое о-во"] / Н.Я. Данилевский. – М.: Аспект-пресс, 1998. – 398 с.: a-ил.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский; сост., послесл., коммент. С.А. Вайгачева. – М.: Книга, 1991. – 573 с.

15. Дворниченко А.Ю. История России: учебник для вузов по специальности «История» / А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков. – М.: Проспект, 2006. – 469 с.

16. Зедльмайр Г. Искусство и истина: Теория и метод истории искусства / Ганс Зедльмайр; Пер. с нем. Ю. Н. Попова. – СПб.: Аксиома, 2000. – 271 с.

17. Злобин Н.С. Культурные смыслы науки / Рос. ин-т культурологии МК РФ и РАН, Ин-т истории естествознания и техники РАН. – М.: ОЛМА-пресс, 1997. – 288 с.: a-ил.

18. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И.П. Ильин. – М.: Интрада, 1998. – 255 с.

19. История Древнего Востока : учеб. для вузов по направлению и специальности «История» / А.А. Вигасин, М.А. Дандамаев, М.В. Крюков и др.; под ред. В.И. Кузищина. – 3-е изд., перераб. и доп . – М.: Высш. шк., 1999. – 462 с.: a-ил.

20. История Древнего мира. Древний Восток: Индия. Китай. Страны Юго-Восточной Азии / А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. – Минск: Харвест, 1999. – 844 с.: a-ил.

21. История мировой культуры: наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / М. Л. Андреев, А. Я. Гуревич, Г. С. Кнабе и др.; Отв. ред. С. Д. Серебряный; Ин-т «Открытое о-во». – М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 1998. – 425 с. : a-ил.

22. История России для технических вузов: учеб. пособие по дисциплине «Отечеств. история» / Асадов А. И. [и др.]; под ред. Б.В. Личмана. – Изд. 3-е, перераб. и доп . – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 571 с.

23. Кант И. Критика способности суждения : пер. с нем. / Вступ. ст. А. Гулыги. – М.: Искусство, 1994. – 365 с.

24. Кант И. Критика чистого разума: Пер. с нем. /Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. – М.: Мысль, 1994. – 591 с.

25. Кассирер Э. Философия символических форм (введение и постановка проблемы) // Культурология ХХ века. Антология / Э. Кассирер. – М., 1996.

26. Кефели И.Ф. Культура и природа / И.Ф. Кефели // Соц.- политический журнал. – 1995.

27. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культур. последствия техн. развития: Пер. с нем. / Петер Козловски. – М.: Республика, 1997. – 240 с.

28. Кондаков И.В. Культура России: краткий очерк истории и теории: учеб. пособие / И.В. Кондаков. – 3-е изд. – М.: Университет, 2007. – 356 с.

29. Леви-Строс К. Структурная антропология / Клод Леви-Строс; [Пер. с фр. под ред. и с примеч. В.В. Иванова]. – М.: ЭКСМО-пресс, 2001. – 510 с.: a-ил.

30. Лотман Ю.М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки / Ю.М. Лотман. – СПб.: Искусство-СПБ, 2000. – 703 с.: a-ил.

31. Лотман Ю.М. Типология культуры. Взаимное воздействие культуры / Ю.М. Лотман. – М., 1982.

32. Малиновский Б. Научная теория культуры: [Пер. с англ.] / Б. Малиновский. – М.: ОГИ, 1999. – 205 с.

33. Мень А.В. История религии : пособие для дополнит. образования учащихся: в 2 кн. / А.В. Мень. – М.: ИНФРА-М, 2005, 2005.

34. Мысли о культуре: учеб. изд. / Гос. ун-т – Высш. шк. экономики; сост. Ф. В. Шелов-Коведяев. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 159 с.

35. Ницше Ф. Сочинения: В 2 т.: [Пер. с нем.] / Ф. Ницше; [Сост. и примеч. К. А. Свасьяна]. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 1998, 1998. – 862 с.

36. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс: [Пер. с исп.] / Хосе Ортега-и-Гассет; [Сост., предисл. В. Ю. Кузнецова]. – М.: АСТ, 2001. – 509 с.

37. Поппер К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983. – 604 с.

38. Религиоведение: Хрестоматия: учеб. пособие для вузов: [Пер. с англ., нем., фр.] / Под ред. [и сост.] А.Н. Красникова. – М.: Университет: Юрайт, 2000. – 798 с.

39. Религия в истории и культуре: учеб. для вузов / М.Г. Писманик, Р.Г. Балтанов, Г.Р. Балтанова и др.; под ред. М.Г. Писманика. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. – 591 с.: a-ил.

40. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: пер. с нем. / Генрих Риккерт; Общ. ред. и предисл. А.Ф. Зотова; Сост. А.П. Полякова, М.М. Беляева; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. – М.: Республика, 1998. – 410 с.

41. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура: сборник / В.В. Розанов; Сост. и вступ. ст. А.Н. Николюкина; Коммент. Н.Д. Александрова, М.П. Одесского. – М.: Республика, 1992. – 397 с.

42. Рэдклифф-Браун А.Р. Метод в социальной антропологии [пер. с англ.] / А.Р. Рэдклифф-Браун. – М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2001. – 414 с.

43. Сирин А.Д. Необоримая стена. – Иркутск: Журн. «Сибирь», 2000. – 204 с.: a-ил.

44. Соколов Э.В., Ортега-и-Гассет Х. Век элитного искусства и массового общества / Э.В. Соколов, Х.Ортега-и-Гассет // Человек, №6. – 2002.

45. Сорокин П.А. Социальная мобильность: пер. с англ. / П.А. Сорокин; под общ. ред. В.В. Сапова. – М.: Академия, 2005. – 588 с.: a-a-ил.

46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонова. – М.: Политиздат, 1992. – 542 с.

47. Тайлор Э.Б. Миф и обряд в первобытной культуре: пер. с англ. / Э.Б. Тайлор. – Смоленск: Русич, 2000. – 623 с. : a-ил.

48. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Б. Тайлор; Предисл. А.И. Першица. – М.: Политиздат, 1989. – 572 с.: a-ил.

49. Тетенькин А.В. Культурология: учеб. пособие для всех форм обучения всех специальностей / А. В. Тетенькин; Иркут. гос. техн. ун-т. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2003. – 94 с.

50. Тойнби А.Д. Постижение истории: Сборник: Пер. с англ. / А.Д. Тойнби; Сост. Огурцов А.П. – М.: Прогресс, 1990. – 730 с.: a-ил.

51. Уайт Л. Избранное: Эволюция культуры: пер. с англ. / Л. Уайт. – М.: РОССПЭН, 2004. – 1062, [1] с.

52. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции 1-15: [Перевод] / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 278 с.

53. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции 16-35: [Перевод] / З. Фрейд. – СПб.: Алетейя, 2000. – 497 с.

54. Фрейд З. Тотем и табу: сборник: Перевод / З. Фрейд; Сост. и авт. предисл. П.С. Гуревич. – М.: Олимп; Назрань: АСТ, 1997. – 446 с.

55. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: исслед. магии и религии: пер с англ. / Д.Д. Фрейзер; ред., послесл. и коммент. С.А. Токарева. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 702 с.: a-ил.

56. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер; Пер. В.В. Бибихина. – М.: Ad Marginem, 1997. – 451 с.

57. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры / Й. Хейзинга. – М., 1992.

58. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: [Сб. работ]: Пер. с нем. / А. Швейцер; Сост. и послесл. А.А. Гусейнова; Общ. ред. А.А. Гусейнова, М.Г. Селезнева. – М.: Прогресс, 1992. – 573 с.: a-ил.

59. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер; пер. [с нем.] И.И. Маханькова. – М.: Айрис-Пресс, 2003 - Т. 1 Образ и действительность. – Б.м.: Б.и., 2003. – 522, [1] с.: c-портр.

60. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории / Освальд Шпенглер; пер. [с нем.] И.И. Маханькова. – М.: Айрис-Пресс, 2003 - Т. 2 Всемирно-исторические перспективы. – Б.м.: Б.и., 2003. – 611, [1] с.: a-a-ил.

61. Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований: [Перевод] / При участии Г.С. Винер. – М.: ВГБИЛ, 1997. – 413 с.

62. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг; Пер. с нем. С. Лорие, перераб. и доп. В. В. Зеленским; Под общ. ред. В. В. Зеленского. – СПб.: Азбука, 2001. – 732 с.

63. Юнг К.Г. Психология бессознательного [Пер. с нем.] / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 1998. – 397 с.

64. Язык как средство транслитерации культуры: сб. статей. – М., 2001.

65. Ясперс К. Смысл и назначение истории: сб.: Пер. с нем. / Карл Ясперс. – 2-е изд. – М.: Республика, 1994. – 527 с.

ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

 

Лекция № 1. Тема № 1. Культурология в системе социо-гуманитарного знания.

Лекция № 2. Тема № 2. Направления, школы, концепции в культурологии.

Научные направления в культурной антропологии в ХIХ – начале ХХ вв. Первые эволюционистские теории культуры.

Лекция № 3. Тема № 2. Научные направления в культурной антропологии.

Лекция № 4. Тема № 2. Психоаналитическое, социологическое и общественно-историческое направления в культурологи.

Лекция № 5. Тема № 3. Культура как объект исследования в культурологии.

Лекция № 6. Тема № 4. Типология культуры. Историческая типология культуры.

Лекция № 7. Тема № 4. Типология культуры. Западный и Восточный типы культур. Европейская (западная) традиция-цивилизация.

Лекция № 8-9. Тема № 4. Типология культуры. Восточный или традиционный тип культуры.

 

 

В тестовые задания включены вопросы, охватывающие всю тематику дисциплины «Культурология». Данная подборка вопросов не сгруппирована по темам, студентам предлагается самостоятельно выделить вопросы в тематические блоки, так этот вид работы позволяет студентам закрепить темы курса. Кроме того, тестовые задания позволяют студентам самостоятельно готовиться к интернет-экзамену, позволяют продумать и проанализировать варианты ответов, показать и аргументировать, в случае необходимости, двойственный характер вопросов, представить свой собственный, обоснованный вариант.

ТЕСТЫ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

1. Функция культурологии, связанная с исследованием культуры в контексте истории –… А. герменевтическая Б. нарративная