Операнды

Операнды – это объекты, над которыми или при помощи которых выполняются действия, задаваемые инструкциями или директивами.

Машинные команды могут либо совсем не иметь операндов, либо иметь один или два операнда. Большинство команд требует двух операндов, один из которых является источником, а другой – приемником (операндом назначения).

В двухоперандной машинной команде возможны следующие сочетания операндов:

а) регистр — регистр;

б) регистр — память;

в) память — регистр;

г) непосредственный операнд — регистр;

д) непосредственный операнд — память.

Здесь важно подчеркнуть, что один операнд может располагаться в регистре или памяти, а второй операнд обязательно должен находиться в регистре или непосредственно в команде. Непосредственный операнд может быть только источником.

Для приведенных ранее правил сочетания типов операндов есть исключения, которые касаются:

а) команд работы с цепочками, которые могут перемещать данные из памяти в память;

б) команд работы со стеком, которые могут переносить данные из памяти в стек, также находящийся в памяти;

в) команд типа умножения, которые, кроме операнда, указанного в команде, неявно используют еще и второй операнд.

Операндами могут быть числа, регистры, ячейки памяти, символьные идентификаторы. При необходимости для расчета некоторого значения или определения ячейки памяти, на которую будет воздействовать данная команда или директива, используются выражения, то есть комбинации чисел, регистров, ячеек памяти, идентификаторов с арифметическими, логическими, побитовыми и атрибутивными операторами.

Классификация операндов, поддерживаемых транслятором ассемблера.

§ Операнд задается неявно на микропрограммном уровне. В этом случае команда явно не содержит операндов. Алгоритм выполнения команды использует некоторые объекты по умолчанию (регистры, флаги в EFLAGS и т. д.).

§ Операнд задается в самой команде (непосредственный операнд). Это может быть число, строка, имя или выражение, имеющее некоторое фиксированное (константное) значение. Физически непосредственный операнд находится в коде команды, то есть является ее частью.

§ Адресные операнды задают физическое расположение операнда в памяти путем указания двух составляющих адреса: сегмента и смещения.

§ Перемещаемые операнды – любые символьные имена, представляющие некоторые адреса памяти. Эти адреса могут обозначать местоположение в памяти некоторой инструкции (если операнд – метка) или данных (если операнд – имя области памяти в сегменте данных).

§ Счетчик адреса — специфический вид операнда. Он обозначается знаком $. Специфика этого операнда в том, что когда транслятор ассемблера встречает в исходной программе этот символ, то он подставляет вместо него текущее значение счетчика адреса.

§ Регистровый операнд — это просто имя регистра. В программе на ассемблере можно использовать имена всех регистров общего назначения и некоторых системных регистров.

§ Операнд – порт ввода-вывода. Помимо адресного пространства оперативной памяти процессор поддерживает адресное пространство ввода-вывода, которое используется для доступа к устройствам ввода-вывода. Объем адресного пространства ввода-вывода составляет 64 Кбайт. Для любого устройства компьютера в этом пространстве выделяются адреса. Конкретное значение адреса в пределах этого пространства называется портом ввода-вывода.

§ Структурные операнды используются для доступа к конкретному элементу сложного типа данных, называемого структурой.

§ Записи (аналогично структурному типу) используются для доступа к битовому полю некоторой записи.

§ Операнд находится в стеке.

§ Операнд располагается в памяти. Это наиболее сложный и в то же время наиболее гибкий способ задания операндов. Он позволяет реализовать прямой и косвенный варианты адресации, являющиеся основными видами адресации.