рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ - раздел Философия, А 72 Микросоциология семьи методология исследования структур и про­цессов:Учебн. пособие для вузов Иногда Макро- И Микроисследования Различают По Преимуще­ственному Использован...

Иногда макро- и микроисследования различают по преимуще­ственному использованию количественных либо качественных ме­тодов. Однако в социологии и демографии семьи в последнее время количественный и качественный подходы противопоставляются друг другу в ином смысле. Массовая однодетность семьи активизирует принцип «лучше меньше, да лучше» по отношению к количеству и качеству детей в семье. Обиходная теория утверждает «железный закон» одномыслия: «лучше один ребенок, но лев, чем дюжина зай­чат». Или: «побеждают не числом, а умением». Эта модель поведе­ния, конвенционально исходящая из улучшения «качества» при со­кращении «количества» и наоборот, как «самоочевидная» включа­ется в научные концепции, например, социализации детей. Там она уже может служить основой изучения уровня интеллекта детей для того, чтобы успешно «самоподтвердиться» в эмпирических данных, т. к. IQ детей из бедных многодетных семей, как правило, оказыва­ется несколько ниже, чем коэффициент интеллекта детей, растущих в более состоятельных, но малодетных семьях. В такого рода иссле­дованиях обычно нет сопоставления интеллектуальных способнос­тей детей из семей с одинаковым числом детей, а также из разнодет­ных семей, но выравненных по уровню благополучия. Здесь вновь проявляется не «злой умысел» ученых, а влияние обыденной интер­претации, принятие «обычной семьи» (согласуемой с личным опы­том малодетности) на основе представления о доступности окружа­ющего мира познанию. Семейная реальность, с включенным в нее заранее положением об интеллектуальном превосходстве единствен­ных детей, мыслится как не зависящая от процесса изучения, тогда как для социологической феноменологии само это житейское вос­приятие кажется проблемой. Семейный мир конструируется как «объективно» заданный, в т. ч. с удивительным свойством «повыше­ния качества детей при уменьшении их количества». Это обыденное рассуждение конвенционально (в согласии с собой и с другими) ис­пользуется учеными в терминах «анализа операциональных данных» (статистических и любых иных). По словам специалиста в области феноменологии А. Сикурела, оно неизбежно порождает «круг само­обоснования», возникающий из-за того, что «применяемая нами для описания мира интерпретация с необходимостью подтверждает наш способ видения мира»23.

23 Новые направления в социологической теории. С. 38.


Прямое противопоставление количественного и качественного

подходов в науке встречается все реже24. Однако имплицитное (не фор­мулируемое непосредственно) неприятие модели семьи с нескольки­ми детьми выражается косвенно через сомнения в применимости ко­личественного измерения к результатам человеческого поведения, свя­занным с обзаведением детьми. Об этом очень хорошо сказано в кни­ге немецкого социолога Элизабет Ноэль «Массовые опросы». Фрагмен­ты из нее, приводимые ниже, являются прекрасной иллюстрацией по­добного предубеждения.

Неприязнь к множественному числу «В Ветхом завете есть указание на то, что применение статистики к людям следует считать опасным. За про­ведение по распоряжению царя Давида переписи Бог покарал людей чу­мой, унесшей 70000 жизней Количественное обобщение, вероятно, все­гда было привилегией Бога или королей либо воспринималось как своего рода рискованное вмешательство в божественный порядок. В исламе и в первобытных религиях также имеются подобные свидетельства примерно следующего содержания, нельзя считать вместе верующих и неверуюших, праведников и неправедных, счастливых и несчастных, потому что это может привести к неверию или навлечь беду. Со времени упадка Римс­кой империи до начала XVII столетия общие переписи почти не произ­водились. Еще в 1753 г. в Англии было отвергнуто предложение о прове­дении переписи, так как подобное мероприятие являлось греховным... Первые сведения о явлениях, относящихся к сфере статистики, имеют трехсотлетнюю давность. Речь идет об обнаружении странной регулярно­сти, с какой из года в год происходит одинаковое количество смертей... Впечатление странности возникает здесь уже в силу противоречия между не поддающимся предвидению фактом смерти и явной закономерностью количества смертей ..»".

24 Самое известное высказывание такого рода принадлежит А. Г.Виш­
невскому: «...важно не то, сколько детей в среднем рождает женщина, а то,
насколько число рожденных ею детей ..суть результат ее (или обоих супру­
гов) СОЗНАТЕЛЬНО ПРИНЯТОГО РЕШЕНИЯ». - Цит. по: Антонов А. И.
Социология рождаемости С. 73 Предполагается, что «сознательный вы­
бор», учитывающий все «за» и «против», связан с ограничением многодет­
ности и применением контрацепции. Соответственно отказ от этого огра­
ничения и от контрацепции имплицитно означает «бессознательное» рож­
дение детей Зона рутинного («бессознательного») поведения, не связанно­
го с рациональным выбором из альтернатив, как раз больше в малодетных
семьях, а не в многодетных. — См. также о различии рутинного и про­
блемного поведения в Антонов А И., Мелков В. М. Второй ребенок.
М , 1987 С 236-237.

25 Ноэль Э. Массовые опросы. С. 28-29.


Элизабет Ноэль обращает внимание на то, что даже наиболее об­разованным слоям населения связь между статистическими тенденци­ями, возникающими на общенациональном уровне, между законом больших чисел и свободой воли отдельного человека, неясна. Публи­ке больше импонируют призывы ставить в центр даже экономических рассуждений «человека», а не «цифры». Под лозунгом «не поддающийся учету человек» сегодня подпишутся многие, особенно представители наук о культуре и духе, культурологи. Отсутствие у философов интере­са к статистике вообще и к моральной статистике в частности само по себе является любопытным и не сводится к антипатии, наблюдающейся у многих гуманитариев к цифрам и таблицам.

«Наряду с безучастностью философов, — продолжает Элизабет Ноэль, — бросается в глаза и странное равнодушие социологов. В ра­ботах, где рассматриваются понятия и проблемы социологии, понятие «моральная статистика» искать, как правило, бесполезно. Правда, эта странность наблюдается не у всех. Подробный анализ можно найти у Дюркгейма в его исследованиях самоубийств, где в числе прочего про­водится параллель с близкими моральной статистике явлениями эпи­демии. Следствием этого анализа является дюркгеймовская концепция «социального потока*, принуждающего определенное количество лю­дей к самоубийству.»16.

Дюркгейм о моральной статистике и о различиях подходов социолога и

клинициста._«Число самоубийств, совершающихся в каждый данный момент, определяется моральным состоянием общества У каждого народа есть коллек­тивная сила, обладающая определенной энергией, которая толкает людей на то, чтобы оби сами себя убивали Душевные движения, совершаемые несча­стным, которые на первый взгляд кажутся лишь выражением его личного темперамента, в действительности являются следствием и продолжением со­стояния общества, внешним проявлением этого состояния.» Дюркгейм недвус­мысленно обращает внимание на различия между мышлением в сфере цело­стности и в сфере отдельных признаков «Вот чем объясняется большая раз­ница между точкой зрения клинициста и социолога Первый сталкивается только с частными случаями, изолированными друг от друга Он констатиру­ет, что очень часто жертва была неврастеником иди алкоголиком, и объясняет совершенный акт тем или другим из этих психологических состояний В из­вестном смысле он прав, ибо если покончил самоубийством именно этот че­ловек, а не его сосед, то это часто происходит по указанной причине. Однако это не объясняет вообще существование людей, которые сами себя убивают, и, главное, тот факт, что в каждом обществе определенное число людей в

Ноэль Э Массовые опросы. С 33


определенный период времени кончают самоубийством Причина, вызываю­щая это явление, неизбежно ускользает от того, кто наблюдает только за ин­дивидами, ибо она находится вне индивидов Чтобы выявить ее, нужно под­няться над конкретными случаями самоубийства и увидеть то, что их объе­диняет»27

Понятие социального порядка или социальной структуры призва­но охватить на социетальном уровне состояние социума, которое из­меняется в масштабах социального времени государств, народов, об­ществ. Действующие в истории социальные силы проявляются в судь­бах поколений, семейно-родственных кланов, отдельных людей. Ис­следование индивидуальных ценностей и мотивов позволяет понять, например, вступление в брак какого-либо человека, тогда как изуче­ние индустриализации, рынка труда и образования, социальной мобиль­ности и т. д. объясняет тенденции брачности.

В конце XVIII — начале XIX в. начинают применяться и получа­ют распространение первые опросы населения Они всколыхнули оче­редную волну неприязни к множественному числу, к пугаюше-таин­ственной связи между статистическими тенденциями и индивидуаль­ным поведением. Психологически каждый человек стремится выде­литься среди остальных, и это питает представление об уникальнос­ти каждого Однако особенно в политически тяжкие времена каждо­му выгодно раствориться в толпе, стать безликим, дабы остаться не­узнанным. Между этими двумя полюсами располагается континуум, диапазон реакций, и а вольнолюбивые периоды неприязнь к цифрам может усиливаться. Антипатия к статистике, по мнению Элизабет Ноэль, возникла под влиянием неприязни к множеству, множествен­ному числу.

Говоря о ком-либо в доброжелательном, возвышенном смысле, люди обращаются к единственному числу — «человек добр», тогда как для осуждения подходящим кажется множественное число — «люди — звери». Где-то здесь истоки общежитейского отвращения к понятиям сферы народонаселения, отождествления «населения» с «перенаселен­ностью», недоверия к «рождаемости» как якобы синониму «размно­жения». Отсюда и нелюбовь к многодетной семье и одобрение одно­детности, наличия единственного ребенка в семье. Иногда эмоции подобного рода в шутливой форме выплескиваются на страницы даже социологических фолиантов. Вот пример научного юмора: «Как добить­ся 25000 долларов в год? Обзаведитесь женой и 12 детьми. Рассчитайте среднегодовой доход американца (в 1957 г, он равнялся 1750 долларам. —

Ноэль ЭУказ соч С 34.


А. А.). Умножьте его на 14 (Вы, Ваша жена и 12 детей), и Вы получите искомое (14 на 1750 = 25000)»34.

Распространение выборочных исследований обнаруживает новые пласты общежитейских интерпретаций социальных феноменов, вклю­чающих парадоксы статистической взаимосвязи общего и индивидуаль­ного. Во-первых, с точки зрения здравого смысла сомнительно, что частица общества или группа лиц могут выражать мнение всех, что факты, полученные применительно к выборочной совокупности, реп­резентативны по отношению к целому, к социуму. Во-вторых, повсед­невный человек, привыкнув к статистике фактов, событий (но не сми­рившись с ней), при расширении сферы опросов восстает против ста­тистики мнений. В обоих случаях в основе лежит своеобразный быто­центризм, желание воспринимать все по меркам личной практики («эгобытоцентризм»),

«Рядовой критик, по-видимому, рассуждает примерно так; меня не опра­шивали, так что о моем мнении вообще ничего не известно,. Свой опыт в сфере индивидуального он, как нечто само собой разумеющееся, переносит на сферу статистики. Согласно его опыту, никто не может знать его мнение, не опросив его самого... При этом действенность принципа выборки по отно­шению к вещам... эмоционально не оспаривается. Недопустимым и невозмож­ным считается перенос этого принципа на людей. Основную трудность, реша­ющий момент здесь следует усматривать в оскорблении чувства собственного достоинства людей...»".

В области естествознания подобный обман чувств даже согласуется

со здравым смыслом, противоречие между личным опытом и объектив­ным положением дел вызывает любопытство, так как при этом не заде­ваются жизненно важные интересы отдельных людей. Напротив, соци­альная статистика, а особенно статистика брачности, разводимости, рождаемости и т. п., как бы перечеркивают полностью личный опыт и вызывают ощущение утраты индивидом свободы воли. Чтобы защитить свое собственное достоинство, «человек с улицы» борется с «ветряны­ми мельницами», как Дон-Кихот. «Зациклившись» на личном, на мик­роскопическом опыте, повседневный человек, не отрицая макроскопи­ческого уровня, отказывается воспринимать макрологику. Найдя точку отсчета в эгобытоцентризме, невозможно уже мысленно не перекраи-

J5Horton P., Leslie G. The Sociology of Social Problems. N.Y., 1960. P. 61 Интересно, сколько еще потребуется десятилетий, чтобы последствия краха института семьи стали очевидными и чтобы просемейная политика сделала этот юмористический расчет реальной возможностью?

29 Ноэль Э. ук. соч. С. 36-37.


вать макромир в соответствии со своими представлениями. Причем здесь нет специальной подмены одного уровня другим, нет желания объяс­нять макромир в каких-то иных терминах Просто индивидуально-бы­товое восприятие проецируется, переносится на все остальные явления, и тем самым специфика макроявлений аннулируется, объявляется аб­стракцией, абсурдом. «Неправильное понимание метода опросов и его результатов возникает, — согласно Э, Ноэль, — из-за переноса представ­лений, мыслительных привычек, опыта и ожиданий, относящихся к сфере индивидуального, на статистическую сферу или сферу признаков или в результате объяснения явлений, свойственных сфере признаков, понятиями, взятыми из сферы индивидуального»30.

Бытующее, особенно в интеллигентских кругах, предубеждение против статистики требует специального анализа, но, по-видимому, с одной стороны, является гипертрофированным выражением эгоцент­ризма — тут явно абсолютизируется неповторимость отдельного Я, — но не вообще, а представителя определенной страты. С другой сторо­ны, это может быть реакция на тоталитарные давления институтов и организаций, стремящихся «стричь всех под одну гребенку». Возмож­но, это своеобразная сублимация, неприятие того строя жизни, где человеческое достоинство измеряется лишь счетом в банке. Подобная склонность, сформировавшись, будет заявлять о себе в самых разных областях жизнедеятельности, в том числе и в области рождаемости.

Практикуя любовь к одному-двум детям, трудно смириться с на­личием многодетных семей, опровергающих всю философию собствен­ного быта. Однако прямые санкции в отношении многодетных, суще­ствующие в быту, неизбежно трансформируются на уровне обществен­ного мнения и могут косвенно отражаться в науке различным обра­зом. Упор на автономность эмоций и страстей в зависимости от чис­ленного состава семьи, признание независимости любви и счастья от цифрового подхода к ним или даже мнение о невозможности количе­ственного измерения их — вот некоторые формы противопоставления качества и количества.

Данная тенденция как бы связывает по рукам и ногам исследова­теля и, разумеется, не способствует совершенствованию измеритель­ных процедур и средств. Получается, что нельзя заниматься определе­нием «оптимального» числа детей в семье как некоего компромисса между потребностями общества и личности; нельзя также изучать вли­яние численности семьи как малой группы на ее функционирование. В отечественной литературе не найти работ по исследованию воздей­ствия очередности рождения на поведенческие характеристики чело-

Ноэль Э. ук. соч С.


века, а также книг по изучению истории поколений с учетом состава семей и их судеб. К сожалению, никто не пытается сравнить жизнен­ные коллизии «одиночек» и семейных людей, линии жизни разных се­мей.

Изучая взаимообусловленность динамики и структуры семьи и одновременно внеинструментальные, социально-символические аспек­ты семейного поведения, можно добиться сбалансированного сочета­ния количественных и качественных методов исследования. Такое сочетание возможно, хотя анализ семейного символизма в большей мере окажется качественным, тогда как изучение семейной циклич­ности — количественным. Наметившееся в последние годы возрожде­ние качественных методов социологических исследований не следует рассматривать с точки зрения их противопоставления количественным вообще. Надо лишь учесть тот бум опросов населения (в связи с изби­рательными кампаниями и увлечением маркетингом), который реду­цирует социологию до «вопросомании», а социолога сводит к «анкет­чику», к учетчику мнений «обо всем».

Именно этот «коленный рефлекс» социолога — профессионально­го «задавателя» вопросов — часто вызывает нарекания, а не якобы «ус­талость» от оперирования статистическими данными и обобщениями. Нужно не усиление внимания к микроскопическому, к уникальном), к отдельным «деревьям», из-за которых всегда «леса» не видно, а уве­личение числа индивидуально-монографических исследований и мето­дов наблюдения. Эти трудоемкие виды качественного анализа возрож­даются как реакция на засилье массовых выборочных опросов, как желание дополнить упрощенно-схематическое представление об ин­дивидуальном чем-то живым и полнокровным. По-видимому, за раз­говорами о ценности качественных методов стоит именно это обсто­ятельство. Потребность в адекватном объяснении социума через до­полнение знаний о технологии социальных действий сведениями, рас­ширяющими понимание всех значений жизненных обстоятельств, от­носящихся к результатам или последствиям действий, стремление к полнокровному объяснению явлений движут, в конечном счете, сто­ронниками качественных методов.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

А 72 Микросоциология семьи методология исследования структур и про­цессов:Учебн. пособие для вузов

А... ИНСТИТУТ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО... Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКИХ ФЕНОМЕНОВ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИКРОСОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Идеал науки традиционно отождествляется с бескорыстным и бес­пристрастным поиском истины. Социология не является исключени­ем, но в данном случае реализация этого вечного идеала затруднена своеобра

К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ
Микросоциология семьи не может ограничиться лишь методами исследования семейной динамики и структуры — как правило, в этих координатах изучаются бракоразводные и репродуктивные виды пове­дения, а в

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ МИКРОСОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
При сохранении единого социологического подхода к изучению социума различие между макро- и микросоциологией семьи проводит­ся по объекту исследования. В первом случае это институциональные изменени

ОТ СЕМЬИ К ИНДИВИДУ
Затем, если выделить только брачное поведение — ими будут элементы его регуляционной структуры: потребность в браке и брачном партнере каждого из супругов, степень согл

ПРОБЛЕМЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ СЕМЬИ
В социологии нет никакой «количественной» парадигмы и, следо­вательно, не может быть перехода к «качественной», о чем говорят некоторые ученые. Научное развитие идет не по пути количественно-

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Автономизация индивида Выборочный метод Биографический подходИнстинктивизм Брачное поведение Инструментальный подход Выборочные исследования Интерпретаци

КНИГИ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
АНТОНОВА И , МЕДКОВ В. М. Социология семьи. М., 1996. Мно­гие термины и положения, используемые в этом учебнике, авторами разъясняются подробно, и этот учебник следует рассматривать в ка­честве пер

ТИПОЛОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СЕМЬИ
Среди социологов, пожалуй, не найти тех, кто ни разу не упомя­нул бы по какому-либо поводу семью, тем не менее ученых, специа­лизирующихся в области социологии семьи, не так-то много. Хорошо это ил

СУБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД ОБЪЕКТИВИСТСКИЙ ВЗГЛЯД
на социальную реальность   Ориентация на радикальное изменение I      

ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Этнометодология является новейшей версией феноменологичес­кой социологии, которая обязана своим становлением австрийскому философу и социологу Альфреду Шишу (1899—1959),применившем

РУССКАЯ СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Предыстоки современной отечественной социологии семьи — в по­зитивистской школе, строящей социологию по образцу естествознания, и в субъективистской школе, требующей особого метода изучения при исс

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 2
1. В микросоциологии семьи выделяются три ведущих теоретичес­ких подхода — символический интеракционизм, теория обмена и эт-нометодология, а также психоаналитическая теория и социометрия как теорет

КЛЮЧЕВЫЕ ИМЕНА, ТЕРМИНЫ
Фредерик Ле Пле (1806-1882), Эрнст Берджесс (1886-1966), Дж. Г. Мид (1863-1931), У. Томас (1863-1947), Ф. Знанецкий (1882-1958), Дж. Хоманс (р. 1910), А. Шюц (1899-1959), Зигмунд Фрейд (1856-1939),

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Все, что мы знаем о семье, определяется тем, как удается узнавать то, что сегодня считается известным. В социологии вообще (а в фами-листической —в особенности), изучающей всем давно известное, даж

СОЦИОЛОГ
НАБЛЮДАТЕЛЬ Теперь можно сформулировать различия между объектами наблю­дения трех основных методов социологического исследовании семьи. При анализе документов (семейных писем,

ПРИ ОПРОСЕ, НАБЛЮДЕНИИ И КОНТЕНТ-АНАЛИЗЕ
В микросоциологии семьи изучаются семейные структуры и процес­сы применительно к жизненному циклу семьи, внутрисемейным взаи­моотношениям и семейному поведению. В социологическом исследо­вании при

В СОВЕТСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ ПО СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ
(по данным М. С. Мацковского)8   № Метод и процедура Число работ В % от общего чи

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 3
1. Применение системного анализа в социологии семьи позволяет искать и находить системную интеграцию множества интерпретаций семейной реальности Взаимодействие различных перспектив достига­ется с п

СТАДИЙ СЕМЕЙНОГО ЦИКЛА
i Источником данных о семье служат переписи населения и теку­щий учет рождений, смертей, браков и разводов, миграции, а также выборочные обследования разного рода, включая микропереписи Да

Там же. С. 25.
4 ЦСУ СССР.Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 года ТомVff. М., 1974 С. 4-5 репродуктивного периода, то две трети безд

НЕКОТОРЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАДИИ РЕПРОДУКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА
  Индикаторы (в годах) 1935-1940 гг. 1975-1979 гг. 1995 г. Длительность стадии репродук­тивног

НЕПОЛНОТА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Если философски взглянуть на события, формирующие семейный цикл жизни, то стадии цикла есть, по сути, экзистенциальные перехо­ды из «ничто» в «нечто», из небытия в бытие и наоборот. Сотворение брак

В. Неполный семейный цикл
Семейные разлуки Разделение супругов — PC, вынужденное — ВРС, добровольное — ДРС ,,, Деприваиия родителей от детей — ДЦ, вынужденная — ВДЦ, добровольная — ДДЦ ДРС- ВP

ПРИМЕНЕНИЕ ЦИКЛИЧЕСКОГО ПОДХОДА i( ПРИ ИЗУЧЕНИИ СЕМЕЙНЫХ БЮДЖЕТОВ
В качестве вспомогательного средства анализа образа жизни в про­шлом и в настоящее время циклический подход к семье используется историками, этнографами, экономистами и социологами давно. В пер­вой

В СЕМЬЯХ С УЧАСТВУЮЩЕЙ В НАЕМНОМ ТРУДЕ
ИЛИ НЕТ ЖЕНОЙ (по данным Аллана Карлсона)34   Год А - жена в системе наемного труда Б — жена вне найма

КОМПЛЕКТНОСТЬ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В НУКЛЕАРНЫХ СЕМЬЯХ С ДВУМЯ РОДИТЕЛЯМИ
  Гип семьи Размер семьи Число детей Число ролей Разновидное гь ро ч е во и структур ы № т

ПАРАЛЛЕЛИЗМ ЖИЗНЕННЫХ И ТВОРЧЕСКИХ ДАТ
(по Шафрановскому)'8 58 Шафрановский И. И Параллелизм и периоди

ГЕНОСОЦИОГРАММА ЧАРЛЬЗА -НЕВИДИМЫЕ УЗЫ СЕМЕЙНОЙ ЦИКЛИЧНОСТИ
Примечание Можно сказать, что Чарльз унаследовал свою болезнь и риск ранней смерти из-за преданности семье и св

СЕМЕЙНЫХ БИОГРАФИЙ И ЛИНИЙ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Разные люди вспоминают прошлое по-своему, даже если воспоми­нания относятся к четкой очередности прошлых событий. И дело не в том, что разная у всех память на даты, — значимость одних и тех же собы

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВЫ 4
1. В микросоциологии семьи центральным направлением является изучение семейного цикла жизни, объясняющее особенности возник­ новения, функционирования и распада отдельных семей. В общенацио

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Бюджет времени семьи как модель повседневного поведения и об­щения Восходящие и нисходящие родо­словные Генеалогическая социология Генеалогическое древо и сп

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИСПОЗИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ
В соответствии со схемой диспозииионной регуляции поведения (см. схемы 3.1 и 5.1) выделяются методы исследования системы потребно­стей, методы исследования ситуаций семейного образа жизни, методы и

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ КАК ФУНКЦИЯ СТЕПЕНИ СОВПАДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СУПРУГОВ
физиологические потребно

ЦЕННОСТИ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ
В социологии семьи и рождаемости для исследования репродук­тивного поведения личности и семьи создано множество техничес­ких приемов и средств, получена масса эмпирических данных по ряду показателе

ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБЪЕКТОВ В СЕМАНТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Если объект получает низкую оценку, то изображается маленьким кружком, если высокую — большим Таким образом, в

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО (РОДИТЕЛЬСКОГО) ПОВЕДЕНИЯ
Социализационное поведение представляет собой систему действий и отношений по содержанию и воспитанию детей, по формированию социально компетентной личности. В социологии семьи акцент дела­ется на

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
(по опросу 31 трехдетной москвички)   Само­оценка Я Величина Д между Я и объектами Объект оценки

И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ
Сам ос охранительное поведение выражается а системе действий и отношений, направленных на сохранение здоровья в течение полно­го жизненного пикла, на установку продления срока жизни в преде­лах это

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО И РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТСТАЖА БРАЧНОЙ ЖИЗНИ
  Число лет ' в браке Ожидаемое число детей на 100 семей Ожидаемый срок жизни, число лет Доля низкой самооценки здоров

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Бесплодие — неспособность к за­чатию, вынашиванию и рожде­нию живого ребенка Блок диспозиционного определе­ния 14 репродуктивных ситуа­ций, проблемные и рутинные ситуации, их

СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Несовместимость, если речь идет о супружес­ких парах, означает общность вкусов, особен­но вкуса к главенству. Амброз Бирс «Словарь Сатаны» Не в совокупности ищи единства, но более

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
В микросоциологии семьи задача изучения семейных взаимоотно­шений решается с помощью социально-психологических методов, но не сводится к сугубо психологическому анализу семьи как разновид­ности мал

СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ
Чрезвычайно большое количество шкал, тестов и методик создано для фиксации состояния взаимоотношений в супружеской диаде. По­мимо массы индексов супружеского счастья и удовлетворенности бра­ком, им

ТЕСТ ИЗМЕРЕНИЯ РОЛЕВОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СУПРУГОВ (ТИРС)
Рассмотрим, как в нашем примере обстоит дело с подтверждени­ем самооценок (для упрощения изложения будут употребляться но­мера самооценок и оценок другого). Итак, три первые самооценки мужей (№№ 1-

И ЖЕНСКОГО НАЧАЛ
Вы привлекательны друг для друга, у Вас прекрасная склонность прида­вать наибольшее значение не своим вкусам, а в первую очередь, достоинствам своей половины Почните все, что у Вас есть, — итог вза

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время социология и демография семьи изучаются на факультетах социальных наук и являются неотъемлемым атри­бутом подготовки социологов, психологов, экономистов и соци­альных работников,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги