Государственная организация Цинской империи. Феномен «шэньши».

Типичная восточная деспотия. Во главе – самодержец-богдыхан. Два принципа управления – нет земли, кроме как принадлежащей богдыхану; все, живущие в Поднебесной, подданные богдыхана. = огромная роль государства.

Богдыхан = сын Неба, лицо священное. Его имя нельзя произносить вслух. Нужно произносить только девиз правителя (у каждого - свой). У неприближенных ко двору – запрет видеть лицо богдыхана.

2 совещательных органа при богдыхане – имперский секретариат и военный совет.

В Имперском секретариате – равное число маньчжуров и китайцев.

А Военный совет – основной совещательный орган с 30-х гг. XVIII в.

 

18 провинций, во главе – губернаторы. Иногда несколько провинций объединены в наместничества. Каждая из провинций делится на 10 областей. Каждая область – на уезды.

В каждой провинции были управы с отделами по финансам, суду, образованию, гос. монополиям.

 

В деревнях – самоуправление, круговая порука («баоцзя»). В деревнях все дома объединены в десятидворки во главе со старостами. Естественно сложившиеся традиционные общины не признавались административными единицами. Деление на десятидворки – насильно и сверху.

 

Социальная структура

300 млн. чел. 27.000 чиновников. Чтобы стать чиновником, нужно иметь ученую степень. А ученая степень давалась только после экзамена. Уездные, провинциальные, столичные.

Каллиграфия, иероглифическая грамотность, знание классической литературы, философских и исторических трактатов

Впервые экзамен проведен в 1679 г. Сдавшие экзамены именуются «шэньшами».

[Кроме разбогатевших общинников, част господствующего класса составляли землевладельцы из образованной части общества, те, что имели ученое звание или чиновничий ранг. Тоже выходцы из общин, но им удавалось получить образование, сдать экзамены. Их общее название – «шэньши»].

Чиновник на службе получал жалование. Оно было невелико, но статус давал ему возможность получать взятки и присваивать часть налогов, собираемых с населения.

Полноправными группами населения считались шэньши, земледельцы «нун», ремесленники «гун» и торговцы «шан». Они могли участвовать в сдаче экзаменов и получать ученую степень. Сословной замкнутости китайское общество не знало Þ высокая социальная мобильность.

Военные в основном маньчжуры. Помимо них набирали наемников китайцев – «войска зеленого знамени».

В Китае действовали законы, принятые еще во времена Мин. Свод законов XVIII в. – 1000 глав по 1000 статей.

 

ИТОГ: докапиталистическое общество с высокоразвитой цивилизаций, а соц.-эк. отношения, основанные на родственных общинных связях, даже не вполне феодальные.