1859-1862 – «Восстание индиго» в Восточной Бенгалии, где райаты превратились в сущих рабов англичан, сдавая им индиго по ценам, установленным британцами (система принудительной контрактации). Добились отмены системы.
1872-1873 – выступления бенгальских крестьян. Повод – повышение ставок арендной платы. Итог – издан новый закон об аренде.
Вторая половина века – Ситана, Пенджаб и другие провинции – усиление религиозно-сектанских движений. Джихад=война с неверными. «Намдхари» - «принявшие имя бога» (секта): требование возврата к первоначальному сикхизму с его идеей единения крестьян и торговцев. 1872 – набеги на имения феодалов. Ответные меры – репрессии. Секта разгромлена, руководители сосланы. Захваченные в плен англичанами сикхи – жестоко казнены (изображены на картине Верещагина, побывавшего в Индии в 1875 г).
1876-1878 – вся Бомбейская провинция охвачена голодом. Англичане же в этих условиях повысили налоги на соль! Митинги, демонстрации протеста. Они подготовили выступление конца 1870-х гг. под рук-вом Васудева ПХАДКЕ (из обедневших брахманов, хорошее образование, знал санскрит, был мелким чиновником – но человек пытливого ума, патриот).
1879 – Пхадке установил связь с рук-лем рке-ских повстанцев Хари Найком. Цель – награбить у богачей денег, чтобы на эти средства вооружить свои отряды. Смелые налеты-экспроприации. Потом его схватили и казнили. Его движение – первое в истории Индии, где сплелись элементы нац-освоб и антифеодальной войны.
Практически одновременно – восстание кр-н на р. Годавари. Партизанская тактика. Если бы не рознь среди вождей восстания – не скоро были бы подавлены.
Кроме того, с 1880-х гг. – постоянные восстания отдельных племен (куки, нага, лушаи), ярко выраженный антиколониальный характер. НО ВСЕ: стихийные, локальные, часто под знаменем религии. Важно: что индусы и мусульмане действовали совместно, решая задачи антиколониального освобождения.
Рабочее движение.В текстильной пром-сти = наивысшая концентрация рабочих на предприятиях, текстильщики – застрельщики выступлений (1877 первое, 1882-1890 – 22 стачки). У рабочих Бомбея – предтечи профсоюзов, Бомбейская ассоциация рабочих. Тред-юнионистское направление в рабочем движении сильно. Газета «Друг бедных». 1889 второй массовый митинг бомбейских текстильщиков.
Буржуазно-национальное движение 1860-1870.В Бенгалии и Бомбее - первые организации (Ассоциация британской Индии в Калькутте, Ассоциация бомбейского президентства в Бомбее). 2 этапа в развитии национализма в Индии: 1) приходится на 1860-1870 = возникновение первых организаций и 2) 1880 – развитие нац. движения и объединение его во всеиндийском масштабе.
1870 – Союз простых людей Пуны
1876 – Индийская ассоциация в Калькутте .
Обе организации – типичны. Идейного единства не было, сразу же 2 крыла – либеральное и демократическое.
Либералы – С.Банерджи, Д.Наороджи.
Экономич. программа = защита нац. буржуазии, требовали протекционистской политики для инлийской буржуазии, снижения налогов и колониальной дани, в аграрном вопросе – «за» сохранение помещич. землевладения при снижении налогов.
Политич. программа = расширение представительства индийской буржуазии в совещательных органах при вице-короле, против расовой дискриминации; за то, чтобы повысить возрастной ценз при поступлении на госслужбу и проводить экзамен для поступления на нее не только в Англии, но и в самой Индии.
Тактика = петиции к парламенту, резолюции на собраниях орг-ций, статьи в газетах.
Левое крыло – Д.МитраЭ, Б.Тилак.
Главную задачу видели в распространении патриотзма. Идеи м/б национализма. Идея создания общедоступной школы (Тиллак) – в 1880 г. открыл Тиллак Новую английскую школу, а с 1881 издавал газеты «Лев» на маратхском и «Махратта» на англ. яз. В обеих газетах – защита интересов нац. буржуазии. За бойкот англ. товаров. За улучшение положения масс, но четкой аграрной программы нет.