Индия в период колониальных завоеваний (вторая половина 17-18 в.)

Социально-экономич. развитие.К середине 17 в. Северная Индия и часть Центральной входили в состав державы Великих Моголов. На юге держава граничила с Биджапуром и Голкондой, которыми правили мусульманские династии. Но 2/3 населения Индии находились как раз под властью Великих Моголов. У крупных народностей (бенгальцы, маратхи, гуджаратцы) – складывание этнокультурных общностей, но кастовая система – препятствие к этому (как и наличие недружелюбия по отношению к мусултманам, а также обособленность джайнов и сикхов). Так что к середину 17 в. даже в основных исторических областях могольской Индии не сложилось даже религиозно-общинное единство (ни верхов, ни низов).

По политическому характеру Великие Моголы были восточной деспотией. Правитель – падишах. В своей власти опирался на «диван» (ведал казной), военное ведомство (глава бакши) и верховный суд (глава – кази, непременно – из духовного сословия).

Правление Ауренгзеба – 1658-1707 – гос-во разделено на 19 областей (суба), во главе которых наместники (субадары), у которых на местах полнота власти, в том числе судебной, военной. Они назначали и контролировали начальников областей (таксилей) и волостей (паргана). Почти все высшие должности – у мусульман, происхождение которых пёстрое: правители, военачальники и многие рядовые воины были тюрками-суннитами , в администрации было немало персов-шиитов, среди духовенства – арабы.

Землевладение. Падишах – верховный собственник. Все обрабатываемые земли – под налогом. Значительная часть – в феодальном держании джагиров, заминдаров, инамов, вакфов.

Джагирдары – владельцы джагиров – господст. часть феодального класса (военачальники, которые за службу получали право сбора налогов). Наследственного права не имели. Их 4000 чел., военная знать, происходили из мусульман, опора падишаха. Обязаны были содержать на свои средства военные отряды.

Заминдары – в отличие от джагирдаров – не должны были соедржать отрядов наемных войск. Собирали земельный налог (10%) с крестьян. Могли передавать землю по наследству. Иногда часть их земли была свободна от налогов. Происходили из индусской феодальной аристократии.

Инамы – земли, подаренные за заслуги или в знак благоволения. Весь налог – шел инамдарам. Его наследовали по обычаю. Как правило, такие земли дарили мусульманскому духовенству.

Вакф – земля, доход с которой шел на содержание духовенства – мечетей, медресе.

Сельские общины. Основа аграрной системы – община. Они не однородны по составу, 3 группы общинников: (1) высшие; (2) полноправные, (3) наследственные или временные арендаторы и (4) неполноправные (члены низших каст) и (5) неприкасаемые (полурабы, полукрепостные). Те, у кого высшая полнота владельческих прав на возделываемый участок и общинные угодья = все из одной касты. Земля – по наследству.

Круговая порука в уплате налогов. Во главе общины – совет (панчаят) из полноправных общинников-райатов, то есть плательщиков налога. Возглавлял его патель (староста). Он – помимо прочего – ведал охраной земель, для чего имел в своем распоряжении сторожей. За выполнение своих обязанностей имел служебный надел. Другой представитель администрации – патвари (писарь), который вел кадастр общинной земли, выполняли эти обязанности брахманы – представители касты писцов. У них тоже был надел, свободный от налога. Должности старосты и Писары были наследственными.

Общинные ремесленники, слуги – все были в своих кастах. Число их в общине зависит от размера ее. За выполнение своих обязанностей имели долю урожая. Участки – по наследству.

Сама община = основа востоянофеодального деспотизма.

Основа самой общины - система джаджмани, регулировавшая отношения с администрацией, служителями культа, ремесленниками, слугами и проч. Каждый общинник райат был одновременно и даджманом, поскольку должен был платить долю урожая (1) казне, причем до ½ урожая и (2) всем, кто его обслуживал с учетом их кастового ранга. Потребительские нужды (в одежде, посуде) удовлетворялись ремесленниками, и им платили по их кастовому рангу. Недоводьство положением, когда большую часть урожая приходилось отдавать за долги = основа множества выступлений. Успех или неудача их зависели от того, насколько они могли быть поддержаны городами.

Город. Связующим звеном между селом и городом служил торгово-ростовщический капитал. Богатые банкиры откупали у казны право сбора налогов. На местах они имели деревенских торговцев-ростовщиков, которые собирали налог, опираясь на администрацию общин. Полученные продукты сбывались на местных же рынках и поступал на пропитание войск, челяди.

Банкиры наживались и во время успешных походов своих повелителей, скупая награбленную добычу. Часто они становились главами налоговых ведомств в захваченных новых провинциях. Иноверцы (индусы, джайны) проникали в высший эшелон власти через налоговое ведомство.

Таким образом, в городах не сложилось антимогольской оппозиции. Ремесленники были зависимы от купцов и их заказов.

Индийское купечество и европейский торговый капитал Отношения с купцами из Европы переменчивые (и мирные, и воевали). Благодаря европейским купцам – выход на европейский рынок для индийских тканей, перца, индиго. Ввозили еньше, чем вывозили. Часов, оружия почти не покупали в Европе. Частыми были и займы европейцев (например Ост-Индской кампании – англичане, 1600) у богатейших индийских партнеров. Англичане вывозили из Индивии х/б и шелковые ткани, Ост-Индская кампания везла их не только в Англию, но и в Европу.

Богатевсший индийский капитал все более подчинял себе ремесленников – авансировал их на покупку более совершенных орудий производства и установкой цены, выгодной скупщикам (банкирам). На рубеже 17-18 вв. появились первые мануфактуры – а вместе с ними обострились противоречия буржуазной Англии и предбуржуазной Индии.

Нарастание сепаратизма Феодалы повышают налоги, захватывают общинные земли. Заминадары с – присваивают себе полностью или частично земельный налог, скрывая от фиска размеры владений. Джагирдары уже не довольствуются одним лишь правом присвоения налога, хотя, чтобы земля была у них наследственной. В конечном счете – государстенный земельный налог собирается все хуже и хуже. Самая жестокая эксплуатация у крестьян, принадлежавших казне – отдувались за всех.

Чтобы увеличить число подданных, моголы усилили наступление на Декан (под маской ревнителей мусульманства). Высокие пошлины с индусских купцов = недовольство их. Таким образом, крест-во, купцы - все больше недовольных политикой.

Восстания в Пенджабе и в Декане.В Пенджабе в середине 17 в. – антифеодальное крестьянское восстание, популярны слова сикхов о равенстве людей перед Богом. Вождь – сикх, гуру Говинд (1675-1708). Сикхизм противопоставлен исламу (Сикхизм – монотеистическое учение, религия, главная идея – равенство всех перед Богом, отражал вначале идеологию торгово-ремесленных слоев, аскетизм, крепкая организация, дисциплина, подчинение вождю - гуру). Введен особый обряд посвящения в сикхизм – подслащенной водой, совместные трапезы, несмотря на кастовую принадлежность, особое платье и тюрбан на голове. Цель – создание сикхского гос-ва. Под этим лозунгом – развернуто движение – продолжалось до середины 18 в. Сикхи победили, но плодами их победы воспользовались феодалы, выдвинувиеся из числа сикхских военоначальников.

Другое восстание – у городов Дели и Агра. Руководство – у военно-земледельческой касты джатов, что дало название восстанию. Глава – старости сельской общины Гокла. Большая роль особых сектантов – сатнами («носящие доброе имя»). Длилось восстановие более 30 лет, до 1723.

Образование Маратхского гос-ва. Махараштра – область у гор Сахъядри. Маратхские феодали давно хотели уничтожить господство мусульманской знати и создать свое государство. Отдельные выступления крестьян и феодалов слились во второй половине 17 в. в общее восстание. Глава – Шиваджи Бхонсле. 1664 – захватили город Сурат. 1665 – Гиваджи – пленник падишаха. 1670 – бежит, новая война, выиграл ее, с 1674 – правитель. Поддержка верхних слоев общины.

1686 – умер Шиваджи, Аурангзеб сумел завоевать его землю. Окупация Махараштры. Сопротивление простых крестьян. Фактически правит страной главный министр (пешва) – брахман Баладжи. Умирая, он передал все права сыну, Баджи Рао, 1720-1740, с которого берет начало династия Пешв.

Распад державы Великих Моголов. Народные восстания подтачивали устои деспотии Моголов. 1739 – наместник Декана заявил о самостоятельности Хайдарабадского княжества. 1740 – бенгальский наместник, 1747 – аудский. С 1747 г. свои походы на Индию начинает афганский правитель Ахмад-шах Дуррани. 1758 – маратхские войска победили его, а в 1761 – потерпели поражение, однако поражие их спасло всю Индию от дальнейшего продвижения афганцев вглубь страны. Маркс: «Пока все воевали против всех, нагрянул британец и покорил их всех».

Англо-французское соперничество в Индии.С 40-х гг.18 в. = обострение соперничества англичан и французов.

1746 – агличане пытаются изгнать французов из их индийских владений, но французы нанимают индусов в свое войско (наемники = «сипаи», командует ими губернатор Дюплекс). Итог – политическая гегемония французов в Декане.

Успехи французов беспокоят англичан. Они тоже стали создавать отряды сипаев-наемников. На радость им в 1752 Дюплекс отозван в метрополию, так как из-за войн, которые он вел, Ост-Индская кампания терпела одни убытки. Новый генерал-губернатор заключил союз с англичанами. Но они только притворялись «друзьями».

1756 – англичане укрепляют форт Вильяма (у Калькутты). Наваб Бенгалии этим недоволен. Он начинает военные действия, захватывает аглийскую факторию и заставляет английского губернатора бежать на корабле. Наваб занимает Калькутту. Когда весть об этом достигает Мадраса – на место происшествия срочно высылают отряд англичан и сипаев, во главе – Роберт Клайв. Он и овладел Калькуттой. Битва за городом = потери обеих сторон. Наваб соглашается подписать договор о мире, подтверждает право беспошлинной торговли Ост-Индской компании на территории Бенгальского навабства. Клайв, однако, желает немедленно свергнуть этого наваба и посадить другого, который бы был более послушным.

Для осуществления этого замысла – союз Клайва и некоего Мир Джафара, который в случае возведения его на престол наваба, обещает Клайву хорошие деньги. Победа Клайва при Плесси 23 июня 1757. Мир Джафар выполняет условия – не просто платит деньги, но дарит Клаву и высшим служащим компании такую сумму, что Бенгалия оказалась у ног англичан. Они воспользовались этой ситуацией для борьбы с французами на юге Индии.

К концу Семилетней войны (1756-1763) по миру, заключенному в Париже, за французкой Ост-Индской компанией было сохранено право торговать с Индией, владеть городом Пондишери и несколькими другими городами, но срыть оборонительные укрепления и не держать войск в Индии.

Ограбление Бенгалии методами первоначального накопления.Служащие английской Ост-Индской компании требовали от наваба все новых и новых подарков. Сами они вели беспошлинную торговлю в Бенгалии. Тогда Мир Джафар установил тайные связи с голландцами, которые посали было сюда отряд на кораблях в рукав Ганга. Но нет: анличане остановили его, разбили голландцев.

1760 – Клайв выехал в Англию. Там он герой, получил титул лорда. Пока его не было, англичане повторили свой фокус с торговлей престолом. Они сместили Мир Джафара и посадили нового наваба, Мир Касима, который отдал за это англичанам 2 области в Бенгалии и уплатил тысячи рупий. После этого он потребовал от англичан прекратить наступление на его права. Те – против. Тогда он издал указ: не только англичане, но ВСЕ купцы могут торговать беспошлинно в его Бенгалии. Это положило начало войне Мира Касима с англичанами.

1764 – победа англичан, Мир Касим бежал в Дели

1765 – тут как раз вернулся Клайв и заставил Великого Могола и аудского наваба подписать договоры, по которым даровалось право дивана английской Ост-Индской компании, а у аудов забрал 2 округа. С 1772 г. губернатором вместо Клайва стал некий Хейстингс, очень жестокий и настойчивый в попытках разбогатеть.

Сбор поземельного налога=основная форма грабежа Бенгальского п-ва. Сумму налога сначала устанавшивали раз в 5 лет, а потом и вообще ежегодно. Сборщики – «амилы». К 1775 г. налог вырос втрое.

Второй по доходности источник обогащения – соль, никому не дохволялось добывать ее самостоятельно и тем более торговать.

Кроме того, по требованию Хейстингса андийские ткачи обязаны были вначале ткать на Ост-Индскую компанию, а затем – на себя. Чтобы ремесленник не продал что-то на сторону, к нему приставляли стражу.

Выкачанные из Индии богатства обогатили метрополию и ускорили промышленный переворот в Англии. В Бенгалии же в 18 в. – упадок с/х, нищета, вымирание. 1780 – восстание против Хейстингса, но он его подавил и вдвое увеличил дань с бенгальцев.