История «движения тайпинов» принадлежит страницам китайской истории сердины 19 в. Движение было порождено обострением противоречий между господствующими и зависимыми слоями населения, а также между основной массой китайского народа и манчжурской аристократией. Большую роль ускорителя сыграла I Опиумная война (1840-1842).
Следствие опиум. войны - резкое ухудшение жизни народа. Увеличивающийся дефицит внешней торговли Китая приводил к отливу серебра за границу. Рост курса серебрянного ляна, рост налогов в медных вэнях. Авторитет Цинов подорван поражением в войне 1840. За 1841-1849 - 110 восстаний (китайцы, тибетцы, мяо). Общ-ва: "Триады"(Саньхэхуэй), "Земля и Небо"(Тяньдихуэй), "Трех точек"(Саньдяньхуэй).
1843 г. - сельский учитель Хун Сюцюань создал в Гуанси "Общество поклонения небесному владыке" (Байшандихуэй). "Об истинном пути познания мира"-популяризация христианства из Гуанджоу. Справедливое об-во великого единения. Все равны.
1848 г. - стычки между помещ. отрядами и сторонниками Хун Сюцюаня.
1850 г. - открытое восстание в провинции Гуанси.(отряды Ян Сюцина, Вэй Чанхуэя, Ши Дакая) [горнорабочие, углежоги, кули, ремесленники, торговцы; дисциплина, красная повязка, распущ. волосы]. Попытки подавить потерпели неудачу. Создали дисциплинированную армию
11 января 1851 г., Цзиньтян - публично объявлено о восстании против Цинь дустановления "Небесного государства великого благоденствия" (Тайпин Тяньго). Хун Сюцюань – небесный государь
1 период: от первых сражений до занятия Нанкина и созд. там центра Тайпинского гос-ва (1850-1853)
2 период: борьба за расширение терр. Т. гос-ва - от занятия Нанкина до раскола в лагере тайпинов(1853-56)
3 период: упадок движени (1856-60)
4 период: борьба тайпинов с блоком маньчжуро-китайских феодалов и иностран. агрессоров.(1860-64).
Осень 1851 г. – тайпины заняли г. Юнань и образовали тайпинское правительство. 5 сподвижников Сюцюаня – титулы ванов. Организовали производство оружия. Воины обязаны подчиняться, не пить вина, не присваивать захваченного, соблюдать военную тайну.
Январь 1853 г. – двинулись на восток.
Март 1853 г. – взяли Нанкин, но не закрепились там. Общая черта движения – брали город и шли дальше.
Внутренняя и внешняя политика тайпинов
1853 г. - тайпинское правительство опубликовало "Земельную систему небесной династии" - програма создания гос-ва Тайпин тяньго [уравнит. распределение по едокам. Возрастной ценз. Моложе 16 - половину надела взрослого. Все земли делились на 9 категорий, так что 1 му (115 га) первоой категории =3 му 9-й. Равный дележ урожая. Те, кому недостает земли в одном месте, переселяется в другое; совместно обраб. землю, совм. питались и одевались, совместно расходывались деньги]. Устроение регламентировало устройство жизни в Тайпинском гос-ве на основе военной общины.
Кажд. 25 семей образ. низш-ю админ., хоз., воен, религ. единицу - лян, т. е. взвод. Лян имел общественную кладовую, куда сдавались излишки продуктов и денег. От каждой семьи - один боец. 25 семей - взвод под командованием лянсыма (4 взвода-100, 500-батальон, 2 500 - полк, 5 полков – корпус). Двойственность документа. Уравнение женщин в правах с мужчинами. Тайпины не сумели перераспределить землю. Осуществление такой программы могло бы расчистить путь капитализму.
Гос. устройство тайпин – монархическое. Сложилась новая иерархическая верхушка из ванов-князей, за которыми шли чиновники 11 рангов. Большая часть тайпинских верхов – из простонародья, но окружила себя роскошью и челядью.
Религия освящала монархическое устройство.
Во внешней политике – за взаимовыгодную торговлю и равноправие. На территории Тайпин тяньго запрещена лишь торговля опиумом.
1853 г. – Северный поход. Захватив Нанкин, тайпинцы решили свергнуть всю цинскую династию. Уроженцам юга здесь непривычно, холодно.
1854 г. – неудачная попытка взятия Пекина.
Одновременно – Западный поход тайпинской армии.
1855 г. – западные области захвачены.
Одновременно на юго-востоке Китая активизировались об-ва «Малых ножей» и «Красных монет». Тоже хотели свергнуть Цин.
Малые ножи подняли восстание в Фуцзяни. Далее – в Шанхае.
Предводитель восстания направил письмо тайпинам, предлагая считать его отряды частью общего войска. Ситуация в Шанхае сильно озаботила Цинов. Эти провинции считались кладовыми страны Þ в Шанхай направлены крупные силы.
17 месяцев малые ножи сопротивлялись, но в феврале 1855 г. сдались.
Руководитель «МН» Лю Личуань погиб. Цины вступили в Шанхай и устроили расправу.
В это же время во всем лагере тайпинов – внутренние распри. Крестьянство неспособно долго сохранять единство и дисциплину. У восстания в это время два вождя – Вэй Чанхуэй и Ян Сюцин. С согласия Хун Сюцюаня Вэй убил Яна и несколько тысяч сторонников. Вэй захватил власть в Нанкине, но и его скоро убили.
1857 г. – к власти пришли родственники Хун Сюцюаня.
1859 - Хун Жэньгань "Новое сочинение в помощь правлению" - программа буржуазных преобразований (помощ частным предпринимателям, поддержка технических нововведений и торговых компаний, укрепление централизации и запрет общественных организаций). Программа неосуществима в тех условиях.
Период упадка войны. Разногласия меджду массами и руководством восстания – требования всеобщего равенства не признаются.
1860 г. – войска тайпинов начали Восточный поход. В июне 1860 г. не смогли взять Пекин (Цин + UK, FR, US).
Февраль 1862 г. – совещание иностранных командиров и консулов в Шанхае. UK, FR, US предоставили новые партии оружия.
Среди тайпинцев – разногласия все больше.
1864 г. – почти вся территория, ранее завоеванная тайпинами, отошла обратно цинам.
1 июня 1864 г. – Хун Сюцюань покончил с собой.
19 июня 1864 г. – цинские войска ворвались в Нанкин. Резня. 100.000 убитых. Поражение восстания. Но долго еще на юге Китая действовали тайпинские отряды.
1864 - поражение Тайпинского восстания.
Причины поражения:
1) поддержка западных держав
2) китайское общество насильственно вовлечено в мировые экономические связи, что усилило традиционные противоречия
3) государственная религия тайпинцев = христианство, не имеющее традиционных корней; борьба тайпинцев с конфуцинством и традиционными верованиями
4) аграрная программа = экспроприация землевладельцев в пользу государства, что в тех условиях привело бы лишь к деспотии
5) шэньши недовольны тайпинской демократизацией (расширение прав на экзамен и т.д.)