ТРИ КОНЦЕПЦИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Так как Мир представляет собой систему из трех взаимно свя­занных и функционально определяемых друг через друга феноменов: Природы, Логоса и Человека, то группа философов, выбирающих в качестве фундаментально­го одно из этих понятий, создает соответствующее нап­равление философской мысли, которая и образует последовательную концепцию. Крайние суждения, высказываемые в рамках той или иной концепции, определяют ее отличие от других концепций. Особенно заметны различия концепций при ответе на вопрос о "начале начал", о возникновении Мира и происхождении Вселенной и Человека.

В современной теории познания (эпистемологии) можно зафиксировать три "крайние" точки зрения, три подхода к ответу на этот вопрос: первый, идущий от Логоса (Мирового Разума), второй - от Человека (Субъекта), и третий - от Природы.

Первый подход назы­вается креационным, второй - антропным, а третий - естествен­нонаучным. В переводе с латинского языка "креацио"- создатель, с греческого, "антропос" - человек, поэтому очевидно, что в основе первого подхода заложена идея Создателя, в основе второго - идея Субъекта, а в основе третьего - идея естественного развития объектов Природы. При этом начальный акт творения Мира не вызывает сомне­ний ни в одной из этих концепций. Говоря другими словами, обяза­тельно существует "нечто", выполняющее "функцию создателя".

Можно особо выделить и четвертый подход, базирующийся на идее о вечном и бесконечном Мире (что то похожее на абсолютную истину), но в современных теориях такая концепция, если так можно выразиться, «неконструктивна», так как противоречит идее создания, зарождения, начала развития, ибо то, что вечно, не может ро­диться; снимает вопрос о смысле существования.