рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ - раздел Философия, Название книги: Человек и общество Обществознание, часть 2, 11 класс "техника -- Это Совокупность Действий Знающего Человека, Направленныхна Гос...

"Техника -- это совокупность действий знающего человека, направленныхна господство над природой". К. ЯСПЕРС (1883--1969), немецкий философ. "Прогресс наук и машин -- это полезное средство, но единственной цельюцивилизации является развитие человека". Э. ФЛАЙАНО, современный итальянский историк. "Назначение человека -- в разумной деятельности". АРИСТОТЕЛЬ (384--322 гг. до н. э.), древнегреческий философ. ї0 Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху Кто и с кем подписывает общественный договор? Когда экономическиеинтересы отдельного человека совпадают с интересами общества? Является лиреволюция средством разрешения общественных противоречий? Как сложилисьсудьбы марксизма в XX в.? Кто такие технократы?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Основные идеологии XX в., марксистское учение об общественно-экономических формациях. Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменамиво взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи (отметим,что социология как область обществознания появилась в XIX в., само понятие"социология" ввел в употребление французский философ О. Конт) выдвинули рядтеорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни.Складывающаяся социальная картина мира существенно расходилась сосредневековыми представлениями об обществе и месте человека в нем. Мы остановимся на некоторых направлениях развития обществознания вНовое и Новейшее время. МЫСЛЯЩИЙ И ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК -- ОСНОВА ОБЩЕСТВА В XVII--XVIII вв. в работах выдающихся мыслителей того времени всеболее отчетливо проводится мысль о приоритете личностного начала в развитииобщества. В укреплении этой идеи важную роль сыграла теория общественногодоговора, в основе которой лежали представления о естественности (врожденномхарактере) основных прав человека на жизнь, собственность, свободноераспоряжение ею. А раз так, то человек может выступать своего рода партнеромгосударства (а не его подданным) и согласовывать с ним условия, при которыхон добровольно отдает часть своих прав, с тем чтобы государство обеспечилоему необходимую безопасность и защиту собственности. Так рождаетсяобщественный договор. Английский философ Т. Гоббс (1588--1679) считал, что объем отошедшихгосударству прав должен быть очень значительным. Только сильное государство,где верховный правитель может в общественных интересах распорядиться дажежизнью отдельного человека, способно положить конец "войне всех противвсех", раздиравшей общество в догосударственный период. Другой английскийфилософ Дж. Локк (1632--1704), развивавший взгляды Т. Гоббса, пришел квыводу о нецелесообразности такой концентрации власти в одних руках либо водном органе. Дж. Локк выдвинул идею разделения законодательной иисполнительной власти. Позднее французский философ Ш. Монтескье (1689--1755)сделал вывод о необходимости выделения третьей независимой ветви власти --судебной. Так оформилась и постепенно утвердилась в общественном сознанииважнейшая политико-правовая мысль новой эпохи -- идея разделения властей. Вдальнейшем она нашла практическое воплощение в конституциях многих странЗапада и стала основой политического устройства современных государств. Личность человека возвышали и философы-просветители, исходя изпризнания неисчерпаемых возможностей разума, знания и основанного на немобщественного прогресса. "Из всех живых существ человек наиболеесовершенен",-- утверждал французский философ Вольтер (1694--1778). Одним изведущих принципов справедливого общественного устройства просветителисчитали равенство людей. Вольтер понимал его как равенство политическое, т. е. равенство передзаконом и правом. Иным смыслом наполнил это понятие Ж.--Ж. Руссо(1712--1778), доказывая необходимость установления имущественного исоциального равенства. Разделяя в целом идею общественного договора, Руссоиначе, чем предшественники, объяснял причины его появления. Он утверждал,что человек в естественном состоянии находится в гармонии с природой. Ростнаселения и географические факторы (климат, почвы и т. д.) ведут квозникновению сотрудничества и соперничества. Естественное неравенство всилах и дарованиях людей с появлением частной собственности ведет кнеравенству политическому. Чтобы предотвратить постоянные столкновениямогущественных и обездоленных, установить гражданский мир, люди приходят кнеобходимости заключить общественный договор. В соответствии с ним человектеряет естественную свободу, но приобретает свободу гражданскую и правособственности на все, чем обладает. Любые правители лишь представителинарода, который всегда может отказаться от ранее принятого закона и принятьновый. Возможности экономической деятельности человека в условиях защищеннойчастной собственности и конкуренции показал английский экономист и философА. Смит (1723--1790). По его мнению, общественные связи между людьмиустанавливаются на основе общественного разделения труда с последующимобменом плодами их труда. Таким образом, каждый, работая на себя, вынужденработать на других и, наоборот, работая на других, работает на себя. Труд, стремление каждого человека к благополучию выступают главнымиисточниками общественного богатства. Высоко оценивая с экономической точкизрения значение общественного разделения труда, Смит видел и его недостаток-- усиление односторонности развития людей. Однако эту односторонность,считал Смит, можно преодолеть путем введения всеобщего образования. Смит выделял три основных условия процветания государства: господствочастной собственности, невмешательство государства в экономику и отсутствиепрепятствий для развития личной инициативы. В социальной структуре обществаСмит выделил основные классы -- наемных рабочих, капиталистов и крупныхземельных собственников, различая их главным образом по источникам дохода:заработная плата, прибыль и рента (доход, получаемый с земли и не связанныйс предпринимательской деятельностью). Положение, при котором интересырабочих противоположны интересам имущих классов, Смит считал неизбежным. Значительная роль Смита в истории цивилизации определяется тем, что егоидеи оказали большое влияние на последующее развитие научной мысли, а такжена умонастроение многих передовых людей первой половины XIX в., в том числедекабристов в России. Во время следствия по их делу среди названных ими ванкетах авторов, произведения которых могли стать источником "вольнодумных илиберальных мыслей", фигурировало и имя А. Смита, упоминались его сочиненияпо политической экономии. У Смита их привлекала в первую очередь идеясвободы.

"МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ..."

В формирующемся индустриальном обществе далеко не каждому удавалосьреализовывать свои возможности и способности. Более того, положение рядасоциальных групп (например, вчерашних крестьян, ставших рабочими) заметноухудшалось. Все это не могло не оживить мечты о справедливом общественном строе. На рубеже XVIII---XIX вв. стала оформляться социалистическаяидея. Французские философы А. Сен-Симон (1760-- 1825) и Ш. Фурье(1772--1837) искали идеал нового общества не в прошлом, а в будущем иназвали такое общество социалистическим, продолжая дело утопистов XVI в. Т.Мора (1478-- 1535), Т. Кампанеллы (1568--1639) и др. Название "утописты"пошло от книги Т. Мора "Утопия". Современный перевод термина "утопия" имеетдве версии: 1) место, которого нет; 2) благословенная страна. Сущностьтеорий Сен-Симона и Фурье состояла в изображении идеального общественногостроя, который предстоит утвердить на Земле. Для такого общества должны быть характерны социальная гармония иобщность интересов всех граждан, свободный творческий труд и равноправие ввозможности применения своих способностей. Предполагалось также, что промышленное производство и сельскоехозяйство будут развиваться на основе государственного планирования. Всечлены общества обязательно станут трудиться, а создаваемые ими блага будутраспределяться по труду. В обществе будет исключена эксплуатация человекачеловеком. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн критиковали современный имкапиталистический строй, показывая, что общество, основанное на частнойсобственности и эксплуатации, не может обеспечить ни свободы, ни равенства,ни братства людей. Мир капитализма, отмечали социалисты-утописты,-- это мир хаоса иразобщенности, честолюбия и жадности, индивидуализма и эгоизма, раздоров ивражды. В период раннекапиталистического развития пролетариат былнемногочисленным, жестоко эксплуатируемым со стороны буржуазии классом,достойным сочувствия и помощи. Социалисты-утописты осуждали угнетателейпролетариата, составляли утопические проекты облегчения его тяжкой участи,сами активно занимались благотворительной деятельностью и всерьез пыталисьорганизовать помощь пролетариату со стороны буржуазии. Установление социалистического общества они считали объективнымпроцессом. По мнению Ш. Фурье, человечество в своем развитии прошло черездикость, варварство и цивилизацию и идет к обществу всеобщей гармонии. А.Сен-Симон полагал, что основными ступенями общественного прогресса былипереход от первобытного идолопоклонства к рабству, затем кфеодально-сословному строю и, наконец, к индустриально-промышленномуобществу. Р. Оуэн опробовал на практике свои идеи социалистического общества. Онорганизовал в США общину "Новая гармония", устав которой основывался напринципах уравнительного коммунизма. Однако предприятие, поглотив почти всесостояние Оуэна, провалилось. Тем не менее социалисты-утописты верили, чтодостаточно теоретически или путем наглядного примера продемонстрироватьблага новой системы общественной организации, чтобы богатые добровольноотказались от всех богатств, а власть имущие поддержали созданиесправедливого общества. Великие утописты обращались к царствующим особам, государственнымдеятелям, известным писателям, полководцам с просьбой жертвовать средства напереустройство общества по социалистическому идеалу. Известно, что Оуэнобращался за помощью даже к русскому царю Николаю I, который слыл душителемсвободы. Наиболее развернутую теорию переустройства общества на социалистическихначалах разработали немецкие философы, публицисты и общественные деятели К.Маркс (1818--1883) и Ф. Энгельс (1820--1895). О ряде марксистских идей мыуже рассказали в предыдущих параграфах (вспомните основные чертыформационного подхода). Остановимся на других положениях учения. Основоположники марксизма прежде всего отказались от господствовавшегов науке положения о том, что общество, общественные отношения -- порождениедуха или результат духовной деятельности людей. Это положение базировалосьна очевидном для всех факте: общество составляют люди, наделенные сознаниеми руководствующиеся в своей деятельности вполне определенными целями. Несвидетельствует ли это о примате (первенстве) духовного начала в жизниобщества? Признавая существенную роль духовной сферы в развитии общества,Маркс и Энгельс утверждали, что первоосновой развития общества являетсятрудовая, производительная деятельность людей, направленная наудовлетворение материальных потребностей. Проще говоря, прежде чем мыслить,заниматься наукой, философией, политикой, религией, человеку необходимоесть, пить, иметь жилище и т. д. Для удовлетворения этих потребностей людивзаимодействуют с природой, вступают во взаимные отношения друг с другом,соответственно организуя свое общественное бытие, которому присущиобъективные (не зависящие от сознания) законы развития. Таким образом, согласно марксизму, общественное бытие определяетобщественное сознание, т. е. духовную сторону жизни общества. Исследуя общественное производство, Маркс выделил две его стороны:производительные силы и производственные отношения. Главной производительной силой любого общества являются люди,обладающие знаниями и трудовыми навыками. Не менее важную роль играютсозданные обществом средства производства (предметы и орудия труда). В процессе совместной трудовой деятельности люди вступают впроизводственные отношения, в основе которых лежит отношение их по поводусредств производства. Вся система производственных отношений зависит оттого, в чьей собственности находятся основные средства производства. Этоопределяет место человека в системе производства, распределения продуктовтруда и присвоения доходов от продажи произведенного. В условиях капитализмаэто проявляется следующим образом: капиталист, владеющий средствамипроизводства, оплачивает в форме зарплаты лишь часть труда, затраченногоработником на производство товара, а другую, неоплаченную часть трудабезвозмездно присваивает1. В этом, как считал Маркс, и заключается сущностькапиталистической эксплуатации. Производительные силы и производственные отношения во взаимосвязиобразуют способ производства. Он служит основой общественно-экономическойформации. Основоположники марксизма считали, что противоречия, возникающие междуболее динамично развивающимися производительными силами и относительноустойчивыми производственными отношениями, на определенном этапе перерастаютв конфликт. Он, в свою очередь, разрешается в результате замены устаревшихпроизводственных отношений новыми, соответствующими более высокому уровнюразвития производительных сил. Изменения, происходящие затем во всей системеобщественных отношений, ведут к замене одной формации другой. Эта смена непроисходит автоматически: ее осуществляют в ходе социальной и политическойборьбы люди, движимые своими интересами. Выдвинутые марксизмом положения -- о примате общественного бытия поотношению к общественному сознанию, о решающей роли материальногопроизводства в жизни общества, о необходимости соответствия производственныхотношений характеру и уровню развития производительных сил, об опреде- По Марксу, стоимость рабочей силы -- это стоимость товаров и услуг,необходимых для поддержания нормальной жизнедеятельности рабочего и егосемьи. ляющем воздействии экономического базиса на все многообразиенадстроечных явлений, о неизбежности перехода от одной формации к другой --представлены и обоснованы как законы общественного развития, действующие,подобно законам природы, объективно и непреложно. Именно поэтомуосновоположники марксизма назвали развитие общества естественно-историческимпроцессом. Однако в отличие от природы в общественной жизни законыпрокладывают себе дорогу через сознательную деятельность людей. Изучая основные этапы общественного развития, Маркс и Энгельс пришли квыводу, что на смену капитализму должна прийти новаяобщественно-экономическая формация -- коммунистическая. "На высшей фазекоммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человекаподчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этимпротивоположность умственного и физического труда; когда труд перестанетбыть только средством для жизни, а сам станет первой потребностью жизни;когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительныесилы и все источники общественного богатства польются полным потоком, --лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазногоправа и общество сможет написать на своем знамени: "Каждый -- поспособностям, каждому -- по потребностям!" Эта картина будущего может, конечно, захватить воображение. Вместе стем возникает резонный вопрос: возможно ли вообще существование такогообщественного устройства? Многие исследователи и публицисты высказываютмысль, что подобное идеальное общество, лишенное социальных различий ипротиворечий, вряд ли способно развиваться, надеяться же на появление"нового человека", который не нуждается во внешних по отношению к немустимулах к труду, утопично. В то же время выдвигаются и такие суждения:коммунистическая идея возникла задолго до Маркса и принадлежит не ему; напротяжении нескольких эпох она находила отклик в сознании людей, подтверждаясвою притягательную силу. Коммунистическая идея относится к сверхдальнемупрогнозу, а он неизбежно включает в себя утопические элементы, какие быметоды ни применялись при его разработке, поэтому главное -- не относиться ктакому прогнозу как к конкретному проекту ближайшего будущего. Еще большей критике подвергаются сегодня марксистские представления опутях и способах переустройства общественной жизни, о роли революционногонасилия в общественно-историческом развитии. Говоря о коммунизме какобществе социаль- ной справедливости, исключающем любые проявления насилия, Маркс иЭнгельс тем не менее считали, что путь к этому обществу пролегает толькочерез социалистическую революцию, т. е. через период острого классовогопротивоборства. И хотя они резко выступали против его крайностей,"бесполезных жестокос-тей", предупреждали, что "восстание было бы безумиемтам, где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем",все же вывод их был однозначен: поскольку буржуазия добровольно власть неотдаст, постольку пролетариат должен завоевать ее. При этом насилие, каксчитали Маркс и Энгельс, не только исторически неизбежно, но и моральнооправдано, потому что пролетарская революция всегда есть ответ насистематическое, вековое насилие над трудящимися. Но можно ли построить светлый, справедливый мир, начиная преобразованияс использованием принуждения, репрессий, всевозможных ограничений вмасштабах государства? Не происходит ли при использовании таких средствподмена цели? Драматические события истории XX в., особенно в нашей стране,дают исчерпывающие ответы на эти вопросы. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ МАРКСИЗМА В XX в. В конце XIX -- начале XX в. обозначилось несколько направлений вмарксизме, приверженцы которых по-разному толковали взгляды и принципы,сформулированные К. Марксом и Ф. Энгельсом, по-разному преломляли их вполитической деятельности. Почему же на основе марксизма появились различные, нередко враждебныедруг другу течения? Одну из причин этого современные исследователиусматривают в известной противоречивости самого учения. Так, выступаяпротивниками "казарменного коммунизма", основоположники марксизма предлагалипосле завоевания пролетариатом политической власти осуществитьпреобразования, которые при известных условиях могли привести именно ктакому социализму: упразднение частной собственности, всеобщееогосударствление, централизованное государственное управление народнымхозяйством. Иначе говоря, само марксистское учение, сложное, противоречивое, неисключало возможности разных его толкований в иных исторических условиях. Кроме того, начавшийся процесс распространения марксизма вширь не могне сопровождаться изменением его отдельных положений, их упрощением, аподчас и догматизацией, превращением в некий абсолютный канон. В конце жизниЭнгельс с тревогой отмечал, что отдельные места из их произведении и перепискиМаркса трактуются некоторыми революционерами "как собрание догм, которыеследует заучить наизусть и повторять вслух, подобно формуле заклинания иликатолической молитве". Но главное все-таки было в другом. На рубеже XIX-- XX вв. произошлиглубокие изменения в самой исторической действительности. Вступление капиталистического мира в новую стадию сопровождалосьусилением противоречивости общественного развития. На рубеже веков отчетливовыявились две разнонаправленные тенденции. Одна из них выражалась в усилениистабилизационных начал, возможностей мирного прогресса: накоплениемонополиями сверхприбылей и как следствие этого определенное увеличениезаработной платы рабочих, сокращение рабочего дня; развитие акционернойформы капитала и появление новых путей обогащения средних слоев. Другаяпроявилась в усилении революционных настроений, вызванном сохранившимсяконтрастом между состояниями новоявленных миллионеров и положениемтрудящихся. Вторая тенденция, наиболее отчетливо проявившаяся в России, гдеразвитие капитализма шло мучительно -- при сохранении феодальных пережитков,порождала веру в скорое торжество пролетарской революции. В этих условияхзародился ленинизм -- наиболее радикальное (т. е. приверженное крайним,решительным взглядам и действиям) течение в марксизме. Опираясь на разработанное им учение об империализме как высшей стадиикапитализма, В. И. Ленин (1870--1924) пересмотрел некоторые выводымарксистского учения и внес в него ряд новых идей, в частности онеравномерности экономического и политического развития стран как"безусловном" законе капитализма и о невозможности победы социалистическойреволюции во всех капиталистических странах одновременно. Социализм можетпобедить "первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятойкапиталистической стране". Оценивая перспективы развития революции, Ленин считал, что она, скореевсего, произойдет в той стране, которая стала "узлом противоречий", хотя вней материальные предпосылки революции (уровень развития производительныхсил, численность рабочего класса) являются менее зрелыми по сравнению сдругими государствами. При этом особое значение приобретает политическаявласть. Завоевав ее, пролетариат может использовать государственные рычагидля решения задач экономического развития. Отсюда вытекает оценка роли пролетариата. Ядром диктатуры пролетариата,по мысли Ленина, должна стать коммунистическая партия. Ленинизм не в меньшей мере, чем теоретическое наследие Маркса, являетсясегодня предметом критического анализа. При этом имеются в виду не толькотеоретические воззрения Ленина, но и реальная политика, осуществлявшаяся подего рукод-ством. Приверженцы ленинизма продолжают утверждать, что он в духемарксизма дал свои ответы на "вызов" времени, учитывая новые революционныевозможности, открывшиеся в начале XX в., а также назревшую необходимостькоренных преобразований в стране. В то же время публикации ранее неизвестныхдокументов, относящихся к первым послереволюционным годам, дают противникамЛенина все новые основания для вывода: именно эта теория и ее практическоевоплощение создали условия для утверждения в нашей странеантидемократических, командно-бюрократических методов управлениягосударством. Один лидер, одна партия, одна идеология, решающее преобладаниеодной (государственной) формы собственности -- эти идеологические установкистали проводиться большевиками в жизнь сразу после прихода их к власти. В России, как вы знаете из курса истории, были сторонники и болееумеренного крыла марксизма. Так, Г. В. Плеханов (1856--1918), отстаиваявместе с западноевропейскими социал-демократами идею зрелости экономическихпредпосылок как необходимого условия перехода к новому общественному строю,предостерегал от преждевременных коммунистических экспериментов. Захватреволюционерами власти при отсутствии условий для последующего социальногопереустройства, считал он, "может привести к политическому уродству вродедревнекитайской или перувианской империи, т. е. к обновленному царскомудеспотизму на коммунистической подкладке". На Западе это направление в марксизме развивал немецкий социал-демократЭ. Бернштейн (1850--1932). Прежде всего он подверг критике вывод Маркса обобнищании пролетариата (хотя и не отрицал факты эксплуатации рабочихкапиталистами), считал тенденцию к обнищанию пролетариата преходящей,присущей зачаточному состоянию капиталистического способа производства ипреодолеваемой с течением времени. Бернштейн полагал, что числособственников увеличивается, средние слои изменяют свой характер, носохраняют свои позиции в обществе. Бернштейн высоко оценивал роль демократии в современном обществе какобозначение такого социального строя, при котором ни один класс не пользуется политическими привилегиями поотношению ко всему обществу. В целом он более оптимистично смотрел наперспективы капитализма. Хотя в обществе существует классовая борьба, новремя работает на смягчение классовых противоречий. По его мнению, политика"малых дел", частичных реформ позволит капитализму постепеннотрансформироваться в социалистическом направлении и нет необходимости вразрушительных революционных потрясениях, в отказе от демократическихзавоеваний в пользу диктатуры пролетариата.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Название книги: Человек и общество Обществознание, часть 2, 11 класс

Автор книги Боголюбов Л Н Лазебникова А Ю Иванова Л Ф Название книги Человек и общество Обществознание часть класс... ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ часть...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА
Развитие культуры и цивилизации неразрывно связано: вне духовныхценностей, созданных в процессе культурной деятельности людей, не можетсложиться и цивилизационная общность. Некоторые исследователи пол

ЗАДАНИЯ
Сопоставьте формационный, стадиально-цивилизационный илокально-цивилизационный подходы к мировой истории. Выделите общие черты иукажите различия. Заполните таблицу. Общие черты Основные подходы к миро

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ "КАРТА" МИРА
Из курса истории вы знаете, что в III тысячелетии до н. э. зародилисьпервые цивилизации -- египетская, вавилонская, несколько позднее --индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в

ВОЗМОЖНА ЛИ ТИПОЛОГИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ?
Слово "типология" в толковом словаре разъясняется как метод группировкиизучаемых сходных объектов на основе выделенных признаков. Примеры различныхтипологий и классификаций вы знаете из курс

МИР ВОСТОКА
Основные духовные ценности восточных цивилизаций сложились очень давно на основе первых религиозно-философских учений --даосизма, буддизма, конфуцианства (подробнее об этом речь пойдет впоследующих па

ЦЕННОСТИ ЗАПАДА
Если мир Востока на протяжении многих веков сохранял устойчивостьцивилизационных основ (поколебать их не могли ни нашествия кочевых племен,ни межгосударственные столкновения), то Запад пережил несколь

СТАНЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ЕДИНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ?
Мы уже приводили строки Киплинга из "Баллады о Востоке и Западе", вкоторых поэт жестко противопоставил две мировые мегацивилизации. Но почитаембалладу дальше: Но нет Востока и Запада нет, Не

ЗАДАНИЯ
Некоторые исследователи сравнивают сохраняющиеся различия междуВостоком и Западом с асимметрией головного мозга человека, в котором правоеполушарие отвечает за художественное видение мира, интуицию, а

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Цивилизация -- это власть над миром, культура-- любовь к миру". А. КЭМПИНЬСКИЙ (1919--1972), польский публицист. "Умирая, культура превращается в цивилизацию". О. ШПЕНГЛЕР(1880--1

МИР ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Одни цивилизации прошли перед нами в курсе древней истории: "Дар Нила"-- цивилизация Древнего Египта; Месопотамия -- одна из древнейших в мирецивилизаций; загадочный Древний Китай; цивилизац

ОТЛИЧИЕ ДРЕВНОСТИ ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ
Древние цивилизации при всей их несхожести между собой представляют всеже некое единство в отличие от прежних состояний общества и культуры. Неслучайно еще сравнительно недавно некоторые ученые даже н

ЕДИНСТВО МИРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Новейшие данные науки показывают, что древние народы находились впостоянных контактах, в ходе которых шло взаимное обогащение культур.Несмотря на географическую удаленность, издревле были отлажены свя

ЗАДАНИЯ
1Необычайной популярностью среди греков пользова-лись высказывания"семи мудрецов" -- известных всей Греции мыслителей и государственныхдеятелей, отличавшихся практическим жизненным опытом и

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь". Э. АБУ (828--885), французский писатель. Древние цивилизации Европы Что такое древнегреческий полис

РАСЦВЕТ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Это был период великого расцвета полисной организации общества,оказавшей влияние на все стороны его жизни. Полис представлял собойгражданскую общину, важной особенностью которой было сочетание общинно

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЭЛЛИНИЗМА
Начало цивилизации эллинизма положил Восточный поход АлександраМакедонского и массовый колонизационный поток жителей Древней Эллады вовновь завоеванные земли. В результате в Средиземноморье, Передней

ЦЕННОСТИ ДРЕВНЕРИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Среди ученых нет единства в определении места древнеримской цивилизациив историческом процессе. Одни утверждают, что Рим не имел самостоятельногозначения как цивилизация и представлял юбой кризис анти

ЗАДАНИЯ
Оцените аргументы, содержащиеся в высказывании Аристотеля: "Во всехремеслах... нужны бывают соответствующие для них инструменты... и из этихинструментов одни являются неодушевленными, другие -- о

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"В отношении древности можно сказать то же, что и в отношении предков:народы гордятся первой, отдельные лица -- последними". К. КОЛТОН(1780--1832), английский мыслитель и проповедник. ї5 &qu

МИФЫ ДРЕВНОСТИ
Мифы существовали у всех народов и охватывали широкий круг тем:происхождение мира, рождение и смерть человека, возникновение ремесел,появление обособленных социальных групп и др. Так, происхождение ми

ДРЕВНЕИНДИЙСКИЕ ВЕДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА
Первым источником философской мудрости в Древней Индии стала такназываемая ведическая литература ("веда" -- знание) -- обширный набортекстов, которые составлялись в течение девяти столетий (

МИР ЛЮДЕЙ
Какое же место отводится людям в многообразном мире сущего? Первые,высшие ступени сущего занимает мир богов -- пространство, где процветаетрайская жизнь. За ним следует мир людей, социальная структура

МУДРЕЦЫ ДАОСКОЙ ШКОЛЫ
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное исветлое, мужское и женское, активное и пассивное, занимает некое срединноеположение в мире и призван как бы преодолеть его расколотост

КОНФУЦИАНСТВО
Наряду с философскими воззрениями, проповедовавшими созерцательнуюпассивность человека, растворенного в некоей всеобщности, в Древнем Китаепоявились учения, в центре которых была личность не для себя,

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Человек -- политическое животное". АРИСТОТЕЛЬ (384--322 гг. до н. э.),древнегреческий философ. "Никто из нас еще не родился бессмертным, и, ее- ли бы это с кем-нибудь случилось, он не

КРЕСТЬЯНСТВО
Если представить себе феодальное общество в виде пирамиды, то местокрестьянства будет в самом ее основании. И это естественно, ибо, с одной стороны, крестьянство являлось основнойпроизводительной с

РЫЦАРСТВО
Возникновение рыцарства было вызвано не столько расколом общества наклассы, сколько военной необходимостью. Традиционная пехота варваров немогла эффективно противостоять конным воинам Востока, вторгав

МОНАРХИЯ И ЦЕРКОВЬ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Говорить о духовенстве как о сословии феодалов неправомерно. Слишком ужразные люди в него входили -- от папы римского до последнего сельскогосвященника; от князей церкви, имевших громадные феодальные

ХРИСТИАНСТВО И ЕГО РОЛЬ
Нам, отдаленным от Средневековья несколькими веками, трудно понять,насколько неистовой и страстной была вера в Бога людей той эпохи. Как ирыцарская идея, она выражала стремление к прекрасной жизни и о

МИР ГОРОДА
Именно в городах зрели силы, погубившие средневековую цивилизацию. Вотличие от города античности, составлявшего единое целое с округой, городСредневековья замкнут в себе. Ему одинаково чужды как мир д

ЗАДАНИЯ
1"Не страшно мне отлучение (от церкви.-- Авт.), меня спасет труд". Кто в средневековом обществе мог произнести такие слова? И в результатечего возникло подобное представление? 2 В одной из л

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Теперь не строят готических соборов. В былое время у людей былиубеждения; у нас, современников, есть лишь мнения, но мнений мало для того,чтобы создать готический храм". Г. ГЕЙНЕ (1797--185

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УСКОРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА
Как вам известно, техника в разные времена развивалась неравномерно:когда-то открытия следовали друг за другом, но бывало и так, что проходилимногие десятилетия без каких-либо серьезных технических но

ЗАРОЖДЕНИЕ КАПИТАЛА
Слово капитал происходит из поздней латыни. Появившись в обиходе околоXII--XIII вв., оно первоначально означало ценности, запас товаров, массуденег или же деньги, приносящие процент. Именно они давали

НОВЫЕ ЦЕННОСТИ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Одним из ключевых моментов европейской истории, уникальным периодомломки существовавших пространственных и временных границ была эпохаВозрождения. Она совпала с открытием Нового Света и с повторным от

ЗАРОЖДЕНИЕ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
Конец Средневековья ознаменовался существенными изменениями всоциально-политической структуре европейских стран. К числу этих измененийученые относят разделение власти церковной и светской; введение п

ЗАДАНИЯ
1 Сделайте все возможные выводы из анализа следующего документа:"Огораживатель -- кровожадный волк с двумя дьявольскими клыками, из коиходин -- деньги... а другой -- нечистая совесть, которая не

ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ УСТРЕМЛЕНИЯ НОВОГО ВЕКА
В рамках западного обществознания развивались многие направления,выдвигались различные теории. Одним из таких направлений стал технократизм. Его сторонники исходят изубеждения, что решающим фактором о

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Труд -- отец богатства, земля -- его мать". У. ПЕТТИ (1623--1687),английский экономист. "Не бедность невыносима, а презрение. Я могу обходиться без всего, но яне хочу, чтобы об этом зн

ПОНЯТЬ РОССИЮ
Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные изападные. К какому из них относится Россия? А может быть, ее своеобразиестоль велико, что она вообще не вписывается в схему "Восток

КИЕВСКАЯ РУСЬ
Период отечественной истории, именуемый Киевской Русью, начинаетсявместе с образованием единого Древнерусского государства -- со второйполовины IX в. Это героический этап развития российской цивилизац

К РУСИ МОСКОВСКОЙ
Исторический опыт показывает, что молодые, сильные государства недолгопереживают период своего могущества и расцвета. Следом за его внешнейконсолидацией приходит период раздробления и междоусобиц. Кие

МОСКОВСКАЯ РУСЬ
Начало этого периода расплывчато, ибо сложно сказать с полнойуверенностью, когда именно Москва получила полное политическое и культурноепреобладание среди прочих русских городов и княжеств. Однако

КРИЗИС МОСКОВСКОЙ РУСИ
Не успев насладиться плодами своего могущества и культурнойсамостоятельности, Московская Русь с началом XVII в. вступила вцивилизационный кризис. Этот век начался для России со Смутного времени, сполн

ИМПЕРАТОРСКАЯ РОССИЯ
Затяжной кризис Московской Руси взорвался Петровскими реформами,которые ознаменовали переход России от затянувшегося Средневековья к Новомувремени. Но в отличие от того, как это происходило в европейс

РОССИЙСКИЙ ПУТЬ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ
В конце XIX-- начале XX в. проблема российской цивилизации продолжалазанимать умы отечественных философов, историков и публицистов. Русский философ В. Соловьев свой взгляд на исторический процессвыска

ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Современное человечество -- это 6 млрд землян, тысячи больших и малыхнародов, около двухсот государств; это многообразие экономических укладов,форм социально-политической и культурной жизни. Одна из п

ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
В мире еще немало народов, сохраняющих традиционный уклад жизни.(Вспомните основные черты традиционного общества.) Отдельные, уженемногочисленные народы и племена привержены очень древним формамобщест

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Вы уже знаете, в чем состоит своеобразие индустриальной цивилизации,как шло ее становление. Сегодня большинство стран мира можно отнести кобществам индустриального типа. В них преобладает промышленное

ПРЕДЕЛЫ РОСТА
К середине нашего столетия индустриальная цивилизация в развитыхстранах превратилась в общество массового производства и потребления."Каждое индустриальное общество, независимо от того, является

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Следует ли из сказанного, что так бурно стартовавшая индустриальнаяцивилизация изжила себя, приблизясь к неизбежному краху? Такие мрачныепрогнозы высказывались неоднократно. Однако западное общество с

РОССИЯ В ПОЛОСЕ ПЕРЕМЕН
Российское общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, чтострана переживает переходный период. А для переходных состояний характерноналичие элементов старого (прежних учреждений, законов,

КУДА ВЕДУТ РЕФОРМЫ?
Кризис общества показал: так дальше жить нельзя, нужны значительныеперемены. Несмотря на преследования инакомыслящих, в 60--70-х гг. усилиласькритика сложившейся административно-бюрократической систем

ПРОТИВОРЕЧИЯ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА
Изменение общественного строя сопровождалось кризисом, охватившим всесферы российского общества. Слово "кризис" греческого происхождения,означает затруднительное, тяжелое, неустойчивое, опас

ЗАДАНИЯ
1 Представителю какого типа цивилизации могут принадлежать следующиеслова: "Если есть деньги, дари их или трать на наслаждения, но не нужно ихкопить"? 2 С середины 80-х до середины 90-х г

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Покажет Русь, что есть в ней люди, Что есть грядущее у ней". Н. А. НЕКРАСОВ (1821 -- 1877/78), русский поэт. "Нет дела, коего устройство было бы труднее... ведение опаснее, нежелизамен

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
На уроках географии в 10 классе вы узнали, что мировое хозяйствообразуют национальные хозяйства всех стран мира, связанные между собойвсемирными экономическими отношениями. Добавим, что не менее значи

К ЧЕМУ ВЕДЕТ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ?
Исследователи отмечают противоречивые последствия процессаглобализации. Среди положительных моментов выделяют ее стимулирующее влияниена экономику. Товары теперь могут создаваться в любом месте мира в

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
И наконец, глобализация мира вызвала появление общих проблемчеловечества, от решения которых зависят дальнейший социальный прогресс,судьбы цивилизации. В условиях усиления взаимосвязи и взаимозависимо

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС
О разрушительных воздействиях, которые оказывает общество на окружающуюсреду, прежде всего своей хозяйственной деятельностью, вы уже многое узналипри изучении разных предметов, в том числе и обществоз

ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Война как способ решения международных проблем, несущий с собоймассовые разрушения и гибель многих людей, порождающий стремление к насилиюи дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех истори

ЗАДАНИЯ
1 Можно ли согласиться с утверждением: сейчас мы становимся членамиодного общества, находящегося на грани гибели? Свою позицию аргументируйте. 2 В середине 90-х годов центральные офисы 90 из 200 ведущ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Само название происходящего процесса говорит о том, что речь идет не опостепенных, плавных изменениях, а о "скачке", о быстром переходе от одногокачественного состояния к другому. Иными слов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НТР
Научно-техническая революция обусловила переход на преимущественноинтенсивный путь развития производства, когда основным факторомэкономического роста становится уменьшение числа занятых в производстве

НТР И ПРИРОДНАЯ СРЕДА
Рост масштабов хозяйственной деятельности человека, бурное развитиенаучно-технической революции усилили отрицательное воздействие человека наприроду, привели к нарушению экологического равновесия на п

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА
Каков же выход из создавшегося положения? Прежде чем ответить на этотвопрос, давайте подумаем: сам ли по себе научно-технический прогрессвызывает разрушение природной среды, или его негативное воздейс

ПРОТИВОРЕЧИЯ НТР
НТР -- процесс многогранный, противоречивый. Он означает переворот впроизводительных силах, величайшую экономию живого труда, вытеснение его изсобственно производственного процесса. Он же обостряет пр

ЗАДАНИЯ
л Советский философ Б. М. Кедров писал: "В нынешних I взаимоотношенияхмежду наукой, техникой и производством наука составляет самый революционный,самый быстродействующий и подвижный элемент, хотя

СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ
Существует прямая связь между состоянием экономики и уровнем жизнинаселения. Уровень жизни -- это уровень благосостояния населения, степеньудовлетворения основных жизненных потребностей людей. Характе

ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
Собственность -- это принадлежность средств и продуктов производстваопределенным лицам -- индивидам или коллективам. Отношения собственности -- важнейшая сторона эрсономи-ческих отношений.Собственник

ЗАДАНИЯ
1 Сопоставьте цифры: 1) производство стали в СССР в 1986 г. составило161 млн т; 2) ряд видов отечественных сельскохозяйственных машин тяжелеезарубежных на 30--40%, а оборудование, грузовые автомобили

РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
жизни Свободный ("чистый") рынок характеризуется тремя важнейшими признаками:1) нерегулируемым предложением (производители самостоятельно решают, какиетовары и в каком количестве произвести)

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Между товаропроизводителями идет борьба за "кошелек потребителя". Онаназывается конкуренцией. Побеждает в этой борьбе тот, кто смог повыситьпроизводительность труда, расширить производство,

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
Доход, полученный в результате экономической деятельности,распределяется между владельцами основных факторов производства: земли,труда, капитала, предпринимательских способностей. Вернемся к примеру и

РЫНОК И ГОСУДАРСТВО
В современных условиях ни одна из названных в начале параграфа моделейорганизации экономики в чистом виде не характеризует экономическую жизнь.Будучи автоматическим регулятором хозяйственной жизни, ры

СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК
Современный рынок значительно отличается от рынка эпохи свободнойконкуренции и даже от рынка начала XX в., когда в отдельных отрасляхгосподствовали картели и тресты. В развитых странах существует &quo

ЭКОНОМИКА РОССИИ НА ПУТИ К РЫНКУ
Кризис советского общества на рубеже 80--90-х гг. XX в. со всейостротой проявился и в России. Российская Федерация вступила в один изсложнейших периодов в своей истории, связанный с нарастанием диспро

ЗАДАНИЯ
1 Сопоставьте два высказывания со страниц газет: 1) "Герои" рынка --предприниматель, коммерсант, бизнесмен, а вовсе не простые труженики. Ихцель -- богатство, их методы -- "игра без пра

О РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ
"Свободная рыночная экономика -- превосходная вещь, но, чтобы онаработала, нужно очень много полиции". | Н. АСКЕРОН, современный английский журналист. "Наиболее эффективное средство для

КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ВЫБРАТЬ?
В государственной экономической политике можно выделить два главныхнаправления: стабилизационное и структурное. Первое включает в себя восновном бюджетно-налоговую (фискальную) и кредитно-денежную (мо

НУЖНА ЛИ РЫНКУ ПОМОЩЬ ГОСУДАРСТВА?
В начале параграфа мы выделили такую экономическую функцию государства,как поддержание и обеспечение функционирования рыночной системы. Для того чтобы были реализованы такие важные институты рынка, ка

ЗАДАНИЯ
1 Охарактеризуйте правовые нормы, регулирующие экономическую жизньсовременной России. Объясните необходимость их введения. 2 Россия имеет большой государственный долг. Как решить проблему егопогашения

ЧЕЛОВЕК И ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ
Западные ученые уже давно рассматривают в качестве священных инеотъемлемых прав человека в индустриальном обществе права приобретатьсобственность, владеть ею и извлекать прибыль. Как бы беден ни был ч

ЧЕЛОВЕК И ТРУД
Научно-технический прогресс, как уже говорилось, вызывает изменениероли человека в процессе производства, воздействует на содержание еготрудовой деятельности. Существенно меняется соотношение между фи

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Предпринимательская деятельность -- это инициативная : самостоятельнаядеятельность граждан и их объединений, на- ? правленная на получениеприбыли. Гражданин Российской Федерации может начинать и вести

ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
Теперь обратимся к проблеме места человека в отношениях распределения ипотребления. История знает несколько способов удовлетворения потребностей людей всамом необходимом, полезном, а также в бесполезн

ЗАДАНИЯ
1 Словари определяют хозяина как человека, самостоятельно ведущегохозяйство. Ясно, что он должен быть наделен реальным правом выбирать виддеятельности по своему разумению и исходя из своих экономическ

СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Слово "дифференциация" происходит от латинского корня, означающего"различие". Социальная дифференциация -- это разделение общества на группы, занимающие разное социальноеположение.

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Итак, каждый из нас может быть отнесен к той или иной социальнойгруппе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. Авозможно ли изменение этого места и как оно происходит? Ответы на

СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Важнейшим элементом социальной структуры -- социальным институтомявляется семья. Положение семьи служит барометром состояния общества,показывает степень его продвижения по пути предоставления своим гр

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Социальная структура, как и другие стороны жизни общества, подверженаизменениям. Из курсов истории вы знаете, как это происходило в ходецивилизационного развития в различные эпохи. Картина социальной

ЛЮМПЕНЫ И МАРГИНАЛЫ
Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают изустойчивой социальной структуры общества. Слово люмпен происходит от немецкого Lumpen -- лохмотья. К люмпенамотносят людей, опустив

ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ
Изменения, охватившие все сферы общественной жизни в нашей стране,пожалуй, наиболее зримо проявляются в социальной сфере. Их характер оченьсложен и противоречив. Рассмотрим некоторые проблемы. Одной и

ЗАДАНИЯ
1 Проанализируйте различные точки зрения на проблему социальногонеравенства. Обоснуйте свою позицию. 2 Один немецкий исследователь проводит следующее различие междуклассами и стратами: "Стратифик

О СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ
"Даже в процветающем обществе неравное положение людей остаетсянепреходящим явлением". Р. ДАРЕНДОРФ, современный немецкий социолог. "Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем

ГРАЖДАНСКОЕ СОВЕРШЕННОЛЕТИЕ
С 18 лет в соответствии с Конституцией нашего государства гражданинРоссии может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права иобязанности. Сегодня наш основной закон гарантирует каждому, как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Значительная часть молодежи -- это учащиеся и студенты. Ежедневно внашей стране открывают двери, помимо десятков тысяч школ, почти 4000профтехучилищ, более 2600 средних профессиональных учебных заведе

НАЧАЛО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В пору юности, как мы уже отмечали, для многих молодых людей ведущейдеятельностью остается учеба. При этом проблемы выбора будущей профессии илинепосредственного трудоустройства уже выходят на первый

МОЛОДЕЖНАЯ КУЛЬТУРА
Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания,поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу --субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по от

ЗАДАНИЯ
1 Некоторые представители старшего поколения считают, что значительнаячасть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, аподрабатывает, не делает, а делает вид. Как вы относитесь к такой

О МОЛОДОСТИ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ
"Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее". Н. В. ГОГОЛЬ (1809--1852), русский писатель. "Начиная свое поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени!" КОЗЬМА ПРУТКОВ, кол

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ
В курсах истории рассматривались такие исторически сложившиеся формыобщности людей, как род, племя, народность, нация. Развитие этих общностейсвязано с ростом производительных сил, расширением хозяйст

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
Национальное самосознание является важным фактором, характеризующимнацию как общность и человека как члена этой общности. Личность, осознавая себя неотделимой частицей нации, постигает историюсвоего н

РАЗВИТИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Одним из ведущих факторов развития человечества в наши дни являетсянаучно-техническая революция. Она предполагает как специализациюпроизводства, так и его широкую кооперацию, сотрудничество, ибо бурно

НАЦИОНАЛИЗМ. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций инародностей отношения между ними были нередко напряженными и дажетрагическими. Так, русские зем- ли испытали на себе удары монгольск

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Национальная политика, являясь составной частью политическойдеятельности государства, призвана регулировать межнациональные отношения вразличных сферах жизни общества. Цели и направления национальной

ЗАДАНИЯ
1В мире сегодня все более утверждается гуманистическое нравственноетребование относиться к людям других национальностей как к равным,деликатно, терпимо, уважительно. Как вы понимаете смысл этого нравс

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС?
Вы уже знаете, что положение социальных групп в обществе зависит отмногих показателей. То же можно сказать и о положении отдельного человека всоциальной структуре. Положение человека в обществе, заним

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ
От человека, занимающего определенное социальное положение, окружающиеждут соответствующего поведения. К примеру, статус учителя предполагаетконкретный набор действий (проведение уроков, проверка тетр

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоениемсоциальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своимпредставителям те требования, которым должно удовлетворять их поведение.(

КТО УЧИТ НАС "ИГРАТЬ ПО ПРАВИЛАМ"?
Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье.Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. Вбольшой семье воспитывают все: родители, старшие братья

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
Одной из сторон социализации является социальная адаптация. Слово "адаптация" происходит от латинского adapto -- приспособляю.Социальная адаптация -- это процесс приспособления человека к ме

ЗАДАНИЯ
1 Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделитепредписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаетеглавным? 2 Приведите примеры, конкретизирующие ситуацию несовпадения

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ КАК СИСТЕМА
Политическая жизнь на первый взгляд кажется нескончаемой цепьюхаотичных, быстро меняющихся и непредсказуемых явлений и событий. Осмыслитьее люди пытались, как вы знаете, еще в глубокой древности. Одна

РОЛЬ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Среди негосударственных организаций главную роль в политической системеиграют политические партии. (Подумайте, почему становление современныхполитических партий ученые относят к XIX в.) Они отличаются

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Деятельность политической системы осуществляется на основе определенныхнорм -- правовых, политических, моральных ценностей, обычаев и традиций. Онивзаимосвязаны и являются правилами политического пове

КУЛЬТУРНО-ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ Субъекты политики -- индивиды, социальные группы, политические элиты,политические лидеры -- привносят в нее свои политические пристрастия,симпатии и антипатии, свои представления о лучшем госу

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ И ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Взаимодействие всех компонентов политической системы, включая методыосуществления власти, создает определенный политический режим. Известныдемократические, авторитарные и тоталитарные режимы. Демократ

ЗАДАНИЯ
В 1906--1910 гг. в России была проведена П. А. Столыпиным аграрнаяреформа. Правильно ли назвать эту реформу политикой царского правительства?Аргументируйте свой ответ, опираясь на понятие "полити

О ПОЛИТИКЕ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ
"Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все". ПЕРИКЛ (490--429 гг. до н. э.), афинский государственный деятель. "Целью политики является общее благо; народ и власть

ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Вдумайтесь в словосочетание "правовое государство": на первом месте внем -- право, на втором -- государство. В социально-политической жизни этоозначает верховенство права в обществе, во всех

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. ЗАЩИТА ПРАВ
Центральная идея в теории и практике правового государства --естественные права человека. Они имеют неотъемлемый, неотчуждаемый характер,приравниваются к естественным (как земля, вода, воздух). Соврем

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
На основе прав, прежде всего гражданских (личных), люди реализуют своичастные интересы: в материальном благополучии, семейной жизни, общении сдрузьями, духовно-нравственном самосовершенствовании, учеб

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В гражданском обществе осуществляется публичная власть на местах --местное самоуправление. Оно представляет собой самостоятельную (и под своюответственность) деятельность населения по решению им непос

ЗАДАНИЯ
1 Философ древности Цицерон говорил: "Мы можем стать свободными толькотогда, когда станем рабами зако- на". Как вы понимаете это изречение? Соответствует ли оно вашим внутреннимубеждениям и

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы инаходится под чьей-то властью". ПЛАТОН (427--347 гг. до н. э.), древнегреческий философ. "Гражданское общество есть как

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Ведущей отраслью российского права является конституционное(государственное) право. Оно включает совокупность правовых норм,закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации; права,свобо

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Слово "администрация" в переводе с латинского означает "управление,руководство". Поэтому административное право нередко называют особым,управленческим правом. Оно представляет собо

УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Эту отрасль называют уголовным правом потому, что в прошлом человек,совершивший преступление, нередко подлежал смертной казни или иному тяжкомунаказанию, т. е. в прямом смысле слова отвечал своей голо

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Гражданское право, как вы знаете, относится к числу важнейших,фундаментальных отраслей российского права. Оно наиболее тесно связано сповседневной частной жизнью гражданина, развитием рыночной экономи

ТРУДОВОЕ ПРАВО
Трудовое право -- это отрасль, регулирующая прежде всего отношениямежду работодателем и наемным работником, основанные на трудовом договоре(контракте). Из определения вытекает: 1) нормы трудового прав

ЗАДАНИЯ
1 Какими нормами российского права будут регулироваться нижеприведенныедействия: а) ученик 11 класса поздним вечером на улице приставал к прохожим,грубо и нецензурно выражался; б) 16-летний К. пришел

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, ион сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его". ГЕГЕЛЬ(1770--1831), немецкий философ. "Право состоит

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ДЕМОКРАТИЯ?
Напомним, что термин "демократия" происходит от греческого словаdemokratia, означающего "народовластие" или "правление народа". С течениемвремени ее первоначальный смысл

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
По мнению многих ученых-политологов, плюрализм является полнойпротивоположностью монополистического принципа организации общества. Онисчитают, что разнородность общественных элементов -- важный, но не

ПАРЛАМЕНТАРИЗМ
Классической формой представительной демократии являетсяпарламентаризм. Он строится на принципах народного представительства,выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты пра

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ
С принятием в России Конституции (декабрь 1993 г.) был открыт путь дляосуществления демократических реформ. Они направлены на то, чтобы обеспечитьчеткое разделение законодательной, исполнительной и су

ЗАДАНИЯ
10* 1 Американский президент Авраам Линкольн полагал, что демократия --правление народа, избранное народом и для народа. Отвечает ли дачнаятрактовка демократии современному научному знанию о ней? Аргу

О ДЕМОКРАТИИ ВСЕРЬЕЗ И НЕ ОЧЕНЬ
"Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, ачтобы избежать тирании". К. ПОППЕР (1902--1994), английский философ. "Демократия -- ужасная форма правления, если не

ПОЧЕМУ ГРАЖДАНИНУ НЕОБХОДИМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?
Для выполнения разнообразных политических ролей, грамотного иэффективного участия в политике требуются: во-первых, разносторонниеполитические знания; во-вторых, ориентация на ценности и правила жизнид

СЛОЖНА ЛИ РОЛЬ ИЗБИРАТЕЛЯ?
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личныхпотребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (илироли) -- не захочет пойти на митинг или станет, к примеру, у

КАК ОСУЩЕСТВИТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР?
Напомним, что в Российской Федерации действуетмажоритарно-пропорциональная избирательная система. Гражданину чаще всегоприходится выбирать, во-первых, одного из кандидатов от избирательногоокруга в за

ЗАДАНИЯ
1 Гегель писал: "Без страсти никогда не было бы и не может быть ничегосовершенно великого. Только мертвая, а весьма часто лицемерная моральвыступает против страсти как таковой". Противоречит

ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ
Рассматривая культуру определенного общества на конкретном историческомэтапе, принято прежде всего характеризовать существующую в нем системуосновных нравственных, эстетических, духовных, политических

КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ
Вы уже знаете, что культура удивительно разнообразна не только посодержанию, но и по своим формам, разновидностям. Во второй половине XX в.особое внимание было уделено проблемам массовой и элитарной к

ДИАЛОГ КУЛЬТУР
Как уже отмечалось, массовая и элитарная культуры взаимодействуют другс другом. Поговорим подробнее о диалоге разных культур и о том, что являетсярезультатом этого диалога. Для примера рассмотрим разв

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
Проблемы современной отечественной культуры часто сводят к ее плохомуфинансированию со стороны государства, упад-ку уровня жизни большей частинаселения и разлагающему влиянию "бездуховной" к

ЗАДАНИЯ
1 Попробуйте сформулировать положения, которые, по вашему мнению,должны войти в национальную доктрину культурного развития России. 2 Анализируя конкретные примеры, попробуйте определить, к какой изкул

ЧТО ТАКОЕ НАУКА?
Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения: 1) как особуюсистему знаний; 2) как систему специфических организаций и учреждений сработающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследо

ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
На разных этапах развития общества научные знания выполняли различныефункции. Менялось и место науки в зависимости от условий ее развития испроса на нее в те или иные эпохи. Так, античная наука опирал

ЭТИКА НАУКИ
В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности,взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из нихподчиняются определенной системе этических (нравственных) норм,опред

ОБРАЗОВАНИЕ
На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации --усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влия

ИСКУССТВО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ
Виднейший исследователь культуры второй половины XX в. Ю. М. Лотманотметил два вопроса: 1. "Почему его (искусства. -- Авт.) так много? Почему,имея поэзию, надо иметь еще прозу? Имея прозу, надо и

ЗАДАНИЯ
Каковы, по-вашему, перспективы двенадцатилетней школы в нашей стране? 2 Один из современных ученых М. А. Аркадьев писал: "Диагноз, которыйможет быть поставлен всемирно исторической ситуации, нель

РЕЛИГИЯ И РЕЛИГИОЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Опыт исследования феномена религии показал, что пытаться придумать одноисчерпывающее ее определение -- дело бесперспективное. "Разумеется, у насесть (или мы считаем, что есть) некое интуитивное п

МНОГООБРАЗИЕ РЕЛИГИЙ
В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций.Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут отпервобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, жи

РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
По данным американского института Гэллапа, в 2000 г. верили в Бога и"высшее существо" 95% жителей Африки, 97% -- Латинской Америки, 91% -- США,89% -- Азии, 88% -- Западной Европы, 84% -- Вос

ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
При всем различии религий в проповедуемых ими нравственных ценностяхмного общего. Это делает возможным и необходимым терпимое отношение верующихразличных религиозных конфессий друг к другу. Всякому об

ЗАДАНИЯ
1 Подготовьте сообщение об особенностях одной из мировых религий.Проследите, приспосабливается ли она к изменениям, происходящим в мире, т.е. подвержена ли религиозному модернизму. 2 Попробуйте сформу

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Если бы Бога не было, его надо было бы выду^ мать". ВОЛЬТЕР (1694--1778), французский писатель и философ. "Я верую, значит, я существую". Д. ЮМ (1711 --1776), английскийфилософ, и

ФУНКЦИИ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Массовая коммуникация характеризуется рядом социальных функций.Рассмотрим важнейшие из них. Информационная функция заключается в предоставлении массовому читателю,слушателю и зрителю актуальной информ

ТЕЛЕВИДЕНИЕ И КУЛЬТУРА
Когда-то появление газеты вызвало у Гете серьезное беспокойство засудьбы цивилизации. Ему казалось, что газетный листок не способен статьместом серьезных рассуждений, что он лишь примитивизирует понят

ЗАДАНИЯ
"J Один из видных деятелей французского телевидения I утверждал:"Периодическая печать уже никогда не будет играть былую роль. И все-таки омногом я узнаю больше, когда прочту". Аргументи

МЫСЛИТЕЛИ ПРОШЛОГО О ДУХОВНОМ МИРЕ ЧЕЛОВЕКА
Человек, особенно в годы юности, все чаще задумывается о жизненномпути, стремится относиться к самому себе сознательно, саморазвиваться,самовоспитываться. Этот процесс возвышения человека один из фило

МИКРОКОСМ ЧЕЛОВЕКА
Античные философы называли внутренний, духовный мир человекамикрокосмом -- в отличие от "большого мира" -- "космоса", который окружает исамого человека, и населенную человечеством

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ
"Высокая душа при малейшем случае стремится к добродетели; душа низкаяне иначе как ползком идет к своему долгу". КОНФУЦИЙ (ок. 551--479 до н. э.), древнекитайский мыслитель. "Человек до

ЛИЧНОСТЬ РЕАЛЬНАЯ
Исследования реальной личности успешно осуществлялись в России в 20-хгодах. Изучалась личность ребенка, растущего в определенной семье, имеющейопределенный материальный и культурный уровень, характер

САМОБЫТНОСТЬ МЕНТАЛИТЕТА РОССИЯНИНА
Хорошо известна манера американцев во всех случаях жизни говорить"о'кей!". За этой фразой стоит представление о трудностях как о чем-тоунижающем человека, что нужно тщательно скрывать от окр

СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Ставя перед учеными-психологами вопрос: "Чем наука может помочьчеловеку?" -- Л. С. Рубинштейн, российский философ и психолог, отвечал:"Прежде всего укрепить его духовно". В настоящ

ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ
Что входит в понятие "духовная культура общества"? Как связаныматериальная и духовная культура? 2 Каков смысл выражения "культуры в культуре"? Какие явлениясовременной культурной ж

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги