рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия прагматизма

Философия прагматизма - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Прагматизм – Субъективно-Идеалистическое Учение, Возникшее В 70-Е Гг. 20 В В ...

Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, возникшее в 70-е гг. 20 в в США. Название получило от греческого слова «прагма» - дло, действие. Представители: Ч.С.Пиррс, У.Джеймс, Дж.Дьюи.

Объявили всю прежнюю фил-ию в отрыве от жизни и заявили, что фил-ия должна давать людям практ. знания о том, как лучше поступить в той или иной жизненной сит-ции. Они дают всем универс. совет: поступать нужно так, чтобы дей-е чел-а приносило ему выгоду, пользу, приводило к успеху. Смысл ж-ни в том, чтобы занять удобное место под солнцем. Чел., стремящ-ся к успеху, должен руковод-ся не теорией, а инструкцией и здравым смыслом, т.к. если долго раздумывать, то можно упустить свой шанс.

Осн. хар-ки прагматизма:

1) Прагматизм – суб. идеализм, т.к. единств. вещ-во мира – чувственный опыт чел-а, т.е. ощущ-я, эмоции, воля

2) Утилитаризм проявляется в том, что делать нужно то, что выгодно отдельному чел-у

3) 3) В теор. познания им присущ эмпиризм с элементами иррационализма, т.к. они негативно относятся к знаниям, утверждая, что для успеха нужно не столько знать, сколько уметь; роль мышления – обслуживать практ. деят-ть людей.

Родоначальник – Ч.С.Пиррс – утверждал, что познание представляет собой переход от сомнений к вере ( псих. увер-ти в себе). В науке счит-ся, что познание – переход от незнания к знанию. Истина у Пиррса объясн. в духе традиц. рацион-ма как общее принудит-е верование.

У. Джеймс: учение – радикальный эмпиризм, т.к. реальность он сводил к чувств. опыту чел-а, под кот. понимал поток сознания, вкл. в себя 3 группы псих. явл-ий: ощущ-я, эмоции, волевые побуждения - причем предметы не даны в опыте в явном виде, а вырезаны из опыта усилиями воли чел-а – желанием. Реальность – не практич. измен-я, а лишь измен-е содержания сознания чел-а, когда в общем потоке сознания выдел-ся то, что в данный момент времени важно для чел-а.

Джеймс выводил новые парадигмы, критерии истины знания - индивид. выгода, польза, успех.

Дж.Дьюи: центр. понятие – опыт, под кот. он понимал поток сознании чел-а. Его учение – инструментализм, т.к. он рассмотрел понятия «идеи» как инструмент. ср-ва, практич. деят-ть людей, с пом-ю кот. происходит приспопобление чел-а к среде. В науке понятие «идеи» рассматр-ся как средства познавательной деят-ти. По мнению Дьюи, процесс познават. деят-ти идет не от личного сомнения к вере, а от безличной проблемной ситуации к определенной (решению ситуации). Однако и проблема и решение сит-ции возникают не в реальной жизни, а в сознании чел-а. Под истиной Дьюи понимал эффект-ть избранного способа решения проблемы.

Т. о. прагматизм исказил процесс познания, придав познанию утилитарный хар-р; роль мышления сводится к обсуждению практич. деят-ти людей, а истина была превращена из гноссеологич. понятия в оценочное.

 


22. Экзистенциализм: сущность, разновид-ти, осн. понятия.

Экзистенциализм – это фил-ое учение 20-го в., в центре внимания ко-го нах-ся проблема уникальности чл-го сущ-ия и поиска смысла жизни.

Экзист-ты заявили, что прежняя фил-ия была обесчеловечена и представляла собой либо фил-ия вещей (материализм), либо фил-ию идей (идеализм).

Специфику сущ-ия чел-а они видели в своеобразии эмоц. переживаний,связанных с поиском смысла жизни и не обращали внимания на своеобразие мыслей, поступков и результатов деят-ти чел-а.

Соответственно призмой, через кот. у них рассматриваеся мир, явл-ся эмоции, а не ощущения, как это было в предшествуюшем субъектизном идеализме.

Эмоции они называли смотровыми окошечками, через кот. диден мир.

Поскльку эмоции не контролир-ся разумом, то это учение явл-ся иррационал-ким вариантом суб-го идеал-ма.

У истоков экзист-ма нах-ся русские религиозные философы: Лев Шестов и Николай Бердяев.

Учение разрабатывалось накануне 1-ой мир. войны. Во время 1-ой М.В. экзист-м формир-ся в Германии (предст-ли: М.Хайдеггер, К.Ясперс)

Во время 2-й М.В. и после нее экзист-м формир-ся во Франции (Г.О.Марсель, А.Камю, Ж.П.Сартр)

В экзист-ме выдел. 2 разновид-ти:

-- религиозный (Шестов, Бердяев, Ясперс, Марсель)

-- атеистический (Хайдеггер, Сартр)

Экз-ты рассм. жизн. путь чел-а с т. зрения антологической триады:

Мир --- Бытие в мире (экзистенция) --- Бытие (Бог, Ничто, транстенденция)

Мир – повседневная жизнь чел-а; самый худший вид бытия, т.к. чел. при общении с др. людьми поступает стереотипно и не имеет возможности проявить свою индивидуальность. Большинство людей так и живут этой бездумной жизнью, не задумываясь над тем, зачем они пришли в этот мир. Небольшой круг духовной аристократии задумывается над смыслом жизни; им доступен переход в состояние экзистенции.

Чтобы погрузиться в экзистенцию, нужно отрешиться от повседневных забот и погрузиться в эмоциональные переживания, связ-е с поиском смысла ж-ни.

Состояние экзистенции не отвечает на ? о смысле жизни, поэтому чел. с надеждой смотрит на 3-ий вид бытия – потустороннее Бытие, в кот. чел. оказ-ся после смерти.

3-ий вид бытия – засасывающая в себя бездна (у Хайдеггера), свалка студенистой слизи (у Сартра).

Приблизиться к 3-му виду бытия чел-у помогает пограничная ситуация (между экзистенцией и потусторонним Бытием) – когда чел. оказ-ся на грани между жизнью и смертью и испытывает сильнейший эмоц. стресс (отриц-е эмоции), проявл-ся в экзистенциальном страхе, в отвращении к жизни, скуке, тошноте, чувстве вины.

Вывод: жизнь абсурдна и не имеет смысла, но таковой ее сделал 20-й в с его пороками.

Осн. черты экзист-ма:

· экз-м – суб. идеализм, т.к. первичны эмоции

· иррационализм, кот. встречается в 2-х видах:

- гноссеологич. ( мир познается не логич. сред-ми, а посредством описания эмоций)

- онтологич. (мир иррационален, неразумен и явл-ся царством хаоса, случайности, анархии, абсурда)

· индетерминизм – поведение чел-а представляет собой ничем не ограниченный. бессмысленный произвол.

· этический (нравств.) релятивизм – «не обязательно следовать принятым в общ-ве нормам. У каждого чел-а своя мораль, т.е. чел. ведет себя нравственно, если он готов нести ответственность за свои поступки, даже если они безнравственны или даже противозаконны с т. зр-я общества»

· крайний индивидуализм – выход из полит. и дух. кризиса закл. в бегстве (духовном) от общества.

· пессимизм в оценке будущего

Значение экзистенц-ма:

1) заставил людей задуматься над проблемами, кот. классич. фил-ия почти не обсуждала:

- проблема уникальности каждой лич-ти;

- проблема смысла ж-ни

2) явился протестом против пороков 20-го в.: мировые войны, тоталит. режим.

Под влиянием экз-ма в 1948 г. была принята Декларация прав чел-а, по кот. жизнь и неприкосновенность лич-ти были объявлены высшими ценностями.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества

Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия прагматизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.
«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. Пифагор. Первоначально фил-я включала все теоретические знания о мире. Со временем от фил-и

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – набор инструкции, определяющие последовательность действий об изучении предмета. Фил-ия имеет 2 метода: 1).диалектика – учение, рассматривающее предметы в изменениях, движ

Общая характеристика философии Древней Индии.
Литературными источниками философии Древней Индии были веды и упанишады. Веды – 4 священные книги, в которых изложена высшая мудрость. Представляют собой сплав религии , мифологии,

Общая характеристика философии Древнего Китая.
Специфика философии Древнего Китая: 1. В отличие от древних греков мыслители Древнего Китая мало внимания уделяли изучению природы, главное внимание обращено к человеку и

Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.
Идеалисты первичным признавали сознание по отношению к материи. Идеализм имеет 2 разновидности: объективный( в нем первичен разум высший), субъективный(в нем первично сознание чело

Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2

Субъективный реализм Дж.Беркли и агностицизм Юма.
Субъективный идеализм(п.п.18 в)-англ.Дж.Беркли.Он все качества сделал вторичными,качества существуют в душе человека,а не в вещах. Критикуя материализм,наносит удар по центральному понятию материал

Философия фр. просвещения 18в.
Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций. Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом: 1)Популярная форма изложения у

Философия И.Канта
Кант родился в Кеннигсберге(1724-1804).В его деятельности выделяют 2 периода:докритический и критический(с1770).В докритический период Кант занимался в основном естествознанием,находился на позиции

Гегель-был объективным идеалистом и диалектиком(1770-1831)
Духовным началом мира считал систему саморазвивающихся понятий. Он обозначал разными терминами(логическая идея, мир, разум).Это система понятий в своём поступательном развитии порождает всю действи

К.Маркс(1818-1883);Энгельс(1820-1895);Ленин(1870-1924).
Новые положения Маркса и Энгельса: 1)Разработали диалектику материальной философии, т.е они соединили диалектику и материализм в одном учении. До них в основном разрабатывали идеалисты(Гег

Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее

Философия фрейдизма и неофрейдизма
Фрейдизм – это психоаналитич. учение, разработ-е австр. псих-ом З.Фрейдом (1856 – 1939г), в последствии переработанное швейцарским псих-ом К.Г.Юнгом и австр. псих-ми А.Адлером и В.Райхом.

Религиозная философия 20 в.
Неотомизм – официальная фил-ия католич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.) Неотомисты не признавали себя ид

Сознание как предмет философского анализа. Генезис сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Сущность и структура сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Закон взаимного перехода количеств. и качеств. изменений
Этот закон раскрывает механизм процесса разв-я, т.е показывает, при каких условиях происходит обостр-е и разрешение противоречий. С точки зрения этого закона мелкие количеств. изменения, п

Закон отрицания отрицания
Этот закон характеризует траекторию процесса развития и называет спираль такой траекторией. Сущ. 2 вида отрицания: 1. Метафизич. отрицание – уничтожение предмета, полное отрицание

Понятие индивида, индивидуальности, личности.
Понятие индивид фиксирует типичные, универсальные качества человека как представителя определённого слоя населения. В понятиях индивидуальность

Деятельность и практика. Структура, формы и функции практики в процессе познания.
Практика – 3-ий уровень познания, в ходе практики происходит проверка знаний, полученных на первых 2-ух уровнях познания(чувственном и рациональном), на истинность. В

Сущность, объект и субъект познания. Формы познавательного процесса.
Познание – вид духовной деятельности, заключающийся в постижении окружающего мира и самого человека. Познание есть отражение мира в представлениях, понятиях, гипотезах, теориях

Чуственное познание и его формы.
Чувственное познание – уровень познания, на котором происходит чувственно-конкретное, образное отражение действительности с помощью органов чувств человека.Оно даёт необходимый

Рациональное познание и его формы
Познание – это многогранный процесс, в нем существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной проникновения в суть предметов, процессов, применяемыми познавательными спос

Проблема истины и критерия истины в философии и науке.Абсолютная и относительная истины
Истина - это верное, правильное, адекватное отражение действительности в сознании людей, это соответствие образа предмета самому предмету по содержанию. Истина – центральное понятие теории познания

Общественный прогресс и его критерии.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогрес

Проблеиа борьбы с международным терроризмом.
Научное прогнозирование будущего. 1)перенос в будущие тенденции развития объекта, наблюдения в настоящим; 2)историческая аналогия(выявление сходных характеристик в развитие разных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги