Религиозная философия 20 в. - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Неотомизм – Официальная Фил-Ия Католич. Церкви С Конца 19 В.; Был Разработан ...
Неотомизм – официальная фил-ия католич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.)
Неотомисты не признавали себя идеалистами и объявили, что их философия – 3-я линия; называли свое учение реализмом из-за того, что у них речь идет о законах видов реальности:
1 – природное бытие (неживая, живая природа)
2 – сверхприродное бытие (чел., общ-во)
3 – чистое бытие (Бог)
Бог – высшая реальность => их учение – объективный идеализм
Проблемы:
1) Соотношение материи и формы
2) Док-во гармонии, веры и разума
3) Религ-е истолкование чел-а и общ-ва
(1) В неотомизме материя – материал, сырье для творчества. Материя сущ. только в возмож-ти. Она пассивна и не имеет конкретного облика. Дух. форма создает из пассивной материи все предметы и организмы.
Выдел. 4 вида форм:
· формы предметов
· души людей
· ангелы
· Бог – высшая творч-я дух. форма. (Все формы духовны)
(2) Неотомисты заявили, что вера и разум имеют общий предмет – познание Бога. Разум не противоречит вере, а укрепляет ее. Источником веры является божественный разум, а источником разума – сознание чел-а. В науке вера – божеств. подсказка.
(3) Чел. и общ-во неотомисты рассматривали не исторически. Чел. и общ. – продукты творения Бога и потому они не нуждаются в развитии.
Чел-а рассм. как двойственное сущ-во, имеющее греховное смертное тело и бессмертную душу. Чел. неизменен на протяжении всей истории.
Неотомисты отрицали ценность земной жизни чел-а и земных благ. Смысл жизни – служение Богу. Жизненный путь чел-а – затянувшееся путешествие в Землю Обетованую, в Царство Божье.
Неотомисты отрицали общий прогресс и рассматривали историю как совок-ть событий, в кот. воплащен божественный план.
Тейяр де Шарден жил в 1-ой половине 20 в во Франции. Он решил обновить католическое вероучение и внёс элементы эвалюц.теории в религио-е объяснение.
Адам не был сотворён самим Богом, он появился в ходе эволюции Вселенной и вмешательство Бога заключалось в следующем: Бог запланировал цель эволюции, Бог был регулятором данного процесса т он явл-ся конечным пунктом эволюции чел-а. И поэтому она назвал Бога-точка Омега.
Эволюция Вселенной вкл в себя 4 стадии:
1)преджизнь -на ней появл-ся неживая природа-литосфера.
2)жизнь- возникает живой покров Земли- биосфера.
3)мысль- появл-ся чел-к. Ноосфера- сфера разума.
4)сверхжизнь- единение душ людей в космич. Христе после завершения земной истории.
Учения его сочетают в себе мистич. пантеизм и объект. идеализм. Об. идеализм-Бог находится на небе. Пантеизм-Бог присутствует на Земле в виде психич. дух. энергии- радикальная энергия.
Сущ-ть радикальной энергии сост. в понятии «любовь». Самым слабым проявл-ем любви явл. притяжение.
Тейяр де Шарден был лишён религиозного сана и его выслали из Франции. Он уехал в Китай и занялся археологией.
Что не устраивало катол. церковь?
1)элементы теор. эволюции при объяснении происх-ия чел-а
2)пантеизм
3)признание ценности земной жизни чел-а и земных благ.
4)вера Тейяра де Шардена в возм-ть обществ-го процесса, вера в то, что наука обеспечит обществ. прогресс и в результате вокруг земли образ-ся ноосфера и новая оболочка, кот. будет пробуждать людей к разумным поступкам и будет ускорять обществ.прогресс.
Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Религиозная философия 20 в.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – набор инструкции, определяющие последовательность действий об изучении предмета.
Фил-ия имеет 2 метода:
1).диалектика – учение, рассматривающее предметы в изменениях, движ
Общая характеристика философии Древней Индии.
Литературными источниками философии Древней Индии были веды и упанишады. Веды – 4 священные книги, в которых изложена высшая мудрость. Представляют собой сплав религии , мифологии,
Общая характеристика философии Древнего Китая.
Специфика философии Древнего Китая:
1. В отличие от древних греков мыслители Древнего Китая мало внимания уделяли изучению природы, главное внимание обращено к человеку и
Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.
Идеалисты первичным признавали сознание по отношению к материи. Идеализм имеет 2 разновидности: объективный( в нем первичен разум высший), субъективный(в нем первично сознание чело
Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2
Субъективный реализм Дж.Беркли и агностицизм Юма.
Субъективный идеализм(п.п.18 в)-англ.Дж.Беркли.Он все качества сделал вторичными,качества существуют в душе человека,а не в вещах. Критикуя материализм,наносит удар по центральному понятию материал
Философия фр. просвещения 18в.
Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций.
Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом:
1)Популярная форма изложения у
Философия И.Канта
Кант родился в Кеннигсберге(1724-1804).В его деятельности выделяют 2 периода:докритический и критический(с1770).В докритический период Кант занимался в основном естествознанием,находился на позиции
Гегель-был объективным идеалистом и диалектиком(1770-1831)
Духовным началом мира считал систему саморазвивающихся понятий. Он обозначал разными терминами(логическая идея, мир, разум).Это система понятий в своём поступательном развитии порождает всю действи
К.Маркс(1818-1883);Энгельс(1820-1895);Ленин(1870-1924).
Новые положения Маркса и Энгельса:
1)Разработали диалектику материальной философии, т.е они соединили диалектику и материализм в одном учении. До них в основном разрабатывали идеалисты(Гег
Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее
Философия прагматизма
Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, возникшее в 70-е гг. 20 в в США. Название получило от греческого слова «прагма» - дло, действие. Представители: Ч.С.Пиррс, У.Джеймс, Дж.Дьюи.
Философия фрейдизма и неофрейдизма
Фрейдизм – это психоаналитич. учение, разработ-е австр. псих-ом З.Фрейдом (1856 – 1939г), в последствии переработанное швейцарским псих-ом К.Г.Юнгом и австр. псих-ми А.Адлером и В.Райхом.
Сознание как предмет философского анализа. Генезис сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит
Сущность и структура сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит
Закон взаимного перехода количеств. и качеств. изменений
Этот закон раскрывает механизм процесса разв-я, т.е показывает, при каких условиях происходит обостр-е и разрешение противоречий.
С точки зрения этого закона мелкие количеств. изменения, п
Закон отрицания отрицания
Этот закон характеризует траекторию процесса развития и называет спираль такой траекторией.
Сущ. 2 вида отрицания:
1. Метафизич. отрицание – уничтожение предмета, полное отрицание
Понятие индивида, индивидуальности, личности.
Понятие индивид фиксирует типичные, универсальные качества человека как представителя определённого слоя населения.
В понятиях индивидуальность
Чуственное познание и его формы.
Чувственное познание – уровень познания, на котором происходит чувственно-конкретное, образное отражение действительности с помощью органов чувств человека.Оно даёт необходимый
Рациональное познание и его формы
Познание – это многогранный процесс, в нем существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной проникновения в суть предметов, процессов, применяемыми познавательными спос
Общественный прогресс и его критерии.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогрес
Проблеиа борьбы с международным терроризмом.
Научное прогнозирование будущего.
1)перенос в будущие тенденции развития объекта, наблюдения в настоящим;
2)историческая аналогия(выявление сходных характеристик в развитие разных
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов