рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Этот Закон Характеризует Траекторию Процесса Развития И Называет Спираль Тако...

Этот закон характеризует траекторию процесса развития и называет спираль такой траекторией.

Сущ. 2 вида отрицания:

1. Метафизич. отрицание – уничтожение предмета, полное отрицание, линия развития прерывается

2. Диалектическое – видоизменение предметов. Предмет перех. в качественно новое состояние, линия разв-ия продолжается, например: проращение зерна.

Для диалектического отрицания хар-но снятие. Оно вкл. в себя 3 момента:

- уничтожение старого предмета

- возникнов. нового предмета

- сохр-е положит. св-в стар. предмета в нов. предмете

Формулировка закона: диалектич. отрицание не уничтож. полностью развивающ-ся предмет, а только видоизменяет его. В результ. предмет прех. На качественно нов. стадию разв-я, при этом сохр. всё положит. содержание предшествующих стадий разв-я предмета, и траекторией разв-я явл. спираль.
Виды спирали:

 

1

       
   
2-е отрицание-новые зерна
 
 
1-е отрицание-стебель

 


2     3    

 

Развитие может идти в 3-ех направлениях:

1. Прогресс (усовершенствование)

2. Регресс ( деградация, упадок)

3. Одноплоскостное развитие

Метафизики рассматривают развитие как движение по замкн. кругу либо как движение по прямой.

 

 


36. Категории диалектики:единичное, особенное, общее, часть и целое, элемент, стуктура, система.

Единичное – один типичный представитель какого-либо класса однородн. предметов

Общее – закономерный признак, присущий всем единичным предметам одного класса. Общее объедин. единичные предметы в единое целое.

Особенное – единство единичного и общего, т.е целостная система, в котор. каждый единичный предмет занимает предназнач. ему место и в котор. все предметы нах-ся в закономерной взаимосвязи.

Например, в периодич. системе Менделеева единичное - отдельно взятый хим.элемент; общее –признак, по котор. эл-ты расставлены по порядку(атомная масса); особенное – период.система в целом.

2 вида общего:

1. Абстрактно-общее фиксирует второстеп., несуществ. признаки предметов

2. Конкретно-общее фиксир.главные, закономерные признаки предметов.

Абстрактно-общее определение чел-ка – двуногое существо без перьев

Конкретно-общее – сущ-во разумное, деятельное, общественное.

Метафизич. искажение этих категорий встреч. в реализме и номинализме

В реализме общее предшеств. единичному. В номинализме общее существует после единичного по носителю условного хар-ра. В объект. идеализме общее предшествует единичному в виде понятия об этом единичном предмете.

Часть – сов-ть элементов, входящих в состав целого

Целое – сов-ть частей, а также сов-ть взаимосвязей между частями, причем эти взаимосвязи наделяют целое новыми интегративными св-ами.

Антиномии целостности:

1) Целое есть сумма частей

Целое больше суммы частей

2) Части предшеств. целому

Целое возникает раньше частей

Оба не точны; части и целое сущ. одновременно

Познание нужно начинать с целого. Познание идёт от целого в общем виде к частям, затем снова к целому, которое рассматривается как расчлененное на части

Типы целостности:

- органическое целое (связи между частями прочн., носят причинный хар-ер, внутр. связи преобладают над внешними(например студенческая группа))

- неорганическое целое (связи между частями неточны, носят простр-временной хар-ер, внешн. связи преоблад. над внутр.(например толпа на перекрёстке)

Элемент – простейшая неделимая единица стр-я системы

Структура – сов-ть устойчив. связей между эл-ами, обеспеч. целостность и качество системы.

Структура выражает те связи, котор. остаются неизмен., при различных преобр. системы

Система – множ-во эл-тов с отношениями и связями между ними, образующ. целостность

Виды систем:

1. Материальная (сюда относ. системы неорганич. природы (физ.тела, геолог.системы, хим.эл-ты), живые системы(орг-мы, биосфера), соц.системы(организации, объедин., техн.системы))

2. Абстрактная система ( явл. продуктом чел.мышления , к их числу относится понятия, гипотезы, теории, научн. картина мира)

В научн. познании применяют метод системн.анализа, котор. явл. конкретизацией диалект. метода. Он вкл. в себя 4 этапа:

- расчленение системы на составн. эл-ты и изучение этих эл-ов

- выявленеи связи между эл-ами ( изуч-е структуры)

- раскрытие взаимод-я данной системы со средой, т.е изуч-е функций системы

- опред-ие генезиса, т.е происх-я и развития изучаемой системы

 

 


37.Категории диалектики:содержание и форма,сущность и явление.Содержание-упорядоченная совокупность элементов,образующих какой-либо целостный предмет,процесс.

Форма-способ связи элементов содержания.Например: в художественной книге содержание-события,а внутренняя форма-сюжет,последовательность событий,внешняя форма-оформление книги.

Диалектика взаимосвязи содержания и формы-ведущей стороной является содержание,т.к форма зависит от природы тех элементов,которые упорядочиваются с помощью формы.

Форма оказывает активное обратное влияние на содержание,т.е форма может ускорять или замедлять развитие содержания,может вступать с ним в противоречие.

Пример:Производительные силы-содержание способа производства,а производственные отношения-форма способа производства.

Форму нельзя отрывать от содержания,т.к иначе это приведёт к бюрократизму в работе и к абстракционизме в искусстве. Одно и тоже содержание может облачаться в различные формы.Пример:частная собственность встречается в виде индивидуальной собственности,акционерной собственности,и гос-ой.Одна и таже форма может быть наполнена различным содержанием.Пример:формулы можно применять к решению различных задач.

Сущность-совокупность внутренне устойчивых,необходимых всеобщих связей между элементами системы.Главное-закономерность в предмете;сущность фиксирует характерные особенности предмета.

Явление-проявление во внешнем облике предмета.Явление содержит в себе какую-то сторону сущности,а также отпечаток среды,в которой существует предмет.

Сущность более устойчива,она сохраняется до тех пор,пока существует предмет,а явления могут сменять друг друга при изменении среды.Пример:сущность товара-его стоимость,которая определяется затратами на его производство.Явление товара-его цена,которая определяется помимо затрат спросом и предложением.Среда может затемнить сущность,маскировать её;тогда явление выступаетт как прямо противоположно своей сущности(видимость).Пример:солнце всходит и заходит,земля вращается).

Метафизики искажают взаимосвязь этих категорий (в агностицизме Канта-сущность непознаваема(вещь в себе)).

В объективном идеализме сущность предшествует явлению в виде понятия о предмете(идеи Платона).


38.Категории диалектики:причина и следствие,возможность и действительность,необходимость и случайность.Причина-это явление,которое порождает другое явление,либо изменяет другое явление.Следствие есть результат действия причины,т.е те изменения,которые вызвала причина.Причинность-такая форма связи между предметами,при которой изменение одного предмета с необходимостью приведёт к изменению др предмета.в истории философии высказывают две противоположные точки зрения на причинность:

1)причина-следствие,а следствие пассивно по отношению к порождающей его причине(метафизическая точка зрения).2)причина=следствие(взаимодействие)-диалектическая точка зр.Возникновение руки привело к развитию сознания,развитие сознания привело к дальнейшему развитию руки.

Типы взаимосвязей между причиной и следствием:1)Одна причина вызывает несколько следствий(огонь может вызвать тепло,огонь,дым);2)Несколько причин вызывают одно следствие(спичка,зажигалка,молния-вызывают огонь);3)Следствия одной и той же причины постепенно проявляются одно за другим (П-С1-С2-С3цепные реакции в химии)

Детерминизм, индетерминизм

Детерминизм-учение,признающее объективность к всеобщему характеру причинности.

Индетерминизм-учение,отрицающее либо объективных характер причинности,либо её всеобщность.Индетерминисты:Юм,Кант(причинность-свойство сознания человека),маххисты(не везде действует причинность).

Возможность-бытие нового в потонциальном состоянии;проявляется в тенденции развития предметов.

Действительность-реализованная возможность,или всё существующее в настоящий момент времени

Возможность так же объективна,как и действительность,а первичной является действительность,т.к материальный мир существует вечно,и именно

действительность порождает возможности.

Превращение возможности в действительность происходит при наличии 2ух факторов:1)наличие соответствующих условий;2)наличие деятельности людей или действия стихийных сил природы;

Виды возможностей:1)по степени вероятности превращения возможности в действительность выделяют 2 вида возможностей:

-формальные(редко превращаемые)

-реальные(часто)

2)по срокам превращения в действительность выделяют абстрактные возможности и конкретные.Для превращения абстрактных,с ещё не сложившимися подходящими условиями;для конкретных-есть необходимые условия.

3)Необходимость-тип связей и отношений предметов,определяемый внутренними существенными устойчивыми всеобщими факторами,т.е главными факторами; а случайность-тип связей и отношений предметов,определяемый внешними несущественными,неустойчивыми единичными факторами,т.е побочными факторами.

Диалектика утверждает, что необходимость и случайность взаимосвязаны друг с другом, т.е случайность всегда сопутствует необходимости и представляет собой форму проявления необходимости и её дополнение.

Матафизика искажает взаимосвязи этих категорий проявляясь в фатализме и волюнтаризме.

Фатализм(фатум-рок,судьба) абсолютизирует необходимость и отрицает случайность.

Волюнтаризм(воля) абсолютизирует случайность,которая доводится до произвола.


 

 


40.Проблема человека в философии.Биологическое и социальное.Проблема антропосоциогенеза,основные концепции.Поскольку человек представляет собой единство противоположных начал(души и тела,социального и биологического),то в истории философии человека рассматривают в основном с двух точек зрения. 1)Человек-гармоничное существо,в котором душа и тело,социально е и биологическое находятся в единстве.2)Человек-внутренне противоречивое существо,в котором происходит борьба духовного и телесного,социального и биологического.

В Др.Греции человека рассматривали как целостное гармоничное существо.Эта гармония между душой и телом обеспеченна единством человека и космоса.Человек,как часть космоса,подчинён «закону логоса»,который делает человека гармоничным.В Ср века в христианстве и религии,философии человека рассматривали как раздвоенное существо,в котором разум и тело находятся в непримеримом конфликте,т.к разум человеку даёт Бог,а тело-природа.Разум возвышает человека,а тело толкает к греху. Намечалось понимание человека как личности,отвечающей за свои поступки,т.к Бог наделил человека свободой вооли.

В эпоху Возрождения возврощаются опять к идеалам античности,рассматривают человека как гармоничное существо,в котором душа и тело находятся в согласии,причём приоритет отдаётся телесным земным радостям.В эпоху Возрождения выдвигается идеал человека как всесторонне развитой личности,были сформированы идеи гуманизма.

В Новое время человека снова рассматривают с дуалистической позиции,но дуализм души и тела имеет не религиозную,а механистическую основу(Декарт,Ламетри).В классической немецкой философии человек рассматривается как жив целостность.Но обоснованию целостности человека даётся разное в идеализме и материализме.

В идеалистическом учении Гегеля душа и тело едины,т.к они являются продуктами логической сущности.

В материалистическом учении Фейербаха целостность человека объясняется тем фактом,что он является продуктом развития природы.

В ХХ веке в Зап.Европе человека рассматривали как противоречивое существо;однако противоречие перемещалось в другую плоскость,в сферу внутреннего психического мира человека.Во фрейдизме рассматривалось противоречие между биологически обусловленной структурой психики «оно» и социально обусловленными структурами «я» и «сверх-я».

В экзистенциализме противоречие мужду биологическим и социальным проявляется в конфликте между биологически обусловленными уникальными переживаниями(эмоциями) и стандартными мышлением,которые навязываются человеку обществом.

В диалектико-материалистической философии(с сер XIX в) человек рассматривается как всесторонне развитую,гармоничную личность,в которых природное и социальное находятся в согласии.

Проблема антропосоциогенеза

Существует 5 основных гипотез происхождения человека:

1)Религиозная(Бог создал Адама.Проблема:потомки одной брачной пары не могут образовать новый биологический вид.

2)Эволюционная.Человек возник из животного мира,вследствие борьба за существование.Прблема:не могут найти останки животного-предка человека.Но в пользу этой гипотезы говорят,что генотип человека идентичен генотипо шимпанзе на 96%.

3)Трудовая.Дополняет эволюционную.С появлением первобытных людей начинают действоват социальные закономерности развития человека и общества. Проблема в том,что эволюция человека и общества шла невероятно быстрыми темпами.

4)Космическая.Земля-лаборатория,пробирка,в которой проводят эксперименты внеземные цивилизации.

5)Гибридная.Дополняет космическую.Человек-биологический гибрид между полудикими земными людьми и представителями внеземных цивилизаций.

Э. Фон Дэникен («воспоминания о будущем»).Первые люди появились 3-3,5 млн лет назад.Люди современного биологического вида-100 тыс лет назад.

Человек-высшая ступень развития живых организмов на Земле;продукт и субъект общ-ой деят-ти и культуры.1)Биологические и психологические кач-ва-врождённые.2)Социальные кач-ва-приобретённые в процессе жизни общества.

К биологическим качествам человека относятся анатомические и физиологические особенности организма;половые,возрастные особенности;продолжение жизни;биологически обусловленная потребность в пище,жидкости,кислороде,отдыхе,сне.

Психологические качества.Темпераменты:сангвиники,холерики,флегматики,меланхолики.

Социальные качества:образование,профессия,идеалы,интересы,увлечения(политические,правовые,нравственные).

Человек-существо биосоциальное,в которых биологические факторы проявляются под контролем соц факторов.

 

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества

Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Закон отрицания отрицания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.
«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. Пифагор. Первоначально фил-я включала все теоретические знания о мире. Со временем от фил-и

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – набор инструкции, определяющие последовательность действий об изучении предмета. Фил-ия имеет 2 метода: 1).диалектика – учение, рассматривающее предметы в изменениях, движ

Общая характеристика философии Древней Индии.
Литературными источниками философии Древней Индии были веды и упанишады. Веды – 4 священные книги, в которых изложена высшая мудрость. Представляют собой сплав религии , мифологии,

Общая характеристика философии Древнего Китая.
Специфика философии Древнего Китая: 1. В отличие от древних греков мыслители Древнего Китая мало внимания уделяли изучению природы, главное внимание обращено к человеку и

Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.
Идеалисты первичным признавали сознание по отношению к материи. Идеализм имеет 2 разновидности: объективный( в нем первичен разум высший), субъективный(в нем первично сознание чело

Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2

Субъективный реализм Дж.Беркли и агностицизм Юма.
Субъективный идеализм(п.п.18 в)-англ.Дж.Беркли.Он все качества сделал вторичными,качества существуют в душе человека,а не в вещах. Критикуя материализм,наносит удар по центральному понятию материал

Философия фр. просвещения 18в.
Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций. Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом: 1)Популярная форма изложения у

Философия И.Канта
Кант родился в Кеннигсберге(1724-1804).В его деятельности выделяют 2 периода:докритический и критический(с1770).В докритический период Кант занимался в основном естествознанием,находился на позиции

Гегель-был объективным идеалистом и диалектиком(1770-1831)
Духовным началом мира считал систему саморазвивающихся понятий. Он обозначал разными терминами(логическая идея, мир, разум).Это система понятий в своём поступательном развитии порождает всю действи

К.Маркс(1818-1883);Энгельс(1820-1895);Ленин(1870-1924).
Новые положения Маркса и Энгельса: 1)Разработали диалектику материальной философии, т.е они соединили диалектику и материализм в одном учении. До них в основном разрабатывали идеалисты(Гег

Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее

Философия прагматизма
Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, возникшее в 70-е гг. 20 в в США. Название получило от греческого слова «прагма» - дло, действие. Представители: Ч.С.Пиррс, У.Джеймс, Дж.Дьюи.

Философия фрейдизма и неофрейдизма
Фрейдизм – это психоаналитич. учение, разработ-е австр. псих-ом З.Фрейдом (1856 – 1939г), в последствии переработанное швейцарским псих-ом К.Г.Юнгом и австр. псих-ми А.Адлером и В.Райхом.

Религиозная философия 20 в.
Неотомизм – официальная фил-ия католич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.) Неотомисты не признавали себя ид

Сознание как предмет философского анализа. Генезис сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Сущность и структура сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Закон взаимного перехода количеств. и качеств. изменений
Этот закон раскрывает механизм процесса разв-я, т.е показывает, при каких условиях происходит обостр-е и разрешение противоречий. С точки зрения этого закона мелкие количеств. изменения, п

Понятие индивида, индивидуальности, личности.
Понятие индивид фиксирует типичные, универсальные качества человека как представителя определённого слоя населения. В понятиях индивидуальность

Деятельность и практика. Структура, формы и функции практики в процессе познания.
Практика – 3-ий уровень познания, в ходе практики происходит проверка знаний, полученных на первых 2-ух уровнях познания(чувственном и рациональном), на истинность. В

Сущность, объект и субъект познания. Формы познавательного процесса.
Познание – вид духовной деятельности, заключающийся в постижении окружающего мира и самого человека. Познание есть отражение мира в представлениях, понятиях, гипотезах, теориях

Чуственное познание и его формы.
Чувственное познание – уровень познания, на котором происходит чувственно-конкретное, образное отражение действительности с помощью органов чувств человека.Оно даёт необходимый

Рациональное познание и его формы
Познание – это многогранный процесс, в нем существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной проникновения в суть предметов, процессов, применяемыми познавательными спос

Проблема истины и критерия истины в философии и науке.Абсолютная и относительная истины
Истина - это верное, правильное, адекватное отражение действительности в сознании людей, это соответствие образа предмета самому предмету по содержанию. Истина – центральное понятие теории познания

Общественный прогресс и его критерии.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогрес

Проблеиа борьбы с международным терроризмом.
Научное прогнозирование будущего. 1)перенос в будущие тенденции развития объекта, наблюдения в настоящим; 2)историческая аналогия(выявление сходных характеристик в развитие разных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги