рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сущность, объект и субъект познания. Формы познавательного процесса.

Сущность, объект и субъект познания. Формы познавательного процесса. - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Познание – Вид Духовной Деятельности, Заключающийся В По...

Познание – вид духовной деятельности, заключающийся в постижении окружающего мира и самого человека. Познание есть отражение мира в представлениях, понятиях, гипотезах, теориях.

Познание – общественно-исторический процесс получения, накопления и совершенствования знаний о мире.

Познание – активное, целенаправленное отражение действительности в сознании человека.

Субъект познания – отдельный индивид, коллектив или общество в целом, обладающие сознанием и волей, практически действующие и оценивающие. Особенности субъекта познания: уровень культурного и интеллектуального развития, компетентность, психическое состояние. Субъект познания является общественно-историческим представителем своей эпохи, реализующим в процессе познания общественные цели.

Объект познания – фрагмент действительности, на который направлена познавательная активность субъекта.Выбор объекта обусловлен уровнем развития знаний и потребностями производства.Объектами являются: природа, общество, человек, объективный и субъективный миры человека, продукты интеллектуальной и художественной деятельности человека.

Основные философские концепции познания:

1. Диалектико-материалистическая – процесс познания – свойство мозга, кот. заключается в субъективном отражении действительности в сознании человека. Результат познания – образ объекта, представляющий собой идеальную копию объекта. Познание – активный процесс, в кот. познающий субъект практически воздействует на объект, изменяет его. Субъект познания – общественно-историческое существо. Познание – диалектический процесс перехода от менее точного и полного знания к более полному и точному знанию, т. е. в итоге получается объективная конкретная истина.

2. В концепции познания, разработанной метафизическим материализмом допускаются ошибки:

· Натурализм в понимании субъекта познания; пример: Фейербах рассматривал субъект познания, человека как природное, биологическое существо;

· Созерцательность, т. е. непонимание роли практики в познании;

· Непонимание диалектического характера процесса познания (диалектики абсолютной и относительной истины).

3. В объективно-идеалистическихконцепциях познания источником знания считается не материальный мир, а духовное начало; пример: «мир идей» у Платона, «абсолютная идея» у Гегеля. Платон: знание носит врождённый характер: душа, вселяясь в тело, приносит с собой набор знаний из «мира идей». Теория познания сводится к воспоминаниям. Гегель: человек получает знания из наблюдений над действительностью, но человек находит в мире то знание, которое заложено в мире абсолютной идеей, т. е. человек познаёт след логической идеи.

4. В субъективно-идеалистических концепциях познания утверждается, что человек познаёт не материальный мир, а свои собственные психические процессы(эмоции, ощущения), которые являются единственной реальностью. Пример: Махзаявлял, что не тела вызывают в нас ощущения, а комплексы ощущений вызывают тела. Субъективные идеалисты считают свойства предметов состоянием психики.

5. В иррационалистических концепциях познания утверждается, что ведущую роль в познании играют не органы чувств и не мышление, а внелогические формы познания; пример: эмоции в экзистенциализме, инстинкты во фрейдизме, религиозная вера в неотомизме.

6. В агностических концепциях познания утверждается, что мир полностью или частично непознаваем. Юм – знания имеют поверхностный, узко практический характер и, в строгом смысле слова, не являются истинными. Кант – доступной познанию является только внешняя оболочка(вещь для нас), недоступна сущность вещи(вещь в себе).

Формы познавательного процесса:

1) Чувственное познание

2) Рациональное познание

3) Практика


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества

Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сущность, объект и субъект познания. Формы познавательного процесса.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.
«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. Пифагор. Первоначально фил-я включала все теоретические знания о мире. Со временем от фил-и

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – набор инструкции, определяющие последовательность действий об изучении предмета. Фил-ия имеет 2 метода: 1).диалектика – учение, рассматривающее предметы в изменениях, движ

Общая характеристика философии Древней Индии.
Литературными источниками философии Древней Индии были веды и упанишады. Веды – 4 священные книги, в которых изложена высшая мудрость. Представляют собой сплав религии , мифологии,

Общая характеристика философии Древнего Китая.
Специфика философии Древнего Китая: 1. В отличие от древних греков мыслители Древнего Китая мало внимания уделяли изучению природы, главное внимание обращено к человеку и

Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.
Идеалисты первичным признавали сознание по отношению к материи. Идеализм имеет 2 разновидности: объективный( в нем первичен разум высший), субъективный(в нем первично сознание чело

Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2

Субъективный реализм Дж.Беркли и агностицизм Юма.
Субъективный идеализм(п.п.18 в)-англ.Дж.Беркли.Он все качества сделал вторичными,качества существуют в душе человека,а не в вещах. Критикуя материализм,наносит удар по центральному понятию материал

Философия фр. просвещения 18в.
Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций. Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом: 1)Популярная форма изложения у

Философия И.Канта
Кант родился в Кеннигсберге(1724-1804).В его деятельности выделяют 2 периода:докритический и критический(с1770).В докритический период Кант занимался в основном естествознанием,находился на позиции

Гегель-был объективным идеалистом и диалектиком(1770-1831)
Духовным началом мира считал систему саморазвивающихся понятий. Он обозначал разными терминами(логическая идея, мир, разум).Это система понятий в своём поступательном развитии порождает всю действи

К.Маркс(1818-1883);Энгельс(1820-1895);Ленин(1870-1924).
Новые положения Маркса и Энгельса: 1)Разработали диалектику материальной философии, т.е они соединили диалектику и материализм в одном учении. До них в основном разрабатывали идеалисты(Гег

Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее

Философия прагматизма
Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, возникшее в 70-е гг. 20 в в США. Название получило от греческого слова «прагма» - дло, действие. Представители: Ч.С.Пиррс, У.Джеймс, Дж.Дьюи.

Философия фрейдизма и неофрейдизма
Фрейдизм – это психоаналитич. учение, разработ-е австр. псих-ом З.Фрейдом (1856 – 1939г), в последствии переработанное швейцарским псих-ом К.Г.Юнгом и австр. псих-ми А.Адлером и В.Райхом.

Религиозная философия 20 в.
Неотомизм – официальная фил-ия католич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.) Неотомисты не признавали себя ид

Сознание как предмет философского анализа. Генезис сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Сущность и структура сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Закон взаимного перехода количеств. и качеств. изменений
Этот закон раскрывает механизм процесса разв-я, т.е показывает, при каких условиях происходит обостр-е и разрешение противоречий. С точки зрения этого закона мелкие количеств. изменения, п

Закон отрицания отрицания
Этот закон характеризует траекторию процесса развития и называет спираль такой траекторией. Сущ. 2 вида отрицания: 1. Метафизич. отрицание – уничтожение предмета, полное отрицание

Понятие индивида, индивидуальности, личности.
Понятие индивид фиксирует типичные, универсальные качества человека как представителя определённого слоя населения. В понятиях индивидуальность

Деятельность и практика. Структура, формы и функции практики в процессе познания.
Практика – 3-ий уровень познания, в ходе практики происходит проверка знаний, полученных на первых 2-ух уровнях познания(чувственном и рациональном), на истинность. В

Чуственное познание и его формы.
Чувственное познание – уровень познания, на котором происходит чувственно-конкретное, образное отражение действительности с помощью органов чувств человека.Оно даёт необходимый

Рациональное познание и его формы
Познание – это многогранный процесс, в нем существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной проникновения в суть предметов, процессов, применяемыми познавательными спос

Проблема истины и критерия истины в философии и науке.Абсолютная и относительная истины
Истина - это верное, правильное, адекватное отражение действительности в сознании людей, это соответствие образа предмета самому предмету по содержанию. Истина – центральное понятие теории познания

Общественный прогресс и его критерии.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогрес

Проблеиа борьбы с международным терроризмом.
Научное прогнозирование будущего. 1)перенос в будущие тенденции развития объекта, наблюдения в настоящим; 2)историческая аналогия(выявление сходных характеристик в развитие разных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги