рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.

Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей. - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Идеалисты Первичным Признавали Сознание По Отношению К Матер...

Идеалисты первичным признавали сознание по отношению к материи. Идеализм имеет 2 разновидности: объективный( в нем первичен разум высший), субъективный(в нем первично сознание человека).

Родоначальником объективного идеализма был Пифагор(6 в. до н.э). Пифагор мистифицировал числа, утверждал, что числа управляют событиями и людьми, причина возникновения вещей – числа, эталоны, по которым создаются вещи. Главное число – бог – число чисел и числу подобен, самое совершенное число - .Позже христианского бога обозначали 999. Познать мир – познать управление миром числа. Мир – живое огненное шаровидное тело, выдыхающее из окружающего пространства пустоту или воздух, который отделяет вещи. Душа бессмертна и может входить в любое тело, тело – темница для души. Душа может освободиться из тела благодаря искуплению вины, что происходит при совершении мистических обрядов, при выполнении математических упражнений, при аскетической жизни.

Четные числа по Пифагору выражают покой, отсутствие движения, смерть. Нечетные числа выражают движение, ритм, жизнь.

Сократ(5 в. до н.э) в центре внимания – человек как нравственное существо. Прежде чем изучать внешний мир, нужно познать самого себя. О себе: « Я знаю, что ничего не знаю, а другие и этого не знают». Главное содержание философии Сократа – этические проблемы. Сократ был объективным идеалистом, т.к началом мира признавал бога вездесущего и всемогущего. Разработал метод диалога, который является разновидностью диалектического метода. Считал, что можно правильно формируя вопросы постепенно убедить собеседника и склонить его к своей точке зрения.

В систематизированном виде объективный идеализм разработал Платон(5-4 в.в до н.э). Утверждал, что существует 2 вида реальности – высшая, духовная реальность («Мир идей»), низшая («Мир вещей»). Идеи – понятия о вещах, об их свойствах, идея высшего блага – главная, затем следуют идеи человеческих ценностей(мудрость, справедливость, добро, зло), идеи отношений(любовь, ненависть), идеи свойств вещей (влажность), идеи самих вещей(дерево, меч), идеи продуктов природы(огонь, вода). Идеи вечны и неизменны, они находятся отдельно от материального мира, где-то на хребте неба. Идеи являются образцами, по которым создаются вещи , причинами возникновения вещей, формами и сущностями вещей. Вещи – тень идей. Мир, в котором мы живём – ненастоящий, тень совершенного мира идей. В теории познания Платон был рационалистом, т. к он утверждал, что все знание человек получает в момент рождения. Это знание приносит ребёнку душа, которая получила его из мира идей. Познать мир – вспомнить содержание врожденного знания. Органы чувств мешают познанию(закрыть глаза и заткнуть уши).

Аристотель(4 в. до н.э) – ученик и друг Платона. Подверг критике учение Платона, недоволен тем, что платоновские идеи не связаны с вещами. По Аристотелю существует 2 вида реальности:

-высшая(форма-форм, перводвигатель, Бог)

-материя состоит из 4 - х стихий(огонь, вода, земля, воздух)

Материя существует только потенциально, в возможности, она бесформенна и пассивна.

-единство материи и духовной формы – вещи и живые организмы

Форма – форм придаёт материи оформленность, облик. Форма – форм излучает формы и направляет их в материальный мир. Например, гончар, который может придать глине любую орму: чашки, статуэтки.

Духовная форма придаёт вещам устойчивость, постоянство, целостность. Расхождения с Платоном касались у Аристотеля также с объяснением процесса познания. Аристотель был сенсуалистом, близок к материализму. Считал, что источник знаний – материальный мир (у Платона – мир идей). Человек получает знания через органы чувств, затем обрабатывает мышлением. В дальнейшем в объективном идеализме встречаются либо Платоновские(в светской философии), либо Аристотельский варианты идеализма (в религиозной философии).

 

 


9.Статус и основные тенденции развития философии в средневековой культуре.Номинализм и реализм.Томизм

Средние века – период феодального производства.Новому способу производства соответствовала новая религия–христианство (монотеизм) и новая философия–религиозная.Религия занимала в средние века доминирующее положение в обществе.Философия постепенно превращалась в служанку религии и становилась теоцентрической.Господствующим направлением в философии становится объективный идеализм. 2 основные идеи лежали в основе средневековой илософии:1)идея творения мира Богом.Она давала ответ на первую сторону основного вопроса философии.2)идея божественного откровения-ответ на вторую сторону основного вопроса философии:мир познаваем через религиозную веру-иррационализм.В средние века по-новому стали понимать соотношение Бога и мира и человека и природы.Античные боги были родственны природе.Христианский Бог возвышался над природой(потусторонний по отношению к миру).Древние греки рассматривали человека как часть природы.«Человек-политическое животное».В христианстве человек-царь природы,т.к. Бог дал человеку свою искру-душу.Основные этапы в развитии средневековой философии:1.патристика(2-7 век н.э);2.схоластика(8-14 век н.э).На этапе патристики-спор:нужна ли философия религии.Тертуллиан предлагал запретить философию,т.к. философия ведет к ереси(ересь-любое искажение религии). «Верю,потому что абсурдно».Августин заявил: «Верю,потому что понимаю».С конца 4 века филосоия получила право на легальное существование,но только в религиозной форме.Схоласты утверждали,что все знание имеет 2 источника:1)сверхъестественный источник(Библия);2)естественный источник(тексты Платона и Аристотеля).Считалось,что в этих текстах уже содержится вечная истина и новое знание можно получить из них путем выведения логических следствий(схоластическая дедукция-выводы из общих положений).Изучать мир можно только по текстам,не обращаясь к самому миру.Философской проблемой,которую обсуждали схоласты,была проблема соотношения общих понятий и единичных вещей(или названия вещи и самой вещи).По этой проблеме шел спор:что возникло раньше-название или сама вещь?Реалисты утверждали,что общие понятия существуют реально,раньше вещей в божественном разуме.Номиналисты утверждали,что общие понятия существуют условно,после вещей в человеческом разуме.Реализм-объективный номинализм;номинализм-материализм.Представители:номинализм-У.Оккам,реализм-А.Кентерберийский.Томизм.Фома Аквинский-самый авторитетный философ средних веков(13в).После смерти был объявлен святым за теоретические заслуги перед церковью.Аквинский объяснил и сгладил многие противоречия в тексте Библии.Самым недопустимым противоречием в тексте Библии было противоречие между двумя природами Иисуса Христа(материальн.и духовн.).До Аквинского схоласты считали,что материя как начало не существует,что это небытие.Аквинский,используя учение Аристотеля о материи и форме,заявил,что материя,как и Бог,существует вечно и является слабейшим видом бытия.Слабость материи в том,что она существует только в возможности,потенциально;она бесформенна и пассивна.А Бога Аквинский обозначил понятием «форма форм»-самая совершенная форма.Аквинский выделял 4 вида форм:1)Высшая форма-Бог-чистый дух:2)ангелы-бесплотны,связывают Бога с людьми;3)души людей-могут покидать тело во сне и после смерти;4)формы вещей.Все формы духовны.В теории познания Аквинский разработал принцип гармонии веры и разума.«Вера и разум не противоречат друг другу;это 2 потока,ведущие к общей цели-познание Бога».На словах Аквинский провозглашал равноправие веры и разума,а на деле-разум в подчинении у веры,т.к.разуму разрешалось заниматься только познанием Бога и его деяний.Аквинский был умеренным реалистом,т.к.считал,что общие понятия существуют 3-мя способами:1)до вещей,в божественном разуме;2)в самихвещах,как их сущность или форма;3)после вещей,в человеческом разуме.Аквинский разработал 5 логических доказательств бытия Бога:1)Бог-первоисточник движения в мире;2)Бог-первоисточник существования мира;3)Бог-источник необходимости в мире(связано с закономерностью);4)Бог-самое совершенное существо5)Бог-источник целесообразности в мире.В конце 19в.учение Аквинского было возрождено и в несколько обновленной форме объявлено официальной философией католической церкви под названием «неотомизм».


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества

Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Идеалистическое воззрение древнегреческих мыслителей.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества.
«Философия» дословно переводится как «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. Пифагор. Первоначально фил-я включала все теоретические знания о мире. Со временем от фил-и

Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.
Метод – набор инструкции, определяющие последовательность действий об изучении предмета. Фил-ия имеет 2 метода: 1).диалектика – учение, рассматривающее предметы в изменениях, движ

Общая характеристика философии Древней Индии.
Литературными источниками философии Древней Индии были веды и упанишады. Веды – 4 священные книги, в которых изложена высшая мудрость. Представляют собой сплав религии , мифологии,

Общая характеристика философии Древнего Китая.
Специфика философии Древнего Китая: 1. В отличие от древних греков мыслители Древнего Китая мало внимания уделяли изучению природы, главное внимание обращено к человеку и

Философия эпохи Возрождения
Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2

Субъективный реализм Дж.Беркли и агностицизм Юма.
Субъективный идеализм(п.п.18 в)-англ.Дж.Беркли.Он все качества сделал вторичными,качества существуют в душе человека,а не в вещах. Критикуя материализм,наносит удар по центральному понятию материал

Философия фр. просвещения 18в.
Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций. Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом: 1)Популярная форма изложения у

Философия И.Канта
Кант родился в Кеннигсберге(1724-1804).В его деятельности выделяют 2 периода:докритический и критический(с1770).В докритический период Кант занимался в основном естествознанием,находился на позиции

Гегель-был объективным идеалистом и диалектиком(1770-1831)
Духовным началом мира считал систему саморазвивающихся понятий. Он обозначал разными терминами(логическая идея, мир, разум).Это система понятий в своём поступательном развитии порождает всю действи

К.Маркс(1818-1883);Энгельс(1820-1895);Ленин(1870-1924).
Новые положения Маркса и Энгельса: 1)Разработали диалектику материальной философии, т.е они соединили диалектику и материализм в одном учении. До них в основном разрабатывали идеалисты(Гег

Позитивизм и его исторические формы.
Позитивизм - положительная или правильная философия. Это эмпирическое субъективно-идеалистическое течение в Западной философии, признававшее истинным только эмпирические, опытные науки и отрицавшее

Философия прагматизма
Прагматизм – субъективно-идеалистическое учение, возникшее в 70-е гг. 20 в в США. Название получило от греческого слова «прагма» - дло, действие. Представители: Ч.С.Пиррс, У.Джеймс, Дж.Дьюи.

Философия фрейдизма и неофрейдизма
Фрейдизм – это психоаналитич. учение, разработ-е австр. псих-ом З.Фрейдом (1856 – 1939г), в последствии переработанное швейцарским псих-ом К.Г.Юнгом и австр. псих-ми А.Адлером и В.Райхом.

Религиозная философия 20 в.
Неотомизм – официальная фил-ия католич. церкви с конца 19 в.; был разработан на базе учения Фомы Аквинского. Предст-ли: М.Шильсон (Фр.), Махейнаский(Герм.) Неотомисты не признавали себя ид

Сознание как предмет философского анализа. Генезис сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Сущность и структура сознания.
Сознание- это функция высокоорганизованной материи человеческого мозга, которая заключается в активном, целенаправленном отрицании действительности в идеальных образах, причем отрицания происходит

Закон взаимного перехода количеств. и качеств. изменений
Этот закон раскрывает механизм процесса разв-я, т.е показывает, при каких условиях происходит обостр-е и разрешение противоречий. С точки зрения этого закона мелкие количеств. изменения, п

Закон отрицания отрицания
Этот закон характеризует траекторию процесса развития и называет спираль такой траекторией. Сущ. 2 вида отрицания: 1. Метафизич. отрицание – уничтожение предмета, полное отрицание

Понятие индивида, индивидуальности, личности.
Понятие индивид фиксирует типичные, универсальные качества человека как представителя определённого слоя населения. В понятиях индивидуальность

Деятельность и практика. Структура, формы и функции практики в процессе познания.
Практика – 3-ий уровень познания, в ходе практики происходит проверка знаний, полученных на первых 2-ух уровнях познания(чувственном и рациональном), на истинность. В

Сущность, объект и субъект познания. Формы познавательного процесса.
Познание – вид духовной деятельности, заключающийся в постижении окружающего мира и самого человека. Познание есть отражение мира в представлениях, понятиях, гипотезах, теориях

Чуственное познание и его формы.
Чувственное познание – уровень познания, на котором происходит чувственно-конкретное, образное отражение действительности с помощью органов чувств человека.Оно даёт необходимый

Рациональное познание и его формы
Познание – это многогранный процесс, в нем существуют различные уровни познания, различающиеся своим предметом, глубиной проникновения в суть предметов, процессов, применяемыми познавательными спос

Проблема истины и критерия истины в философии и науке.Абсолютная и относительная истины
Истина - это верное, правильное, адекватное отражение действительности в сознании людей, это соответствие образа предмета самому предмету по содержанию. Истина – центральное понятие теории познания

Общественный прогресс и его критерии.
Под прогрессом понимается направление развития, для которого характерно поступательное движение общества от низших и простых форм общественной организации к более высоким и сложным. Понятию прогрес

Проблеиа борьбы с международным терроризмом.
Научное прогнозирование будущего. 1)перенос в будущие тенденции развития объекта, наблюдения в настоящим; 2)историческая аналогия(выявление сходных характеристик в развитие разных

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги