Реферат Курсовая Конспект
Философия эпохи Возрождения - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Эпоха Возрождения-Период Разложения Феодализма И Становления Раннего Буржуазн...
|
Эпоха Возрождения-период разложения феодализма и становления раннего буржуазного общества(15-18в.в.)Особенности:1)Антисхоластический характер(«Изучать нужно не религиозные тексты,а реальный мир»);2)Антропоцентризм(в центре внимания-человек и его земные потребности);3)Гуманизм-признание ценности каждого человека и прав человека на развитие себя как личности и на применение своих способностей на благо общества;4)Гелиоцентризм-учение,по которомуцентром Солнечной систеы является Солнце,а не Земля,как утверждали схоласты.Представители:Коперник,Галилей,Бруно.Коперника и Галилея инквизиция заставила отречься от своих взглядов под страхом смерти.Бруно инквизиция сожгла на костре в 1600г.5)Пантеизм(«Бог везде»;»Бог на Земле»)разновидности:2.мистический пантеизм-объективный идеализм;2.натуралистический пантеизм-почти материализм.В мистическом пантеизме считалось,что Бог выше природы и природа растворена в Боге.(Кузанский).В натуралистическом пантеизме утверждалось,что природа выше Бога;Бог растворен в природе.Бог проявляется в законах природы(Бруно).6)Разрабатывается механистический материализм в учении Галилея.Галилей-атомист;считал,что животные и люди-сложные механизмы;все в мире подчинено законам механики;7)Деизм-учение,по которому первоисточник движения-Бог;Бог дает миру первый толчок;затем Бог не вмешивается в движение;движение передается от одного предмета к другому по законам механики.8)По-новому стали понимать процесс познания;в нем выделяли 3 ступени:1.деятельность органов чувств(ощущения);2.рассудок;3.разум.9)В учении об обществе-2 новые теории:1.Теория централизованного светского государства в учении Макиавелли;2.теория утопического социализма(Мор,Кампанелла).Философия природы.1.Н.Кузанский-мистический пантеист.Приписывал природе божественные атрибуты:бесконечность в пространстве,вечность во времени.В теории познания-3 ступени:1)Деятельность органов чувств.Смутное знание о мире;2)Рассудок-называет вещи,оперирует числами,фиксирует противоположности;3)Разум-преодолевает противоположности.Кузанский развил диалектическое учение о совпадении противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом.2.Н.Коперник(перв.пол.16в)Основы гелиоцентризма.Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.У Коперника было 2 заблуждения:1)о конечности мироздания;2)о Солнце как о центре вселенной.3.Эти заблуждения преодолены итальнцем Дж.Бруно(2-я пол.16в).Он был натуралистическим пантеистом(Бог растворен в природе,дает природе активность).Он по-новому понимал материю-как активное начало.Форма не может существовать отдельно от материи;форма материальна.Втеории познания Бруно выделял те же ступени,что и Кузанский;он приводил примеры срвпадения противоположностей в бесконечно большом и в бесконечно малом.Критикуя схоластов,Бруно подчеркивал однородность строения всех планет:они состоят из огня,воды,воздуха,земли,эфира(у схоластов Земля состоит из 4 стихий(земля,огонь,вода,воздух),а др.планеты-из эфира).4.Галилей(16-17в.в)Разработал механистический материализм;был деистом.В теории познания-сторонник теории двойственной истины:есть истина научная и религиозная;их нельзя смешивать.Предмет науки-природа и человек;предмет религии-благочестие и послушание.Галилей-сторонник теории первичных и вторичных качеств.Первичные качества объективны(скорость,вес),вторичные качества субъективны и создаются органами чувств человека.
11. Материалистическая философия Англии конца 16-17 века.
Бэкон,Гоббс,Локк- метафизические материалисты, атомисты.В центре внимания-теория познания,эмпирики.
Бэкон сформулировал лозунг империализма: «Нет ничего в разуме,что до этого не прошло бы через органы чувств».
Локк «Душа новорождённого представляет собой чистый лист бумаги,который заполняется опытом в процессе жизни».
Бэкон рассматривал познание в прикладном практическом плане.Реформу теорию познания надо начинать с очищения разума от заблуждения, которые называются идолами. Выделял 4 идола:идолы театра-наиболее опасные,возникают из-за слепого поклонения авторитетам прошлого. Наиболее результативный метод познания-индукция(обобщение конкретных данных).
Гоббс придал материализму механистический характер.Движение происходит по закону механики.Люди,животные-сложные механизмы.
Локк делил знания на виды: правдоподобные(эмпирическим путем);бесспорные(продукт мышления,обобщённый опытными данными). Разработал теорию первичных и вторичных качеств(первичные-объективны,вторичные-субъективны,созданные органами чувств:цвет,звук..).
12.Рационализм философии нового времени. Фр. Философ Р.Декарт, нидерландский философ материалист Б.Спиноза и немецкий философ Г.Лейбниц. Рационализм был разработан в 17в.
Декарт(дуалист).Заявил, что существует 2 начала мира: дух и материя, которые не зависят друг от друга и равноправны и существую как параллельные прямые. Св-во духа- мышление, а материи -протяжение. Декарт был механицистом.Мир -гигантская система машин тонко сконструированная. В центре внимания-теория познания.Он предлагал систематизировать знания на основе применения в матем. метода дедукции. Дедукция состоит в выведении логического путём новых истин частного хар-ра из имеющихся в наличии истин общего хар-ра. Общие истины даны человеку от рождения и представляют собой самоочевидное знание. В матем общие истины-аксиомы и теоремы. На вершине врождённого знания находится утверждение, обладающее абсолютной истинностью. «Мыслю-следовательно существую -самосознание человека».Истинность этого утверждения гарантируется Богом, вложившего в человека естественный свет разума. Критерием истинности нового знания является истинность изложения и логическая непротиворечивость.
Спиноза заявил, что существует не 2 начала мира,а одно единое, которое он называет природой. В природе растворён Бог, он придаёт активность. Он был натуралистическим пантеистом. Природа вечна во времени, бесконечна в пространстве и имеет 2 атрибута: протяжение, мышление. А остальные св-ва явл модусами. Выделяют 3 вида знания: чувственное(беспорядочное, хаотичное);знание интеллектуальное, оно может оказаться ошибочным, т.к. основано на доказательствах; знание полученное с помощью интел. Интуиции.3 вид знания наиболее истинный.
Лейбниц заявил, что существует много начал мира, он их назвал монадами -психический духовный первоэлемент бытия, они не зависят друг от друга и каждая монада действует по программе заложенной в ней Богом. Бог гармонизирует поведение монад.
Материальный мир явл несовершенным чувственным проявлением истинного мира монад. Для материи характерны такие св-ва как: пространство, время, масса, движение, причинность. В теории познания Лейбниц пытался найти компромисс между крайним рационализмом и эмпиризмом. Лейбниц заявил, что органы чувств тоже участвуют в познании и дают толчёк для воспоминаний о врождённом знании.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия эпохи Возрождения
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов