Реферат Курсовая Конспект
Философия фр. просвещения 18в. - раздел Философия, Философия, ее предмет, структура и функции. Роль философии в жизни общества Ж.о.ламетри, П.а.гольбах, Д.дидро, К.а.гельвеций. Преимущества...
|
Ж.О.Ламетри, П.А.Гольбах, Д.Дидро, К.А.Гельвеций.
Преимущества фр. материализма по сравнению с предшествующим материализмом:
1)Популярная форма изложения учения- публикация своих учений на родном языке, в доступной форме, в словарях,энциклопедиях;
2)Их материализм был последовательным. Они исключили Бога, избавились от деизма у Гоббса, от пантеизма у Спинозы, они критиковали вторичные качества Локка;
3)Были убеждёнными атеистами и пропагандировали атеизм;
4)Рассматривали материализм,как внутреннее активное начало неразрывно связанное с движение и поэтому не нуждается во внешнем толчке;
5)Правильно понимали процесс познания, как процесс отражения действительности в сознании человека. Ламитри сравнивал мозг с экраном, на котором отражается всё то, что мы видим, мыслим, осязаем. Дидро сравнивал органы чувств с клавишами по которым ударяет природа или мы сами.
Недостатки: 1.Метофизичность метода;2.Механизм;3.Созерцательность теор. познания, т.е не понимание роли практики матер. деятельности в познании;4.Фатализм(исключ случайности);5.Субъективный идеализм во взглядах на общество. Заявляли, что не божественный разум определяет ход событий, а человеческий разум. Например: причиной воин может быть дурное пищеварение монарха или прихоть фаворитки.Эти недостатки были преодолены в марксисткой философии сер 19 в.
15.Общая характеристика русской и белорусской философии
Первые идеи религиозно-философского характера можно обнаружить в древнерусских литературных памятниках,таких как «Повесть временных лет»(11-12вв),«Слово о полку Игореве»(12в).Формировался идеал святой Руси.В 15-16вв происходит формирование и укрепление Московского княжества,становится популярной идея «Москвы-третьего Рима»,т.е идея о том,что Россия является лидером среди православных стран,оплотом христианства.Более четко эту идею выразил старец и монах Филофей.В русской философии этого периода нашли отражение процессы политического объединения государства,образование русской национальности,приобщение Руси к европейской культуре(через Византию).В 17в на смену философской мысли византийского типа с православной тематикой приходит западноевропейская схоластика,идеи которой распространяла Киево-Могилянская и Московская духовная академии.Наиболее известные представители схоластики-братья Лихуды.Они подготовили первый в России рукописные учебники по логике психологии,физики.Вскоре схоластика стала сковывать научную мысль.В 18в заявил о себе материализм как самостоятельное философское направление.Представители:Ломоносов,Радищев.Их философские взгляды формировались под влиянием идей европейского просвещения.Достоинство учения Ломоносова заключалось в том,что оно опиралось на естествознание.Значимость учения Радищева заключалась в том,что в центре его философии была проблема человека и общества.Сочинения Радищева наполнены материалистическими идеями о смысле жизни,гуманизации общественных отношений.Ломоносов был атомистом.Высказывал идею о неразрывности связи материи и движения,обосновал эту идею в сформированном им физическом законесохранения и превращения вещества и движения.Он отрицал первотолчок.Бог является главным архитектором мира,но не вмешивается в него.В теории познания выступал против врожденных идей.Все знание человек получает через органы чувств;затем это знание систематизируется мышлением человека.Во взглядах на общество Ломоносов-гуманист и просветитель.Улучшить жизнь можно путем просвещения и совершенствования нравов.Радищев был атомистом.Движение-постоянное свойство материи.Познание-через опыт и рассуждения.Труд-причина разыития мышления,речи.Радищев-родоначальник революционной мысли в России.Написал книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»,в которой показал бесплодность либеральных реформ,призывал народ к бунту.В 19в разгорается спор о различных путях дальнейшего развития России между славянофилами и западниками.Славянофилы(Киреевский,Хомяков,Аксаков)выступали за аграрный путь развития России,фундаментом которого было:православие,монархия,крестьянская община.Западники(Грановский,Бакунин,Белинский)выступали за промышленный,индустриальный путь развития России,призывали ориентироваться на западноевропейскую цивилизацию.Материалистическое просвещение в 19в представлено учениями Чернышевского и Добролюбова.Главная идея-достижение социальной справедливости.Большое влияние на идейное развитие России оказали русские писатели Достоевский и Толстой.Достоевский высказывал религиозно-философские идеи.Подверг критике социалистическое учение;заявил,что оно дает лишь внешнее устройство общественной жизни,в то время как более важным является внутреннее душевное состояние человека,которое можно улучшить с помощью нравственного самосовершенствования.У Толстого была идея создания новой религии в рамках христианства,которая давала бы человеку блаженство на земле,а не обещала бы будущее блаженство на небе.Способ достижения блаженства на земле-непротивление злу насилием.Владимир Соловьев разработал религиозную философию всеединства,в которой призывал создать новую вселенскую церковь,объединяющую в себе 3 ветви христианства:православие,католицизм,протестантизм.В результате появится богочеловек как конечная стадия истории.Бердяев.Главная тема-тема свободы,конфликта свободы и объективации.Под объективацией Бердяев понимал различные формы зависимости человека от внешнего мира:от экономики,техники,власти денег,государства.Объективация оборачивается утратой человеком свободы духа.Другая его тема-поиск смысла жизни и истории.Специфика русской философии заключается в решении нравственных и общественно-политических проблем,таких как проблемы совести,стыда,сострадания,любви,свободы,справедливости.
Зарождение философии и общественно-политической мысли белорусского народа связано с образованием Киевской Руси.К этому времени на белорусских землях образовались крупные княжества с центрами в Турове,Полоцке,других городах.Выдающимися мыслителями Киевской Руси были К.Туровский(12в) и Е.Полоцкая(12в).К.Туровский размышлял как на религиозные,так и на светские темы.Религиозные темы:взаимоотношения Бога и мира(земное существование-вместе с божественным,но божественное важнее,чем земное);взаимоотношения Бога и человека(в идеале человек должен должен возвыситься до божественного);взаимоотношение души и тела,веры и знания.Светские темы:величие природы,красота и многообразие мира.Е.Полоцкая-княжна-просветительница.Рассуждала о жизни предков как о бренной,мимолетной,связывала их жизнь с паутиной,утверждала,что целью жизни человека должно быть не столько материальное благо,сколько духовное совершенство,под которым она понимала и нравственное,и интеллектуальное совершенство.В 16в выдающимся просветителем Беларуси был Ф.Скорина.Он был просветителем,гуманистом,патриотом.Являлся основоположником национально-патриотической традиции в белорусской культуре(интересы народа и отечества выше религиозных привязанностей).Как гуманист,он считал,что благородство человека заключается не в родовитом происхождении,а в личных качествах:интеллект,нравственный облик,способность,польза,которую человек приносит обществу.Нравственное самосовершенствование он связывал с образованием культуры.В теории познания выше всего ценил рациональное мышление,основанное на законах логики.В 17-18вв духовное развитие Беларуси происходило в условиях феодально-католической реакции.Представители:С.Полоцкий,К.Лыщинский,К.Нарбут.С.Полоцкий жил в 17в.Был просветителем.Задачей философии признавал просвещение людей,исправление их нравов.Философия по его мнению состоит из 3 частей:логика-учение о мышлении;физика-учение о природе;этика-учение о нравственности.С.Полоцкий был объективным идеалистом в вопросах о строении мира,т.к считал,что вещественный и духовный мир человека созданы Богом.Бог творит мир из ничего.Человеческий разум не может постичь Бога,но может постичь природу.Природа-книга,которую читает человек.В теории познания-сенсуалист,близок к материализму.Признавал ощущение началом всякого знания.Человека он сравнивал с городом,в котором 5 ворот-5 органов чувств.Критиковал теорию врожденного знания.На 20лет раньше Локка сформировал положение о том,что душа новорожденного ребенка-чистая доска-скрежаль,на которой опыт пишет свои письмена.К.Лыщинский-материалист,атеист,опередил французских материалистов по атеизму на 100лет.За это поплатился жизнью.За книгу о несуществовании Бога приговорен светским судом к смертной казни.Материализм Лыщинского проявлялся в том,что он признавал существование вечной и бесконечной природы,развивающейся по естественным законам без вмешательства Бога-творца.Бог-химера(выдумка человека),священники-обманщики,защитники глупости.Священники сами опровергали существование Бога,приписывая Богу противоречивые свойства.К.Нарбут(18в)-представитель философской эклектики.В учении о строении мира Нарбут-объективный идеалист,т.к признавал Бога творцом мира и первоисточником движения.В естественнонаучных работах приближался к стихийному идеализму.Признавал правильным гелиоцентризм Коперника.В теории познания-сенсуалист,близок к материализму.Критиковал теорию врожденных идей Декарта.В учении о человеке и теле-дуалист.В 19в становится влиятельным революционно-демократическое течение философии Беларуси.Идеи общественно-политического характера высказывались в литературных произведениях Мицкевича,Борщевского,Дунина-Мартинкевича.Ведущими становятся идеи самобытности белорусской культуры и образа жизни белорусов.В литературных произведениях обсуждается язык,традиции,норма морали белорусов.Во втор.пол.19в в Беларуси популярны идеи народничества.У истоков белорусского народничества-Калиновский,который резко критиковал царское самодержавие,хотел создать в Беларуси и Литве демократическую праламентскую республику,способом достижения этого политического идеала он считал демократическую революцию,главной движущей силой которой являлось крестьянство.В начале 20в происходит подъем революционного и национально-освободительного движения в Беларуси.Идеи революционного решения социальных проблем нашли отражение в литературных произведениях Купалы,Колоса,Богдановича.Философская мысль Беларуси развивалась как составная часть национальной культуры.Она стала ярким свидетельством духовно-нравственного роста самосознания белорусского народа.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Основной вопрос это вопрос об отношении сознания к материи духовного к материальному Он имеет стороны... что первично и что вторично сознание или материя... можно ли познать мир...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия фр. просвещения 18в.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов