рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функции религии.

Функции религии. - раздел Философия, Учебник МГУ Религиоведение , 2008 г. Яблоков И. Н   Социальные Функции Религии. 1. Задаёт Мировоззрение....

 

Социальные функции религии.

1. Задаёт мировоззрение. Она определяет ориентиры, критерии, нормы, цели, смыслы понимания мира, человека, общества. Предоставляет верующему вырваться за пределы собственной ограниченности, решить проблему смысла существования, поддерживать надежду на избавление от страданий, смерти, благополучия и т.д.

2. Компенсаторная (более важная, как считает лектор). Религия восполняет ограниченность человеческой жизни. Например, в исламе существует обязательный налог, перераспределение налога в пользу бедных в рамках общины.

Психологически индивидуальная компенсация тоже играет большую роль. Эти механизмы восстанавливают душевное равновесие. Например, отрицание проблемы. Забывание неприятного. Вытеснение. Замещение (невозможно реализация желания, но замещаем чем-то иным, например, противника не победить, давайте иголкой потычем в рисунок). Обеты, обретение духов защиты (в шаманстве) всякие играет большую компенсаторную функцию. Институт гуру. Послушание, избранничество, подражание святым. Арсенал колоссальный, причём он слабо изучен.

3. Функции коммуникации и регуляции. Религия мотивирует действия человека так, чтобы они отвечали требованиям общества, чтобы индивидуальные потребности были подчинены общественным. Религия задаёт образцы для подражания, систему норм. Она осуществляет систему контроля, систему поощрений и наказаний. В классическом индуизме самое страшное – изгнание из касты. Религия интегрирует людей в пределах общего вероисповедания. Она объединяет, но она же разъединяет на разной основе и очень сильно влияет на социальный процесс.

Какие-то культурные явления насаждают, какие-то отвергает. С одной стороны, сохраняет традиции, с другой, что-то из нового отвергает.

 

Мифологическое сознание. Это крепкая связь человека с природой. Каждый человек – представитель своей группы. Основная мифа – идеологическая, т.е. функция объяснения. Объяснение в мифе не рационально. Проходит объяснение от противного (в какие-то времена всё происходило не так, как сейчас, происходит что-то, после чего мир стал таким, каким он сегодня). В мифе замещаются причинно-следственные связи. То, что создано раньше, более ценно. Важен материал, из чего сотворено (для понимания сущности важно).

 

17 сентября 2011 г.

 

Мифологическое сознание.

С первой половины 19 в. стали изучать греческие мифологии. Образовалась мифологическая школа (например, Макс Мюллер). В 1860-1870-е гг. Кто-то считает, что миф – это олицетворение природы. До 20 в. были популярны народные сказки (Красная шапочка – затмение солнца). Биологические теории – миф – это порождение сознание. Кто-то считает, что миф – это практика взаимодействия с природой.

Объяснительная функция. Миф объясняет, почему мир устроен именно так. Когда всё было не так, но мир стал таким, как сегодня, после какого-то случая.

 

Наиболее распространённые сюжеты

Космипологические (как-то так). Мир появляется из чего-то первоначального (океан).

Теоганические (один бог породил другого и т.д.). Иерархия богов появляется.

Астрагонические мифы.

Антропоганические мифы – происхождение человека.

Этногонические – происходжение рода.

Эстокологические мифы – мифы о конце света.

Мифы о всемирном потопе.

Мифы о душе.

Мифы о непорочном зачатии тоже популярны.

Мифы о культурном герое. Культурный герой – это мифологический персонаж, который дал людям огонь, ремёсла, научили их что-то делать.

Календарные мифы. Связано с календарным годом.

Близнечные мифы. Мифы о близнецах.

 

Мифология плохо подвержена переменам.

Что раньше было космосом? Наш космос – это то, что нам известно. Это наш куст, это наш сад. А вне космоса – это хаос. Поэтому подозрительно относились к иностранцам.

Внук – это родившийся маленький дедушка. Род постоянно воспроизводится. Смерть – переход в иное состояние. Этим объясняется лёгкость ритуальных смертей. «Иной свет» появился позже. Представитель рода – представитель внутриродовых связей, он – набор прав, обязанностей, он соответствует статусу.

Ещё сознание связана с ритуализованностью бытия. Всё жёстко обставлено нормами.

Это мифологическое сознание существует, и даже после перемен, развития общества вот эти элементы мифологического сознания остаются.

Когда общество усложняется, большую роль начинают играть календарные мифы. эстологические (?). По мере усложнения важную роль играют социальные мифы с обоснованием власти, статуса вождей, царей и т.д.

 

Фетишизм.

Описан на материалах Африки (там лучше всего сохранился). Слово происходит от португальского «фитико» (магическая вещь). Описан в 15 в., когда португальцы прибыли в Африку и увидели обряды. Аналоги есть у всех народов, ясное дело. Выбирали фетиш – некий магический предмет, который помогает тебе. Не помогает – выбрасывают, находят новый. За ним ухаживают (раскрашивают, кормят), наказывают (чтобы лучше работали). В Бразилии – воткнутые в землю палки. Были английские законы в Средние века, запрещающие поклоняться камням (что указывает на то, что тогда в Англии фетишизм был).

 

Тотемизм. Ещё одна форма ранней формы религии.

Происходит от «ототемам», у североамериканских индийцев он значил «мой род» (?). На примере австралийских племён лучше всего описан. Тот или иной предмет, растение, животное – родоначальник группы (не обязательно рода). Почему? Есть много объяснений. Есть общества, где у женщин свой тотем. Связь между тотемом и группой считается реальной. Убийство тотема – то же самое, что и убийство родственников.

У кого-то тотемом был медведь. Их тащили из леса (маленьких), кормили (женщины – своей грудью). Потом убивали, прежде прося передать что-то предкам. Мясо медвежонка варили – для воспроизводства связи с предками и возобновления связи между всеми членами группы. Потом кости относили в лес, чтобы вокруг костей снова появилось мясо, и так появится новый медведь.

Тотемизм племенной. Брачных классов. Половой. Индивидуальный (у знахарей есть индивидуальные тотемы).

Через тотем общество само себя осознавало как некое структуру, как различие разных групп. Через тотем фиксировалась связь между членами, статус в группе. Тотемизм связан с многочисленными мифами связи женщин с животными (животные похищали женщин, и появлялись у них дети).

Есть мифы, где культурный герой – животное, а не человек.

 

Магия – это следующая форма. Не все исследователи считают магию формой религии, многие считают, что религия мыслится как систему, где бог выше человека, а в магии человек командует магическими силами. Лектор считает, что это всё-таки ранняя форма. первоначально грех – это ошибка в обряде, в произнесении молитвы. Это плохо, потому что это оскорбит божество. Это чисто магическое отношение к обрядам.

К магии прибегали не всегда, а когда были не уверены в результате. Малиновский: если малеонезийцы приступали в действию, которое всегда давало результаты, но к магии не обращались. А если действие не даёт обязательно результат или оно опасное, то прибегали к магии. Поэтому смысл магии в том, что ритуал магический придавал уверенности в действии человека.

Классификации магии.

Магия контактная. Через соприкосновение.

Инициальное. Если объект недостигаем, то можем действовать на расстоянии. Например, хорошо отметить Новый Год, чтобы весь год хорошо было. С правильной ноги вставать, чтобы день был удачным.

Апотропиическая (отгоняющая). Амулеты, жесты, звуки. Круги рисовать вокруг себя, чтобы нечистая сила не проникала. Избегание каких-то мест.

Катартическая (защитная). Ритуальные омовения, окуривание, кровопускание. Пост тоже (очищает организм магическим образом).

Вербальная магия. Произнесение заклинаний. Есть модель, как строятся заклинания. Всегда есть отсылка к авторитету. Малиновский описывает 3 типичных элемента заклинания: апелляция к предкам/культурным героям (на худой конец сакральное место), чтобы показать богу (?), что ты законно пользуешься заклинанием; кинетический эффект (имитация звук леса, животного), это яркое выражение; заявление о желаемом событии (делается в форме категорического требования или в прошедшем времени).

Цепочка от Малиновского: эмоция – замещающее действие – психологическое облегчение – вера в действенность магии.

По целям магия различается

· вредоносная (даже в России были дела против магии, например, аж в 17 в. кого-то высекли, правда, не убивали);

· военная (боевая);

· промысловое (животное надо заколдовать, чтобы оно само приходило для его убийства; чтобы хозяин леса не обижался, у него просили прощение, как в фильме «Аватар»);

· лечебная (если кровотечение локальное, заговор действительно останавливает кровотечение, но нужно подобрать интонацию);

· любовная (намажьте девушке спину окрой, и она ваша);

· метеорологическая.

Какой-то магией занимались все, какой-то только специалисты могут (или давали ценные советы).

 

Отличие магии от религии. Малиновский считает, что это разные вещи, потому что религия занимается фундаментальными основами жизни, а магия – вопросами повседневными.

 

Анемизм. От латинского «анима» (душа) или «анимус» (дух). Душа существует отдельно от человека.

Это представление о душах, духах, которые могут существовать отдельно от человека, животного. Если у человека есть душа, почему бы ей не быть у дерева, ручья, камня. Это особенность мифологии – не отделять человека от окружающей среды. В североамериканском племени у кого-то что-то украли, во сне увидел, кто украл, он указал потом на «вора», и его наказали. Почему поверили? Душа во сне летала, видела.

Анемизм связан с представлениями о смерти.

 

Анематизм – это не анемизм, учти! Иногда ошибаются. Анематизм – это вера в существование безликой силы, которая всюду распространена и которая оказывает влияние на жизнь людей. Человек удачливый, ловкий, отличающийся здоровьем, красотой обладает этой милы. Мана – так называется сила у малазийцев (?). Силу можно эту стяжать. Люди такие табуированные. Нельзя касаться вождя, колдуна («а то направит на тебя кость, и всё, готово дело»). Табуированные действия – для того, чтобы силу не растерять. Кстати, фараоны никогда не мылись (у них были масла, духи), но вода не должна была касаться их тело, чтобы не смыть их особый статус, силу. В грузинских сказках есть выражение (о принцесса) не виданная под солнцем красавица, потому что касание солнца приводит к потере красоты, например. Чужие фетиши тоже нельзя касаться, потому что то, что помогает одному, другого может убить.

Сегодня тоже проявляется. С одной стороны, тяга к чему-то, с другой стороны, опасение.

 

Развитие погребальных культов и представлений о смерти и покойниках.

Представление о том, что происходит с умершим, менялись. Сначала загробного мира не было. Душа просто поселяется в тотем или находится у места захоронения. Веночки на месте ДТП лектора наводят на мысль о том, что тут роль играют какие-то архаичные представления о том, что душа посещает место гибели. Умершие могут являться во сне, наяву.

Далее появляются идеи реинкарнации. Одновременно появляются о живых покойниках (если неправильно похоронил, они могут придти). Связывали трупы (особенно если умер не своей смертью, их опасались), чтобы не встал и не пришёл.

 

 

24 сентября 2011 г.

 

Начали говорить про погребальные культы.

Анимизм – это мысль о том, что существует отдельный от людей и других объектов души и духи. Аниматизм – представление о разлитой везде силе, которые сосредоточены вокруг некоторых объектов.

Загробный мир появляется не сразу (повторяем). Только к началу н. э. появляются представления о нём. Позже возникают идеи реинкарнации, идея о том, как души умерших возрождаются в другом теле. Эта идея почти во всех современных религиях когда-то присутствовала. В христианстве обсуждался этот вопрос. Слово «пекло» появилось задолго до христианства. Загробный мир располагался у всех в разных местах. Например, солнце вечером уходит в мир мёртвых. Север – царство мёртвых, потому что там холодно. Иногда души уходят туда, откуда пришли предка какого-то народа. На острове, под водой. Под землёй, на небе, на звездах, на Млечном Пути, на Солнце.

Попадание души в ад или рай связано с поведением. Необходимо, чтобы были все правильные татуировки были, чтобы знаки различия были правильными, чтобы обряд соблюдён был, иначе загробного мира не видать умершему («хорошего»).

Выбрасывание, водяное погребение, воздушное (на ветках оставляют тело). В землю хоронили. Мумификация. Кремировали. Ритуальный каннибализм. Масса смешанных форм. Также формы различаются иногда в зависимости от статуса лица. Отправление умершего в ладьях, в избушках (у славян). В избушку на курьих ножках тела клали, Бабья-Яга – страж в мир мёртвых. Курганы.

Часто сопровождалось погребение с ритуальными военными играми, пиршеством, жертвоприношениями. В состав погребального культа входили траур. Сейчас траур – знак скорби, а тогда защитная манипуляция, чтобы умерший не узнал своих родственников и не взял с собой живых (раскрашивали лица). На Мадагаскаре когда хоронят, все хохочут (задабривают умершего). Римляне практиковали ритуальные военные погребальные игры, которые потом переросли в бои гладиаторов. Уничтожали имущество (никто не может использовать, надо, чтобы имущество умерло, как и хозяин, поэтому ломали имущество).

У финно-угров и белорусов «приглашали» умершего, которого изображал родственник.

Похороны могли сопровождаться убийством слуг и захоронением имущества. Это короткий исторический период, когда государства только образовывались.

Вообще элементы предшествующих культов переходят в религию, которую принимает народ. На Пасху красят яйца. Есть христианское объяснения. Но обычай красить яйца очень древний. Очевидно, что красный цвет связан с жертвоприношением, а яйцо – маленький символ вселенной, потому что это то, из чего всё рождается.

Живым мертвецом становится тот, кто умер раньше времени или кто умер неестественным способом. Души страшных или влиятельных людей считались наиболее страшными. Души умерших младенцев, например, не считались страшными, хотя, конечно, обряды охранительные проводились.

Постепенно формируется представление, что душа живого человека и дух, в который преобразуется человек умерший – это разные вещи. Большинство африканцев считают, что душа умирает после смерти, а дух остаётся, причём он обычно агрессивен, активен, он может питаться душой живых. Зачем ставят камни с именами умерших? Если никто не кормит, не поминает, может рассердиться и отомстить. Страшны духи рабов.

Токарев: идея духа – не продолжение идеи души. У папуасов было зафиксировано представление о том, что духи появляются после сожжения трупа, они летают в воздухе и приносят болезни. Вообще духи умерших злы и агрессивны, добры они лишь к родственникам, при соблюдении ритуалов и не всегда. Злые духи – обычно духи убитого противника. Чукчи считали, что духи охотятся на людей, как люди на тюленей, чтобы питаться душами живых. Знахарем становятся, когда приобретают духа-супруга, как и шаман. Учёные считают, что это связано с эротическими снами или рождением близнецов (мол, один ребёнок от родителей, а второй от духа).

 

С аминистическими представления связаны инициации.

Инициация. У австралийских аборигенов сохранили классические формы инициации (испытание огнём, обрезание). В определённом возрасте (перед подростковым) мальчиков отделяли от матерей и воспитывали отдельно. Жили в отдельных домах, это было одновременно образование и воспитание. Обучение заканчивалось обрядами инициации. Проводили пышно. Приглашались часто мужчины из других дружественных деревень. Юноши должны были продемонстрировать свои умения, а также свои качества умения терпеть лишения, боль. Обряды инициации воспринимались как некая смерть, перерождение. Североамериканские индейцы приобретали так духа-покровителя (человек уходит, подвешивает себя на ремнях сквозь кожу, получает видение). Позже испытания физической выносливости отходят на второй план. Стали купаться, обмазываться и т.п.

Патрон инициации – дух. У него 2 лица – внешнее (для всех) и то, которое знает только посвящённые. Обычно это дух предка, болезни, родовой тотем, олицетворение стихий природы или бога. Постоянно остаются пережитки. Например, обрезание (правда, теперь раньше делают). Ритуальное омовение – тоже архаический элемент.

Постепенно обряды инициации входят в состав культов тайных союзов. Тайные союзы возникают по мере усложнения общества. Причём многие были направлены против женщин (как-то так). Во главе тайного союза стоит дух. Тайные союзы специализируются на магии. Демонология развивается в этот период.

Культивируется идея смерти и воскресения.

Культ вождей: если сильный, то тайные союзы играют меньше роли, если не сильный, то он скорее номинальный. Он поддерживает могущественным духом. У него часто утомительные обязанности, которые позже были делегированы фараонам, царям. Китайский император должен был в течение суток поворачиваться к сторонам света, иначе в той стороне его империи будет беда. Ходить по дворцу, постоянно переодеваться.

Новый год – начало новых хозяйственных циклов. Сопровождался сначала хаосом. Перед Новым годом правителя ритуально убивают, потом производится обряд восстановления порядка.

Также анимистическое представление связано с культами кузнецов (колдуны). У них свои духи. Есть тёмные (или чёрные?) и белые. Огонь – важный элемент. Домашнему огню преподносили еду. Молитвы ему произносились.

Шаманизм. В Северной Америке популярны. У нас возрождаются. Но сегодняшний шаманизм не традиционный. В 1990-е гг. это были исследователи разных культур, и они становились шаманами. Традиционный шаманизм же. Это тунгусское слово. Через русский язык слово «шаман» попадает в европейские языки. Шаманизм был распространён особо у народов Средней Азии, Южной Сибири.

Шаманизм – вера в то, что особый человек в особом состоянии может общаться с духами. Цель – узнать будущее, вылечить. Обряд совершается при помощи ритма, исполняемого на бубне. Бубен превращается в коня, на котором шаман возносится в мир духов. Шаман исполняет танец, гремя подвесками. Шаман (его душа) отправляется в царство духов, с ними общается (узнаёт будущее) или сражается (вылечивает). Также духи могут посетить шамана. Обряд длится несколько часов, обычно начинается вечером или ночью. По форме напоминает припадок, что порождал соблазн шаманизм таковым и считать.

Понятно, часто используются махинации, но шаманы действительно обладают необычными способностями (не чувствуют боли, высоко прыгают, разрывают связывающие их ремни).

Представления о шаманах менялось. Что это представители демонов. Что это шарлатаны. Сейчас: это определённая стадия развития религии. Женщины считаются более сильными шаманами. В костюмах мужчин-шаманов присутствуют женские элементы. Часто шаманство и знахарство – разные вещи.

Душа шамана не такой, как у всех. Духи шаманские разные, один из них призывает шамана, и шаман не может отказаться. Духи-помощники служат шаману, как шаман – духу-покровителю. Добывает информацию для шамана. Шаман может сражаться с духом, а может и откупиться от них.

Иерархия духов. Верховные духи становятся богами.

Генотеизм – представление о том, что богов много, но поклоняются одному (покровителем считается лишь один бог).

 

В период неолитической революции (переход от собирательства к земледелию, от охоты к скотоводству) радикально меняется образ жизни людей. Во главе группы (могут быт достаточно большими) отец-патриарх, у него несколько жён. К группам могут примыкать люди без родственников, хотя у них положение невысокое в группе. Играют роль возрастные рамки, социальные. Отец в рамках группы обладает непререкаемым авторитетом. А вот в рамках общины статус отца будет зависеть от успешности действий всей клановой группы. Лидер группы может распределять имущество группы. Если патриарх неудачен, но клан становится немногочисленным (меньше женщин – меньше детей – меньше продуктов). Успешные люди демонстрируют щедрость (угощение людей), чтобы добиваться этого успеха. Демонстративно уничтожают своё имущество (мне не страшно, потому что у нас всего много).

Налогов нет ещё, но есть дары (понятно, расходы полностью не покрывают). В случае военной угрозы племена формируют единое племя, которое впоследствии является основой протогосударства. На островах самая сильная группа подчиняет себе других.

Протогосударства возникают на древнем Востоке. Условия: оптимальная экологическая среда (почва, река, климат). Связь с соседями с помощью торговли. Многие заняты, люди концентрируются на какой-то территории. Происходит скачок на следующую ступень развития общества.

Протогосударства – группа поселений со столицей в одном поселении. Далее протогосударства воюют друг с другом. Появляются государства, профессиональные воины, жрецы. Происходит сакрализация царя, жрецы становятся многочисленными, специализированными. Власть, которая опирается на жрецов, делает финансовые вливания в эту сферу, начинается «массовое» строительство храмов, которые теперь богатые и пышные.

Для осуществления власти теперь необходима подготовка, появляется порядок наследования. Т.к. дело это сакральное, возникают механизмы, обеспечивающие дальнейшую сакрализацию власти и существование вертикали.

 

Родоплеменные религии распространены в Южной, Восточной Азии, Африке, Океании, а Америке. Сейчас все эти формы испытывают сильное влияние мировых религий.

 

Тема. Народно-национальные религии.

 

Возникают в период складывания государств. Иерархия богов. Развитая мифология, потому что профессиональные жрецы осмысливают мифы, знания обобщают. Появляются письменные тексты. Первые законодательные кодексы фиксируют и правовые, и религиозные, и нравственные нормы. Кодекс Хаммурапи царь получает из рук бога. Фиксация письменная нужна, потому что структура религии уже сложная, территория большая.

Появляются мифы, сакрализующие власть. Мёртвые книги играют эту роль.

Характерные черты таких религий – тщательная регламентация повседневной жизни. Религия является частью жизни, поэтому иногда сложно понять, что является частью культуры, быта, а что – частью религии. Строгая система предписаний, запретов. При помощи такой регламентации и детальной росписи всего и вся общность отделяется от других и осознаёт себя как единое целое. В этом проявляется объединяющая и разъединяющая функция религии (объединяет и отграничивает от других).

 

1 октября 2011 г.

 

Тема. Индия.

 

Арийские завоевания – 3 тыс. до н. э. Однородность культурных слоёв было на протяжении долгого времени, что объясняется инертностью общества из-за власти жрецов. Развитая городская культура, причём города организовывались вокруг сакральных центров. Культ мёртвых усиливается в родовом обществе, а тем более в царское время из-за сакрализации царей. Цивилизации эти исчезли в период завоеваний арий, хотя, скорее всего, эти люди были не уничтожены, а ассимилированы, т.к. видно, что боги похожи на тех, что были в Древней Индии.

Арии – самоназвание народа, который завоевал Индию и Иран. Иран – кстати, «земля ариев». Прародина индоевропейцев неизвестна, хотя считается, что где-то между Чёрным морем и Карпатами. В 3 тыс. до н. э. начали завоевания. Столетия шли столетиями, но по историческим масштабам это было быстро.

Небесное верховное божество, связанное с сиянием. Почиталась и стихия земли. Основное занятие индоевропейцев – пастушество, скотоводство, были профессиональными воинами. Верховная власть принадлежала жрецам. Второй слой – воины. Третий – свободные пастухи, позднее – земледельцы. Структура богов тоже подразделялась на 3 части – боги жреческие, военные, покровители земледелия и скотоводства.

Веды (сампхиты) – священные писания. Цивилизации, возможно, погибли и без ариев. Были какие-то природные катаклизмы, землетрясения, изменение климата. Арии – более высокая по уровню цивилизация. Самая древняя веда относится в рубежу 2 и 1 тыс. до н. э.

Всего 4 веды. 3 самые почитаемые. По началу их названия есть аббревиатура – Ом (или Аум). Артхарда-веда – более молодая, в ней больше местных религиозных элементов. В дальнейшем это священное ядро прирастает всякими комментариями.

Кстати, мантры – сочетание звуков или набор слов, которые обладают магической властью. Тот, кто поёт мантры, увеличивают присутствие богов в мире. Никто не просит, если и похвала, то смысл всё равно в другом, смысл в усиление этого присутствия божества в мире, привлечение его.

Есть божества. Верховные связаны с верховной властью – это Митра и Варуна. Т.к. власть жрецов была не только властью магов, но и властью законов. Митра – дневное божество, Варуна – ночное. Митра связан с рациональностью, разумом, днём, солнцем. Варуна – божество грозное, ночное, бог грозы, ветра, агрессивный тип, в общем. Парджанья есть также – бог дождя. Индра – наиболее популярный бог, хотя это бог воинов. Ему посвящена большая часть гимнов. Бог воинов и грозы. Не ясно, сколько в ведах богов, т.к. всегда понятно, когда речь идёт о богах, а когда об эпитетах. 3 399 богов как минимум в ведах. Савитри – солнечное божество, которое восстанавливает. Пушра – тоже солнечное божество, но также хранитель скота.

Божества третьего слоя. Есть бог-покровитель скотоводства. Божество пространства. Богиня земли Притхиви. Бог Сома – бог священного напитка.

Есть кроме богов и демоны. Ракшосы – так называются. Боги назывались Дива, и демоса – асоры и ракшосы. В Иране ровно наоборот, Девы – злые божества. В ведах речь идёт о почитании предков, которые называются Отцы.

Храмов раньше не было, были площадки для жертвоприношения.

Была градация животных для жертвоприношений. Самый крупный – бык, потом лошадь, потом бараны, козлы. Человеческие, видимо, были, но это были в очень древние времена и в очень особые случаи.

Проша – первое существо, из частей этого существа возник мир. Неприкасаемые – потомки населения, которое было ариями завоёвано, так считается. Но это спорно, ведь ещё в 1 тыс. до н. э. состав элит был далеко не арийским.

Рита – закон, ход времени, который обеспечивает порядок и повторяемость мира. В ведах излагаются несколько вариантов происхождения мира. Из яйца. Огонь – закон и истина (хранят жрецы и брахманы) – ночь – океан – время – светило – день – земля, воздух, свет. Мир возник из огня, который породил субстанцию, которая устроила весь мир.

Погребения, сожжения были. Сопровождались закалыванием коровы, которая должна помочь пересечь реку, которая разделяла мир живых и мир мёртвых. Если захоронение, то хоронили головой на юг.

Брахманизм – период, когда политеизм сменяется генотеизмом (признаётся, что богов много, но поклоняются одному богу).

 

В Дхарма Веде появляются боги, которые имеют абстрактный характер. Кала – бог времени. Постепенно жертвоприношения становятся дороже. Увеличивается кол-во жертв, знания нужны. Полноценные жертвоприношения могут заказать немногие. Бог жрецов – Драхма. Законы Ману появляются, в них (гл. 12) впервые видим идею реинкорнации, в других главах про рай и ад говорится. За разные грехи наказания (перерождаются животными, камнями). Жертвоприношение – рождение мира, на них держится мир. Благодаря обрядам мир не затухает. Нужно прожить так, как варна требует того, карма тебя потом перебросит.

Идея мокши – освобождения.

 

В середине 1 тыс. до н. э появляются альтернативные направления. Появляются протогосударства. Местная элита относится саму себя к ариям, на самом деле это часто выходцы из местных, прежних элит. Они обращаются внимание на альтернативные идеи брахманизму. Да, брахманизм скрепляет строй, подавляет власть жрецов, не даёт обществу передвигаться, с другой стороны, жизнь идёт вперёд. Давно нет дружины, появляются войска. Родовая община сменяется соседской общиной.

Учения – джаонизм, буддизм – альтернативные те самые учения, где-то в середине 1 тыс. до н. э. появляются. Брахманизм тоже развивается, различный школы развиваются, одна из них – йога. Текст Йога-сутра (говорится о необходимости души от тела, душа должна слиться с мировой душой). 8 этапов подготовки к Мокше – воздержание; выполнения предписаний (ненасилие – главное предписание); упражнение для тела; дисциплина дыхания; дисциплина чувств; соответствие слов и делу (?); дисциплина ума (умение руководить своими мыслями); созерцание; транс.

 

Брахманизм изживает себя, заменяется индуизмом.

 

Индуизм складывается окончательно в начале нашей эры. Большинство современных жителей Индии исповедуют индуизм.

Индуизм – синтетическое образование. Многое от брахманизма. Индуизм испытал влияние брахманизма, ислама, буддизма.

2 возможности. 1 Учёность, это теоретическая сторона религии. Это то, что разрабатывают гуру (учителя), жрецы и проповедники. 2 возможность – дхарма, это существует для всех остальных. Дхарма – прежде всего, свод правил, которые нужно исполнять всем верующим. Сохраняется божественная сила речи и звуков. Пуджа – рис, плоды богу преподносят (заменило жертвоприношение).

Яма – 10 предписаний (главное – сохранение добра и целомудрия). Вся жизнь рассматривается как служение богу, даже принятие еды. Это вступает в противоречие с современной жизнью.

 

8 октября 2011 г.

 

Продолжаем Индию.

Ведический период – древнейший период.

Брахманизм – следующий период (от 8 – 5 вв. до н. э. до начала н. э.). В это время теократическая форма устанавливается, верховная власть в руках жрецов.

Первые арийские государства очень слабые, они опираются на жрецов. Брахманизм отличается изощрённостью культа, который поддерживается жрецами (они пишут тексты).

Примерно к середине 1 тыс. до н. э. начинает складываться конфедерация племён, государства крупные появляются: Магатха. В Магатхе царствует династия Мауре, выходцы из кшатрии (воины). Кшатрии полагают, что они могут претендовать привилегии, тоже могут давать осмысления мира.

Второй фактор – была борьба местных элит за выдвижение своих людей.

Третий фактор – объединение территории при царе Ашоке (3 в. до н. э.), только юг Индостана не присоединён. Можно сказать, создаётся империя, но условно говоря. А империи нужна идея, эта идея – учение, причём не брахманизм, а буддизм, т.е. альтернатива. Буддизм становится официальной религией при Ашоке.

Отличие буддизма от брахманизма – более демократичен (за счёт чего и как – позже).

Кушанская династия. При ней буддизм набирает силу. Т.к. династия иноземная, понятно, что не на брахманизм (местный) опирается.

Династия Гуптов, при них существование государства Магатха прекращается. Разгромлены в 5 в. н. э. вторгнувшимися гуннами. Позже были мелкие слабые государства.

Набирает силу индуизм. Это конгломерат разных религий и верований, он пёстр по своему характеру. Что их объединяет? Идея высших божеств, идея сансары (колеса перерождения) и учение о кастах (установлены божественным путём. Кстати, чтобы стать индуистом, нужно родиться в рамках какой-то касты.

В индуизме тоже демократическая направленность. Это религия народная. В культе могут участвовать все. Есть местный бог, объявляем его аватаром, т.е. воплощением бога индуизма. Кровавые жертвоприношения заменяются бескровными (приносят цветы, например).

Принцип невреждения: нельзя вредить живым существам (все души равноправны).

Появляются изображения богов. До этого мы их знаем только по текстам, теперь есть барельефы, статуи. В честь богов строятся храмы. Трудно понять, буддизм заимствовал храмы от индуизма или наоборот. Говорят, что первые храмы – гробницы монахов. В любом случае строительство такое начинается в начале н.э.

Такое большое количество богов уравновешивается принципом хакти – принципом личной преданности божеству.

Верховная тройка богов:

Брахма, бог-создатель, созидательные функции, аскеза. Трансформировал первоначальное единство в сегодняшнее многообразие. Сотворил вселенную. В честь Брахмы почти нет храмов.

Основное большинство верующих поклоняются Шиве и Вишне.

2. Шива. Восходится в Рупии. Воплотился в тысячах имён. Бог смерти, разрушения, изменения. Покровитель аскетов (аскизы – та силы, которая создаёт миры). С Шивой связана культ жизненной силы и мужского начала.

Атрибут – бык какой-то. Борется с демонами. Бог Шива – бог ритма и танца. Танец – дело мистическое, танец связан с ритмом, танец и ритм создаёт мир.

2 жены – Сатси и Харвати. Когда Сатси погибла, Шива ушёл в горы и прекратил деятельность. Люди перестали умерать, наступил голод, переселение, тогда бог любви Кама по просьбе остальных богов наслал на Шиву привязанность к богине Харвати. Шива убил Каму за это, но потом возродил. Короче, вернулся. Пока был в горах, его сила накапливалась.

Богиня Шакти есть – олицетворение женского начала.

3. Бог Вишну. Имеет жён. Богиня Акшми – наиболее известная (богиня счастья, покровительствует индустрии). Сарасвати – покровительница искусства, сегодня – науки тоже. Обычно верхом на драконе или на белом лотосе. Много аватар, наиболее известные (10): рыбы, черепахи, лев (сражался с королём демонов), карлик и т.д.

Боги могут не делать то, что они делают, но тогда мир не будет существовать. Идеальное состояние человека – должен выполнять свой долг: сражаться и т.д., но не нужно делать это со страстью (делать всё честно).

3 ценности складываются. 1. Духовно-религиозные. 2. Материальные. 3 Любовно-чувственные.

 

Кроме богов в Индии почитается целый ряд объектов.

Риши (мудрецы). Особенно 7 ришей, которые открыли ведические гимны (боги открыли им, как нужно воспевать богов). Риши также и прародители (почитаемые предки). Была Вишманитра – аскетом (?) была 1000 лет. Его дочь – Шукунтала. Былинные герои, короче, но при этом объект религиозного почитания.

Питры (отцы, предки). Изображений нет. Обряды зато есть, готовят жертвенную еду.

Духи. Полубожественные существа.

Священные животные. Змеи (в основном кобры).

Реки. Вода – та стихия, из которой родилась стихия огня. Они когда-то были одной стихией. Вода – то, благодаря чему приносится жертва богам и предкам. Элемент ритуального очищения. Паломничества совершаются к ним. Покойников сжигают на берегу рек (это и сейчас наиболее правильные похороны).

Деревья.

Камни.

 

В 15 в. кастовую систему пытались разрушить (Кабира). Не удалось, появилась даже каста почитателей Кабиры.

Гурнана – основатель ситхизма (возник в 15 в.).

 

Ситхи. Брахма, Вишна и Шивы – это как мусульманский Аллах. Называл он этого бога – Сахи (Господин). Бог ситхов – абсолютная сила, обладает разумом и волей. Бог всемогущ, вне всяких аватар. Постепенно ситхи стали военнизированной сектой. Борятся с режимом, создают своё государство, но просуществовало недолго (англичане захватили). Эволюционирует в индуизм, хотя есть движения за возврат. Равенства давно между ними нет.

 

Срасвати стремился на собственное национальное развитие. В 1966 г. штат Бенджап. Он стал сипхитским и индуиским.

 

Индия – светское государство, хотя про это нет слов в конституции. В Индии 70 млн. – дикие племена.

 

15 октября 2011 г.

 

Первая мировая религия. Родоплеменные, национальные и мировые религии. Понятно, небезупречна, но отражает то, что тип религии связан с образом жизни.

Мировые религии охватывают разные народы, поэтому не могут быть очень тесно и тесно связаны с национальным образом жизни. Переплетение всё-таки происходит Проповедь обычно обращена к личности (есть индивидуальное спасение вне зависимости от касты). Потенциально все могут спастись. Бог более общ, в отличие от национальных религий.

Индуизм же – национальная религия, т.к. существует в рамках национальной общины.

Буддизм возник в 6 в. до н. э. Тогда складываются ранние гос-ва на основе арийских и неарийских элит. Это период кризиса в Индии (социального, экономического, культурного). Варновый строй. Варны сформированы по племенному принципу. Но в данный период племя – не ведущая социальная единица. Господствует соседская община, нет уже племенных дружин, уже есть войско. Верхушка, которая доминирует, смешанная (хотя формально арийская). Появляются аскеты (проповедники) со своими идеями. В числе альтернативных течений авторитету вед и брахманизму выделяются джайнизм и буддизм. Оба направления существуют до сих пор, но джайнизм остался на уровне только индийской религии, а буддизм стал мировой религии.

Буддизм возникает на севере, где конфедерация 3 племён – ___, ___, Бриджи. Буддизм провозглашает альтернативной идеей, но берёт много понятий, существовавших в индийской мысли. Дхарма тоже есть в буддизме, но буддизм создаёт новые смыслы. Направление от коллективного к индивидуальному.

Потенциально спастись могут все. Люди равны в этой возможности. Но ранний буддизм появился как маргинальное учение, о нём мало известно (мало сведений). В основном то, что мы знаем – это период, когда Ашок (царь такой) буддизм укрепляется в гос-ве Магатхи, при Ашоке становится гос. религией. Ашок при этом не считал, что остальные религии не нужны. Но особое покровительство оказывалось буддизму.

Об историческом Будде мы почти ничего не знаем. То, что мы о нём знаем, мифологизированно. Мифы и легенды, которые складываются вокруг основателя религии, имеют нравоучительный смысл, в них меньше заботы об исторической правде. Родился в городе Капилавасту, был сыном царя Кшудхадану, маму звали Майя. Когда родился, сказать трудно. Буддийская традиция определяет его годы жизни 623 – 544 гг. до н. э., историки же считают, что несколько позже. Легенда говорит, что умер в возрасте 80 лет. Родился тоже необычным образом. Понятно, это канонические образы. Всякие чудеса при рождении. Проповедь начинает в изгнании. Знания осеняют после 30 лет. Хотят убить. На родине принимали позже всех в качестве пророка и основателя. Начинает борьбу с искушениями.

Легенда о синих шагах: Будда издаёт львиный рык, «моё последнее рождение состоялось». Чудеса – статуи богов падают вниз и поют гимны в его честь.

Имена Будды говорящие. Ситхарта – достигший цели. На теле новорожденного нашли 32 явных и 82 неявных признака великого человека, он – будущий владыка мира. По воздуху прилетел Ришу, взял Будду и плакал, жалея, что не доживёт, когда царевич станет великим. В 16 лет Ситхарта женится на 2 царицах из соседних царств. Рождается один младенец. Только когда рождается сын или внук, можно уйти. Он выходит из дворца, видит прокажённого, похороны, аскета и т.д. Ситхарта уходит из дворца и ищет правильный путь к спасению, путь от страданий. Много испытал приключений. Был аскетом. Учился у брахмана. Будущий Будда идёт в столицу Магатхи, там царь предлагает часть своего царства, но отказывается от этого, идёт в ученики философа, изучает йогу в течение года. Потом уходит и от него, идт дальше, 6 лет отшельничает, будучи аскетом. Живёт с учениками, ученики в какой-то момент его покидают. Короче, где-то просветление происходит. Размышляет под деревом каким-то, проходит этап 3 бодроствований: в 1-ом осознаёт своё первое рождение, во 2-ом постигает истину, в 3-ем постигает, как мир спасти. Ему демон Мару является, демон искушает, всячески предлагая открытую истину, не людям проповедовать, а уйти в нирвану, раз уж Будда всё узнал. Будда, ясен пень, отказывается. Дочери Ману пытаются мужичка соблазнить, но и тут он молодец. Просыпается под деревом, спускается в долину, учеников находит, этим ученикам читает эти проповеди.

Будда – означает «просветлённый». В буддизме этот термин имеет несколько значений. Это понятие относится к родоначальнику буддизма. В первоначальном учении буддизма есть идея того, что просветление было предопределено при рождении Будды. Дальше идёт трансформация понятия, в дальнейшем под Буддой понимается абсолют – нечто, не имеющее личности, пребывающее в нирване, безгранично.

В Махаяме царевич – воплощение этого. Будда вообще не один, их много. Главный Будда – даже не царевич этот, а другие. В разных буддизмах разные Будды главные. В Японии одному золотую статую поставили, разорили монастыри из-за сбора золота.

Третье значение термина «Будды» - цели освобождения. Каждый человек в идеале должен достичь просветление Будды. Каждый человек может потенциально стать Буддой.

 

О чём проповедовал Будда? 3 проповеди.

1. Изложен в какой-то Сутре. Есть разные пути по жизни. Один путь – это путь удовольствий, но это – крайность, этого необходимо избегать. Это низко, благородно. Есть другая крайность – аскетов, это неблагородно, бесполезно. Так как надо жить, товарищи? Серединный путь, к знаниям, к мудрости, к нирване. И как же достичь этого? Есть 4 великие истины, которые открыты Буддой. 1. Жизнь – это Дугха. Обычно переводят как страдания. В буддизме понятие духа шире, чем просто страдание, т.к. страдание – это острая крайность. Надо переводить как всяческая суета, неправильное и некомфортное состояние. 2. У Дугхе есть причина. 3. Причина в Дугхе – желание. Чтобы уничтожить Дугху, надо уничтожить желание. Желание понимается очень широко. Желание как жажда жизни, как стремление к удовольствию, прекратить жизнь. Возродится, но в более худшем состоянии. 4. Истина эта предлагает путь спасения – восьмиричный путь спасения. Если коротко, всё сводится к чему: нравственность, дисциплина ума, обретение мудрости. 8 этапов. 1. Праведная вера (учение Будды). 2. Истинная решимость. 3. Праведная речь (ложь увеличивает беспорядочность, буддизм осуждает ложь, празднословие, злословие). Речь должна быть только умной, по делу, правдивой, без зла. 4. Праведные дела. Нельзя ничего и никому вредить. 5. Праведная жизнь. Род занятий никому не должен причинять вред. 6. Праведная мысль. Человек должен изгонять из головы всё злое, настраивать нужно на доброе. Не думать о ерунде. 7. Праведные помыслы. Нельзя идти на поводу у плоти, т.к. это приведёт ко злому. Не допускать злобу потенциально. 8. Истинное созерцание этого углубление в поисках истины.

2. Лакшанасутра. Доказывается, что то, что человек принимает за собственное «я», таковым не является. Это ложное понятие. Атма – это душа (христианский термин). Будда говорит, что душа не существует, иначе душа бы устраивала тело по своему разумению, тело было бы создано по усмотрению души. То, что изменчиво (впечатления, эмоции), не может быть нашим «я». Благородно обученный поэтому испытывает отвращение к сознанию, телу. Человек освобождается от чувственного мира, от привязанности, прерывает цепь перерождений, обретает свободу.

3. Братитисамухадра. Закон зависимого происхождения иллюстрирует. Колесо жизни приводит к Авиди – невежество. Невежество порождает страдания, затмеваем ум. Невежество изображается в виде слепой женщины. Действия, порождённые неведением, порождают основу будущей жизни. Формируются элементы, которые создают сознание, направленное на традиционные ценности. М-да… как это учить к зачёту? Какие-то обезьяны, пауки, люди через море плывут. Этапы идут какие-то. На основе чувств появляется влечение (желание испытывать приятное и не испытывать неприятное). Чувства порождают стремление к целям, желаниям. Желания порождают жажду полноценной жизни. 11 этап. Жажда жизни ведёт к новым рождениям. 12. А новые рождения рождают старость и смерть. Эти 12 звеньев порождают колесо перерождения, колесо бытия. Курица, змея, свинья изображают чего-то там (последняя – невежество).

 

Кармическими являются не просто все действия человека, а именно сознательные действия, точнее – намерение создать действия. Есть детальная классификация поступков. Классификация типов сознания. Позитивная карма и негативная (?). Сознание, которые стремится выйти из кармы – это цель всего. Миряне хотят достичь просто благоприятной кармы, благоприятного рождения в следующей жизни.

Буддизм сейчас очень популярен почему-то.

Понятие дхармы увязано с понятием скангха. Скангхи удерживает нас в сансаре, сложная конструкция., которую мы принимаем за своё «я». Мы привыкли к такой системе: субъект познания (я) и объекты. С точки зрения буддизма нет объекта. Щербатской (изучал буддизм): «картина Вселенной, которая встала перед духовным взором Будды, представляет собой бесконечное число отдельным мгновенных сущностей в состоянии ____». Мир буддизма существует как состояние сознания. Что предстаёт нашему взору – мгновенное сознание, то, что перед нами есть. Короче, материальное и психическое не разделены. Мгновенная смена состояний – не хаотичная смена, а то, что подчинено преемственности, причинности. Мир – это поток изменений, это комбинация дхарм. Дхарма – элемент бытия. Дхарма – и учение Будды.

Кстати, 3 истины буддизма: Будда, Сангха (община) и Дхарма (учение Будды).

Есть дхармы, омрачённые бытию и не подверженные волнению. Идея Дхарма – успокоить. Почему для монахов важен мрачный образ жизни? Потому что это позволяет успокоится. Поэтому им нельзя одеваться ярко, духи использовать и всякую ерунду.

Нирвана тождествен сансаре, т.е. миру, в котором мы пребываем.

 

Итак, ученики Будды образовали общину. Первые монашеские поселения возникали вокруг гробниц, но они странствовали, но лишь на 4 месяца (сезон дождей) поселялись вокруг гробниц.

Считается, что правила монашеского бытия изложены в Минаетаки (правила поведения). Монахом становятся не сразу. Есть этапа послушничества. Послушник даёт 5 обетов: не убивать, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не пьянствовать. Одежда – жёлто-красная. Первоначально – жёлтая (не новая одежда, под солнцем становится жёлтой). Проходят обряд просвещения. После ещё 5 обетов: не петь, не танцевать, не спать удобно, не есть в неположенное время, не стяжать, не наряжаться. Кроме того, принимается ряд мелких запретов, их может быть очень много, но они уже индивидуальны.

2 раза в месяц (новолуние и полнолуние) исповедь монаха обязательно. Монахи также обязаны трудиться и изучать тексты. Правила, которым подчиняются монахи, изложены в Минаетаки.

Трипитака – три корзины. Когда сутры сложились, они заняли 3 корзины. Минаетаики. Сутрапитака – корзина сутр, где излагаются основы нравоучений, считается, что записаны со слов Будды. 3. Бихару (?) питака – тексты религиозные, комментарии к учению буддизма, они объясняют Сутрапитаку.

Непонятно, что такое нирвана. Будда не объяснял. Это состояние, когда успокоились. Или бытийное (попадает в нечто типа рая). Состояние пребывания здесь, но в ином качестве. Ответа нет, поэтому в разных школах и направлениях понимается по-разному.

Был спор Будды с мудрецами. Мудрец: я бы принял твоё учение, но не понимаю я, что собой представляет собой мир, есть ли бог, сотворён ли мир, что такое смерть. Будда: как море имеет один вкус – солёный, так и моё учение имеет один путь – путь спасения. Он отказывался обсуждать философские учения, мол, это второстепенные вопросы. Неужели нужно знать, в человека какой веры попала стрела, кто у него были родителями?

 

На рубеже н. э. появляется направление Махаян (Большая колесница). Есть много Ян. Ваджуяна, например (Алмазная (?) колесница). Буддисты считают, что это оскорбительно так называть их, поэтому говорите «Тхеравада». А! О чём говорят?

Махаяна возникла на основе пересмотра, дополнения основ буддизма. Если в раннем буддизме плюрализм, то теперь идея единой реальности, пустоты.

Махаяна оформлена на 4 буддийском соборое (рубеж 1 и 2 веков н. э.). Царь Канишка (правитель Кушанского (?) царства) способствовал развитию Махаяны.

 

Махаяна чем выделяется?

Появился ряд Будд.

Появились Будхисатлы – те лица, которые достигли состояния Будды, состояния просветления, но не ушли нирваны, а остались в мире сарсаны, чтобы помогать остальным выйти из этого колеса. Будхисатлов много, самый почитаемый - _____. Далай-лама – воплощение. А Панчал-лама – воплощение чего-то там ещё.

Концепция рая и ада появляется.

Всё началось из первого Будды.

Почему Будд много? Развивается космология. Есть неисчислимое кол-во миров и мировых систем. Эти миры существуют и в пространстве, и во времени. В центре каждого мира какая-то гора (мира), за ней 4 континента. На главное континенте появляются Будды и правители мира. Есть 6 основных сфер сансары (2 под землёй: сфера ада и и сфера прожорливых духов). 2 сферы на земле (мир животных и мир людей). 2 на небе (сфера демонов и сфера богов). У богов возможности не такие, как у людей – они не могут выйти из сансары.

Высшая сфера делится на небеса-ярусы. Все миры сертны. Существуют на протяжении махапайпы. На кальпы делятся. Миллионы лет длятся кальпы. В каких-то кальпах Будды не рождаются (пустая кальпа). Сейчас мы живём в счастливое время (кальпу), ждём ещё 1008 Будд, по одного на 5000 лет.

Будды обладают многими возможностями. Психическая сила, знают мысли, знают все перерождения человека. Могут становится невидимыми, создают миры, быть в разных местах.

 

Династия Гуптов. Буддизм приходит в упадок. В конце концов в Индии практически сходит на нет. Но за время расцвета буддизм перешёл на другие территории, в основном на юг (Шри-Ланка, Китай, Камбоджа, Таиланд – Хинаяну). И на север – Япония, Китай, Корея, Вьетнам, Тибет (Махаяма).

 

22 октября 2011 г.

 

Итак, на соборе утверждён текст буддийского канона.

 

Буддизм распространяется и меняется. Включает в себя разные традиции, переосмысливая их. Любое учение может приобрести массово, когда оно отвечает запросам многих, в т.ч. благодаря неким свободным интерпретациям.

2 крупных направления буддизма.

 

1 направление. Тхераваду (Хинаяну – но на это название обижаются). Это монашеский буддизм. Считается, что он ближе к первоначальному буддизму.

Монаху нужно соблюдать нравственные нормы. Люди должны заботиться о монахах. Разница между людьми – в возбуждённости сознания. От степени волнения дхарм зависят цвета, запахи. Чем дальше во 8-ричному пути спасению прошёл, тем лучше дхарма. Цель – прекращение перерождений. Обуздание чувств, самоконтроль, бодрствование духа.

Соблюдение нравственных заповедей приводит к пересмотру природы. Вторая стадия – правильное сосредоточение. Контроль за дыханием сюда входит.

Монах преодолевает 5 препятствий: желания; лень; страх; ненависть; сомнение.

1 ступень – умиротворённость (отказ от желаний, вместо них блаженное чувство).

2 ступень – освобождение от образов внешнего мира. Из мира дукхи переходит монах в мир супхи (в мир радости).

3 ступень – обретает духовную сосредоточенность, невозмутимость.

4 ступень – исчезновение внешнего мира, чувств.

Может понимать бесконечность сознания. Попадает в мир вне бытия. Необыкновенные способности проявляются. Свойство левитации, телепортации, проходить сквозь стены, становятся невидимыми, чудеса ясновидения. Судьбу всего живого предвидят.

 

2 направление. Махаяну. Большая колесница. Путь спасения.

Разрабатывался где-то со 2 по 5 в. н. э. Наиболее видные мыслители – Нагарджуна и Васобанху.

В Махаяне при уничтожении желаний и т.д. (?) наше «я» сохраняется, но при переходе в нирвану переходит на другой уровень. Это в отличие от Хинаяну – первого направления.

Космическая дхарма – это природа Будды. Сансары и нирвану существуют одновременно и в одной точке. Кто стал Буддой, может пребывать в 2 мирах одновременно.

Страхи заменяются другой конструкцией. Сансары и нирвану равноправны. Поэтому все дхармы иллюзорны. И не так разницы между знанием и невежеством. Между добром излом. Поэтому любое живое существо имеет право спасение. Отсюда популярность Махаяны. Будда всех спасёт. Так что важнее нее уничтожить скантхи (лень, желание).

В Махаяне тоже хорошо бы родиться в раю, как и в Тхераваде. Это желание мирян.

В буддизме Махаяны появляются многие Будды. Важен первый, с которого началось перерождение.

 

Буддизм постепенно практически исчезает в Индии, но при этом распространяется в других государствах: Шри-Ланке… см. выше. С 7 в. тибетский буддизм играет большую роль. Становится центром буддизма.

Тибетский буддизм иногда называется ламанизмом. Далай-лама с этим не согласен: мол, мы самые правильные.

В Тибете буддизм появляется в 5 в., когда Тибет складывается как государство. Правит Сронзангамбо, он всё делает для организации и укрепления государства. Появляется письменность тибетская, распространяется буддизм. Поэтому он почитается, считается одним из воплощением какого-то Будды. Вообще, люди заметные – не люди, а воплощения Будд.

Примерно через 100 лет из Индии приглашается знаток буддизма, он реформирует тибетский буддизм, да так, что буддизм проникает в культуру Тибета, потому что впитывает местные верования, особенности, что укрепляет любое учение (связь с местной культурой). В частности, в состав буддизм органически вошёл тантризм (учение такое).

В 11 в. Атиша пытался вернуть тибетский буддизм к первоначальному варианту, но неудачно.

Указ 787 г. – буддизм теперь – гос. религия.

Приходит в упадок буддизм тибетский (брат Парапачаны убил его, взял власть). Гонению подвергается – уничтожаются монастыри, сжигаются книги. В столице практически уничтожил, но сохраняется на окраинах. В период раздробленности Тибета представлял собой ряд княжеств. Буддизм существует маргинально, по окраинах, поэтому сильно видоизменяется.

Окончательно собран буддийский канон в 14 в. монахом каким-то. Канон этот огромный. Основной канон – Гаунчжу, в котором собраны важнейшие тексты (108 томов). А есть ещё пояснения и комменатрии – Данджу (225 томов).

Монастыри фактически преобразовались в феодальные центры. За время раздробленности буддизм вобрал в себя множество верований.

Мандала – это диаграмма Вселенной. Карта вселенной, но на горизонтальном уровне. Обычно мандала рисуется по случаю. А после праздника обычно уничтожают.

В центре мандалы божество какой-то.

Календарь – 60летний звериный цикл.

Смысл мандалы – слияние с вселенной.

 

Красношапочники. Сторонники классические монахи носили жёлтую одежду. Борьба была серьёзная.

Китай установил власть, буддизм теряет привилегии. Реформы Тзонхавы (1357 – 1419 гг.). Он способствовал окончательной победе буддизма. Внедрял нормы классического буддизма. Установил строжайшее безбрачие. Смысл безбрачия в том, что человек не разбазаривает имущество из-за наследников. Учение о том, что монахи должны быть бедны. Ограничил магическую практику, а то, что осталось, трактовал как символы. Для укрепления авторитета лам установлен институт гуру – учителей, институт бадхисар (?). Все высшие ламы – воплощения Будд или бадхисар (?). Иерархия укрепляется. Ламы (ламоизм) получает административные и полит. рычаги.

В 12 в. распространяется буддизм в Монголии (ламаизм). С 17 в. буддизм распространяется в Бурятии, Калмыкии, Туве.

 

Почему принцип отделения церкви от государства был в России? Принцип введён ещё Временным правительством. Потому что на протяжении всего существования Российской империи испробованы все варианты взаимодействия с религиозными организациями? Поддержка конфессий совсем не гарантирует лояльность.

 

Особенности тибетского буддизма. Ламы очень почитаются. Очень жёсткая иерархия. Есть ламы 1-ой ступени. Богослужения сопровождаются молитвами. Новый год – большой праздник (1-ая половина года). Ламы выполняют обязанности врачей, психотерапевтов. 2 раза в месяц – обязательные посты и покаяния.

Есть белобородый старец, который тоже почитаем. В разных странах его называют по-разному. Это демон, он предводитель божеств, который защищают религию. Изображают обычно в голубой мантии (голубой – цвет буддизма). Это божество гор.

Почитаются у шаманские боги.

Культ Обо. Куча камней где-то, там тряпочки какие-то. Перешёл перевал, положи камни, тряпочку, помолись, поблагодари.

Есть такие страшные маски. Так вот, это добрые духи, а страшные они, чтобы отпугивать злых.

Почитаются животные как спутники богов.

Есть существа такие – бардо (полудемонические, полуживотные). Когда человек в промежуточном состоянии (умер, но не возродился), он попадает в мир бардо, где они живут.

Змеи почитаются. Это символ мудрости. Также символ греха, зла. Символ омоложения вечной жизни. Считается, что они не умирают. Также символы фаллоса.

Деревья почитаются.

 

Как достичь рай? Избегай 10 чёрных грехов. И есть 10 добродетелей. Они зеркальны.

Грехи тела: убийство, воровство, прелюбодеяние.

Грехи слова: ложь, клевета (на кого-то), злословие, пустословие.

Грехи мысли: зависть, злоба, еретизм.

 

10 добродетелей: защита чужой жизни; щедрость; целомудрие. Правдивость. Кротость (?). Миротворчество (?). Смирение. Милосердие. Сострадание. Стремление к истине.

 

Есть ещё одно направление буддизма. Но мы не будем говорить – нет времени.

 

29 октября 2011 г.

 

Спать надо ложиться раньше!

 

5 ноября 2011 г.

 

Тема. Иудаизм

 

Тоже национальная религия. Хотя её иногда неправильно относят к мировой, т.к. индийская диаспора распространена.

Около 2000 лет до н. э. предки евреев кочевали, пришли из Северной Аравии. Жили патриархальным родоплеменным бытом. Текстов не сохранилось, так что изучаем по более поздним текстам.

Был культ предков. Предки превращаются в духов. Духи символизируются идолами.

Были родственные жертвоприношения – приносили жертву предкам. Патриархи почитались (вплоть до Моисея). Название местности часто персонифицируется с лицами, с которыми связаны лица. Кий как основатель города Киева. Ромул и Рем (Рим).

Погребальный культ был у древних евреев. Упоминается некий Шол, но неясно, что это (ад ли или что).

Праздник Пасха восходит к скотоводческому празднику.

Культ козла отпущения. На козла все грехи отпускают и отправляют прочь (как я понял).

Дух-губитель упоминается. Блудный культ, связанный с субботой. Праздник нового месяца.

 

Табу сохранились. Связаны с половой жизнью, с кровью (кошерной мясо обескровлено, потому что в крови находится душа).

Обрезание – тоже древний обычай. Библия объясняет заветом бога. Авраам ввёл в честь союза бога с людьми как знак избранничества. Практиковалось у египетских жрецов, в Африке. Обычно было посвящением богу. Почитание деревьев, гор, священных столбов (?).

Культ Яхвы. Неясно происхождение культа. Скорее всего, первоначально это племенной бог иудеев, а потом распространяется на всех евреев-израильтян. Функции Яхвы – много версий. Бог пустыни, бог грозы, татемический бог (связан с изображением быка).

В Библии прослеживается сходство древнееврейских и вавилонских преданий. Следы вавилонские есть в мифе о потопе. Превращение воды в кровь есть только в Библии и в вавилонских текстах.

Где-то на рубеже 15 – 14 вв. до н. э. начинает завоевание Палестины, продолжается несколько веков.

Эпоха судей – выборные военные вожди (выборная военная демократия). Тогда же появляется патриархальное гос-во, рабы, цари. Переходят к осёдлому образу жизни, земледелию.

 

Кто-то в Египте пытался заместить всех богов богом Атона (бог солнца). Но после смерти фараона пошла обратная реакция.

 

Занялись земледелием. Появляются земледельческие праздники. Появился праздник Сукхут 9или Кущий), праздновался сначала в честь сбора плодов. Праздник Мацот – весенний праздник, возможно, заимствован у местного населения.

После Соломона на Иудею и Израиль. В Израиле цари – духовные священники. А чиновники были священниками. Потом власть разделили. В Иудее изначально светская и жреческая власти были разделены.

С 8 в. появляются пророки – оппозиция храмовому жречеству, мол, жрецы формально относятся к своим обязанностям. Филистимляне знали тогда про железо, а евреи – нет. Давид объединил еврейские племена, успешно воевал с филистимлянами. Солом продолжил деятельность по укреплению государства. Считается золотым веком еврейской государственности. Множество независимых царств (Дамаск, например) были, когда. Но в 9 в. начинает возвышаться Ассирия, захватывает ряд княжеств, данью облагает Израиль.

В 744 г. Ассирия завоёвывает Вавилонию. В 734 г. Израиль с Дамаском объединяется. В 722 г. до н. э. Израиль завоёван, ликвидирован. Население переселено в Месопотамию, ассимилировано. Миф о 10 коленах (племенах), которые, возможно, сохранились.

В 625 г. Вавилон восстал. Вавилония в союзе с Мидией, Ассирия рухнула. Вавилон усиливается. Тоже угрожает еврейскому государству. Вавилон и Египет соперничают за Палестину. В 609 г. (?) Египет вторгается в Палестину, иудейский царь убит, царём назначен египетский ставленник. Вавилон вторгается, царь Навухадоносор подчинил Сирию, потом Палестину, сожжён храм Яхвы, захвачена Палестина, население уведено в плен.

В середины 4 в. до н. э. в Иране образуется сильное государство. В 550 г. возглавляет царь Кир Второй. Он захватывает Вавилонию. В 538 г. разрешает иудеям вернуться на родину.

 

Перед лицом военных угроз меняется направленность религии. Появляется индивидуальная ответственность за моральный грех, а не коллективный. Утвердился монотеизм. В 621 г. ликвидированы все культы, кроме Яхвы. До этого были и другие боги. Необходима была консолидация перед лицом военной угрозы. Запрещено ростовщичество, отменили кабальное рабство (чтобы не было внутреннего недовольства). Истреблены жрецы других культов.

Когда евреи вернулись из вавилонского плена. Произошло деление на чистых и нечистых. Мол, кто был в плену – правильные. Гос. власти самостоятельной нет. Усиливается жречество (центр консолидации). Единственное культовое место – иерусалимский храм. Жрецы становятся закрытой касты, мол, получили привилегии от Моисея.

Усиливается институт жертвоприношения. Устанавливается монотеизм, больше строгости в обычаях. Бог избранности. В 446 г. до н. э. правитель Иудеи назначает Нееми, который вместе со жрецом Если (?) проводит 2 крупную реформу. Это все возможные меры к религиозной самоизоляции.

Запрещены смешанные браки (изгнан даже один из влиятельных священников, потому что женат на дочери какого-то вельможи). Ограничивается общение с нечистыми язычниками. Появляются книжники, которые разрабатывают реформы и кодифицируют связанные книги. Книги до 5 в. до н. э. были, но мы их не знаем. Есть следы этих книг.

 

До 18 в. исследования библии не приветствовали церковью, мол, святотатство. Сомнения высказывались очень осторожно. Например, что текст был написан Моисеем и единым духом, потому что в Библии есть слова, что никто не знает, где находится могила Моисея. В 1711 г. Виктор: в основе книги бытия по крайне мере 2 источника. Где-то называют Яхвой, а где-то – Элохим. 2 рассказа выявил, которые не во всём совпадает. В одном – сначала мужчину сотворил, а потом женщину. А в другом рассказе, что одновременно создал их. В 1753 г. французский учёный выделил ещё один источник. Внутри этих разделов тоже выделяют разные источники.

 

Вроде как иудеи признают только Ветхий завет, т.е. тот, который написали они. Могу и ошибаться.

Танах – это объединение: Тора (5-книжье Моисея); Небиим (пророки); Кетубим (писания).

 

Эпоха диаспо. Еврейские общины во время ассирийского и вавилонского завоевания (7, 6 вв.) появляются в Средиземного моря. После завоеваний Македонского живут в Египте, Малой Азии, короче, по всему Средиземноморью. Но культ полноценный был возможен только в Иерусалиме. Поэ

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Учебник МГУ Религиоведение , 2008 г. Яблоков И. Н

Учебник МГУ Религиоведение г Яблоков И Н... Религиоведение комплекс дисциплин социология история психология и т д изучает религию...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функции религии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социологические концепции.
  Один из основоположник (Эмиль Дюргейм). Религия – это важнейшая социальная сила, предохраняющая и связующая, которая выступает как коллективный дух определённой социальной группы. И

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги