Методы оценки качества визуального интерфейса.

Рассмотрим количественные методы оценки проектирования интерфейса [75,79,96]. Важной прерогативой этих методов перед эмпирическими методами является то, что они позволяют раскрыть и формально зафиксировать важнейшие аспекты взаимодействия человека с машиной.

Центральное место в количественных методах оценки производительности интерфейсов занимают два вида показателей:

1. Манипуляционные – зависящие от технических возможностей устройств управления и физиологических особенностей человека (скорость и время движения курсора, нажатия служебных клавиш на клавиатуре или сенсорного устройства и пр.)

2. Ментальные – зависящие от способностей осознания и реакции (объективирования) человека необходимых для осуществления выбора, принятия решения.

Наиболее распространенным в практическом применении подходом к количественному анализу интерфейсов является метод GOMS - «правила для целей, объектов, методов и выделения» (the model of goals, objects, methods and selection rules). Метод GOMS [106] позволяет провести априорную оценку времени, которое потребуется пользователю на выполнение той или иной операции при работе с данной моделью интерфейса.

Модель GOMS строится на следующей идеи. Время, требующееся для выполнения какой-то задачи системой «пользователь-компьютер», является суммой всех временных задержек, которые потребовались системе на выполнение последовательности элементарных жестов, составляющих данную задачу. Хотя для разных пользователей время выполнения того или иного жеста может сильно отличаться, исследователи обнаружили, что для большей части сравнительного анализа задач, включающих использование клавиатуры и графического устройства ввода, вместо проведения измерений для каждого отдельного пользователя можно применить набор стандартных интервалов. С помощью тщательных лабораторных исследований был получен набор временных интервалов, требуемых для выполнения различных жестов. В таблице 1 приводится оригинальная номенклатура, в которой каждый интервал обозначен одной буквой [75].

Таблица 1. Номенклатура операций управления

Номенклатура мер Расшифровка номенклатуры Временной интервал (с)
К Нажатие клавиши. Время, необходимое для того, чтобы нажать клавишу. 0.2*
Р Указание. Время, необходимое пользователю для того, чтобы указать на какую-то позицию на экране монитора. 1.1
Н Перемещение. Время, необходимое пользователю для того, чтобы переместить руку с клавиатуры на мышь или с мыши на клавиатуру. 0.4
М Ментальная подготовка. Время, необходимое пользователю для того, чтобы умственно подготовиться к следующему шагу. 1.35
R Ответ. Время, в течение которого пользователь должен ожидать ответ компьютера. **