Реферат Курсовая Конспект
Использование объективов для решения творческих задач. Основные виды операторского освещения - раздел Философия, Гос «Операторское Мастерство» Экз...
|
ГОС «Операторское мастерство»
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №1
Световые коэффициенты поглощения отражения и пропускания.
Поведение света на границе раздела двух сред Отражение света
Отражение света включает в себя два основных положения:
- угол падения равен углу отражения;
- луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с нормалью в точке падения.
Различные поверхности по-разному отражают световой поток.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №2
Основные виды операторского освещения.
Съемка с искусственным светом подчиняется тем же самым законам, что и натурная, но киноосвещение не может, да и не должно быть копией натурального. Стремление воссоздать естественный световой эффект закономерно, если световые условия каким-то образом влияют на образное выражение главной темы.
По своему направлению и характеру освещения объекта световые потоки, образованные приборами, можно разделить на несколько видов:
1) рисующий свет;
2) заполняющий свет;
3) моделирующий свет;
4) контровой (контурный) свет;
5) фоновой свет.
1.Рисующий свет.
«Рисующим светом называется тот... направленный поток световых лучей, которым создается основа эффекта освещения, обрисовываются объемная форма фигур, рельефов и пространства объекта съемки, производится раскладка светотени и тональных масс» Рисующий свет создает на объекте светотеневой рисунок с ясно обозначенными светами и тенями, которые зависят от направления и силы света и формы объекта. Чтобы собственные тени (зависящие от строения и рельефа), а также падающие располагались пластично, выявляя объемы и фактуры, способствуя пространственной ориентации, чтобы градация светотени живописно распределялась на снимаемых фигурах и плоскостях.
Заполняющий свет.
Заполняющим светом называется световой поток, равномерно освещающий объект и высвечивающий теневые участки, на которые не попали лучи рисующего прибора. Заполняющий свет дает проработку деталей в тенях, снижает контраст изображения. Интенсивность заполнения зависит от того, какой световой коррекции желательно подвергнуть рисунок, созданный основным прибором. Соотношение яркостей, образованных рисующим и заполняющим светом, определяет основу световой конструкции. Другие виды света могут интересно и выразительно дополнить изобразительную характеристику, но общее световое решение эпизода или плана задается после установки рисунка и заполнения.
Моделирующий свет.
Моделирующий свет — локальная светотональная обработка фигур и рельефов объекта.
Моделирующий свет создает различные по интенсивности блики и световые пятна на теневой части объекта съемки. Правильное сочетание освещенностей бликов и фона позволяет лучше выявить форму объекта съемки. Часто моделирующий свет применяют при съемке крупных планов и для подсветки глаз. Для создания моделирующего света используют приборы с линзой Френеля или приборы со специальной оптикой.
4. Контровой свет. Контровой свет создает световой контур вокруг фигур людей и других объектов съемки, «отделяя» их от фона и друг от друга. Осветительные приборы направленного света освещают объект съемки сзади и сверху. Освещенность от контрового света может превышать освещенность рисующего света в два и более раз
Характеристика объективов по качеству изображения.
КОЭФФИЦИЕНТА СВЕТОПРОПУСКАНИЯ
Коэффициентом светопропускания киносъемочного объектива принято называть отношение величины светового потока, прошедшего через данный объектив, к величине потока, упавшего на его первую входную линзу. Измерение величин этих световых потоков производится фотоэлектрическим способом при помощи фотоэлемента и гальванометра соответствующей чувствительности. Коэффициент светопропускания объектива вычисляется на основании результатов измерений по формуле: ?
КОЭФФИЦИЕНТА СПЕКТРАЛЬНОГО СВЕТОПРОПУСКАНИЯ
Под коэффициентом спектрального пропускания объективов понимают отношение величины светового потока Flx, прошедшего через объектив, к величине светового потока Fox, падающего на объектив для данной длины световой волны к.
КОЭФФИЦИЕНТА СВЕТОРАССЕЯНИЯ
Под коэффициентом светорассеяния S киносъемочных объективов принято понимать отношение освещенности £, образуемого объективом изображения черного предмета, расположенного на равномерно ярком фоне, к освещенности Е2 изображения этого фона:
или для выражения величины светорассеяния в процентах:
S= -|f- Ю0%.
Метод измерения коэффициента светорассеяния основан на сравнении освещенности изображения черного предмета и освещенности изображения фона, на котором он расположен. Измерение осуще ствляется фотоэлектрическим способом.
ФОТОГРАФИЧЕСКОЙ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СИЛЫ
Фотографической разрешающей силой объектива называют его способность раздельно воспроизводить мелкие детали в различных частях поля изображения. Величина разрешающей силы выражается предельным числом линий (штрихов) на 1 мм, еще видимых раздельно в негативе. При этом свойства негативной пленки, используемой для определения разрешающей силы объективов, строго нормируются, так же как и режим ее обработки.
Определение фотографической разрешающей силы объективов производится фотографированием радиальных или штриховых мир абсолютного контраста. Если применяются радиальные миры, то величина разрешающей силы определяется на основании измерения в негативе диаметра ее полностью размытой центральной части.
При использовании же штриховых мир — по квадрату с наибольшим количеством штрихов, еще видимых в негативе раздельно во всех направлениях.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №3
Классификация осветительной аппаратуры. Типы приборов. Назначение
По способу распределения света в пространстве осветительные приборы подразделяются на приборы
1.направленного света (с регулируемым и нерегулируемым лучом), приборы направленно-рассеянного света,
2.приборы рассеянного и бестеневого света,
3.приборы накамерного света с аккумуляторным питанием.
В принципе, телевизионная осветительная техника делится на студийную, внестудийную, репортажную и специальную (предназначенную для нестандартных, рекламных,
научно-исследовательских и др. съемок). Если, по мере совершенствования техники, грани между первыми тремя типами понемногу стираются, то специальная осветительная техника все больше выделяется (возрастает ее мощность, сложность, функциональные возможности и цена).
С увеличением мощности и светоотдачи приборов и одновременным уменьшением их габаритов появилась возможность использовать одни и те же приборы в студии и вне ее.
Особое положение занимает проблема заливающего (заполняющего) мягкого рассеянного света. Хотя приборы для этих целей производят почти все фирмы, выпускающие студийную осветительную технику, однако в этой области жизнь показала преимущества светильников с флуоресцентными лампами, Учитывая тот факт, что энергопотребление последних в 810 раз меньше, чем у приборов с лампами накаливания, и при этом они преобразуют электрическую энергию в световую, не нагреваясь, то, по-видимому, следует ожидать, что именно
Типы линз:
A -плосковыпуклая; линзы ФренеляB - плоскаяC - изогнутая
эти приборы будут использоваться повсеместно в недалеком будущем.
Световые приборы классифицируются по главным и дополнительным признакам. К главным признакам относятся:
- светотехническая функция;
- основное назначение;
- характер светораспределения;
- условия эксплуатации.
К дополнительным признакам классификации относятся:
- вид лампы;
- конкретная светотехническая функция (прожекторы или светильники);
- форма фотометрического тела (симметричные или несимметричные СП);
- возможность изменения светотехнических характеристик (регулируемые или нерегулируемые СП) и др.
Световой прибор (СП) – устройство, содержащее источник света (ИС)
По основной светотехнической функции СП разделяются на следующие группы: приборы для освещения (осветительные приборы) и приборы для световой сигнализации (светосигнальные приборы).
По характеру светораспределения приборы подразделяются следующим образом:
- прожекторы – световые приборы, перераспределяющие свет лампы внутри малых телесных углов;
- светильники – световые приборы, перераспределяющие свет лампы внутри больших телесных углов;
- проекторы – световые приборы, перераспределяющие свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности малого размера или в малом объеме.
Световые приборы для телевидения относятся к группе осветительных приборов, предназначенных для эксплуатации как в помещениях (студийное освещение), так и на улице (репортажное освещение). В телевизионных системах постановочного освещения используются прожекторы и светильники.
Из сказанного выше следует, что прожекторы и светильники являются совершенно разными осветительными приборами, и не понятно, почему в указанных материалах прожекторы практически везде названы светильниками.
Основными светотехническими характеристиками осветительных приборов являются:
- светораспределение, которое определяет распределение светового потока, создаваемого
осветительным прибором в пространстве. Для осветительных приборов (ОП), к которым
относятся телевизионные прожекторы и светильники, светораспределение описывается
кривыми силы света. Кривая силы света – это зависимость значений силы света от различных угловых направлений I(a) = f(a) в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Круглосимметричные ОП характеризуются кривой силы света только в вертикальной
плоскости, а симметричные ОП – кривыми силы света (или их семейством) в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
- светильники чаще всего характеризуются распределением освещенности в различных точках освещаемой поверхности, расположенной на определенном расстоянии от ОП;
- максимальная сила света есть максимальноеотношение светового потока к телесному углу, в пределах которого световой поток распространяется и равномерно распределяется. Единица измерения – канделла. У всех телевизионных ОП максимальная сила света совпадает с осевой, исключение составляет лишь ОП типа "Кососвет";
- угол рассеяния – плоский угол, в пределах которого сила света снижается до определенной
доли Imax. Их два – 0,5 Imax и 0,1 Imax. Чаще всего используется угол рассеяния по уровню 0,5 Imax. Значения освещенности для всех точек светового пятна не могут быть одинаковыми, так как значения освещенности в световом пятне спадают к его краям, то есть в пределах угла рассеяния. Поэтому и введена такая характеристика как значение освещенности в пределах угла рассеяния - к.п.д прибора – отношение светового потока ОП в пределах полезного угла рассеяния к световому потоку источника света.
По операторскому применению осветительные приборы, использующиеся в СПО телестудий подразделяются на приборы:
- рисующего света;
- выравнивающего света;
- моделирующего света;
- контрового света;
- заполняющего света;
- фонового света;
- для спецэффектов.
В качестве приборов рисующего, выравнивающего, моделирующего и контрового света применяются прожекторы с линзами Френеля. В качестве приборов заполняющего света применяются приборы рассеянного или направленно-рассеянного света.
Приборами фонового освещения являются ОП типа "Кососвет". В России из-за отсутствия ОП данного типа для освещения фона применялись приборы типа ТСИМ (ИСТ).
Осветительные приборы для спецэффектов представляют собой отдельную группу приборов, к которым относятся следящие прожекторы и приборы, создающие различные световые эффекты. В настоящее время ассортимент этих приборов достаточно широк, и они получили большое распространение при подготовке и проведении музыкальных развлекательных шоу.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №4
Светофильтр — тонкий слой прозрачной среды, обладающий определенным спектральным пропусканием.
При киносъемках применяют съемочные светофильтры, устанавливаемые перед объективом кинокамеры, а также светофильтры осветительные, которые устанавливают перед осветительными приборами.
Для решения поставленных пластических задач для достижения различных и визуальных эффектов существует много различных светофильтров.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №5
Драматургия света в решении поставленной задачи.
С помощью освещения решаются творческие, художественные задачи, которые сводятся к выявлению объемов и фактуры предметов, цвета, реалистичности эффекта освещения, пространства и других элементов формы. Каждый вид света выполняет свою художественно-технологическую задачу. И каждая задача выполняется отдельным прибором или, в большинстве случаев, группой приборов.
Итак, основными видами являются: рисующий свет, контровой, фоновой, моделирующий, заполняющий. Главная особенность системы в том, что все виды света должны были существовать одновременно - это обязательно, в этом заключался весь смысл; гармоничное единство в освещении обеспечивается тем, что преобладает один какой-либо вид света, а остальные играют подчиненную роль.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №6
АВ
где АВ и А'В' — сопряженные элементы предмета и его изображения, расположенные перпендикулярно оптической оси, a Uт и U'm— апер-турные углы соответственно входного и выходного зрачков объектива (рис. VII.20).
На рисунке показано меридиональное сечение световых пучков в оптической системе, в которой выполнено указанное условие синусов, и, следовательно, для точки В, находящейся вне оси и ее изображения В', устранена аберрация комы.
Дисторсией называется погрешность, выражающаяся в нарушении подобия изображения самому предмету вследствие изменения масштаба изображения по мере удаления от центра поля. При этом в зависимости от расположения диафрагмы относительно линзы или компонентов объектива изменение масштаба от центра к краям поля изображения может происходить как в сторону его увеличения, так и уменьшения.
В результате форма предмета в его изображении искажается в том или другом направлени,
Причина дисторсии, как и сферической аберрации, заключается в более сильном отклонении лучей периферийными зонами положительной линзы по сравнению с ее центральной частью. Чем дальше от центра линзы проходит луч, тем сильнее он отклоняется.
При расположении апертурной диафрагмы перед линзой наблюдается так называемая отрицательная дисторсия, когда масштаб изображения предмета уменьшается по мере удаления от центра поля. Так, например, правильный квадрат, центр которого совпадает с оптической осью линзы, изображается в виде бочкообразной фигуры (рис. VII.23,Л). Этот вид искажений называют еще бочкообразной дисторсией.
Если диафрагма расположена за линзой, то масштаб изображния увеличивается по мере удаления от центра поля и изображение того же квадрата приобретает форму, похожую на подушку (рис. VII.23, Б). Этот вид дисторсии называют положительной, или подушкообразной.
Если оптическая система симметрична и состоит из двух одинаковых линз или групп линз, между которыми расположена диафрагма, то положительная дисторсия, вносимая ее первой половиной, будет в значительной степени компенсироваться отрицательной дисторсией, вносимой второй. В несимметричных объективах также возможна хорошая коррекция дисторсии. Ее обычно устраняют для положения предмета в бесконечности, и остаточная величина не превышает ± 1—2%.
Одновременное и полное устранение всех видов аберраций в различных киносъемочных объективах — задача неразрешимая. Поэтому при создании конкретных объективов оптики стремятся в каждом из них в первую очередь устранить те недостатки, которые в данном случае наиболее заметны и нежелательны. Остальные же устраняются по мере возможности. Так, например, для широкоугольных объективов в первую очередь необходимо устранение аберраций наклонных пучков лучей — комы, астигматизма, кривизны поля, которые при больших углах зрения заметнее влияют на конечный результат.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №7
Лучистая энергия и лучистый поток
Энергию оптического излучения We принято называть лучистой. Если энергия переносится всей совокупностью длин волн, входящих в состав излучения, то она называется интегральной и измеряется в тех же единицах, что и другие виды энергии (джоуль, электрон-вольт).
Общая мощность, переносимая электромагнитным излучением независимо от его спектрального состава, в светотехнике получила название поток излучения или лучистый поток, обозначается Fe и измеряется в ваттах:
Fe = We / t
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №8
Формат Digital-S. Достоинства. Применение. Ответ 10.4
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №9
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №10
Точка зрения, ракурс, перспектива в решении поставленной задачи.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №11
Операторская подготовка к съемке. Экспликация. Техника. Приборы.
В экспликации фиксируется творческий замысел операторского решения будущего фильма на экране, принятый на основе режиссерской трактовки сценария. Операторская экспликация — это специальная ; дополнительная разработка режиссерского сценария в его съемочной части.
В экспликации устанавливаются световые и цветовые решения как павильонных, так и натурных кадров, приемы и съемочные средства, с помощью которых оператор собирается решать отдельные эпизоды и кадры фильма.
Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творческие, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съемок и т.д.
Наконец, в экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо провести операторской группе для работы над фильмом.
На основе экспликации составляются все необходимые сведения для заполнения монтажно-технических ведомостей, а также технические заявки в соответствующие цеха и отделы студии.
Учитывая экспликационнута разработку, оператор и его ассистенты проводят техническую подготовку как для съемок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне. В экспликации могут быть указаны и записаны результаты подготовительных работ, проведенных операторской группой фильма, — проб пленки, экспономет-рического режима съемок в павильоне и на натуре, грима, костюмов, фактур материалов, специальных эффектов и съемочных приемов и т.д.
Полезно иметь в операторской экспликации и специальную разработку техники съемки массовых и батальных сцен, требующих большой организационной и технической подготовки; сцен, снимаемых движущейся камерой, а также с применением специальных эффектов и пиротехники.
Операторская экспликация может включать:
список литературного иконографического и иллюстративного материала, который следует проработать и изучить оператору;
список иллюстративного материала, фотографий и зарисовок, которые необходимо сделать самому оператору;
перечень специалистов, с которыми следует проконсультироваться по вопросам, связанным со спецификой съемки и постановки данного фильма;
перечень собраний материалов, музеев, коллекций, которые следует осмотреть, а может быть, частично и репродуцировать;
список натурных мест (и интерьеров), которые могут быть использованы для съемок и которые необходимо предварительно осмотреть;
список исторических и географических материалов, которые необходимо проработать для выбора натурных съемок;
список материалов, определяющих климатические и световые условия съемки в выбранных местах; описание съемочной техники и материалов, необходимых для съемки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т.п.).
Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съемкам.
Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и т.д. Такой рисунок помогает наглядно показать то, что обычно записывается в словесной форме в постановочном сценарии и что иногда не дает исчерпывающего представ-исния о задуманном решении кадра. В рисунке показываются те элементы декорации, которые будут сняты в кадре; элементы натуры, которые следует дооформить или достроить; схема расположения актеров в кадре и т.д.
Для оператора такая графическая разработка имеет большое значение. На основе ее кинооператор может конкретно разработать построение освещения и композицию кадра.
Подготовка технических средств съемки
Оператор и его ассистенты заранее подготавливают операторскую технику, съемочные средства и материалы. И этой работе им помогают цеха и отделы студии.
Основным отделом, обслуживающим оператора, является отдел съемочной операторской техники. Отсюда оператор получает съемочную аппаратуру, оптику, краны, тележки, рельсы, специальное оборудование (например, дистанционное управление камерой, антивибрационное приспособление и т.д.); этим же отделом назначаются механики, обслуживающие аппаратуру и технику на съемке.
Конструкции и устройства, необходимые для съемок, но не имеющиеся в цехах студии, специально конструируются по заказу оператора.
Осветительный цех (светотехники) ведет всю работу по освещению объектов съемки, установке осветительной аппаратуры в декорациях, вывозу на натуру осветительной аппаратуры и энергосиловых установок и обслуживанию их на киносъемках по заданной оператором схеме.
Цех обработки пленки (кинолаборатория) производит обработку снятого оператором негатива изображения, печать текущего позитива, печать контрольных копий фильма.
Оператор связан с лабораторией через специально выделенного ассистента, ведающего пленкой и ее лабораторной обработкой.
Снятый негатив отправляется для проявки в лабораторию, как правило, ежедневно или по окончании съемки объекта. Обработанный негатив просматривается оператором только в случае наличия в нем каких-либо отклонений от норм. Проверка качества негатива и процесса его лабораторной обработки позволяет оператору точно контролировать технику своей работы над съемкой фильма: насколько правильно соблюдался экспономет-рический режим, как построен баланс освещения объектов, обеспечивают ли технические качества негатива задуманный художественный эффект на экране.
Творческие требования к освещению. 12.3
Баланс освещения
Чтобы достичь необходимого соотношения светотени при освещении как всей сцены, так и отдельных средних и крупных планов, нужно установить наиболее подходящий баланс освещенностей, создаваемых отдельными источниками света: рисующим, заполняющим, моделирующим, контурным и фоновым.
Видеосигнал. 7.3
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №14
– Конец работы –
Используемые теги: использование, объективов, решения, творческих, задач, основные, виды, операторского, освещения0.114
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Использование объективов для решения творческих задач. Основные виды операторского освещения
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов