Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития.
Передвижные телевизионные станции и их перспективы развития. - раздел Философия, Использование объективов для решения творческих задач. Основные виды операторского освещения Претендуя На Самую Высокую Оперативность Среди Всех Средств Массовой Информац...
Претендуя на самую высокую оперативность среди всех средств массовой информации, телевидение очень долгое время оставалось достаточно неповоротливым в плане организации полномасштабных съемок вне студий телецентров. Хотя идея проведения съемок несколькими камерами прямо на месте события, будь то концерт, футбольный матч, политическое мероприятие или военный парад, была изначально очень заманчивой, на ранних этапах развития телевидения все это было связано с очень большими проблемами.
Естественно, для разных ПТС применяются и разные автомобили. Для создания передвижки на 4…5 камер вполне хватает микроавтобуса типа Mercedes или "Газель", а станции на большее количество камер требуют шасси на базе большегрузных трехосных грузовиков. Но общие принципы построения остаются одинаковыми для всех ПТС: маневренность автомобиля, простота и быстрота разгрузки, установки, коммутации и настройки оборудования, а также комфортные условия работы персонала. Кроме того, при прямой трансляции имеет значение жесткая фиксация автомобиля при и после настройки канала передачи сигнала от ПТС к телецентру или на спутник. Если в первых ПТС использовались простенькие микшерские пульты и пара видеомагнитофонов, то теперь в передвижках применяются устройства цифровых спецэффектов, аналогичные студийным. Уже не редкость использование в работе ПТС дисковых видеомагнитофонов и видеосерверов для обеспечения, например, повторов (в том числе и замедленных) при трансляции спортивных или иных событий. По возможностям графического оформления изображения (титры, заставки, логотипы и пр.) грань между ПТС и стационарными студиями также практически исчезла.
Поскольку ПТС не всегда применяется для организации прямой трансляции события, то еще полтора десятка лет назад, как уже упоминалось, передающая станция была самостоятельной единицей на отдельном шасси. Эту станцию "пригоняли" только в случае работы в прямом эфире. Сейчас же, как правило, установка на машине ПТС обычной или спутниковой станции доставки сигнала является скорее вопросом бюджета заказчика, нежели технической проблемой.
Большое распространение в последнее время получили специальные телевизионные средства. Уже никого не удивляет план стадиона с высоты птичьего полета, получаемый от камеры, установленной на вертолете или дирижабле, или бешено вращающееся колесо болида во время гонки Формулы-1, которое снимается компактной камерой, прикрепленной к гоночной машине. Сигналы с таких камер передаются на пульт режиссера ПТС уже не по кабельным камерным каналам, а по радио. Не редки случаи, когда вместо (или вместе) с телекамерами используются видеокамеры. Это дает возможность выполнять резервирование материала, чтобы впоследствии подредактировать программу или вообще перемонтировать ее.
Вследствие того, что потребление энергии современным оборудованием относительно невелико, появилась возможность автономного питания ПТС в полевых условиях, где нет электрической сети, ее параметры не соответствуют требуемым, либо подключение к ней затруднено. Для автономного питания применяются компактные электрогенераторы, приводимые во вращение небольшим дизельным или карбюраторным двигателем внутреннего сгорания. Такие генераторы закрепляются в специальном отсеке автомобиля ПТС, и в случае необходимости их развертывание и запуск занимают всего несколько минут. Естественно, мощность генератора напрямую зависит от размеров ПТС и количества основного и вспомогательного оборудования.
В последнее время широкое распространение получили так называемые мобильные многокамерные телевизионные комплексы (ММТК). Фактически, это ПТС без автомобиля. Все оборудование монтируется в специальных кейсах-стойках, позволяющих как транспортировать оборудование (кейсы пыле-, вибро- и влагозащищены и снабжены ручками и колесными площадками), так и играющих роль рабочей стойки. Трансформация производится простым снятием крышек, после чего выполняется необходимая коммутация, подается питание, и комплекс готов к работе. Транспортировка ММТК (в иностранной литературе такие комплексы называются O.B. Box) производится любым подходящим транспортным средством, например, грузопассажирским микроавтобусом. Для работы комплекса, естественно, требуется закрытое помещение, например, комментаторская кабина стадиона или что-либо подобное. Конечно, мобильность и возможности таких систем ниже, чем у полнофункциональных ПТС, однако при съемке этапа Кубка мира по биатлону в Ханты-Мансийске был задействован именно ММТК, режиссер в своем распоряжении имел, ни много-ни мало, 21 камеру, и работа была выполнена на высоком уровне.
Как показывают тенденции развития телевизионной техники, применение ПТС в повседневной работе любой телекомпании становится обыденностью. Если раньше для развертывания ПТС был нужен более чем значительный повод, то теперь это делается просто для съемки обычного новостного сюжета, время которого в эфире может не превышать полутора-двух минут
Сфера деятельности ПТС почти всегда – место события. Бывают исключения, когда ПТС ставят "на прикол" т.е. для постоянной работы, но это не главный вид деятельности, и такое бывает редко. Хотя даже в этом случае присутствует основной элемент применения ПТС – работа на неподготовленном месте.
Таким образом, общими во всех случаях применения ПТС являются два обстоятельства: неповторимость события и неподготовленность места работы. Соответственно, основным свойством ПТС должна быть ее полная автономность.
ПТС. Это многокамерная – 12...30 камер – машина с большим парком дорогой оптики, с аппаратурой повторов, мощной системой коммутации и массой дополнительного оборудования.
Съемки или трансляции массовых шоу имеют некоторые признаки, сближающие их со спортивными. Это и большие пространства, и существенное число камер, и длиннофокусная оптика. Но для этих съемок, слава богу, нет жесткого регламента.
Практически все остальные съемки, кроме спортивных программ и чрезвычайно больших шоу, требуют ПТС так называемого среднего класса. Это так, если признать, что ПТС для спорта являются машинами высшего класса.
Средний класс – это 6...10 камер, один "длинный" объектив, значительно меньшее число внешних коммуникаций.
Машины малого (2...4 камеры) класса, на мой взгляд, не относятся к ПТС. Это скорее ПРТС – передвижные репортажные телевизионные станции а "раскладушки". Основными достоинствами "раскладушек" являются относительно малая стоимость, по сравнению с ПТС, и высокий коэффициент использования оборудования.
Оптика– вещь серьезная, особенно для ПТС. Парк объективов для ПТС должен содержать устройства различного назначения с разными фокусными расстояниями. С точки зрения эксплуатации надо выбирать объективы с хорошей герметизацией и не самыми сложными приводами управления, потому что надежность аппаратуры для ПТС является первостепенным требованием.
Штативы. Обычно на ПТС применяются не пьедесталы, а треноги. И так же обычно не применяются тележки Dolly: камеры редко катаются по съемочной площадке. Но вот что нужно обязательно применять для треног, так это среднюю растяжку, которая фиксирует раскрытие треноги. Очень часто место установки камер имеет большой наклон или представляет собой ступенчатую поверхность (проходы или ряды в зрительном зале). Поэтому необходимо тщательно фиксировать "ноги" штатива, страхуясь от его складывания.
Видеотракт. Классическая структура содержит матрицу, микшер, блок спецэффектов (DVE), знакогенератор и, может быть, графическую станцию. Видеотракт в любом случае должен содержать входные синхронизаторы для приема несинхронных внешних программ и один-два выходных кодера, т.к. от аналогового представления сигнала, кодированного в системе SECAM или PAL, мы избавимся не скоро. Есть любопытная комбинация стандартной видеоматрицы и блока спецэффектов типа Magic Dave, при которой DVE с его с восемью входами работает как DVE, микшер и устройство рир-проекции, а видеоматрица, в дополнение к своим основным функциям, выполняет роль входного коммутатора микшера.
Системы отображения, т.е. средства визуального контроля. Традиционно это были мониторы на основе ЭЛТ. Сейчас появились, во-первых, плазменные панели, во-вторых, ЖК-мониторы и, в-третьих, полиэкранные системы (split screen).
Звук в ПТС –Современная аппаратура позволяет в небольшом объеме ПТС формировать и записывать сложные многоканальные программы со всеми возможными обработками и эффектами. Здесь только надо четко представить себе, какой звук вы хотите иметь в качестве выходного продукта: только как звуковое сопровождение телепрограммы или как самостоятельный результат некой творческой работы. ПТС, предназначенная для работы на спортивных и шоу-программах, должна иметь выносное оборудование: несколько мониторов для работы шеф-оператора и шеф-осветителя, комментаторское место для работы спортивного комментатора, несколько акустических колонок для озвучивания площадки или для подачи режиссерских команд, выносную (-ые) панели управления матрицей, связное оборудование
Использование объективов для решения творческих задач.
Формируя кинокадр, следует исходить из смыслового значения его изобразительных компонентов, находящихся в непосредственной зависимости от общей идеи сюжета. Все технические параметры следует подчи
Короткофокусный объектив
1. широко охватывает пространство, и поэтому характерная о собенность планов, снятых такой оптикой, — большое количество объектов, попавших в кадр. Предметы, расположенные в поле
Зеркало
В зеркальной поверхности точечный источник света отразится полностью, почти без потерь. В отражении мы увидим источник света. Это направленное, зеркальное отражение.
шлифованная поверхнос
Пропускание света
стекло
Точечный источник света полностью виден через стекло. Это направленное пропускание света.
ВЕЛИЧИНЫ ВИНЬЕТИРОВАНИЯ
Виньетированием принято называть снижение освещенности к краям поля изображения, происходящее за счет уменьшения действующей площади входного зрачка объектива, вызываемое частичным ограничением оп
Особенности съемки в режимное время.
Сумерками называют время после захода и перед восходом, когда солнце находится ниже горизонта до 6—8°, и до того момента, когда небо становится совершенно темным и видны все звезды, наблюдаемые п
Гиперфокальное расстояние. Рабочий отрезок объектива.
Гиперфокальным расстоянием называется такое расстояние наводки объектива, при котором задняя граница резко изображаемого пространства лежит в бесконечности. Характерно, что при наводке на гиперф
Формат Betacam SP. Достоинства. Применение. Недостатки.
Форматы Betacam и Betacam-SP. Разработаны фирмой Sony. Реализована раздельная запись сигналов яркости и цветности на раздельных дорожках шириной 73 мкм с защитным промежутком 80 ■ Скорость за
Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
Цветовая температура – одна из главных характеристик, которая влияет на качество снимаемой кино- или видео картинки. Без учета спектральной характеристики излучения невозможно правильно передать цв
Формат DV. Достоинства. Применение. Недостатки.
DV - цифровой формат, где для сжатия используется вариант дискретного косинус-преобразования, аналогичный сжатию для формата JPEG, но с несколькими таблицами дискретизации. В DV-камере аналоговое в
Экспозиция по теням и по светам для решения творческой задачи.
Определение правильной экспозиции при киносъемке — важнейшая задача кинооператора. Качество фотографического изображения — контраст, проработка деталей в тенях и светах, цветовоспроизведение и об
Й этап - Запись отражающей голограммы
На второй стадии пропускающую голограмму 9 освещают восстанавли-вающим пучком 6, направленным противоположно опорно
Назначение цветового контроля в решении творческой задачи.
В телевидении цвет получается путем смещения трех его основных составляющих – красной, зеленой и синей. Корректировка камеры под тот или иной спектр освещения происходит путем выбора источника бело
Основные световые величины и единицы.
Поскольку световые величины являются производными от энергетических фотометрических величин, то их целесообразно ра
Световой поток
Световой поток F является одной из основных световых величин и представляет собой тот же лучистый поток, но оценивается по световому ощущению, которое он производит на глаз человека. Т. е. световой
Сила света
Сила света источника характеризует пространственную плотность светового потока, т. е. сила света в данном направлении равна отношению светового потока F к телесному углу ω. Для изотропного ист
Освещенность
Освещенность представляет собой поверхностную плотность светового потока, падающего на освещаемую поверхность. При равномерном распределении светового потока F в пределах освещаемой поверхности S з
Видеосигнал.
Объектив камеры фокусирует изображение на светочувствительной поверхности - это может быть «мишень» электронно-лучевой трубки камеры или твердотельный датчик (CCD). Здесь свет создает рельеф из к
Изображение и слово.
«Чтобы понять достаточно увидеть» Анри Базэн
Киноизображение может быть немым, лишенным слова, или снято с синхронно воспроизведенной речью человека, или озвучено словом, музыкой, шумами.
ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ
Расстояние от задней главной плоскости до плоскости, где фокусируются лучи света, падающие в объектив параллельным пучком (лучи, идущие из бесконечности), называется главным фокусным расстоянием и
Кинематографической время и телевизионное время.
Различные виды искусств по-разному отражают временную категорию, но только некоторым из них подвластен показ реального развития событий и явлений.
Объем снятого материала, длина планов, к
Геометрической и эффективное относительное отверстие.
Отношение диаметра входного отверстия (зрачка) объектива к его фокусному расстоянию называется относительным отверстием. Это отношение выражается в виде дроби с числителем, равным единице, и знаме
Формат Betacam SX. Достоинства. Недостатки. Применение.
Сфера формата Betacam SX - производство программ новостей, а также спортивных передач, документальных фильмов и других подобных программ. Новости - одна из основных телевизионных программ. Именно п
Точка зрения
Кино склеивается из множества кадров, каждый из которых снят со своей точки зрения. Если точка зрения на предмет привычна зрительскому глазу, то вопроса (сознательного или подсознательного), кому о
Перспектива (виды).
Психология восприятия изображения конструирует в сознании человека трехмерную схему, и мы «видим» пространственные ориентиры, которые возникают особенно убедительно, когда они подчеркнуты перспект
Дифракция света при съемке.
Дифракция света
Дифракцией света называется явление отклонения света от прямолинейного направления распространения при прохождении вблизи препятствий. Как показывает опыт, свет при определ
Новое в осветительной технике.
последнее время все чаще в качестве контроллеров применяются персональные компьютеры с соответствующим ПО, подключенные к управляемым системам по определенному интерфейсу. Кроме того, есть современ
Формат D9. Достоинства. Недостатки. Применение.
Развитие видеозаписи продемонстрировало, что ни один формат цифровой записи не смог удовлетворить всем требованиям телевизионного вещания. Фирма JVC, создавая формат Digital S, стремилась занять оп
Кодирование входных сигналов
Формат Digital S предполагает использование структуры дискретизации телевизионного изображения в соответствии с Рекомендацией
Основные параметры оптической системы (А, Е, Е эф.)
Освещенность, создаваемая объективом в плоскости изображения при съемке объекта, имеющего равномерную яркость, как известно, не одинакова по всему кадру и обычно убывает по мере удаления от центра
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №12
1. Технические средства и приспособления в работе оператора.
Разнообразие видов съемок и готовность режиссеров и операторов пользоваться различными видами вспомогательной операторской техн
Телевизионная оптика.
Современные телевизионные объективы обязаны быть и являются двухформатными по изображению. Это форматы - 4:3 и 16:9. Сейчас в телевизионных камерах используются ПЗС нескольких размеров, а именно 2/
Объективы внестудийного применения
Объективы этого класса имеют большой диапазон изменения фокусных расстояний (80x…101x), большое (1:1,4…1:1,6) относительное отверстие, а также надежную защиту от пыли, влаги и перепада температур (
Объективы студийно-внестудийного применения
К основным техническим требованиям, предъявляемым к студийным объективам, можно отнести: угол поля зрения не менее 60°, минимальная дистанция съемки не более 0,6 м, относительное отверстие 1:1,5, к
Объективы профессионального применения
Следует отметить, что у этого класса объективов, по сравнению с объективами вещательного качества, при одинаковых значениях разрешающей способности MTF снижается на 20…30%. Они достаточно популярны
Объективы для электронной кинематографии
Объективы этой серии стали достаточно популярными в последние годы. Они позволяют получать четкое изображение (практически без дисторсии), сопоставимое по качеству с кадрами, снятыми на 35 мм пленк
Творческие требования к освещению.
Независимо от того, какие творческие и технические задачи стоят перед оператором, какой реальный материал действительности является объектом съемки, во все случаях изображение его на кино- и видео
Контраст освещения
При равномерно-рассеянном свете интервал яркостей объекта зависит только от соотношения отражающей способности его деталей. Например, если лицо человека отражает 30% падающего на него света, а те
Системы PAL, NTSI, SECAM. Достоинства и недостатки.
Всего в мире существует три телевизионных стандарта аналогового телевидения: NTSC, PAL и SECAM. Первой страной, начавшей цветное телевизионное вещание, стали США. 19 декабря 1953 года канал NBC пок
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13
1. Композиция кадра как основа выразительности (золотое сечение, диагональ и др.).
От выбора тех или иных характеристик кадра зависит не только условие его существования как киноизображени
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ В ПОСТРОЕНИИ ВИДЕОКАДРА
Основных отличий в построении композиции кадра и мизансцены от композиции картины или фотографии очень немного, но они существенны и сводятся, в основном, к дополнительным ограничениям. Главное отл
Цветовая температура источников света. Измерение. Контроль.
Цветовая температура любого источника электромагнитных волн, в том числе световых, определяется путем сопоставления спектральных характеристик источника и абсолютно черного тела. Абсолютно черное т
Компрессия. Сущность. Причины. Стандарты. Достоинства.
В 1979 году были образованы рабочие группы SMPTE и EBU по цифровой видеозаписи. В результате интенсивной совместной работы фирм-производителей телевизионной аппаратуры, вещательных компаний и между
Специфика профессии.
Творческая и производственная работа кинооператора протекает в условиях индустриального производства, в творческом коллективе. Это требует не только профессиональной квалификации, знаний
Съемка в туман, дождь, снегопад.
Съемка в пасмурную погоду, морось и дождь характеризуется следующими основными условиями: неравномерностью освещенности как для горизонтальных, так и особенно для вертикальных по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов