По Эрику Эриксону, социальная идентичность – это личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидарность человека с социальными, групповыми идеалами и стандартами и тем самым помогает процессу Я-категоризации: это те наши характеристики, благодаря которым мы делим мир на похожих и непохожих на себя.
Становление идентичности рассматривается Эриксоном как основное содержание процесса развития личности.
Идентичность:
самотождественность как внутренняя тождественность самому себе во времени и пространстве;
признание самотождественности личности значимым социальным окружением;
уверенность в том, что внутренняя и внешняя тождественность сохраняются и имеют стабильный характер.
Джеймс Марсия – канадский психолог, выделивший на основе работ Эриксона четыре самостоятельных ориентации или статуса самотождественности Я:
1) размытость самотождественности;
2) предрешенность;
3) мораторий;
4) достижение самотождественности.
По А. Тэшфелу, социальная идентичность – это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (группах) вместе с ценностными и эмоциональным значением, придаваемым этому членству.
Тернер добавляет к этому, что индивид формирует для себя психологическую группу посредством категоризации себя с другими.
В структуре социально идентичности выделяется три компонента: когнитивный, ценностный, эмоциональный.
Cоциальная идентичность есть результат самоидентификаций человека с различными социальными категориями (группами принадлежности) и наряду с личностной идентичностью является важным регулятором социального поведения.
Процесс становления социальной идентичности содержит в себе три последовательных когнитивных процесса:
1. индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории;
2. человек не только включает в свой Я-образ общие характеристики собственных групп членства, но и усваивает нормы и стереотипы поведения, им свойственные;
3. человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения.
Человек принадлежит не к какой-либо одной группе, но, как правило, к большому числу микро- и макрогрупп. В силу этого возникает интерференция, взаимовлияние тех систем ценностей норм и стандартов поведения, которые приняты в этих группах. Более того, часто эти системы норм и ценностей, в силу внешних обстоятельств, приходят в противоречие друг с другом и человек оказывается перед внутренним выбором.