рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Использование документа в журналистском материале

Использование документа в журналистском материале - раздел Философия, Журналистика как тип творчества В Связи И Разнообразием Целей Обращения К Документам, Различен И Характер Исп...

В связи и разнообразием целей обращения к документам, различен и характер использования содержащихся в них сведений. От извлечения только фактов до сугубого интереса к оценкам и мнениям различна и функция документа в журналистском материале: он может служить иллюстрацией или комментарием, основным аргументом или побочным доказательством. Порой, может быть и самостоятельным журналистским произведением. Способ представления документа: от упоминания до самостоятельного существования на полосе. Возрастание роли документа – одна из важнейших в журналистике.

(не забудьте, что писала Шумилина это в 1983) И примером тому она дает письма трудящихся в свете решений 26 съезда ЦК КПСС. Будь он неладен,, так она раскрыла на тот момент новую форму «открытого письма». Не забывайте, какой это год!

11 Подготовка к интервью: определение цели и характера необходимых сведений

Работа над интервью: 1)Подготовка

2)Проведение

3)Завершение.

Подготовка

Планирование интервью: определить цели, изучить информационные ресурсы, 1-ый контакт с собеседником, назначается место встречи, продумываются риски, стратегия и тематика вопросов. Подготовка состоит из:

1)Определения целей

2)Предварительного исследования

3)Организации встречи

4)Обдумывания вопросов

5)Обдумывания тактики и стратегии интервью

Определение целей (от ясности цели зависит успех интервью, интервью нужно «проверить на прочность»). Стоит ответить на вопросы: Зачем брать интервью? Какие результаты будут достигнуты? Почему именно этот собеседник? Интересен ли он вам? Есть ли к нему интерес публики? Если нет ясных ответов – беседа будет бессмысленна. Стоит рассказать о целях и будущему собеседнику, этим самым вы убедите его, что встреча необходима, у партнёра появляется уверенность.

Цели определяются важными факторами: характер собеседника; его роль в этой ситуации; социально-политические обстоятельства; масштаб проблемы.

Порой в беседе выясняются серьёзные подробности, которые меняют первоначальные планы и смогут скорректировать цели.

Предварительное исследование. Подготовка или экспромт- ваш выбор

Рубинов говорит, что надо идти на интервью подготовленным, мол, если собеседник увидит вашу осведомлённость, почувствует ваш интеллект, то он сможет рассказать больше интересного.

Урмас Отт говорит, что у него было много встреч экспромтом, т.к. не было возможности подготовиться: «от подготовки может зависеть многое, но не всё».

Если времени мало используйте:

· телефонные звонки

· редакционное досье

· ресурсы в Интернете

· советы и идеи коллег

· информацию можно выведать у коллег из других изданий

Если время есть:

· документальные ресурсы (справочная литература, специальные источники, научная литература)

· периодика (газеты, журналы)

· базы данных, ресурсы Интернета

· устные ресурсы (эксперты, очевидцы, коллеги, друзья, сваты, братья, сестры, родители, друзья)

· наблюдение предметно- вещевой среды (детали одежды, манеры, окружающая обстановка)

Всё это поможет вам скорректировать стиль беседы.

12 Подготовка к интервью: изучение предмета интервью и самого собеседника

Подготовка к интервью: изучение предмета интервью и самого собеседника

Предмет интервью – тема. Чем больше будет знать журналист о предмете интервью, тем больше он получит в самом интервью. Знание темы помогает проникнуть в лубь проблемы.

Ж-ст, хорошо знающий предмет интервью, чувствует себя уверенно, и собеседник отнесется к нему с большим уважением и серьезностью.

Объект интервью – собеседник. Ж-ст пытается выяснить все возможное о собеседнике:

- его взгляды,

- позиция по проблемам беседы,

- факты биографии,

- личные качества,

- привычки,

- особенности характера,

- психологические особенности, ктр могут повлиять на ход беседы.

Знание хобби человека – 100% прием получения нужной информации (сразу вспоминается Барбара Уолтерс со своими помидорами).

Внешний вид ж-ста играет важную роль!

Зоны для общения:

- интимная (15-46 см) – нельзя подходить так близко,

- личная (46-122см) – впускаются лишь знакомые,

- социальная (122-306см),

- общественная (3-6 м)

13 Подготовка к интервью: продумывание хода беседы и составление вопросов

Уже в ходе изучения материала у журналиста складывается план будущей беседы, каким он будет: с заранее сформулированными вопросами или только в виде схемы.

Это зависит от:

• цели интервью

• от вкусов и привычек журналиста

Иногда наличие строгого списка вопросов обязательно, когда журналист идёт беседовать по определённо-чёткой программе. Заранее подготовленной.

Вопросы нужны, если:

• интервью происходит по телефону

• интервью происходит в условиях ограниченного времени

В пользу предварительной формулировки вопросов высказывается автор пособия по журналистскому интервьюированию и журналист Хью Шервуд:

Предварительная подготовка дает уверенность, что журналист не забудет ни одной проблемы которую нужно осветить

Предварительная подготовка облегчает возможность удерживать интервью в рамках темы.

Список вопросов – это доказательство для собеседника, что вы не скороспешный человек, а специалист в своём деле, что вы побеспокоились в подготовке к интервью. «Если вам нужна еще одна причина для подготовки интервью заранее, запомните, что, если вы не знаете точно, о чем вы хотите спросить, всегда есть опасность, что вы истощите свой запас вопросов. Это очень удручающая картина». – Хью Шервуд.

Язык и стиль вопросов.

Правило №1. Вопрос должен быть понятен собеседнику и иметь для него тот же смысл, что и для журналиста. Нужно учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос так, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы.

Правило №2. Вопрос должен содержать только одну мысль.

Правило №3. Нельзя задавать несколько вопросов одновременно. Американский исследователь Туд Хат считает необходимым учитывать то, чтобы:

• все вопросы составляли как бы единое целое, чтоб была такая логическая последовательность, дабы собеседник вовлекся в интервью

• журналист так составлял вопросы, чтобы интервьюируемый мог легко понять как простой, так и сложный вопросы. Естественно это делается для того, чтобы он смог быстрей ответить на вопрос.

• собеседник не оскорблялся слишком поспешной просьбой об информации личного характера

• никогда не принуждать собеседника к ответам, которые могут вызвать смущение без предоставления возможности объяснения

• интервью было построено так, чтобы собеседник как можно легче переводился из одной области понятий в другую. Переход от одной темы к другой означает, что вопросы, относящиеся к одному и тому же предмету, должны помещаться как бы блоками, чтобы интервью придерживалось какой-то логической или временной последовательности для облегчения собеседнику припоминания и обдумывания.

14 Подготовка к интервью: выбор места и времени интервью

Назначение встречи. О встрече с интервьюируемым, как правило, договариваются по телефону, хотя в последнее время журналисты все чаще пользуются электронной почтой. Но можно условиться об интервью и при непосредственном контакте. Последний вариант, пожалуй, наиболее беспроигрышный, так как намеченной «жертве» просто «некуда деться» и приходится принять предложение журналиста, даже дать некие обещания. А это уже половина успеха. Если вам отказывают в интервью из-за того, что собеседнику неизвестно ваше имя, попробуйте сделать себе рекламу: «Я взял интервью у того-то и того-то...». Аргументом же в пользу интервью популярного, но пользующегося дурной славой издания может быть его тиражность: «Ведь нас читают почти 85% горожан...».

Кроме того, во время переговоров о встрече не забудьте взять у собеседника разрешение:

• на фотосъемку,

• на диктофонную запись,

• на разговор с членами семьи.

Время и место интервью. Договариваясь о встрече, назначая время и место, прислушайтесь к пожеланию собеседника. От этих обстоятельств зависит, комфортно ли будет себя чувствовать герой интервью. Поэтому чаще всего встреча назначается на его территории (дома или на рабочем месте) и в удобное для него время. Если собеседник затрудняется с выбором места встречи, предложите ему приехать в редакцию. Бывают ситуации, когда по каким-либо причинам есть смысл повидаться на «нейтральной почве», тогда время и место для интервью определяются в совместном поиске. Если у интервью есть событийный повод, то это диктуют обстоятельства: оно может состояться у трапа самолета, в служебной машине, в кулуарах съезда, на месте происшествия и т.п.

Планируя время, журналист должен учитывать специфику рабочего дня своего героя. Есть люди ранних, «утренних профессий», но есть и те, чей рабочий день фактически не имеет предела, или кто работает больше в вечерние часы. Понятно, что врач или учитель начинает рабочий день рано; министру или члену парламента «трудно выкроить минуточку» в течение рабочего дня; а вот люди богемных профессий — актеры, художники, певцы — только к полудню «продирают глаза». Значит, интервью с последними может затянуться далеко за полночь. На такие встречи не опаздывают. Если вы позвоните в дверь на полчаса позже назначенного времени, считайте, что разочаруете своего героя сразу по нескольким «направлениям» — как неточный, ненадежный, невнимательный и забывчивый человек. А ваши оправдания: «Попал в "пробку"», «Автобуса долго не было», «Не смог поймать такси» — прозвучат как лепет опоздавшего на урок школьника. А уж если вы еще попросите ручку и бумагу для записей, знайте, что первое впечатление о вас наверняка благоприятным не будет. Набирая номер телефона своего героя, надо иметь в виду одно очень важное обстоятельство: никто не обязан вам давать интервью. Даже официальные лица, в обязанности которых входит общение с прессой, имеют право предоставить информацию в письменной форме и не идти на прямой контакт. Поэтому, когда вы договариваетесь о беседе, лучше избегать слова «интервью»: оно звучит слишком официально, лучше сказать: «Не могли бы вы поделиться своими соображениями о...»; «Хотелось бы обсудить ситуацию...»; «Давайте поговорим об этом случае...».

15 Проведение интервью: основные правила интервьюирования

Встреча с собеседником. Приветствие

От того, в каком ключе беседа начнется, зависят её тактика и конечные результаты. В современной разговорной практике выделяются 4 стилистических уровня общения:

· официальный (имя, отчество, на "вы")

· полуофициальный (полное имя, на "вы")

· неофициальный (по имени, на "ты")

· фамильярный (по краткому имени, на "ты")

При выборе стиля общения учитывается по крайней мере два фактора: возраст и социальный статус. Собеседник сам может проявить инициативу, предложить перейти на "ты" или же, если беседа располагает (например, собеседник молод). В общем, лучше ориентироваться по ситуации.

Пример: Урмас Отт попал впросак, обратившись к латышу Марису Лиепе на европейский манер, только по имени. Рижанин предпочел, чтобы его называли подчеркнуто вежливо.

Преамбула интервью. Вводная часть. "Разминка"

Преамбула определяет всю беседу. Преамбула иногда может быть неуместна. По короткому диалогу, перед интервью, журналист должен понять какое настроение у собеседника, спешит он или нет, проявляет ли интерес к беседе, будет ли откровенен.

Верный путь поговорить о том, что интересно герою: необходимо сформировать

дружелюбную, неагрессивную атмосферу. Любая настороженность преодолевается

искренним комплиментом. Поговорите об общих знакомых, интересах, местах отдыха. Универсальный ключ к разговору – домашние животные. Заранее продумать "разминку" невозможно. Можно лишь "завязать узелки".

Правила разминки:

· не затягивать, устранить барьер общения. При появлении признаков спешки или недовольства – переходить к интервью

· придерживаться нейтральных, приятных собеседнику тем

· найти точки пересечения: общие увлечения, знакомые

· не фокусироваться на себе – раскрывать собеседника

· проявить интерес к окружающей обстановке, но без критики

· шутки, смех, если вы уверены в своем чувстве юмора

· комплименты – избегать чрезмерного восхищения, фамильярности

Всё перечисленное поможет создать первое впечатление. (+ правильная одежда)

Стратегия и тактика интервью

Создание определенных условий коммуникации, способствующих достижению

целей обуславливает наличие стратегии. Намерения журналиста и собеседника

не всегда совпадают. Ответственность за выполнение задач интервью несет

журналист.

Основные стратегические приемы интервью – это "подобрать ключ", "почувствовать собеседника", "попасть с ним на одну волну. Для этого необходим, как минимум, один язык (в случае с переводчиком контакт установить сложнее). Также необходимо совпадение кодов общения – поколение, социальный слой. Ключ может быть так и не найден по множеству причин: нежелание делиться информацией, неудачи предшествующего опыта общения с журналистом, отсутствие симпатии, доверия, просто "вредность", подозрительность натуры.

"Крепкие орешки" – официальные лица и их представители

Нельзя проявлять агрессивность – она передается собеседнику. Просто не получится материал. Агрессивности противопоставляют настойчивость, как метод борьбы с неподатливыми собеседниками. Однако и этот метод не всегда гарантирует нужную реакцию собеседника. Журналист должен быть готов к отказу в предоставлении сведений.

Выбор амплуа (т.е. ролевых функций) зависит от обстоятельств, журналист сам выбирает "надевать" какую-нибудь маску или нет. В большинстве случаев, лучше оставаться естественным.

Логика, хронология и импровизация

От того, что спросит журналист зависит то, что ответит собеседник. Но не менее важной составляющей является последовательность задаваемых вопросов. Существуют три стратегических принципа последовательности задаваемых вопросов: хронологический, логический, импровизационный. В первом случае в центре внимания – события, во втором – предметы общественного обсуждения, в третьем – человеческий характер. Последовательность вопросов – крайне важна! Нужно распределить вопросы по их значению:

разминка --> нетрудные фактические --> основные (заставляющие "шевелить мозгами") --> самые главные (жесткие, неприятные) --> заключение (необходимо заранее спланировать сколько времени на интервью пондобится на вопросы (+ говорить только о приятном во избежание плохого осадка)

В главной роли всегда собеседник! Журналист – транслятор!

Завершение

Проверка блокнота. Закончите вовремя. Спросите о приятном. На выходе не теряйте бдительность (может быть самая важная информация), возьмите разрешение на цитирование, спросите есть ли что добавить.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналистика как тип творчества

Этот метод пришел в журналистику к концу х годов прошлого века Он очень широко используется в психологии Метод эксперимент применяется в... Общие черты с методом маски... В обоих случаях Ж выступает инкогнито...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Использование документа в журналистском материале

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Журналистика как тип творчества
Творческо-феноменальное свойство человека, которое проявляется в способности человека создавать объективно и субъективно новые предметы реального мира, при чем новой природы. Объективно не существо

Понятие модели в творческом процессе. Моделирование творческого процесса. Основные модели
Модель – схема, уменьшенная копия изображаемой действительности, которая охватывает связи изображаемой системы. Модель служит для того, чтобы лучше понять моделируемую область в отношении её структ

Тема, как элемент творческого процесса. Источники тем
Общее понятие о способе журналистского творчества Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ дея

Специфика журналистского наблюдения. Разновидности метода наблюдения
наблюдение – важнейший способ сбора информации. То, что данный метод активно используется в журналистской практике обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет в

Специфика документа, как источника информации. Виды документов
Значение документа в нашей жизни возрастает, важно различать документ от источника. Документы могут: 1) Служить самостоятельным источником информации 2) Служить ср-вом пр

Методы анализа документов
Принято различать традиционный и формализованный методы. В группе традиционных выделают: · общие( понимание, интуиция, осмысление) · специальные(юридические, психологичес

Барьеры общения (предметно-логические, психологические). Умение их ослабить
Барьеры общения бывают предметно-логические, психологические. Переход от делового общения к неофициальному бывает очень сложным и противоречивым. Он состоит в преодолении предметно-логичес

Фиксирование информации. Записная книжка журналиста, использование диктофона
Второе звено в «техническом парке» журналиста – средства фиксации информации. Я продолжаю настаивать на том, что основное из них – блокнот. Место которого вовсе не на музейных полках. А представляе

Методы сбора журналистской информации. Общая характеристика
Метод в общем смысле – это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения объекта. Известно, что истинный результат будет получен только прави

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги