рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фиксирование информации. Записная книжка журналиста, использование диктофона

Фиксирование информации. Записная книжка журналиста, использование диктофона - раздел Философия, Журналистика как тип творчества Второе Звено В «Техническом Парке» Журналиста – Средства Фиксации Информации....

Второе звено в «техническом парке» журналиста – средства фиксации информации. Я продолжаю настаивать на том, что основное из них – блокнот. Место которого вовсе не на музейных полках. А представляете, как это было бы здорово? Заходишь на ВВЦ, в павильон «Печать», а там один из стендов... Может быть, даже два... манят к себе пожелтевшими листочками: «Записные книжки Анатолия Аграновского», «Фронтовые блокноты Константина Симонова», «Рабочие тетради Евгения Богата»...

Это и в самом деле было бы здорово. Подобные документы бесценны, и прикоснуться к ним глазом таким острословам, как Вы, в высшей степени полезно. Но я продолжаю настаивать на том, что блокнот для журналиста и сегодня важен не только в этой своей функции. Он должен использоваться наряду с диктофоном, в комплексе с ним. Их «сотрудничество», если на него настроиться, может быть очень продуктивным. В сущности, полная запись процесса общения на магнитную ленту показана только в случаях, когда задуман материал в жанре интервью или когда проводится блиц-опрос, групповое интервьюирование. Во всех прочих ситуациях включать диктофон надо время от времени, по мере того как возникает необходимость дословного сохранения речи партнеров по общению, при этом надо уметь снять у них напряженность, которая может возникнуть как реакция на запись. Не все же так привычны к журналистскому инструментарию, как политики или артисты. Значит, здесь тоже нужна продуманная тактика.

Ну, а если человек принципиально не хочет, чтобы его записывали, а журналисту это надо? Допустим, когда имеешь дело с конфликтной ситуацией или занимаешься расследованием.

При изучении конфликтной ситуации, когда Вам приходится беседовать с людьми в условиях конфронтации «сторон», надо стремиться работать в нормальном режиме, который задается правовыми и этическими нормативами, но тактику записи беседы – так же, впрочем, как и тактику самой беседы, – стоит разрабатывать заранее и тщательнейшим образом.

А вот когда дело требует расследования, когда есть предположение, что, удалось «выйти на след» серьезного правонарушения или угрозы общественному спокойствию, – тут возможны необычные решения, ответственность за которые берет на себя журналист.

Можно провести и скрытую запись, если существуют к тому серьезные показания.

Смысл диктофонной записи когда-то есть, когда-то нет. Надо решать самостоятельно, в зависимости от задачи и срочности работы. Дело в том, что для качественной подготовки материала требуется расшифровка диктофонных записей, а это пока еще весьма длительный и трудоемкий процесс. Потому нередко журналисты идут по легкому пути: прослушивают запись и на слух выбирают для публикации фрагменты, которые показались заслуживающими внимания. Иногда даже передают текст приблизительно. В результате возникают и ошибки, и неточная расстановка акцентов...

При записи в блокнот таких «ляпов» может быть еще больше! Но диктофон и появился для того, чтобы снять эту проблему. Зачем же с его помощью ее усугублять? Смотрите, как просто она решается: ход мероприятия и краткое содержание речей фиксируются в блокноте, а выступления, которые заинтересовали особо, пишутся на диктофон.

Всегда резонно заносить в блокнот имена, фамилии, названия, цифры (предварительно их проверив, конечно). Результатам наблюдения – во всяком случае «опорным деталям» увиденного – тоже место в блокноте.

Путевые заметки; идеи, неожиданно пришедшие в голову, осенившие вдруг догадки; размышления, требующие развития; опережающая информация о предстоящих событиях – подобные записи также удобнее хранить в компактном блокноте, который в любых условиях можно перелистать и пополнить. Короче говоря, блокнот побуждает думать – и этим надо дорожить.

Наконец, в блокнотах стоит вести и опись диктофонных кассет с кратким изложением их содержимого.

Естественно, при этом предполагается, что у журналиста всегда должен быть в полном порядке набор ручек – неизменных спутниц блокнота.

Сегодня в нашей профессиональной среде в ходу электронные блокноты. Помимо фиксирования оперативных сведений они дают возможность создания и компактной проблемно-тематической картотеки, и картотеки документов, и картотеки деловых связей. Но это уже особая тема разговора, потому что электронный блокнот – не что иное, как мини-компьютер, а отношения с «компьютерным миром» для нас – сфера чрезвычайной важности: они обернулись новой страницей не только в производстве массовых информационных потоков, но и в развитии способа журналистского творчества.

22. Выбор заголовка и его роль в журналистском произведении. Виды заголовков(По М.Шостак).

Газетный или журнальный заголовок призван выполнять несколько функций:

- номинативную (вычленяет и называет),

- коммуникативную (информирует, называет, сообщает),

- рекламно-целевую (рекламировать текст-товар).

Заголовок фиксирует внимание на наиболее важных моментах, призывая и побуждая читателя познакомиться с текстом.

Заголовок свидетельствует о:

- материале и об авторе, его отношении к факту,

- концепции издания, его направленности и аудитории.

Принцип организации заголовков.

Шостак утверждает, что для кратких новостей характерны заголовки, представляющие собой часть лида, указывающие на основную новость:

- повествовательный заголовок. Используется для информации, ктр в силу оперативности отличается большой значимостью. Прямой метод подачи.

- заголовок-констатация. Исчерпывающая фраза – хедлайн, использует форму суммарного лида. Может состоять из 2-3 предложений.

- заголовок – резюме/комментирующий заголовок.

- составной заголовок.

- заголовок – парадокс . Побуждает любопытство и шокирует читателя. Чаще всего за ним следует обыденный, неинтересный материал.

- заголовок – интрига. Зазывает.

- заголовок – цитата.

- заголовок – обращение/заголовок-призыв.

по знакам препинания:

- заголовок – восклицание. Передает раздражение и гнев.

- заголовок – вопрос. Заставляет читателя разобраться в теме.

- заголовок «с продолжением». Используется многоточие.

- заголовок с двоеточием. Выглядит энергично и впечатляюще.

игровой заголовок:

- повышение экспрессии (аллегория, игра слов),

- стихотворный заголовок,

- стилизация под научное определение.

23.Приёмы, снимающие психологическое напряжение, возникшие в начале интервью

Преамбула любого интервью (ее называют на спортивный манер также разминкой) выполняет стратегическую задачу установления контакта между журналистом и собеседником, взаимного поиска «общего языка». Всмотримся более пристально в преамбулу беседы — бессмысленную, казалось бы, болтовню. Если это «разговор ни о чем», то каков его смысл? А если разминка перед сражением — из чего она состоит и какие задачи решает? (это было из Лукиной)

1. "Давайте попробуем? Если не получится, мы можем прервать интервью"

2. Прием переключения внимания на тему, не имеющую отношения к интервью (о фильме, о выходных). При этом следует знать о хобби интервьюируемого.

3. Установление контакта с женщиной: охотно поговорить о детях (необходимо иметь достоверную информацию о детях).

4. Если выдана эксклюзивная информация, но собеседник просит вас не печатать ее, то надо определить, является ли она социально значимой. Далее нужно руководствоваться своими морально-этическими нормами.

5. В начале разговора надо максимально устранить все возможные барьеры общения, однако «разминка» не должна быть затянутой. Внимательно наблюдайте за собеседником и при появлении знаков нетерпения или спешки переходите непосредственно к теме интервью.

6. Найти точки пересечения интересов: общие увлечения, общие знакомые.

7. Проявить интерес к окружающей обстановке, но избегать критических замечаний и советов по ее поводу.

8. Снять напряжение помогает смех. Уместны шутки, анекдоты, но только в том случае, если есть уверенность в собственном вкусе и чувство меры. Если ваш собеседник не обладает чувством юмора, ваши усилия могут погубить дело.

9. Расположить человека помогают комплименты. При этом надо избегать чрезмерного, тем более неискреннего восхищения — оно всегда бросается в глаза. Сдержанная, умеренная похвала всегда предпочтительнее. (последние пять - опять же Лукина, если что)

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналистика как тип творчества

Этот метод пришел в журналистику к концу х годов прошлого века Он очень широко используется в психологии Метод эксперимент применяется в... Общие черты с методом маски... В обоих случаях Ж выступает инкогнито...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фиксирование информации. Записная книжка журналиста, использование диктофона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Журналистика как тип творчества
Творческо-феноменальное свойство человека, которое проявляется в способности человека создавать объективно и субъективно новые предметы реального мира, при чем новой природы. Объективно не существо

Понятие модели в творческом процессе. Моделирование творческого процесса. Основные модели
Модель – схема, уменьшенная копия изображаемой действительности, которая охватывает связи изображаемой системы. Модель служит для того, чтобы лучше понять моделируемую область в отношении её структ

Тема, как элемент творческого процесса. Источники тем
Общее понятие о способе журналистского творчества Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ дея

Специфика журналистского наблюдения. Разновидности метода наблюдения
наблюдение – важнейший способ сбора информации. То, что данный метод активно используется в журналистской практике обусловлено рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет в

Специфика документа, как источника информации. Виды документов
Значение документа в нашей жизни возрастает, важно различать документ от источника. Документы могут: 1) Служить самостоятельным источником информации 2) Служить ср-вом пр

Методы анализа документов
Принято различать традиционный и формализованный методы. В группе традиционных выделают: · общие( понимание, интуиция, осмысление) · специальные(юридические, психологичес

Использование документа в журналистском материале
В связи и разнообразием целей обращения к документам, различен и характер использования содержащихся в них сведений. От извлечения только фактов до сугубого интереса к оценкам и мнениям различна и

Барьеры общения (предметно-логические, психологические). Умение их ослабить
Барьеры общения бывают предметно-логические, психологические. Переход от делового общения к неофициальному бывает очень сложным и противоречивым. Он состоит в преодолении предметно-логичес

Методы сбора журналистской информации. Общая характеристика
Метод в общем смысле – это форма практического и теоретического освоения действительности, исходящая из закономерностей движения объекта. Известно, что истинный результат будет получен только прави

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги