Реферат Курсовая Конспект
Тема 1. Социология как наука. Введение в социологию - раздел Философия, Тема 1. Социология Как Наука. Введение В Социологию. ...
|
Тема 1. Социология как наука. Введение в социологию.
Понятие личности.
Личность– особое, социальное качество индивида, приобретаемое им в процессе жизни по мере развития его связей с субъектами социальных отношений (личностями, группами, общностями, институтами), социальный опыт индивида. Особенность социального качества заключается в том, что оно носит не субстратный, а отношенческий характер: личностные качества индивида возникают (формируются) как опыт отношений с людьми, как память об этих отношениях.
Поведение личности характеризуется двумя атрибутивными, социальными по природе характеристиками: мотивированностью и коммуникативностью.
Теория аномии как социологический вариант объяснения девиантного поведения.
Аномия – такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним равнодушно или негативно, происходит релятивизация норм, что является социокультурным фоном возникновения девиантного поведения.
Основной тезис теории: девиантное поведение – симптом социальной дезинтеграции, ситуация, когда нормы утрачивают свою регулятивную функцию. Уровень девиантного поведения обратно пропорционален степени социальной интеграции.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ ПОНИМАНИЯ АНОМИИ.
· Э. Дюркгейм. Аномия – «безнормность», результат перехода от «традиционного» общества к «модернистскому». Переход приводит к разрушению сложившихся (традиционных) механизмов социального контроля.
В традиционном обществе конкретным группам и социальным слоям ставились конкретные и чётко фиксированные задачи. Каждый понимал, что от него ждут и каково его место. Это позволяло ощущать свою жизнь осмысленной внутри узкого замкнутого сообщества. Для каждого слоя была задана своя нормативность и своя норма потребления социальных благ.
Модернистское общество основано на индивидуальном выборе видов и объёме функций, предполагает личностно-сознательное принятие на себя обязательств и ответственности. При этом свои потребности и интересы определяет сама личность. Происходит разрыв между желаниями и обязательствами. К тому же уровень потребления нормативно не определён. Не наработаны механизмы контроля социальных притязаний и санкции за невыполнение обязательств. В предельном случае возникает ситуация, когда «всё позволено». К тому же не ясны социальные обязательства: кто, кому, что и в каком объёме должен? Не ясен и механизм социального вознаграждения. Возможности быстрого и радикального изменения социального положения (даже потенциальные) приводят к усилению динамики потребностей и интересов, которая опережает наработку социально приемлемых способов их реализации и, в конечном счёте, приводит к неудовлетворённости жизнью, желанию её изменить любой ценой, либо даже отказаться от неё.
· Р. Мертон. Аномия – конфликт норм, несогласованность между культурно предписанными целями и средствами (возможностями) их достижения.
Социальные факторы девиантного поведения:
Ö Отсутствие законных, институциональных средств достижения целей;
Ö Недоступность средств для достижения целей.
Ö Социокультурные особенности западной цивилизации, порождающие честолюбие, соперничество, амбициозность (гордыня, зависть, разочарование).
Р.Мертон пишет: "Наша идеология равенства косвенно отрицает существование неконкурирующих индивидов и групп в погоне за денежным успехом. Напротив, все имеют одинаковые символы успеха. Цели не связываются классовыми границами и могут выходить за их пределы. А существующий социальный порядок накладывает классовые ограничения на их доступность. Вот почему основная американская добродетель, "честолюбие", превращается в главный американский порок - "отклоняющееся поведение"».
ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ В СИТУАЦИИ АНОМИИ.
Цель | Средства | Формы поведения |
+ | + | Конформизм: принятие целей и средств |
+ | _ | Инновация: принятие новых целей и отрицание старых средств (способов) жизнедеятельности |
_ | + | Ритуализм: отсутствие целей при сохранении старых средств (способов) жизнедеятельности |
_ | _ | Ретритизм (эскапизм): отсутствие целей и средств |
_ + | _ + | Мятеж (бунт): отрицание существующих целей и средств с заменой их новыми |
4.4.Закономерности возникновения и протекания девиации:
· Общей основой возникновения девиации является степень социальных различий, а не уровень удовлетворения потребностей; девиантное поведение возникает в ситуации неблагоприятного социального сравнения.
· Другой основа - социальная неустроенность – несоответствие свойств личности (способностей,уровня развития, социальных претензий и др.) занимаемой социальной позиции. Последняя может быть «ниже» возможностей личности и тогда – бунт, ретритизм, инновация; или – «выше» (напр. посредственность на высокой должности) и тогда – ритуализм.
· Стигматизация – укоренение девиации в результате подавления нежелательных форм поведения силовыми, институциональными методами. В этой связи следует помнить, что помимо институциональной формы социального контроля существуют: внутренний – интернализация положительных норм и ценностей; групповой – идентификация с референтной законопослушной группой; косвенный – через расширения доступности разнообразных способов достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным и аморальным.
· Реакция девианта на социальное давление различается в зависимости от агента стигматизации; эффективность социального контроля увеличивается в следующем порядке: социальный институт, общественное мнение, референтная группа.
· Девиация может быть и позитивной, направленной на социальное творчество и инновации.
Раздел 2. Концепции социальной структуры. Макросоциология.
Тема 5. Основные вопросы и понятия теории социальной структуры.
Основной вопрос теории социальной структуры.
Фундаментальными вопросами социального бытия, т.е. сосуществования людей друг с другом, являются вопросы, связанные с социальным неравенством, успешностью социального взаимодействия и социального продвижения, перспективными формами и механизмами социального взаимодействия.
Исходным фактом, с попыткой осмысления которого начинается социология, является факт социального неравенства, который далеко не исчерпывается материально-экономическим, а включает в себя «неравномерное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества». (П.Сорокин). Структурированное неравенство является неотъемлемой характеристикой любого общества. Вопрос: от чего зависит положение человека в социальном пространстве?
Статус. Группа. Социальный институт. Социальная структура.
Тема 7. Элитаристская концепция социальной структуры.
Элита – наиболее способные, деятельные, активные, инициативные люди.
Тема 8. Стратификационная концепция.
Основные понятия.
♣ Стратификация – познавательная процедура, суть которой – выделение и ранжирование групп в соответствии с представлениями о полезности и важности их функциональной роли и их вклада в функционирование всего общества. Основания стратификации (значимые признаки СД) исторически и территориально изменчивы: они различны в разных обществах. Однако социологи пытаются найти инвариантную стратификационную схему. В качестве инварианта предлагают следующую систему координат: доход, власть, образование, престиж.
♣ Стратификационный профиль - это графическое выражение положения индивидуальных статусов на шкалах стратификации. Противоречие в статусном наборе одного человека - статусная несовместимости. Если такие случаи становятся статистически значимыми, то статусная несовместимость превращается в стратификационную несовместимость, которая вызывает чувство социального дискомфорта значительных масс населения, социальные конфликты и рост социальной напряжённости.
♣ Профиль стратификации – это графическое выражение процентных долей классов в составе населения. Считается, что для развитых стран доля среднего класса составляет 60-70 %.
♣ Страта– совокупность людей приблизительно одинакового статуса, для которых характерен общий образ жизни, социокультурные стандарты поведения, мотивационные установки. Представителей одной страты эмпирически объединяет примерно одинаковый образ жизни, стиль жизни, одинаковые модели поведения, языковые стандарты и др.
Тема 9. Символическая концепция социальной структуры.
Тема 10. Маргинальность как характеристика социальной структуры.
Содержание понятия.
Термин введён в социологию американским социологом Р.Парком во вт. п. 20-х гг.XX в. для обозначения социально-психологических особенностей сознания и поведения мигрантов и национальных меньшинств. Он полагал, что маргинальная личность - это «культурный гибрид, человек, живущий и внутренне принадлежащий в своей культурной жизни и традициях к двум различным народам или социальным группам. Это человек на грани двух культур и двух обществ...» В настоящий момент понятие приобрело весьма расширительное значение и используется для обозначения социального положения, особенностей сознания и поведения личностей и групп, находящихся за рамками характерных для данного общества основных структурных подразделений (margo с лат. – межа, граница). Наиболее распространённым является определение Т. Шибутани: люди считаются маргинальными тогда, когда «они находятся на границе между двумя или более социальными мирами, но не входят полностью ни в один из них».
Теоретическое содержание понятия развивается и уточняется, поэтому термин употребляется во множестве смысловых контекстов.
· Философский: маргинальность как ценностно-смысловая «пограничность». Понятие «маргинальность» выражает здесь определённое состояние души - процесс преодоления предела возможного.
· Политологический: маргинальность как характеристика объёма политических прав социальных групп. Маргиналы – это те, кто отстранены от процесса принятия решений.
· Социально-экономическое: маргинальность как «незанятость», как ситуация «не при деле». Маргиналы – безработные.
· Социально-психологическое: маргинальность как такое состояние личностного самосознания, для которого характерна размытая идентичность, неопределённости норм поведения. Маргинальная личность – индивид, который интериоризовал ценности двух и более конфликтующих социокультурных систем и испытывающий затруднения в выборе моделей поведения в конкретных социальных ситуациях (Э.Стоунквист)
· Социологическое: маргинальность как характеристика положения человека в социокультурном пространстве. Термин «маргинальность» используется социологами для обозначения специфических особенностей социальной ситуации и группы. Маргинальные ситуации понимаются как макросоциальные, возникающие как результат изменения социальной структуры в целом.
Ø Маргинальная ситуация – совокупность социо-структурных и социо-культурных условий, при которых личность находится на границе между двумя и более социальными общностями и не чувствует себя полноправным членом ни одной из них и затрудняется в выборе моделей поведения.
Ø Маргинальная группа – совокупность людей, у которых возникли затруднения с идентификацией по традиционным для данного общества статусным позициям или нормам поведения в силу их утраты или непринятия.
Ø Маргинальная личность – личность, утратившая иили отвергнувшая прежнее социальное положение иили нормы поведения и не принявшая новые.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, или его отчуждением от группы, которая его отторгает как отступника.
Формы маргинализации:
· Десоциализация (люмпенизация): перемещение на дно общества, утрата прав и обязанностей, снижение интеллектуального и жизненного уровня (напр. нищие, бродяги, бомжи); традиционные маргиналы;
· Ресоциализация: утрата прежних социальных функций и социального положения при сохранении интеллектуального и профессионального потенциала (возможно и высокого уровня жизни); это – «новые маргиналы»: люди, по разным причинам не нашедшие себя в новых условиях.
Пути в маргинальную ситуацию:
· Добровольный разрыв всех традиционных связей и создание своего собственного, совершенно иного мира;
· Вытеснение (или насильственный выброс) за пределы активной жизни и законности.
Для современного общества, в том числе и российского более серьёзной проблемой являются «новые маргиналы»: во-первых, их становится всё больше, во-вторых, они обладают значительной потенциальной социальной энергией, которая рано или поздно проявиться, если не в позитивной, то в негативной форме.
– Конец работы –
Используемые теги: Тема, Социология, наука, Введение, социологию0.086
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 1. Социология как наука. Введение в социологию
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов