рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ - раздел Философия, Импровизация Как Свободная Творчес...

ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

2. Фазы творчества. 3. Составляющие творческого процесса и приёмы их развития на уроках музыки. … 4. Мышление как психологическое понятие. Операции мышления.

Протоинтонационный, 1 класс.

Главная задача – накопление музыкального опыта ребёнка. Ребята усваивают общий характер звучания музыки и не могут выделить отдельные его элементы. При изменении темпа, регистра, динамики дети не узнают знакомое произведение.

Интонационный, музыкально-речевой 2 – 3 классы.

Главная задача – овладение операциями анализа. На этом уровне дети выделяют элементы музыкальной речи и создают с их помощью музыкальные образы. Вводятся названия регистров, нот звукоряда, длительностей звуков, динамические оттенки, тембр.

3. Композиционный 4 – 5 классы.

Главная задача – научить процессу синтеза, создание музыкального образа и целостное его восприятие. Как сочинить из интонаций целостный музыкальный образ. Развить чувство формы, которое основано на операциях музыкального мышления.

Концептуальный 6 – 7 классы.

Этот уровень характеризуется развитием способности самостоятельной интерпретации музыкальных образов, формированием своего собственного взгляда на мир, выработкой своей личной позиции в искусстве, художественной оценки музыкальных явлений, самостоятельным открытием духовных ценностей в музыке.

 

Развитие составляющих творческого процесса в ходе музыкального воспитания:

Психолого–физиологические составляющие креативности (творчества) Умения и навыки учащихся, сформированные к концу обучения Приёмы, развивающие творческие способности
Цельность восприятия 1. Учащиеся должны уметь целостно воспринимать музыкальное произведение; 2. Находить яркие оригинальные образы в услышанном произведении; 3. Уметь ассоциировать услышанный музыкальный образ на язык других видов искусства (литературы, живописи, танца); 4. Иметь целостные представления о музыкальных стилях, направлениях, творчестве композитора. Уметь выражать их в конкретных или абстрактных образах рисунках. 1. «Творческая мастерская» 2. «Художники–декораторы»
Оригинальность мышления 1. Уметь внутренне «переинтонировать» услышанное в музыке образы музыкального произведения на конкретное или абстрактное его выражение в другом виде искусства (танец, литература, живопись, пантомима); 2. Уметь выразительно, красиво, оригинально передавать музыкальные образы в процессе дирижирования своим пением, отдельным фрагментом музыкального произведения или пением хора (класса). 1. Перевод музыки на язык другого вида искусства 2. Экспрессивное выражение собственного эмоционального состояния, возникшего в процессе прослушивания музыкального произведения, в мимике и жестах (рисунке) 3. Дирижирование
Гибкость, вариативность мышления 1. Уметь быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому; 2. Уметь быстро и легко находить цветовые гаммы для передачи музыкально-образных характеристик, используя как можно более широкий спектр речевых возможностей; 3. Уметь выражать замысел музыкального произведения через абстрактно-цветовое решение. 1. «Литературно-музыкальная палитра» 2. Ситуация: «Я – сочинитель»
Готовность памяти 1. Определение названия и автора произведения; 2. Узнавать по стилю музыкального произведения композитора или круг предполагаемых композиторов, похожих по стилистическим особенностям, при условии, что музыка слушается впервые; 3. Уметь быстро и точно воспроизводить нужную информацию. «Ассоциативные сети»
Лёгкость генерирования идей Уметь выдвигать большое количество разнообразных версий – идей по одному вопросу или заданию «Мозговой штурм»
Сближение понятий 1. Учащиеся должны иметь большой диапазон ассоциативных связей; 2. Находить самостоятельную логику, связывающую воедино подчас разные понятия; 3. Уметь совершать логический переход от одного понятия к другому в три – четыре промежуточных логико-ассоциативно связанных слова; 4. Находить ассоциативные понятия к исходному слову, причём круг поиска должен быть широк и многообразен. 1. «Найди пропущенное слово» 2. «Найди ненужное слово» 3. Ассоциативные гроздья» 4. Логико-ассоциативная цепочка
Работа подсознания 1. Уметь интуитивно выстроить структуру музыкального произведения, состоящего из нескольких частей, а также уметь объяснить предполагаемую структуру; 2. Уметь точно находить ассоциативные связи прослушанных музыкальных образов с жизнью; 3. Уметь интуитивно предсказывать цепь событий, связывающих музыкальное произведение, чтобы определить образ недостающей части (преднамеренно пропущенной педагогом). Творческое комбинирование (конструирование); восстановление целого и частей; определение недостающего звена для воссоздания целого
Способность к открытию. Парадоксальность мышления 1. Уметь открывать в каждом соприкосновении с музыкальным произведением новые, оригинальные образы, новые выразительные возможности средств музыкальной выразительности; 2. Уметь вслушиваться в тончайшие оттенки музыкально произведения, улавливать тончайшие детали музыкального образа с целью выявления и объяснения парадоксальных подчас его деталей; 3. Уметь определять прототипы музыкальных произведений: предметы, явления, окружающие композитора на момент сочинения им данного произведения; 4. Уметь управлять своим творческим самочувствием, научиться образному видению слова: ощущать, открывать новый замысел в давно знакомых словах. 1. Поиск художественной ассоциации 2. Выявление парадокса 3. Ситуация «Я – психолог» 4. Способность к открытию образного видения слова
Способность к рефлексии 1. Уметь объективно оценивать себя и своих одноклассников; 2. Пользоваться десятибалльной шкалой оценивания с применением дополнительных уровней объективности – плюсов и минусов; 3. Выявлять, объяснять, приводить доводы, делать самостоятельные выводы; 4. Уметь давать художественную оценку произведению. 1. Самооценка 2. Взаимооценка 3. Экспертная оценка 4. Художественно-эстетическая оценка музыки    
Воображение или фантазия 1. Создавать на основе изученных средств музыкальной выразительности импровизированные комбинации 2. Уметь моделировать логически как дальнейшее развитие сюжетной линии музыкального произведения, так и музыкальные средства её выразительности 3. Легко, без предварительной подготовки импровизировать любые ладо - ритмические, формообразующие, темброво-динамические комбинации 1. Импровизация путём комбинирования отдельных средств музыкальной выразительности: а) формы; б) ритмического рисунка; в) лада; г) звуковысотности; д) темпа; е) динамики 2. Моделирование заключительного звена

 

Методы развития музыкального мышления: инсценирование, анализ, проблемные ситуации, подбор цветовых, изобразительных ассоциаций, поиск выразительных движений, красок, словесная, пластическая, вокальная, инструментальная импровизации.

На уроках музыки в общеобразовательной школе применяются следующие виды художественно-педагогического анализа:

§ анализ всех средств музыкальной выразительности (динамический, ритмический, тембровый, фактурный, тональный), анализ формы;

§ исполнительский,

§ культурологический анализ (рассматривается отражение в произведении эпохи, страны, личности композитора),

§ интонационно-смысловой (большое внимание уделяется интонационно-структурной стороне музыки, её тематическому зерну, её основным интонациям),

§ феноменологический анализ (каждый человек слышит и осознаёт в музыке что-то своё и здесь идёт опора на анализ понимания произведения, выражение своего, субъективного отношения к нему),

§ сравнительный анализ (упор делается на выявление сходства или различия в содержании двух или нескольких художественных произведений в процессе их сопоставления).

§ ценностный анализ определяет, о чём рассказывает музыка, что она выражает. В нём преобладает внутреннее отношение к произведению и взаимодействие ценностного мира личности с ценностным потенциалом музыки.

Самый доступный для детей вид музыкального творчества – импровизация – (от лат. неожиданный) – древний тип музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит во время её исполнения. Импровизации могут быть:

Речевые импровизации:

ü поиск эмоционально-образных определений характера и настроения музыки и передача их смыслового значения в соответствующем выразительном тоне: радостно, тревожно и т.д.;

ü сочинение окончаний к стихотворным строкам, какими интонациями можно раскрасить стихотворение;

ü сочинение сказок;

ü сочинение текста на предложенную мелодию;

ü написание сочинений;

ü Литературно-музыкальные композиции;

Пластические импровизации:

ü Свободное дирижирование;

ü Пластические этюды – игры «Зеркало», «Море» и т.д.

ü Имитация игры на инструментах.

Изобразительные импровизации:

ü Рисование под музыку, лепка персонажей;

ü Создание костюмов, декораций;

ü Подбор цветов, фигур, картин.

Инструментальные импровизации:

ü Подбор соответствующих характеру музыки инструментального аккомпанемента;

ü Сочинение ритмического аккомпанемента;

ü Рисование звуковых картин;

ü Озвучивание картин и стихотворений;

Вокальные импровизации:

ü Свободное рисование голосом, кластер, глиссандо;

ü Озвучивание имён;

ü «Музыкальный диалог»;

ü Завершение мелодии;

ü Сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив;

ü Импровизация на стихотворный текст (или прозу);

ü Инсценирование песен и сказок;

Вокальная ритмо-мелодическая импровизация нацелена на создание учащимися мелодии. Основа для неё поэтический текст. Весь процесс импровизации проходит в несколько этапов:

I ЭТАП – выразительное чтение поэтического текста и выбор характера будущей мелодии, её темпа, жанровой основы, лада, направления звуковысотного движения.

II ЭТАП – ритмизация стихотворных строк на основе их выразительного чтения и исполнения ритма звучащими жестами (опрос происходит «в цепочку»); выбор наиболее интересных и точных ритмических рисунков, запись выбранного вне нотоносца (либо выкладывание ритмическими карточками).

III ЭТАП – каждый учащийся импровизирует мелодические рисунки в найденном ритме. Выбирается лучшая либо составляется общая из разных фрагментов, записывается на нотоносце.

IV ЭТАП – можно сочинить к песне ритмический и инструментальный аккомпанемент, вступление и заключение.

V ЭТАП – исполнение песни полностью.

Творчество ребёнка на уроках музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности, в самостоятельной позиции ребёнка, его сознательном выборе, не просто воспроизведении, но и создании нового, самостоятельном открытии чего-то ранее им неизвестного. Ценность для педагога в творческой деятельности ребёнка не её результат, а сам процесс рождения нового, необычного, собственного. Это позволяет учителю проследить ход мысли ребёнка и оценить уровень развития его музыкального мышления.

 

– Конец работы –

Используемые теги: импровизация, свободная, Творческая, деятельность, учащихся0.079

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИМПРОВИЗАЦИЯ КАК СВОБОДНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Дисциплина: Фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста
Тенденции современной белорусской фотожурналистики Фотожурналистика... Основные принципы фотожурналистики и их реализация в современных СМИ...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках "Технология швейного производства"
Введение. 1. Теоретическая часть работы. 1. Психолого-педагогические проблемы по обозначенной теме. 2. Практическая часть. 1. Разработка… Список используемой литературы. Приложение.Руководитель работы Консультант по…

Деятельность творческого объединения "Бубновый валет" (художников – авангардистов)
Одни намекали, что выставка не открывается так долго, потому что ее запретил градоначальник ввиду пресечения азартных игр, другие острили Славны… Кто-то из сочувствующих объяснил, что бубновая масть обозначает страсть, а… Это наименование казалось в те времена настолько неприличным, что хозяева здания Экономического общества офицеров…

Формирование познавательной активности учащихся через исследовательскую деятельность
Эксперименты и опыты должны быть систематическими, планомерными, а как цель работы - четко сформулированными, при проведении работ необходимо вести… Название темы исследования должно быть четким и ясным. Например: ученикам 6-го… С итогами работы выступали на научно-исследовательской конференции проходившей в нашей школе.Ученица 10 класса Чернова…

Социально-педагогическая деятельность по формированию здорового образа жизни среди учащихся
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. По данным Министерства образования Российской Федерации за 1996 г 87 %… Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи,…

Развитие творческих способностей учащихся
Подавляющее большинство задач о пространственных формах и количественных отношениях реального мира сводится к решению различных видов уравнений и… Овладевая способами их решения, мы находим ответы на различные вопросы из… Проблема организации устного опроса является актуальной для учителей всех школьных предметов, в том числе и для…

Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на занятиях декоративно-прикладного искусства
Люди издавна научились работать с кожей. Первая одежда была из шкур животных, намного позже человек оделся в шерсть,… Первое орудие человека, воинские доспехи, колчаны для стрел, конская упряжь, жилища, также как и пергамент, на котором…

Биография и творческая деятельность Оноре де Бальзака
Отец писателя Бернар Франсуа Бальсса (которые впоследсвтии изменил свою фамилию на Бальзак) был выходцем из богатой крестьянской семьи, он служил… Многие исследователи полагают, что внимание Бальзака-романиста к проблемам… В юности он работал у нотариуса, готовясь стать либо нотариусом, либо поверенным.

Методы ядерной геохронологии. Геологическая деятельность подземных вод. Геологическая деятельность ледников
Удаление частиц почвы или верхнего слоя коры выветривания талой либо дождевой водой стекающей по склону в виде более или менее сплошной пелены... Методы определения абсолютного... Метод ленточных глин основан на явлении изменения состава осадков которые отлагаются в спокойном водном бассейне...

Жизненный и творческий путь Фредерика Шопена
Трудно сказать, что заставило его покинуть Францию, но в Польше он нашел новую родину и принимал горячее участие в ее судьбе. Николай Шопен вместе с… Человек широкого умственного кругозора и образования, он занялся… Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Реализм, как творческий метод Замечательная систематизация историко-литературных фактов даже без их серьезного генетического объяснения имела немаловажное значение. Но, конечно,… Впрочем, такой протест против концепции позитивистского детерминизма порождал… В целом, конечно, и эти направления имели своим методологическим фундаментом философско-эстетический позитивизм; они…
  • ВЕЛИКИЙ РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ (жизнь и деятельность). Будучи автором пламенных гражданских стихов, горячо откликаясь на жгучие вопросы современности, Пушкин всегда оставался «художником», облекая свои… Ей, своей няне, Пушкин впоследствии посвятил прекрасные строки: Подруга дней… Вот, например, что Пушкин написал о Дельвинге: Дай руку, Дельвинг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под…
  • Культурно-досуговая деятельность на Руси Я выбрала эту тему для того, чтобы лучше узнать историю развития досуга населения России. Увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней… Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым… На самом деле, в понятие "досуг" мы вкладываем несколько иное содержание: это сфера свободного, нерегламентированного…
  • Деятельность художников передвижников В настоящее время, когда уровень современной культуры оставляет желать лучшего, когда люди слишком быстро меняют свои идеалы, принципы и вкусы,… При исследовании интересующей проблемы автор опирался на работы отечественной… Так или иначе, тема передвижничества рассматривалась с момента ее официального утверждения.К данному периоду относятся…
  • Предпринимательская деятельность в России Особенностью развития предпринимательства и рыночного хозяйства в России являлась пора не столько на экономические, сколько на административные… При этом оно опиралось на мощную финансовую систему во главе с Госбанком и… Поэтому лицам, отдавщим предпочтение такой форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно простого…