Распространение педагогических идей во Франции и других странах центральной Европы

 

Идеи Возрождения из Италии проникают в соседнюю Францию. Парижский университет становится важным очагом идей гуманизма Возрождения. Отсюда эти идеи распространяются на центральную и северную Европу. Среди представителей французского Возрождения, повлиявших на развитие педагогической мысли и школьной практики выделяются Гюйом Бюде (1468- 1540), Пъер Рамус (1515- 1572), Франсуа Рабле ( 1494 –1553) и Мишель Монтень ( 1533- 1592).

Гюйом Бюде и Пъер Рамус выступали с инициативой пересмотреть программу образования. Так Бюде связывал содержание обучения с экономической и политической жизнью страны, предлагал использовать изучение классических языков для извлечения уроков нравственности. Обновленную программу научно- реального образования составил Пьер Рамус. Его перу принадлежат школьные учебники по древним и новым европейским языкам.7

Ф. Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность и неэффективность обучения в школе. С откровенным презрением он писал о догматическом изучении религиозных текстов.

Гаргатюа – герой одноименного романа Рабле забывает как ненужный хлам все, чему его учили богословы. Воспитатель печется о том, чтоб сделать из Гаргантюа сильного, разносторонне воспитанного и разностороннего человека. Чтение служит пищей поучительных бесед. Гаргантюа изучает латынь, арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Делается это в игровой форме, например, счету Гаргантюа учится играя в карты. Умственные занятия чередуются с играми, физическими упражнениями на воздухе, гимнастикой.8

Мишель Монтень в своем основном труде «Опыты» рассматривает человека как наивысшую ценность. Он верит в неисчерпаемые человеческие возможности, относясь с большой долей скептицизма к божественному провидению. По меткому замечанию Французского историка педагогики Ж. Шампо, Монтень « предпочитает снять перед Богом шляпу, но не становиться на колени». Монтень видит в ребенке не уменьшенную копию взрослого, как это считалось в средневековой педагогике, а особое природное индивидуальное существо. Ребенок от рождения обладает первозданной чистотой, которую в дальнейшем « разъедает общество». По суждениям Монтеня, ребенок превращается в личность не только благодаря полученным знаниям, сколько развив способность критических суждений.

Подвергая резкой критике средневековую школу, он образно писал, что это «настоящая тюрьма», откуда слышны крики терзаемых детей и опьяненных гневом учителей. Зло и метко осуждал Монтень гипертрофированное словесное обучение « трубят в трубы,будто воду льют». По убеждению Монтеня, традиционное обучение приносит мало пользы : «Большая часть наук, которыми мы занимаемся, не приложимы к делу».

Размышляя каким должны быть воспитание и обучение Монтень советовал, чтоб « больше говорил ученик и больше слушал учитель».9

Из Италии и Франции педагогическое движение гуманистов Возрождения перекинулось в остальные страны Европы : Эразм Роттердамский ( 1467- 1536). Хуан Луис Вивес (1492-1540), Иоганн вессель (1420-1489), Рудольф Агрикола (1445-1485), Александр Гемус (1468-1498) и др.

Каждый из указанных деятелей оставил след в истории школы и педагогики. Так, Агрикола, впоследствии прозванный «наставником Германии», воспитал немало учеников, которые создали школы в германских государствах и на севере Европы.

Один из властителей дум Возрождения Эразм Роттердамский в сатирическом сочинении « Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества –невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.

Эразм писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни : « Воспитание начинается с колыбели в привлекательном виде для приобщения ребенка к добродетелям и знаниям с раннего возраста». Целесообразно « насаждать образование, особенно изучение языков». Программа обучения не должна излишне обременять учащихся, ибо тем самым отбивает желание учиться.