Концепции социального действия и социального пространства П.Бурдье

Противоречивое единство социального мира по-своему попытался выразить и французский исследователь П.Бурдье (1930). Причем эту противоречивость П.Бурдье стремится выразить через сочетание физического и социального (символического) пространства, а в рамках последнего через сочетание позиций (т.е. места человека в социуме) и диспозиций (т.е. в осмыслении этого места в сознании человека). Таковы, по мнению П.Бурдье, объективный и субъективный срезы социального пространства. Таким образом, индивид выступает как элемент социальной структуры и как носитель практики, которая реализуется как проявление его активности. Именно практика рассматривается в концепции П.Бурдье системообразующим элементом, в котором сливаются воедино физические и символические, осознанные и неосознанные проявления человеческой активности. Понятие структуры дополняется понятием хабитуса (habitus), представляющего собой некий принцип организации структуры, который одновременно выступает и продуктом исторической деятельности, и ее предпосылкой, соединяя прошлое я настоящее, существуя вовне индивида (как правило, поведения) и внутри него — как некое неосознанное предчувствие необходимости выполнения этого правила, своего рода предрасположение к тому или иному виду действия. Функция «хабитуса» состоит в ограничении субъективных устремлений человека, в определении пределов, в рамках которые индивид совершает свои действия и поступки.

Сходство условий существования определяет сходство «ха-битусов», социальное разнообразие дополняется социальным единообразием. На этой основе формируется не только стратегия индивидуального поведения, но и определенное сходство коллективных поступков, индивидуальное переходит в групповое (классовое поведение). Таким образом, «хабитус» определяет образование групповых и классовых общностей, является их структурообразующим признаком. Структура общества в этой концепции принимает динамический характер, реализуясь через систему индивидуальных и коллективных практик, детерминируемых внешними (объективными) и внутренними (субъективными) факторами поведения.