Методические рекомендации

1. Объект, предмет, методы социологии.Приступая к подготовке по первому вопросу семинарского занятия, постарайтесь очертить место социологии в системе современного знания. Попробуйте поразмышлять над тем, когда она возникла и чем вызвано появление социологии как самостоятельной науки. Раскрывая специфику периода возникновения социологии, среди многих особенностей, выделите прежде всего то, что это был период, когда:

a) четко обозначился неоднозначный характер взаимоотношений между религией, церковью и наукой; наукой и государством; наукой и искусством; искусством и религией и т.д., что выдвигало на повестку дня потребность разобраться в структуре этих отношений;

b) человек (индивид) выдвинулся на принципиально новую социальную позицию во взаимоотношениях с различными социальными институтами (государством, семьей, церковью, образовательными учреждениями и т.п.), что востребовало осмысления этих позиций;

c) обозначился новый этап в познании человеком своей личной самоценности, что формально потребовало осмыслить место и роль отдельной личности в общественной (государственной) жизни.

Все это выдвинуло на повестку дня вопрос о необходимости общей реформы учения об обществе и поиске новых методов изучения общественной жизни не с абстрактных социально-философских позиций, а на основе конкретных наблюдений и частно-научных разработок по аналогии с естественными науками. Так, первоначально, новая наука об обществе стала именоваться социальной физикой до 1839 г., когда О.Конт заменил термин «социальная физика» на термин «социология». Заметьте, что современник и последователь О. Конта Г.Спенсер в значительной степени в изучении общества опирался на биологию и физиологию, биологизируя социальные процессы.

После выхода в свет работ О.Конта в XIX века постепенно стало утверждаться понимание того, что наука об обществе не должна сводиться к математически статистической фиксации или констатирующей описательности общественной жизни, что социология должна стать теоретической наукой, изучающей специфические законы социальных явлений, объясняющий общественные процессы и, выйдя за пределы естествознания, она становится наукой дополняющей естественные науки, обретая статус самостоятельной науки.

Уясните, что самостоятельной наука становится только тогда, когда она четко выделяет свой собственный объект и предмет изучения.

Объектом социологии является (с нашей точки зрения) социум. Поразмышляйте, полностью ли совпадает семантическое содержание понятий «общество» и «социум». Это поможет Вам более четко разграничить объект и предмет социологии. В этой связи имеет смысл обратить внимание на то, что социум как объект социальных наук, в т.ч. и социологии существует вне и независимо от его научного познания (независимо от познающего субъекта), а предмет науки, как аспект научного объекта, в т.ч. и социологии, не существует вне непознающего субъекта, вне его субъективности (вне его целей, идеалов, накопленного информационного тезауруса, опыта, интересов, мировоззрения и т.п.).

А потому познающий субъект входит со всей своей субъективностью в предмет социальных (а тем более гуманитарных) наук, поскольку он является частью изучаемого объекта – социума и отстраниться, «изъять» себя из него не может.

Важно понять, что объект объединяет все социальные науки в единый блок, а предмет изучения разъединяет, отличает социальные науки друг от друга. А поскольку под предметом науки понимается тот аспект (ракурс, сторона, грань) изучаемого объекта, который изучается этой, только этой и никакой другой наукой, то из этого следует два важнейших вывода: а) что объект и предмет науки – не одно и то же, что они совпадают не полностью, только частично; б) что науки не заменяют друг друга, а дополняют.

Эти рассуждения помогут Вам осмыслить тот специфический аспект социума, который является предметом изучения именно социологии. И таким аспектом социума, ставшим предметом социологии является изучение его с точки зрения составно-структурной расчлененности людей в сообществе на группы, общности и характера их связей и взаимодействий, а также места и характера связей отдельного человека с ними (общностями).

В научной социологической мысли до сих пор нет единства в определении предмета данной науки. Так, в западно-европейской научной мысли и исследовательских поисках США в определении специфики социологии акцент делается на социологическом анализе поведения индивидов. В этой связи проанализируйте несколько определений предмета социологии:

· «Социология - наука, стремящаяся понять социальное действие (подчеркнуто мной – А.Л.) и тем самым объяснить его процесс и воздействие» (М.Вебер);

· Социология представляет собой, «науку, изучающую поведение людей, живущих в среде себе подобных» (П.А.Сорокин);

· «Социология – это наука о методах исследования человеческого поведения « (Ст.Мур, Б.Хендри);

· «социология – научное изучение социальных институтов и социального поведения» (Э.Гидденс).

Рекомендуем: а) выстроить собственную аргументацию того, почему недопустимо отождествление объекта и предмета познания в любой науке, в т.ч. социологии; б) обосновать, почему становление любой науки как самостоятельной, в т.ч. и социологии, на первом этапе сопровождается отождествлением объекта и предмета познания; в) почему оформление любой науки в самостоятельную начинается с четкого осмысления, определения своего специфического предмета изучения.

Осмысливая предмет социологии, постарайтесь более подробно очертить содержательное проблемное поле данной предметной области. В этом плане остановите свое внимание на том, что объект и предмет социологии частично совпадают. Особо зафиксируйте тот факт, что в их изучении в социологии оформились два подхода: микросоциологический и макросоциологический.

Макросоциологический подход возник в лоне социальной философии и сложился в европейской исследовательской практике. Макросоциология изучает крупномасштабные социальные явления – общество, социальные институты и организации, социальные структуры и системы, выявляя закономерности их существования, функционирования и развития. Главный интерес макросоциологов – изучать взаимоотношения между частями общества, рассматривать, как эти взаимоотношения зависят друг от друга и изменяются, понять функционирование и динамику социальной системы в целом. В этом плане макросоциология изучает не просто те или иные социальные явления, их отдельные стороны, а наиболее общие, родовые их свойств, которые не изучаются ни одной другой социальной наукой: политологией, экономикой, антропологией и т.п. Поэтому в разрезе макросоциологического подхода социология – это наука о родовых свойствах и закономерностях социальных явлений.

Микросоциология фиксирует свое внимание на поведенческих актах и мотивах поведения людей в малых группах и ее оформление не случайно связано с возникновением социальной психологии в США. Следует специально подчеркнуть, что макросоциология и микросоциология имеют один, общий объект изучения, но различаются подходом: макросоциология идет в изучении объекта от общества как целого к его частям и к индивидам, а микросоциология – противоположно – от индивидов к частям общества и к обществу в целом.

Обратите внимание на то, что именно с появлением микросоциологии открылись новые возможности проникновения во внутренний мир личности, понимания ее целей, потребностей, интересов, ценностных ориентацией и т.п. В этом плане социология очень тесно связана с психологией. Психология делает предметом изучения природу и сущность самих психических (психологических) чувственно-эмоциональных образований, отвечая на вопрос, что такое мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации, как они формируются, какую роль в жизни человека (общества), играют и т.д. А социология в отличие от психологии изучает субъектов, носителей тех или иных психологических образований, социальную среду; в которой возникают и функционируют психологические образования и как они изменяют характер жизни социальной системы, социального мира человека; вызывая в нем организацию и дезорганизацию, стабильность, устойчивость и конфликтность, формируя состояния кризиса и основы развития и т.д.

Практика изучения других наук Вам уже демонстрировала, что любая наука имеет исходные, базовые категории, обусловленные ее объектом и предметом изучения. Социология не исключение. Именно объектом и предметом изучения обусловлена ключевая категория социологического анализа – категория «социальная общность». «Социальная общность» - это такая форма бытия людей, которая имеет сходство как в формах, способах, содержании социальных отношений и деятельности составляющих ее индивидов, так и в их духовном мире. В самом широком смысле понятие «социальная общность» трактуется как взаимосвязь человеческих индивидов, которая обусловлена определенным совпадением их интересов, (вызванным сходством условий быта и деятельности людей, составляющих эту общность), а также близостью их взглядов, верований, традиций, субъективных представлений о целях и средствах деятельности.

Обратите особо внимание на наличие многообразия социальных общностей, на их видовое различие и критерии их различения. Выделите и охарактеризуйте общности, различающиеся пространственно-временными масштабами и содержанием объединяющих их интересов: общности массовые и групповые, социально-классовые и социально-профессиональные, социально-демографические и этносоциальные, территориальные и т.д. Примените выше указанный принцип макро- и микросоциологического подхода и покажите, что социальная общность может быть рассмотрена на обоих уровнях. На макросоциалогическом уровне в качестве социальной общности выступают большие социальные группы (народ, нация, класс и т.д.). Акцентируйте внимание на том, что такие социальные образования имеют более широкую, более объемную по содержанию форму бытия, они с необходимостью включают в себя различные формы организации жизнедеятельности людей: социальные институты, социальные организации, социальную структуру и индивида как основного звена социальной общности. Это придает социальным общностям системный характер. Поэтому специфика анализа социальных общностей на макросоциологическом уровне в современной социологии состоит в том, что они рассматриваются как социальные системы.

На микросоциологическом уровне в качестве социальной общности выступают семья, малые социальные группы, различные объединения людей по интересам и т.д. Уясните, что специфика анализа социальных общностей на этом уровне состоит в том, что они изучаются сквозь призму взаимодействия в них индивидов. Особо подчеркните, что непосредственным предметом анализа в этом случае является а) поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, б) то значение, которое люди придают социальным явлениям при взаимодействии друг с другом, т.е. та ценность, которую люди видят в социальных явлениях.

Совмещая, соединяя в единое целое оба уровня анализа социальной общности, постарайтесь осмыслить тот факт, что между социальными общностями, внутри них, между общностями и отдельной личностью, между личностями в рамках общностей не только могут, но реально возникают неоднозначные, многообразные отношения, которые, тем не менее, подчиняются действиям определенных закономерностей и тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции составляют особенный предмет социологического анализа.

Социология, совмещая макро- и микросоциологический подходы, представляет социальные позиции индивидов в рамках социальных общностей, вписывает, включает их взаимодействие и взаимозависимость в целостную социальную реальность и оформляет в виде теоретико-концептуальной схемы, и как любая наука, вырабатывает свой категориально-понятийный аппарат, использует присущие этой науки понятия: «личность», «социальный статус», «социальная роль», «социальная организация», «социальный институт», «социальный контроль» «социальное действие», «социальное взаимодействие» и др., тем самым социология упорядочивает и организует отдельные факты в регулярные повторяющиеся события. Поэтому как систематизированное концептуально-теоретическое знание социология как наука изучает не исключительное или уникальное, а повторяющееся, типичное, вскрывая закономерности и тенденции функционирования и развития социальных общностей.

Учитывая все сказанное, социологию можно определить как науку о закономерностях оформления социальных позиций и поведения индивидов в рамках социальных общностей, о становлении, функционировании и развитии социальных общностей, механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия в социальной системе.

Осмысливая место социологии в системе современного научного знания, важно очертить не только объект и предмет, отвечая на вопрос «что это наука изучает?», но и дать ответ на вопрос «как? какими способами, методами она это делает?».

Следует иметь в виду, что под научным методом познания понимают совокупность приемов, способов, форм познания осознанно применяемых для достижения научных истин. Как и всякая наука, социология вырабатывает свои методы научного поиска и, как и у всякой другой науки, методы эти определяются предметом познания. Одним из первых методов социологии, используемым родоначальником этой науки, был метод составного анализа общества. Другой основатель социологии Г.Спенсер дополнил этот метод так называемым «организмическим методом», когда общество по аналогии с живым организмом, рассматривалось как целостный организм, не сводимый к деятельности отдельных частей (элементов).

В начале XX века весьма распространенным становится разработанный английским социологом Б.Малиновским (1884-1942) функциональный методрассмотрения социальных явлений, который был нацелен на изучение определенной устойчивости и равновесия элементов в социальной системе. В 30-40-ые г. XX столетия этот функциональный метод был дополнен изучением структурных связей между элементами социальных систем. И, соединив структурное рассмотрение социальных явлений с функциональным, американский социолог Т.Парсонс оформил и разработал метод структурно-функционального анализа, который позволил выйти не просто на характеристику определенной устойчивости элементов, но и на выявление причин, факторов, условий, принципов сохранения социального равновесия целостной социальной системы.

А осмысление появления в предметно-проблемном поле социологии нового аспекта – институционально-организационного характера общественной жизни, делает необходимым выяснение социальных связей и взаимодействий между различными социальными институтами и организациями, что и приводит в 80-90-е годы к оформлению и распространению в социологии системно-институционального метода.

Завершая рассмотрение вопроса о методах социологии, следует сделать несколько важных для современного состояния социологической науки выводов:

· в социологическом исследовательско-познавательном поиске существует и применяется не один, а много методов, используемых для разных познавательных целей;

· все методы в социологии не изолированы друг от друга;

· все методы не заменяет друг друга, а дополняют и обогащают друг друга;

· все методы социологии не только являются реализацией, но и обогащением современной общенаучной методологии, ее главнейших принципов – системности и глобального эволюционизма.

2. Уровни социологического знания и структура социологии.Осмысливая специфику объекта и предмета социологии, мы уже отметили, что в их определении реализуются два подхода микросоциологический и макросоциологический. Теперь же имеет смысл зафиксировать тот факт, что социологические знание о социальных системах, социальных процессах, общностях, законах их функционирования и развития имеет разную степень обобщенности, целостности и конкретности, и этим определяется многоуровневость социологического знания.

В настоящее время наибольшую известность и распространенность получила трехуровневая концепция социологического знания, сложившаяся в отечественной социологической мысли:

· высший уровень обобщенности - как общесоциологическое теоретико-концептуальное макросоциологическое знание;

· средний уровень обобщенности - как частно-конкретные социологические теории и концепции;

· низший уровень как частно-конкретное эмпирическое аналитическое микросоциологическое знание о социальных фактах и факторах, служащих фактологической базой, основой, материалом как для формирования концепций второго уровня, так и для поиска путей и способов практического использования познанных закономерностей.

Размышления над уровнями социологического знания сделают вполне объяснимым, почему в соответствии с ними на сегодняшний день сложилось представление о трехуровневой структуре социологии, в которой выделяют:

· высший уровень – общая теоретическая социология;

· средний уровень – отраслевые, социологические направления;

· низший уровень – эмпирическая, прикладная социология.

Имеет смысл еще раз четко разграничить содержательное социологическое поле данных этажей социологии.

Первый – общесоциологическая теория вскрывает общие закономерности функционирования и развития социума как целого. Общесоциологическая теория отражает основные закономерности становления, функционирования, тенденции развития любых социальных общностей, общие фундаментальные принципы поведения в ней, характерные для любых социальных систем. Обратите внимание, что общесоциологическая теория представляет собой социальные явления, процессы в виде идеализированных объектов, абстрактных моделей, в «чистом», очищенном от случайностей виде, вскрывает сущностные общие связи и отношения.

Акцентируйте внимание на том, что второй уровень социологии – специальные социологические теории или отраслевая социология исследует общности меньшей степени: отдельные институты общества – труд, образование, семью, быт, религию, искусство, науку и т.д. и их структуру. Это - институциональный уровень, в рамках которого формируются социология труда, социология семьи, социология молодежи и т.д.

Особо предлагаем поразмышлять над тем, что именно на этом уровне, уровне специальных теорий, социология становится средством решения практических, жизненно важных проблем, выступает в качестве основы социально-проектной деятельности, формируя социоинженерный подход к социальной жизни и создавая самостоятельную социальную инженерию. Именно специальные теории среднего уровня, как указывает американский социолог Роберт Мертон, реализуются в практике социального планирования, разработке целевых программ республиканского, регионального и отраслевого уровня. Эти теории становятся исходной базой для социокультурного проектирования, составляя важнейшую часть методологии социальной инженерии.

Низший уровень – эмпирическая прикладная социология – это социологические исследования, изучающие социальные явления через призму действия и взаимодействия индивидов. Это уровень, на котором изучаются индивидуальные факторы – мотивы, потребности, ценности, целевые установки и т.д., обуславливающие индивидуальное поведение и его проявления в обществе (группе). На этом уровне социология в какой-то мере имеет статус научно-практической деятельности. Прикладные исследования в этом плане, есть часть непосредственного осуществления социальных программ, вырабатываемых на уровне социально инженерного проектирования.

Характеризуя структуру социологии, подчерните, что указанные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, любая специальная частно-конкретная теория немыслимы без наличия в них глубоких общетеоретических предпосылок, выступающих методологической базой, основой для специальных социологических теорий. В то же время отраслевая социология невозможна и без нижнего уровня социологии – без эмпирического базиса исследования. А в свою очередь фундаментальные, общетеоретические исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений, дающих общесоциологической теории фактологический материал для теоретических обобщений.

Осмысливая уровни социологического знания и выделяя их по степени обобщенности и конкретизации, целесообразно обратить внимание и на другую специфическую особенность социологического знания. Социология, будучи наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности, отразить их в научных категориях, имеет вместе с тем и мировоззренческий характер, поскольку отражает социальные действия и в ценностно-идеологических образах, сочетая рациональное, логико-мыслительное, научно-понятийное и ценностно-аксиологическое освоение социальных процессов. Социологическое познание включает в себя не только логические формы, но и чувственно-психологические, репродуктивные, эмоционально-оценочные, в которых проявляется и фиксируется отношение человека к изучаемым социальным явлениям. Поэтому, несмотря на объективный характер самой социальной действительности, социологическое знание всегда содержит субъективный, ценностно-идеологический аспект, порождающий различные формы репродуктивного воображения, в том числе социального воображения, способного перейти и в далекую от объективно-научного содержания форму фантазии. А если Вы учтете еще и то обстоятельство, что все социальные процессы, общественные отношения и т.п. имеют не однозначный, а многомерный характер, то станет достаточно понятным, во-первых, почему большинство результатов социологических исследований, особенно второго и третьего уровня, носят характер научных гипотез, идеологических моделей, которые при другой аксиоматике и других ценностно-идеололгических установках могут быть пересмотрены в любое время. Во-вторых, именно принцип многомерности, многовариативности любых, в т.ч. социальных явлений и фактов, и наличие ценностно-идеологического их восприятия позволяют увидеть, что социальное воображение безусловно имеет большой эвристически-творческий потенциал, но, вместе с тем, содержит в себе и большие опасности. Осознание этого факта должно предостеречь любого социолога от категоричных выводов и всегда оставлять зазор, нишу для скептического сомнения.

3. Значение социологического знания для инженерного профессионализма.Попробуйте первоначально поразмышлять над тем, чем вызвана возрастающая потребность в социологическом знании в наши дни, расширение границ социологического образования, включения социологии как учебной дисциплины не только в гуманитарных, но и инженерно-технических вузах.

Выстраивая логику своих рассуждений, сделайте акцент на кардинальных переменах, произошедших к XX веке, в характере и содержании взаимоотношений между природой, обществом и человеком, породивших проблемы глобального порядка и вызвавших тревогу по поводу катастрофических последствий, которые ожидают человечество в будущем. Подойдите к выводу, что среда обитания человека есть комплекс взаимодействия природных и социальных факторов. Подчеркните, что в условиях современных угроз на переднем плане, в конечном счете, оказывается социальное и духовное, поскольку представляет собой сознательную целеустремленную деятельность людей, преследующих свои интересы. Это значит, что не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни сегодня необходимо считаться не только с мощью современных производительных сил, но и с характером социальных отношений в обществе, во многом определяющих содержание человеческой деятельности. А это, в свою очередь, ведет к повышению роли социологического знания в изучении системы «природа – общество – техника – человек».

Задумываясь о роли социологии в жизни людей, сфокусируйте ее значимость вокруг трех важнейших вопросов: что я с помощью этой науки могу знать? Чем я, живя в сообществе, должен руководствоваться? И что я могу делать, а чего не могу и не должен? Эти вопросы и составляют основу важнейших фундаментальных функций социологии:

· теоретико-познавательной (гносеологической),

· мировоззренческой (идеологической),

· преобразовательной (практической).

Можно обратить внимание на то, что в литературе называют и некоторые другие функции социологии: управленческую, методологическую, просветительскую, контролирующую, коммуникативную и т.п. Но, во-первых, они в определенной мере являются реализацией той значимости, тех ролей, которые выполняют частно-конкретные специальные социологические теории и концепции второго уровня, а, во-вторых, в сущности, они являются производными от уже указанных фундаментальных функций.

Раскрывая теоретико-познавательную роль социологии в жизни людей, покажите, что социальное познание в целом – это духовная форма освоения действительности и что социология переводит односторонние житейские, неглубокие, обыденные представления об обществе, в котором человек живет, на научный уровень, формирует научные знания о структуре, закономерностях, тенденциях и функционировании общества.

Социология, накапливая знания, позволяет систематизировать их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в мире. Особое внимание обратите на то, что, формируя знание о многообразии, вариативности конкретно-исторических и социально-культурных условий развития общества, социология ориентирует на понимание сущности природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях.

Подчеркните, что знания об обществе составляют основу, фундамент духовного богатства, как общества, так и отдельного человека. При этом, попытайтесь осмыслить, почему, будучи духовной формой освоения действительности, социальное познание в целом и социологическое в том числе, оказываются одним и самых сложных видов деятельности.

Обращаясь к анализу мировоззренческой роли социологии в жизни человека следует отметить, что она состоит, прежде всего в том, что социология является идеологической формой общественного (и индивидуального) сознания. И как идеологическая форма, социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе социологических знаний, становятся источником социальной активности людей. Не случайно, выдающиеся русские социологи П. Лавров, В. Соловьев и др. указывали, что мировоззренческая функция социологии состоит в том, что последняя формирует подлинную идеологию национального духа, вырабатывает национальную идею, способствует глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей. Можно смело утверждать, что социология - это квинтэссенция мирового опыта человечества в формировании научного гуманистического мировоззрения.

Наконец, подчеркните, что особое значение для жизни общества имеет преобразовательная функция социологии, которая состоит в том, что социология является в определенной мере орудием преобразования общества на научных основах. Неслучайно, основоположник социологии – О.Конт рассматривал социологию как орудие научно обоснованной политики, социального порядка и прогресса. И функция эта у социологии и углубляется, и расширяется. Сегодня все настоятельнее требование жизни: научное социологическое знание должно становиться не только достоянием все большего числа людей, но и все в большей степени проникать в обыденное, повседневное сознание. Что же касается любой специализированной профессиональной деятельности, то сегодня она не мыслится без глубокой социализации.

Рассматривая роль социологии в инженерно-технической профессиональной деятельности, характеризуя значимость социологии в инженерном образовании, обратите внимание на то, что:

· социологическая наука позволяет изучить, осмыслить многие основополагающие стороны человеческой жизни, без которых понимание общества и места в нем своей профессиональной деятельности невозможно;

· социология как наука об обществе помогает контролировать наши представления, она придает в этом смысле социальную форму самоидентичности, нашим чувствам и мыслям. А в инженерном образовании социология наполняет социальным смыслом и сам процесс инженерной деятельности и результаты деятельности, т.е. позволяет увидеть социокультурнаую значимость того, что мы (инженеры) творим и того, как, насколько социально-значимым, приемлемым образом мы это делает;

· наконец, социология, все социальное образование в целом и инженерное социальное образование в том числе позволяет включить профессиональную деятельность в цивилизационный мир, взглянуть на проблемы инженерного творчества с общецивилизационных позиций. С этих позиций социальное образование ставит человека перед необходимостью давать ответ на извечный вопрос: «Что нас окружает?». Социология в этом смысле помогает любому человеку ориентироваться в той среде, в том мире, в котором мы живем, выявлять противоречия нашей жизни, находить способы, если не их решения, то хотя бы осознания их сущности. При этом, социология создает базу, основу формирования не житейско-обыденной односторонней «кочки зрения» (А.Чехов), а реальной оценки социальных фактов, помогает осмыслить и творчески выстраивать некие тенденции своей линии жизни, предостерегает нас от ошибочных поступков и действий.

Что же касается социализации инженерного, профессионального взгляда на свою деятельность с общецивилизационных позиций, то социологическое образование ставит перед инженером вопрос о соотношении естественной и искусственно создаваемой, культурной сред обитания. Социология позволяет выявить в их взаимоотношениях нарастающую противоречивость, усиливающуюся напряженность их бытия, открывает возможности для осмысления путей их преодоления.

Завершая рассмотрение вопроса о роли социологического образования в специализированной подготовке инженера, укажите, что социология в обогащении совершенствования профессиональной компетентности обеспечивает:

- видоизменение предметного поля традиционных инженерных областей знаний, формирование в их предметном поле новых научных направлений, усиление интерактивных тенденций в познавательном процессе;

- обновление теоретико-методологической базы и формирование эмпирии социального порядка в инженерном научном знании. Пока это новое проблемное поле, к сожалению, не всегда воспринимается и как самостоятельное, и как необходимое, и как составная часть фундаментальности инженерной подготовки, расценивается как дополнительное, желательное, но не обязательное. Аргументируйте опасность такой позиции.