Инженер в изменяющемся социальном мире.

При подготовке первого вопроса, следует осмыслить положение инженеров как профессиональной группы в современном взаимосвязанном и динамично изменяющемся социальной мире.

Профессия инженера, представляя собой определенную модель современ­ного общества, в недавнем прошлом являлась одной из самых распростра­ненных, самых многочисленных профессий. Инженер играл большую, роль в процессе научно-технического обновления общества, и поэтому данная социально-профессиональная группа росла быстрыми темпами.

Функцией инженера следует считать интеллектуальное обеспечение про­цесса создания, внедрения и эксплуатации техники. Поскольку сам про­цесс создания новой техники делится на две основные стадии: изобрете­ние и эксплуатация, то и субъектов этого процесса можно разделить на две большие группы: разработчиков техники и эксплуатационщиков. В функции первых входит изобретение новшеств, в функции вторах - контроль за соблюдением принятых стандартов, технологической дисциплины. По­скольку разделение труда в современном обществе привело к закреплению этих функций за различными подгруппами инженеров, возникли внутрипрофессиональные образования, основанные на различиях в содержании труда, качестве и разноплановости необходимой подготовки, особенностях профессионального продвижения по службе лестнице.

Инженерная деятельность во все периода своего существования сосед­ствовала с одним видом труда - управлением. Очевидно, что всякий сов­местный труд (а не только труд по производству техники) обусловливает потребность в его организации, С выделением предпринимателя из совокупного работника, т.е. с появлением капиталиста в собственном смысле этого слова, на арену социальной и экономической жизни выходит управленец-профессионал, менеджер, первоначально являющийся инженером по образованию. Таким образом, инженер - это разноплановая профессия. Она представляет собой процесс создания новой техники, ее внедрения в производство и тесно связана с управлением этими видами деятельности.

Инженеры традиционно были не только самым крупным, но и наиболее дина­мичным отрядом советской интеллигенции. До недавнего времени темпы роста этой группы были самыми высокими в обществе. За годы советской власти численность дипломированных специалистов-инженеров возрастала очень стремительно. Если в 1928 г. т.е. накануне так называе­мого "великого перелома" она составляла 48 тысяч чел., то к 1940 г. возросла на 250 тыс., а в конце 50-х годов перевалила за 1 миллион. К концу 80-х г.г. численность инженеров в СССР достигала 6 млн. чел. Из замкнутой, высоко престижной группы, какой были инженеры в дореволюционной России они превратились в массовую профессию, социальной базой которой служат практически все классы и слои советского общества.

Резкое повышение престижа инженерных профессий в СССР приходится на военное время. Именно в те тяжелые годы, страна остро нуждалась в тех­нических инновациях, в способных инженерах, которые обеспечивали бы быструю разработку новой техники. В целях удовлетворения этой потреб­ности инженерный труд в 40-е г.г. поощрялся особо. А.Н.Туполев, А.И. Микоян, А.С.Яковлев, С.А.Лавочкин, М.Т.Калашников, Н.Ф.Макаров букваль­но становятся народными героями.

В 50-60-е г.г. инженерное дело стало одним из наиболее привлекатель­ных занятий. Громкие дискуссии между "физиками" и "лириками" закончи­лись безусловной победой «физиков». Точные, технические науки были провозглашены делом более достойным настоящего мужчины, чем гуманитарные. Важнейшим фактором роста престижа технических специальностей 60-е г.г., несомненно, стала научно-техническая революция. В СССР была построена первая в мире атомная электростанция, создан самый большой в мире пассажирский самолет, был покорен космос. Будущее зависело от инженеров. Именно в 50-60-е г.г. были запущены: механизмы формирования и воспроизводства советской инженерной интеллигенции. В практику входит принцип определения потреб­ности народного хозяйства в инженерах-специалистах путем суммирования заявок предприятий и учреждений. Это в итоге привело к перепроизводству инженеров. Тогда же воспроизводство управленческих кадров за счет ин­женеров оформляется в бесперебойно действующий канал. По «валу» инженеров СССР догнал и перегнал Америку. Но количество выпускаемых специалистов не привело к качественному скачку.

Бесспорный вклад социальной группы инженеров в облик современного общества неоднозначен, и в ряде социально-философских и ценностно-мировоззренческих аспектов требует уточнения. Еще на заре ХX в. О.Шпенглер, автор «Заката Европы» предупреждал, что «инженерный тита­низм грозит перерасти в социально-технологический сатанизм».

В XX веке некоторые инженеры по базовому образованию оказались причастными к выполнению профессионального долга лишь номинально. Многие вчерашние инженеры были вовлечены в процессы реального или идеоло­гического воздействия на ход социальных процессов в роли нараинженеров, выполняющих специфические административно-управленческие функции в тех­нически развитых обществах. Когда речь идет об инженере-технократе, то этот тип не должен отождествляться с миллионами настоящих инжене­ров. Речь идет скорее о квази-инженерах, политиканствующих представителях ИТР. В дословном переводе с греческого "технократия" означает власть мастерства, ремесла, технических умений. В наше время с технократией связывают социальное явление и направление общественной мысли, которое считает, что:

во-первых, общество может и должно руководствоваться принципами научно-технической рациональности; во-вторых, в промышленно зрелом обществе идет процесс неизбежного возрастания и усиления роли технической интеллигенции; в-третьих, технократией считают слой высококвалифицированных техничес­ких специалистов, которые претендуют на участие в управлении производством, в разработке и осуществлении экономической политики государства; в-четвертых, технократией называют тип политического устройства, при котором технические специалисты контролируют экономическую и политичес­кую власть и претендуя на руководство "культурными проектами". История технократизма включает в себя его ранний, этап. Он имел место в ХУ111-XIX вв. и подразумевал отождествление общества с политической или экономической «машиной». Позже, в XX в. - с "мегамашиной". Уже к середине XIX в. была сформулирована идея власти "индустриалов", промыш­ленных «патрициев» и "капитанов» индустрии. В начале XX в. Торстейн Веблен вндвинул идею "революции инженеров", которая, по мысли его последователей должна была привести к системе "советов инженеров", их властной вертикали.

Сегодня, концептуально единая идеология технократизма существует в следующих основных вариантах.

Первый вариант. Отождествление технократии с властью экспертов "экспертократией". Человечество уже давно передало функцию интерпретатора меры вещей признанному специалисту - эксперту в той или иной области знания. Долгое время казалось справедливым такое мнение, но к середине XX в. становится очевидным, что эксперты часто являются носителями одно­боких подходов в решении важных социально-технических задач.

Второй вариант. Технократами часто называют лиц, занимающих техноцентристские позиции. Они ориентируются на технические решения любых про­блем и ставят технику во главу угла подобных решений. Они отстаивают так называемый "технологический императив", суть которого состоит в следующем: изготавливается все, что можно изготовить для удовлетворения определенная потребностей. Критикуя суть технократического кредо, Х.Ленк пишет "человек не имеет права производить все то, что он в состоянии произво­дить, и не имеет права применять на практике все то, что в состоянии произвести».

Третий вариант. Философы-гуманисты нередко называют технократией "господство предметной необходимости вплоть до появления тотального "технического государства", в котором граждане еще управляют, однако политических решений уже не принимают. В технократической цивилизации такого рода человек из конструктора мира превращается в объект конструирования. Судьба общества становится предметом манипуляции научно-технической элиты.

Четвертый вариант технократизма проявляется в пропаганде компьютерного информационно-системно-контролируемого типа общественной организации. Такую общественную организацию называют информационной снстемократией и предупреждают о надвигающейся угрозе такого будущего, какое было представлено, например, в фильме-блокбастере «Матрица». Может быть, бюрократия обретет, наконец, полновластие именно благодаря компьютеризации. Тенденция компьютерократии обостряет проблему защиты приватной информации граждан, повы­шает опасность тотального компьютерократического контроля за личностью в форме несанкционированного законом использования персональных данных о личной жизни граждан. Французский культуролог и философ техники Жак Эллюль считает, что человечество очутилось на перепутье между свободой и кибернетизацией общества, содержащей угрозу окостенения сложившихся административно-политических структур. Когда такое кибернетизированное государство "схватится" как схватывается бетон, то будет поздно искать дорогу к свободному человеческому обществу.

Технократизм - в сущности, представляет собой стремление освободиться от власти природа и истории над человеком. Причем история по существу и есть процесс освобождения человека как вида от власти природы, подразумевающая:

а) адаптацию к природе в качестве задачи минимум; б) собственно освобождение от ее власти как задача максимум, в идеале имеет место стремление к установлению господства над природой и историей.

Роли элиты и массы в этом процессе могут быть разными, в зависимости от более общей мировоззренческой картины. Возможны, по крайней мере, два варианта:.

1. «Вариант общей судьбы»: просвещенческая модель, вытекающая из идеи общего спасения, общей судьбы всего человечества. В таком случае элита вместе с массой приспосабливается к природе, и постепенно освобождаются от ее власти.

2. «Вариант разных судеб для избранных и отверженных» (/«золотого миллиар­да» и всех остальных). Элита, избранные - освобождаются от власти природы и стремится к господству над ней. Масса – «отверженные» (составляющие большинство) должны довольствоваться сохранением некоего уровня приспособления к природе и обеспечить элите возможность освобождения и господства над природой. Элита стремится жить по принципу удовольствия, оставляя для массы принцип долженствования. Элита все более исповедует раскрепощение от нравственных норм и гедонизм, изобретая способы навязывания массе аскезы и нравственного, жертвенного поведения.

Духовная сфера жизни общества трансформируется в систему разнообразных технологий, служащих нарастанию мощи конгломерата "власть-деньги".