Методология анализа инженерной деятельности.

В методологическом отношении в качестве основных принципов используются принципы системности, историзма, социального детерминизма. Их учет и применение дает возможность адекватно отражать сложные процессы и изменения, протекающие в инженерной деятельности, и позволяет решать ряд спорных или недостаточно разработанных в отечественной и зарубежной литературе вопросов. Применение принципа историзма к исследованию инженерной деятельности как процессу взаимодействия человека и техники позволяет воспроизвести основные этапы развития инженерной деятельности и выяснить, что её развитие представляет собой естественноисторический процесс. Инженерная деятельность есть результат длительной эволюции человеческой деятельности, возникший на определенном конкретно-историческом этапе развития общества. В нашей литературе имеется ряд попыток выделить основные этапы становления и развития инженерной деятельности. Так, например, Е. А. Шаповалов выделяет пять этапов: «праинженерный» - время строительства различных крупных и сложных сооружений древности; «прединженерный» - период появления и развития мануфактуры; этап становления инженерной деятельности в социальном плане (конец XVIII — начало XIX в. в.); этап развития инженерной деятельности на основе системы машин и технических наук; этап развития производительных сил и формирования инженерной деятельности нового типа (См. Шаповалов Е.А. Общество и инженер. Л. 1984. С. 74-80). Как считает И. А. Негодаев, с подобной периодизацией можно согласиться, но с уточнением содержания современного этапа инженерной деятельности, в связи с переходом к информационной технологии ( Негодаев И.А. Философия техники. Ростов-на-Дону, 1997. с. 46.).

2. Этапы развития инженерной деятельности.

Становление и развитие инженерной деятельности прошло несколько основных этапов. Выделение человека из животного мира и его дальнейшее развитие невозможно вне труда. Особую значимость труд человека приобрел с появление технической деятельности и его разновидности инженерной деятельности. Характерной чертой инженерной деятельности является изготовление и употребление технических средств, благодаря которым осуществляется опосредованное отношение людей к природе. Инженерная деятельность - это деятельность в сфере материального производства, в ходе которого складываются устойчивые, повторяющиеся связи и отношения между человеком и техникой, а также с другими явлениями действительности. Как правило, эти связи носят либо непосредственный или же опосредованный характер через ряд промежуточных звеньев, число которых может быть различно. Исходя из вышесказанного, в социально-философском плане инженерная деятельность понимается как материально-практическое, преобразующее воздействие субъекта на объект, в процессе которого изменяются и объект и субъект. В современном понимании, как отмечал Е.А. Шаповалов, «инженерная деятельность — это техническое применение науки, направленное на производство техники и удовлетворение общественных технических потребностей» Шаповалов Е.А. Общество и инженер. Л., 1984. С. 39)

В рамках концепции Д.Белла целесообразно выделить три этапа эволюции инженерной деятельности: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. На доиндустриальном этапе преобладающую роль играет техническая деятельность, которая долгое время носила по преимуществу эмпирический характер. Относительную самостоятельность она приобрела в период отделения ремесла от скотоводства и земледелия. На этом этапе формируется субъект технической деятельности - ремесленник. При простом ремесленном производстве вплоть до появления и развития мануфактуры техническая деятельность строится по преимуществу на субъективной основе. Техническая деятельность присуща обществу уже на самых ранних стадиях развития и связана с изготовлением орудий труда. «Еще в древние века, - пишет Э. Крик, - наряду со священниками, врачами и учителями были уже люди, посвятившие себя созданию приспособлений и устройств, удовлетворяющих нужды общества. Эти люди создавали оружие, строили крепости, дороги, каналы, машины и др. ... Те люди были предшественниками современных инженеров» (Крик Э. Введение в инженерное дело. М., 1970. С. 25-26.)

В античности любая техническая деятельность именовалась «технэ». Это понятие имело довольно широкий смысл, объединяя в себе искусство, орудия труда и всякого рода мастерство. Связь ремесленника и предмета труда в античности носило непосредственный характер. Ремесленник своей деятельностью, своим мастерством одушевлял орудие труда, которое в свою очередь выступало как искусственно созданный орган ремесленника. Поэтому и технологическая структура характеризуется непосредственной связью субъекта с предметом труда, оптимальность которой определялась его умением и квалификацией. В античности ведущим являлся индивидуальный ремесленный труд. Античный человек был вписан в окружающий его мир и ощущал себя крохотной частичкой природы, поэтому он был жестко зависим от нее, приспосабливался к ней. Связь с наукой ремесленник заменял личным опытом, смекалкой, опытом, заимствованным от предыдущих поколений мастеров. Деятельность ремесленника была искусством, а не наукой. Ремесленник обладал опытом, носитель технэ был обладателем знания. Для ученых того времени соединение техники и науки было противоестественным. Платон, Аристотель считали несовместимым физику и технэ в области создания артефактов. Создаваемые артефакты они предлагали изучать не для дальнейшего совершенствования техники, а для выявления причин сущего. Говоря об античной науке и технике, следует выделить феномен Архимеда, который был одновременно механиком и математиком. В своих изобретениях (винт-улитка, военные машины - баллисты, краны для опрокидывания вражеских кораблей и перемещения грузов) Архимед использовал научные знания, причем его артефакты были ориентированы на практические нужды, что являлось важным отличием от создания других артефактов того времени, поскольку те создавались лишь для развлечений. Позже знания, полученные из механики, он стал с успехом переносить в математику для решения разнообразных задач. Осознав связь науки и техники, обосновав и подтвердив техническим опытом научные знания, Архимед создал прецедент «научной техники» и заложил фундамент для будущего развития техники.

В эпоху Средневековья произошли изменения ценностных ориентации. Происходит переосмысление античной антропологии средневековыми философами. Человек больше не чувствует себя органической частью космоса, он вырван из природной, космической жизни и поставлен перед нею. По замыслу человек выше космоса и должен быть господином природы. Обретение духовности и осознание своего господства позволяло человеку творить подобно Богу, преобразуя и изменяя природу согласно своим потребностям. Ручной тяжелый труд, в отличие от античности, где он считался недостойным свободного человека и был уделом рабов, в Средневековье стал считаться формой служения Богу, поскольку сам Бог был работником и творцом. Возникло стремление облегчить тяжелый труд человека как служителя Бога с помощью различных сил природы. Античным разработкам- игрушкам, которые, как и прежде, создавались для развлечения (например, ветряная мельница, игрушки-автоматы), было найдено широкое практическое применение в кузнечном деле, деревообработке, текстильной, бумажной промышленности и др.

В эпоху Возрождения началось преодоление разрыва между наукой и техникой. В науку приходят люди, ранее не занимавшиеся ею: ремесленники, люди искусства, инженеры. В свою очередь, техникой начинают усиленно интересоваться ученые и образованные люди. Другими словами, происходит процесс пока еще робкого, но плодотворного взаимопроникновения науки и техники, начался процесс их сотрудничества. Рост взаимосвязи науки и техники, развитие инженерной деятельности было обусловлено не только становлением мирового рынка, повлекшим прогресс крупного машинного производства, но и сменой мировоззрений, что повлекло за собою переоценку системы ценностей. В результате этого стал возможен переход от традиционного общества к индустриальной цивилизации, основанной на ньютоновской науке и технике, где доминирующей идеей была идея преобразования мира человеком. Так B.C. Степин отмечает, что «эта идея была важнейшей составляющей того «генетического кода», который определял само существование и эволюцию техногенных обществ» (Степин B.C., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М. 1996. С. 19-20 ). В традиционных обществах деятельное отношение к миру понималось и оценивалось с принципиально иных позиций. В традиционных обществах, которые можно назвать консервативными, человек постоянно сталкивался с ограничениями всяческих проявлений деятельностно - преобразующей активности. Возникает мировоззрение, предопределявшее эту активность не вовне, не на изменение внешних предметов, а вовнутрь, на самосозерцание, самоконтроль, что и определяло облик этих обществ. В эпоху Возрождения одной из величайших ценностей становится автономия личности и одновременно закладываются причины радикального кризиса между человеком и биосферой, который будет проявлен много позже – в современном мире.