Социализация молодежи

Молодёжная проблематика актуализировалась в науке в середине 50-х годов ХХ века. Одним из наиболее важных аспектов изучения молодежи является ее социализация. Это понятие широко используется в различных областях социогуманитарного знания. Социализация подразумевает «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норма и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Она также подразумевает многообразие взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опыта предыдущих поколений с целью передачи его потомкам, осуществляемой индивидом и социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности, в сложной системе межличностных и коллективных отношений».[3]

Социализация продолжается на протяжении всей жизни человека. Обычно различают два уровня социализации:

· раннюю, которая охватывает период детства и юности;

· зрелую, которая продолжается в период зрелости и старости.

Существует две тенденции, характеризующие содержание и направленность социализации: типизация (предполагает, во-первых, способ усвоения личностью ценностей, норм, идей, которые переходят в субъективно-идеальный мир личности, во-вторых, преобразование объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения личности) и индивидуализация (процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и субъективного мира личности – в объективные формы внешнего мира).[4] На ранней (или первичной) стадии социализации значительную роль в «окультуривании» человека играют родители, близкие, сверстники, воспитатели дошкольных учреждений, руководители детских студий, учителя, неформальные молодежные лидеры и др. Следует отметить, что в связи со стремительным ростом влияния СМИ и развитием Интернета на сегодняшний день эти факторы являются чуть ли не определяющими в процессе ранней социализации. Вторичная социализация определяется окружением зрелого человека: его коллегами по работе, представителями административных органов и т.п. Здесь также существенное влияние оказывают СМИ. Среди авторов, занимающихся процессами социализации, следует отметить З. Фрейда, М. Мид, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л. Колберга и др. Американский исследователь М. Мид называет три стадии ранней социализации, связанной с формированием собственного «Я»: стадию имитации, игровую стадию и стадию коллективных игр. На первой стадии ребенок копирует поведение взрослых или своего окружения. Вторая стадия включает в себя проигрывание различных ролей. На третьей стадии ребенок осознает, фиксирует ожидания других людей на основе образа «обобщенного другого».

Первым ученым, рассмотревшим социально-психологические механизмы социализации был австрийский психолог З.Фрейд, который выделил механизмы подтверждения-исключения, имитации, запрещения, замещения, идентификации. По мнению А.Я. Артемьева существуют два механизма как фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация. Социальная адаптация предполагает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям и социальным нормам, к условиям функционирования социальных групп и организаций. Интериоризация – процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.[5]

Переход от одного этапа социализации к другому и изменение социокультурной действительности приводит к ресоциализации. Процесс ресоциализации подразумевает освоение индивидом новых социальных ценностей, норм, стереотипов поведения и мышления.

В научной литературе выделяют также политическую и правовую социализацию. Политическая социализация – осознание индивидом своей гражданской позиции и включение в политическую систему общества. Правовая социализация – включение индивида в правовое поле общества, т.е. усвоение правовых знаний, норм, законов.

По мнению авторов учебника «Социология молодежи», «к важнейшим агентам правовой социализации наука относит … неформальное социальное окружение индивида, в качестве которого на ее первичном этапе выступают ровесники подростка»[6] Другими агентами правовой социализации выступают виртуальное неформальное социальное общение, средства массовой информации и коммуникации, а также образование и работа. Рассмотрим, каким образом можно проинтерпретировать с социологической точки зрения негативные последствия научно-технического прогресса в контексте глобализации.

Утрата здоровья. У человека, сидящего подолгу за компьютером, падает зрение, атрофируются мышцы, т.е. здоровье, безусловно, ухудшается. Дети, с раннего детства привыкшие к компьютеру, чаще всего вырастают слабыми. Замкнутость на «умную машину» делает их замкнутыми и подчас неуравновешенными. Культ насилия во многих играх приводит к повышению агрессивности ребенка, неуправляемости, развитию разного рода комплексов, так как реальный и виртуальный мир не соответствуют друг другу. Ребенок не может нормально общаться со сверстниками, то есть отчуждается от социума уже с раннего возраста.

Язык общения. Развитие совершенных программ по проверке орфографии и стилистики приводит к потере элементарной грамотности. Утрачивается также способность к коммуникации с другими людьми. Человек, увлеченный компьютером может общаться лишь с себе подобными и обсуждать только проблемы виртуального мира, в элементарных житейских ситуациях он теряется. Образуется свой собственный слэнг общения. Новые арготические слова и выражения, привнесенные из англо-американской компьютерной лексики, оттесняют на задний план национальный и литературный язык. Мышление такого человека утрачивает творческий импульс, так как образное мышление не возможно без развития речи. Важным аспектом социализации является формирование языка общения. Появляется опасность подмены искусственным интеллектом интеллекта естественного. Человеку, ориентированному на использование многогранных возможностей искусственного интеллекта, чужды и неинтересны такие сущностные моменты духовной составляющей человеческой культуры как чувства, нравственность, искусство, философия, религия.

Степень развития личности. Человек, живущий в виртуальной реальности, останавливается в своем интеллектуальном развития. В качестве примера можно привести распространенную в Японии компьютеризацию дошкольных учреждений. Начиная с ранних лет, дети жили в мире компьютеров, им не нужно было учить даже таблицу умножения. Зачем? Все эти операции можно проделать на калькуляторе или компьютере. Однако, со временем выяснилось, что эти дети затормаживаются в своем развитии. Ведь такая элементарная, казалось бы, операция как перемножение простых чисел способствует не только развитию памяти, но и воображения.

Кроме того, человек, ориентированный на зрелищную часть современной культуры (компьютер с системой Internet, видео, телевидение), неизбежно попадает под воздействие рекламы и массовой пропаганды, постепенно становясь «человеком толпы» с усредненным стандартным, «штампованным» вкусом.

Следует отметить особую роль, которую играет высшая школа в процессе социализации молодежи. МГТУ им. Н.Э. Баумана – особый вуз, со своими традициями, научными школами и даже своим фольклором. Каждый крупный университет имеет собственную ауру. Носить гордое имя «бауманец» почетно. Но кроме этого в университете идет формирование творческой инженерной элиты, за которой будущее России.

Назовем лишь некоторые проблемы инженерного образования в нашей стране:

· переход на двухуровневую систему образования (в рамках Болонского процесса);

· отсутствие профориентации в системе среднего образования;

· дальнейшая гуманизация и гуманитаризация образования;

· несостыкованность предметов общегуманитарного цикла;

· отсутствие предметов социогуманитарного цикла на старших курсах;

· необходимость комплексной программы воспитательной работы со студентами.

1. Проблема молодежных субкультур. Неформальные молодежные объединения.

На сегодняшний день неформальная среда порождает огромное количество неформальных молодежных объединений. Этот вопрос следует рассмотреть, соотнеся его с проблемой молодежной субкультуры.

Приоритетным направлением при социологическом изучении молодежи выступает проблема молодежной субкультуры. Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры. Различают традиционалистские (нормативные) и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по этапам жизненного цикла (культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых) или профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.). В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, иногда социальные институты. Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры. Если противоречия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры. Некоторые субкультуры характеризуются маргинальностью.

Молодежные субкультуры принято выделять при анализе субкультур по этапам жизненного цикла. Существуют официальные и инновационно-авангардные молодежные субкультуры. Примером официальных молодежных субкультур в нашей стране были пионерская организация и комсомол, в современной культуре – движение "Идущие вместе" (см. Табл. 1).

Таблица 1.

СУБКУЛЬТУРЫ (ПОДКУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ)
ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ ИННОВАЦИОННО-АВАНГАРДНЫЕ
Профессиональные По этапам жизненного цикла Професиональные По этапам жизненного цикла
музыкальная детская в различных областях искусства детская
театральная и в др. обл. искусства молодежная в различных областях науки, религии, политики, техники и др. молодежная
журналистская людей среднего возраста  
инженерная и др. пожилых людей КОНТРКУЛЬТУРА

 

Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга.

Таблица 2.

ТИПОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР (по отношению к объекту организации)
музыкаль- ные интеллекту- альные религиозно-философские спортивные компьютерные контр- культурные
рэйверы, рокеры, брейкеры, битломаны, роллинги, металлисты, волнисты, рэперы и др. маккенисты, толкиенисты, хойчхакеры, археологи, русичи, русские индейцы, готы и др.   антропософы, неохристиане, пушкинисты, растофарианцы и др. фанаты, роллеры, байкеры, стритрейсеры, паркурщики и др.   хакеры, администраторы геймеры и др.   хиппи, панки, гопники, скинхеды, дофенисты, сатанисты, фашисты  

Молодежные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней. В зависимости от сферы интересов молодежи молодежные культуры подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные.(см. Таб. 2).